Адаптированная образовательная программа
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Елена Николаевна Руденко

Адаптированная образовательная программа на ребенка с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_l_matvey.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15 «Сибирячок» г. Канска

Адаптированная образовательная программ

Л. Матвей

Утверждено:

Заведующий МАДОУ № 15

___________ Н.В. Глушкова

Рассмотрена и принята на заседании ПМПК

Протокол № ___

«___»____________20____

 

Ведущий специалист

Бабурова О.В. учитель-логопед

Согласовано

______________ (Л. Александра Юрьевна)

Срок реализации: __________________г.

  1. Целевой раздел

Общие сведения о ребенке

Л. Матвей

Дата рождения: 19.08.2013 г.

Домашний адрес:  ________________________

Характеристика семьи: семья  неполная, воспитанием занимается мама, которая активно принимает участие в воспитательно-образовательном процессе: участвуют с ребенком в реализации проектов ,ходит на собрания, водит ребенка на кружки, интересуется результатами, выполняет рекомендации специалистов и воспитателей. Взаимодействует с педагогами ДОУ: участвуют в выставках, праздниках, акциях и др.

Заключение ПМПК: имеет особенности в психическом и физическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ОВЗ.

Рекомендовано воспитание и обучение по адаптированной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Нуждается в создании условий в соответствии с рекомендованной программой.

Матвей охотно вступает в контакт, отвечает на вопросы, выполняет поручения.

Словарный запас в пределах возрастной нормы. На слух различает и употребляет в самостоятельной речи хорошо знакомые слова с уменьшительным значением.

Грамматический строй развит, использует в речи разные сочетания частей верно использует окончания в ловах разных категорий. Допускает ошибки в образовании относительных и притяжательных прилагательных, уменьшительно-ласкательной формы.

Фонематическое восприятие и слух развиты недостаточно. Гласные и согласные звуки дифференцирует.   Допускает ошибки при воспроизведении серии слогов.

 Допускает грубые ошибки при воспроизведении серии слогов  на согласные звуки губного ряда.

Звуковой анализ и синтез развит недостаточно, с помощью педагога по интонационной подсказке выделяет звук в середине и в конце слова, в начале слова выделяет самостоятельно.

С просодической стороны речь характеризуется и нечеткостью, общее звучание с гнусавым оттенком, темп ускоренный.

    Произносительная сторона нарушена сильно, наблюдается дизартрический компонент, язык при выполнении артикуляционных поз становится комом, синюшный, повышенная саливация. В произношении  наблюдаются замены, смягчения ,дефектное произношение свистящих звуков, шипящих, сонорных. Смягчает заднеязычные звуки. Требуется коррекция произношения звуков Ш-С,Ж-З,Ц-С,Щ-СЬ,Р-РЬ Л-ЛЬ.

Слоговая структура не нарушена.

Связная речь  развита. Синтаксические конструкции распространенные. Рассказ по картинке и по сери картинок составляет по наводящим вопросам педагога. Сюжетная ситуация: допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей. В описательном рассказе использует предлоги, но требуется помощь педагога. Пересказывает события из собственной жизни и группы, но смысловые звенья воспроизведены с сокращениями.

Общая и мелкая моторика развиты недостаточно. ОРУ выполняет по показу воспитателя и самостоятельно. Графические навыки развиты недостаточно. Может проводить прямые, извилистые линии. Работать с ножницами у Матвея получается не всегда, вырезывает детали аппликации не придерживаясь контура.  

Пространственные отношения сформированы недостаточно, путает направления право-лево.

Математические представления сформированы на среднем уровне. Сравнивает множества, выполняет задания с помощью педагога.

Проявляет интерес к изобразительной деятельности. Предпочитает рисование и лепку. При рисовании нуждается в образце. Владеет изобразительными навыками.

При выполнении лепных работ пользуется приемами прямого и кругового раскатывания, сплющивания, вытягивания, соединения частей.

При выполнении аппликации иногда требуется помощь воспитателя. Не всегда аккуратен в вырезывании и наклеивании деталей.

Слушает музыку без интереса, но реагирует на неё спокойно. С помощью других детей и взрослого может определить общий характер музыки, в ответах скромен, не рассуждает. В пении с аккомпанементом плохо интонирует общее направление мелодии, без аккомпанемента самостоятельно не поёт. При желании может передавать некоторые музыкальные образы.

Цель

Создание условий для коррекции нарушений развития ребенка через комплексное сопровождение специалистами дошкольного учреждения.

Задачи:

Речевое развитие

  • обучать умению согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже;
  • учить образовывать множественное число имени существительного
  • учить образовывать относительные и притяжательные прилагательные
  • учить образовывать относительные и притяжательные прилагательные по лексическим темам
  • расширять лексический запас по темам в соответствии с календарно-тематическим планированием, расширять предметный словарь;
  • учить различать гласные и согласные звуки ,воспроизводить серии слогов;

развивать подвижность артикуляционного аппарата, артикуляционную моторику и речевое дыхание;

  • формировать навыки правильного звукопроизношения шипящих звуков Ш-С,Ж-З ;
  • развивать связную речь при составлении описательного рассказа;
  • учить пересказывать небольшие сказки, произведения;
  • учить вести диалоговую речь;

Познавательное развитие

  • Формировать пространственные отношения, учить определять направления право-лево.
  • Учить сравнивать множества.

Социально-коммуникативное развитие

  • Учить пользоваться распространенным предложением в процессе общения со сверстниками и взрослыми;

      Художественно-эстетическое развитие

  • Учить пользоваться ножницами, при вырезывании деталей аппликации;
  • Учить ориентироваться в пространстве листа бумаги при выполнении изобразительных работ (справа, слева)
  • Развивать чувства ребёнка, его впечатления от услышанной музыки.
  • Обогащать музыкальными впечатлениями.
  • Развивать музыкальные и творческие способности во всех доступных видах музыкальной деятельности.
  • Сформировать начала музыкальной культуры и общей духовной культуры.
  • Оказывать влияние на всестороннее развитие ребенка, используя все виды музыкальной деятельности (пение с использованием логопедических распевок, распевок - чистоговорок, фонетических попевок; слушание; музыкально-ритмические  движения; игру на музыкальных инструментах; музыкальные игры – подвижные и дидактические) и все формы организации музыкальной деятельности (занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни).

Физическое развитие

  • Закреплять умение перестроения (повороты вправо, влево, кругом, в две, три шеренги);
  • Закреплять умение метать предметы и попадать в горизонтальную и вертикальную цели с расстояния 3м.;
  • Закреплять умение бегать ритмично, сохраняя направление и темп;

  1. Содержательный раздел

Сентябрь

Декабрь

Речевое развитие

  • умеет согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже;
  • умеет образовывать множественное число имени существительного
  • умеет образовывать относительные и притяжательные прилагательные
  • в самостоятельной речи пользуется развернутой фразой и распространенными предложениями по заданной лексической теме
  • различает гласные и согласные звуки
  • воспроизводит серии слогов;
  • артикуляционная моторика и речевое дыхание соответствует норме
  • правильно произносит   шипящие звуки Ш-С,Сь;
  • составляет описательный рассказ
  • пересказывает небольшие сказки, рассказы, события из жизни, используя разные предлоги;
  • ведет диалог, умеет задавать вопросы

-

#

#

-

-

-

-

-

-

-

-

Социально-коммуникативное развитие

  • Пользуется распространенным предложением в процессе общения со сверстниками и взрослыми;

Познавательное развитие

  • Соотносит основные цвета и оттенки, различает цвета по оттенкам, называет оттенки цветов

Художественно-эстетическое развитие

  • Умеет пользоваться ножницами, при вырезывании деталей аппликации;
  • Ориентируется в пространстве листа бумаги при выполнении изобразительных работ (справа, слева)

Музыкальное развитие

  • Эмоционально откликается на музыку.
  • Определяет характер музыкального произведения и может высказаться о нём.
  • Поёт с аккомпанементом, интонируетобщее направление мелодии.
  • В движении под музыку определяет общий характер пьесы и выполняет движения.
  • Выразительно и непринуждённо передаёт разные музыкальные образы в сюжетных играх.

Физическое развитие

  • Умеет перестраиваться в колонны по два, по три, выполняет повороты налево, направо, кругом.
  • Умеет метать предметы и попадать ими в горизонтальную и вертикальную цели с расстояния 3м.
  • Умеет бегать ритмично, сохраняя направление и темп.

Критерии оценивания:

+   выполняет      

#  с помощью педагога

-   не выполняет

План работы с родителями на 2018 – 2019 учебный год группы

№ п/п

Содержание

деятельности

Срок исполнения

Ответственный исполнитель

1

Выступления на родительских собраниях:

В течение учебного года

Учитель-логопед

Бабурова О.В

2

Консультации для родителей: по необходимости, по запросу родителей, в уголке для родителей ,на сайте ДОУ.

В течение учебного года

Учитель-логопед

Бабурова О.В

3

Родительское собрание  группы «Вперед и только вперед»

сентябрь

Руденко Е.Н.

Окишева Н.В.

4

Анкетирование: «Социальный паспорт семьи»

сентябрь-октябрь

Ст.воспитатель,

Руденко Е.Н.

Окишева Н.В.

5

Выставка творческих работ, изготовленных совместно родителями и детьми «Дары осени»- привлечение родителей к изготовлению творческих работ совместно с детьми в домашних условиях

октябрь

Творческая группа, Руденко Е.Н.

Окишева Н.В.

6

Родительское собрание  детского сада «Развитие речи дошкольников в домашних условиях» или «Роль семьи в развитии речи ребенка-дошкольника»

- повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития дошкольников.

октябрь

Воспитатели групп,

учителя-логопеды,

учитель-дефектолог

7

Участие дошкольников в городском фестивале творчества детей с ограниченными возможностями здоровья

«Дети в защиту животных»

октябрь

Ст.воспитатель,

Руденко Е.Н.

Окишева Н.В.

8

Музыкальные утренники и развлечения

в течение учебного года в соответствии с планом работы музыкального руководителя

Шмонова Я.К.

Руденко Е.Н.

Окишева Н.В.

9

Консультации для родителей

в течение года

Руденко Е.Н.

Окишева Н.В.

10

Индивидуальные беседы с родителями

по необходимости

Руденко Е.Н.

Окишева Н.В.

11

«Приемная учителя-логопеда» (консультативная помощь учителя-логопеда)

12-16 ноября

Педагог - логопед

12

Выставка семейных работ по теме семейные традиции

ноябрь

Руденко Е.Н.

Окишева Н.В.

13

Родительское собрание группы

декабрь

Руденко Е.Н.

Окишева Н.В.

14

Выставка творческих работ, изготовленных совместно родителями и детьми «В царстве матушки Зимы»- привлечение родителей к изготовлению творческих работ совместно с детьми в домашних условиях

декабрь

Творческая группа,

Руденко Е.Н.

Окишева Н.В.

15

Мастер класс «Новогодняя игрушка» и украшение группы к Новому году

декабрь

Руденко Е.Н.

Окишева Н.В.

16

Творческая мастерская оригами всей семьей

январь

Руденко Е.Н.

Окишева Н.В.

17

Родительская конференция «Секреты семейного воспитания»

- включение родителей в образовательный процесс;

- презентация родителями опыта семейного воспитания;

- повышение компетентности родителей в вопросах семейного воспитания

февраль

Старшие воспитатели, воспитатели групп

18

Совместный выход в музей

февраль

Руденко Е.Н.

Окишева Н.В.

19

Родительское собрание группы «Каждый ребенок – особенный!»

март

Руденко Е.Н.

Окишева Н.В.

20

Совместный выход в театр

март

Руденко Е.Н.

Окишева Н.В.

21

Анкетирование родителей детей по удовлетворенности деятельностью ДОУ за учебный год

май

Ст.воспитатель,

Руденко Е.Н.

Окишева Н.В.

22

Родительское собрание группы «Подведение итогов года»

май

Руденко Е.Н.

Окишева Н.В.

23

   Участие родителей в создании условий предметно – развивающей среды, подготовке и проведении познавательных занятий и экскурсий

   в течение года

  Заведующий,

Руденко Е.Н.

   Окишева Н.В.

3.  Организационный раздел

Ребенок посещает ДОУ в режиме 12-часового пребывания.

Режим дня на холодный период

Режимные моменты

Время проведения

Приём детей: индивидуальный контакт с ребенком и родителями; осмотр

7.00 – 8.00

Утренняя гимнастика, самостоятельная деятельность, дежурство

8.00-8.25

Подготовка к завтраку: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; завтрак

8.25– 8.50

Игры, самостоятельная деятельность

8.50 – 9.00

Организованная образовательная деятельность

9.00 – 10.35

Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак

10.00– 10.10

 Подготовка к прогулке: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; прогулка: приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование, самостоятельная деятельность

10.35 – 12.10

Возвращение с прогулки: приобщение детей к общепринятым нормам коммуникации и самообслуживания.

12.10- 12.20

Подготовка к обеду: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; обед

12.20– 12.50

Подготовка ко сну: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; дневной сон

12.50 – 15.00

Постепенный подъём: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания, воздушные, водные процедуры

15.00 – 15.20

 Организованная партнерская деятельность воспитателя с детьми: приобщение детей к общепринятым нормам коммуникации дидактические игры, наблюдение, экспериментирование, досуги, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов, чтение книг; игры, самостоятельная деятельность; самостоятельная деятельность детей.

15.20 – 16.20

Подготовка к   ужину: приобщение детей к общеприняты нормам самообслуживания, ужин

16.20– 16.45

Игры, самостоятельная игровая деятельность

16.45 -17.25

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход детей домой

17.25 – 19.00

Режим дня на теплый период

Режимные моменты

Время проведения

Приём детей: индивидуальный контакт с ребенком и родителями; осмотр, игры, утренняя гимнастика, самостоятельная деятельность (на улице)

7.00 – 8.35

Подготовка к завтраку, завтрак: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды

8.25 – 8.50

Игры, самостоятельная деятельность

8.50 – 10.00

Второй завтрак

10.00 – 10.10

Подготовка к прогулке: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания;

10.10 – 10.15

Прогулка: приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование, самостоятельная деятельность

10.15 – 12.10

Возвращение с прогулки, водные процедуры: приобщение детей к общепринятым нормам коммуникации и самообслуживания.

12.10-12.20

Подготовка к обеду, обед: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды;

12.20 – 12.50

Подготовка ко сну: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания, дневной сон

12.50 – 15.00

Подъём: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания, воздушные, водные процедуры, самостоятельная деятельность детей

15.00 – 15.25

Подготовка к прогулке, прогулка: приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование

15.25 – 16.20

Возвращение с прогулки

16.10 – 16.20

Подготовка к ужину, ужин: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды

16.20 – 16.45

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход детей домой

16.45 – 19.00

Индивидуальный учебный план (на неделю)

Условия для развития ребенка

Ребенок посещает старшую группу, в которой по списку 27 детей. Из их 7 детей имеют нарушения речевого развития, 1 ребенок – диагноз ЗПР, 1 ребенок – нарушения опорно-двигательного аппарата.

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Воспитатель

9.00 – 9.25 экология

10.10 – 10.35

рисование

9.00-9.25 математика

15.20-15.45

Художественная литература

9.00-9.25 грамота

9.00-.9.25 логика

10.10-10.35 рисование

9.00-.9.25 пространст

венные отношения

Учитель-логопед

11.2-11.40

11.20-11.40

Педагог-психолог

15.10-15.25 (ПКЗ)

Педагог-организатор

9.35-.10.00

конструирование

Музыкальный руководитель

9.35-10.00

музыка

15.50-16.15

музыка

Инструктор по физ. культуре

10.55-11.20

15.50-16.15

50 мин

1ч. 35 мин

50 мин

1ч. 35 мин

1ч. 30 мин

ИТОГО 1ч. 20 мин

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы

Развивающая  предметно-пространственная  среда  обеспечивает  возможность  общения  и совместной  деятельности  детей  (в  том  числе  детей  разного  возраста)  и  взрослых,  двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Организация  образовательного  пространства  и  разнообразие  материалов,  оборудования  и инвентаря обеспечивает:

  • игровую,  познавательную,  исследовательскую  и  творческую  активность  всех воспитанников,  экспериментирование  с  доступными  детям  материалами  (в  том  числе  с песком и водой);
  • двигательную  активность,  в  том  числе  развитие  крупной  и  мелкой  моторики,  участие  в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Развивающая предметно-пространственная среда группы содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение образовательного процесса отвечает требованиям комплектности обеспечения образовательного процесса с учетом  достижения  целей  и  планируемых  результатов  освоения  образовательной  программы  дошкольного  образования.  Методическое обеспечение включает в себя:

- методические пособия для педагогов по направлениям развития детей в возрасте от 3 до 7 лет (по образовательным областям),

- методические рекомендации для педагогов по планированию образовательного процесса на разных ступенях обучения;

- методические рекомендации для педагогов по организации жизни детей на разных ступенях обучения;

- комплекты развивающих пособий для детей по направлениям развития и по ступеням обучения;

- комплекты дидактических и демонстрационных материалов,

       - детскую художественную литературу.        

Программу составили:

Учитель-логопед _____________Бабурова О.В.

Педагог-психолог_____________Каспирович О.Н.

Музыкальный руководитель ___________ Шмонова Я.К.

Инструктор по физической культуре____________Сусленок Д.С.

Воспитатель ____________Руденко Е.Н.

Воспитатель ____________Окишева Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в группах компенсирующей направленности для детей от до 7 лет на 2014-2015 учебный год. Физическое развитие (бассейн).

Учебная рабочая программа инструктора по «ФИЗО» (плавание) разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева,  А.Г.Гогобе...

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы (ОНР)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Зеленгинская средняя общеобразовательная школа» Володарского района Астраханской области   Программа индивидуального с...

Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.

Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках  деятельности Консилиума образоват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома

Адаптированная образовательная программа  разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...