Рабочая программа кружка "Веселые ладошки"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Прохорченко Елена Витальевна

Данная программа направлена на развитие речевого аппарата у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_prohorchenko.docx35.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №33 г. Азова

Рабочая программа

 дополнительного образования

познавательно-речевого развития

«Веселые ладошки»

на 2018 – 2019 учебный год

                                                         Воспитатель: Прохорченко Е.В.


Пояснительная записка.

Актуальность.

«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский ”О воспитании”

Одним из аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координация движений пальцев рук. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Импульсации с мышц руки значительно влияют на формирование речевой моторной области мозга только в детском возрасте, пока идёт её формирование.

Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребёнка в школе. Движение рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребёнку будет трудно учиться писать, писать он будет медленнее других. Может сформироваться негативное отношение и к письму, и к учебным действиям.

Наблюдая за детьми в младшей группе, я заметила, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку, другие собрать конструктор, играть с мячом, третьи - застёгивать и расстегивать застёжки - молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда я и начала свою работу по развитию мелкой моторики рук. Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю различные виды ручного труда.

Таким образом, главная же ценность пальчиковых игр состоит в том, что в их процессе ребёнок развивается в полной мере, работают все основные центры головного мозга. Развивается речь, память, внимание, мышление, мелкая моторика рук, координация движений (слушаю, запоминаю, проговариваю, воспроизвожу, двигаюсь

Кружок «Весёлые ладошки » направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 5-6 лет.

Занятия в кружке «Весёлые ладошки» включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале лексических тем.

Цель программы кружка «Весёлые ладошки».

Развитие у детей среднего дошкольного возраста такие психические процессы, как мелкую моторику рук, координацию движений, память, внимание, речь, мышление через пальчиковые игры, упражнения и продуктивную деятельность (рисование).

Задачи кружка «Весёлые ладошки».

Образовательные:

  1. формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
  2. формирование практических умений и навыков.

Коррекционно-развивающие:

  1. обогащение тактильного опыта детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы в ходе перцептивных действий и т.д.;
  2. совершенствование мелкой моторики рук, кинестетических ощущений в процессе предметно-практических действий;
  3. стимулирование межанализаторного взаимодействия (рече двигательного, зрительно-двигательной координации и др.);
  4. развитие познавательных функций рук: координация движения обеих рук со зрительным прослеживанием (захват, удержание, приближение, удаление);
  5. стимулирование речевой активности детей в процессе кружковой работы;
  6. стимулирование мыслительных операций в процессе актуализации знаний;
  7. развитие остальных познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;

Воспитательные:

  1. воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
  2. воспитывать усидчивость, целенаправленность;
  3. воспитывать и развивать художественный вкус.

Расписание образовательной деятельности и режим работы.

Занятия проходят 1 раз в неделю во второй половине дня.

Методы, используемые в работе кружка «Весёлые ладошки».

  1. Словесные (рассказы, объяснения, беседы);
  2. наглядные (методы иллюстраций и демонстраций);
  3. практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, дидактические игры).

Форма проведения кружка «Весёлые ладошки».

Работа кружка «Весёлые ладошки» осуществляется в ходе совместной деятельности с группой детей в виде проведения:

  1. пальчиковых игры;
  2. пальчиковых упражнений;
  3. самомассажа кистей рук;
  4. рисования;
  5. работы с пластилином и другими различными материалами для развития мелкой моторики.

Ожидаемые результаты (предполагаемый результат).

  1. улучшение мелкой моторики рук;
  2. улучшение координации движений;
  3. динамика в развитии познавательных психических процессов: мышления, речи, памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия.

Формы подведения итогов.

а)        Диагностическое обследование педагогом-психологом детей

б)        выводы и рекомендации по итогам диагностического обследования;

в)        создание памятки по развитию мелкой моторики - «домашнее задание» для родителей воспитанников.

Перспективный план работы кружка «Весёлые ладошки»:

Месяц

Тема

Количество занятий

практика

теория

сентябрь

«Веселые пальчики»

3

1

октябрь

«Замочки»

4

-

ноябрь

«Мир фантазий»

4

-

декабрь

«Зимние праздники»

4

-

январь

«Удивительный мир»

4

-

февраль

«Мама, папа я – дружная семья»

4

-

март

«Все для мамы»

4

-

апрель

«Наш дом»

4

-

май

«До свидания весна – здравствуй лето»

4

-

Перспективный план дополнительной программы познавательно-речевого развития «Веселые ладошки»

Цель: повышение уровня речевого и интеллектуального развития ребенка через регулярные занятия по развитию мелкой моторики.

Месяц

Неделя

Тема занятия

Цели занятия

Игра

Сентябрь

1.

Пальчиковая игра «Шалуны»

Помочь детям получить разнообразные сенсорные впечатления, развивать внимательность и способность сосредотачиваться. Формировать добрые взаимоотношения между детьми.

Игра "Угадай-ка для малышей"

2.

Пальчиковая  игра «Гости»

Формировать чувство уверенности ребенка в игре, продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.

Игра "Ножницы"

3.

Пальчиковая игра «Горшок»

Способствовать развитию мелкой моторики рук, путем самомассажа ладошек. Формировать добрые взаимоотношения между детьми.

Игра "Маленький аптекарь"

4.

Игра

«Бусы».

Учить детей нанизывать крупные бусины на леску, чередуя светлые и тёмные. Развивать координацию движений и элементарную ловкость пальцев рук. Воспитывать усидчивость и терпение.

Игра "Бусы"

Октябрь

1.

Конструирование

«Замок»

Учить детей строить замки из кубиков.

Развивать творческие способности.

Игра "Вышивальщицы"

2.

Лепка

«Гусеничка

на листочке»

Закреплять умение детей раскатывать пластилин колбаской.

Развивать мелкую мускулатуру кистей рук. Воспитывать  самостоятельность.

Игра "Пересыпаем ложкой"

3.

Пальчиковая гимнастика

«Замок»

Оказывать тонизирующее действие.

Формировать интерес к устному народному творчеству. Развивать речь.

Игра "Ну-ка, вылови!"

4.

Пальчиковая гимнастика

«Лягушка»

Учить детей изменять положение кистей рук под

счёт.

Формировать чувство ритма. Воспитывать желание играть с пальчиками.

Игра "Выловим из воды"

Ноябрь.

1.

 Аппликация

«Флажки

на ниточке»

Закреплять приёмы аккуратного наклеивания. Развивать чувство ритма и чувство цвета.

Д/и «Длинное - короткое»

2.

Лепка

«Овощи»

Закреплять умение лепить знакомые предметы,

применяя усвоенные ранее приёмы.

Развивать инициативу  самостоятельность и творческие способности детей.

Игра "Волшебное сито"

3.

Пальчиковая гимнастика

 «Пальчик,

где ты был?»

Учить детей соотносить слова с действиями пальцев рук.

Развивать речь.

Формировать интерес к пальчиковой гимнастике.

Игра "Открой и закрой"

4.

Конструирование 

«Построим дорожку для нашей матрешки»

Учить детей строить дорожку разной длины, развивать мелкую моторику, мышление, речь.

П/и «Найди свой домик!»

Декабрь.

1.

Лепка «Испечем крендельки»

Продолжать учить  раскатывать пластилин между ладошек, развивать мелкую моторику.

С/р игра «Накормим куклу»

2.

Рисование. «Зажигаем огоньки»

Учить наносить яркие мазки  пальчиком на темный фон.

Игра «Цветные капли»

3.

Аппликация

«Снег – снежок»

Учить детей пальчиком наклеивать кружочки цветной бумаги на тонированную бумагу.

Игра «Найди сюрприз»

4.

Аппликация. «Новогодняя открытка»

Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию.

П/и «Кот, мыши и домик»

Январь.

1.

Игра «Кляксы»

Предложить детям рисовать пальцами всё что захочется.

Способствовать расслаблению, снятию напряжения с пальцев рук, эмоциональной разрядке.

Игра "Была лужа и нет ее"

2.

 Лепка

«Яблоки на подносе»

Закреплять умение лепить предметы круглой формы и разной величины.

Учить передавать в лепке впечатления от окружающего.

Развивать ловкость движений пальцев рук.

Игра "Найди пару"

3.

Игра «Мяч не теряй»

Учить детей правильно бросать, ловить и играть с мячом. Развивать координацию движений пальцев рук. Формировать интерес к играм с мячом.

Д/и "Волшебный сундучок"

4.

 Игровая ситуация

«Помоги

Золушке»

Учить разбирать семена гороха и фасоли, сортировать их в разные емкости, развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать усидчивость и терпение.

Игра "Соберем все бусинки"

Февраль.

1.

Рисование ладошками «Красивая птичка»

Учить делать отпечатки ладошкой, дорисовывать пальчиком детали, развивать мелкую моторику.

Игра "Посыпаем дорожки"

2.

Игровая ситуация «Кто скорее соберет»

Развивать быстроту и точность движений пальцев рук. Воспитывать целеустремленность.

Д/и "В русской избе"

3.

Конструирование «Подарок папе»

Развивать ловкость пальцев рук, художественный вкус, творческие способности  

Повторение знакомых потешек с движением

4.

Пальчиковая гимнастика «У меня дом большой»

Предупреждать утомляемость пальцев рук. Развивать умение использовать мнемонические приемы для запоминания текста. Вызвать  интерес к пальчиковым играм.

Игра "Взбиваем крем"

Март.

1.

Рисование «Козленочек»

Учить рисовать животных на 4 ногах, правильно передавая горизонтальное положение туловища и строение. Развивать точность движений пальцев рук.

Игра "Не просыпь и не пролей"

2.

Аппликация «Цветок в подарок маме»

Учить сминать салфетки и наклеивать их на бумагу, составляя композицию. Развивать творчество, воображение.

Пальчиковая игра

«Пальчики»

3.

Игра «Чудесный мешочек»

Учить детей искать на ощупь в мешочке фигуру, или игрушку, названную ведущим. Развивать тактильный анализатор.

Игра "Была лужа и нет ее"

4.

 Пальчиковая гимнастика. «Кот сибирский».

Закреплять умение детей сочетать движения пальцев рук со словами взрослого. Развивать мелкую моторику. Формировать любознательность.

Игра "Прищепки в корзинке"

Апрель.

1.

Конструирование «Домик для куклы»

Учить детей строить домики для кукол, учитывая их размер. Развивать координацию движений пальцев рук.

Игра "Разноцветные прищепки"

2.

Лепка «Посуда для кукол»

Закреплять умение лепить посуду. Отрабатывать нужные для этого приемы лепки. Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.

Пальчиковая игра «Есть игрушки у меня»

3.

Рисование пальчиками «Цветущий луг»

Продолжать учить детей наносить тычки пальцами, развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к прекрасному.

Игра "Перекладываем лопаткой пирожные"

4.

Игровая ситуация «Помоги мышам доехать до дома»

Учить детей «проезжать» карандашом, не отрывая руки, по изгибам дорожек. Развивать точность движений пальцев рук. Формировать сосредоточенность и внимательность.

Д/и «Какие бывают фигуры»

Май.

1.

Уроки самомассажа

Учить детей делать самомассаж путем протирания и придавливания пальцев. Развивать тактильную чувствительность.

Игра "Чей домик?"

2.

Лепка «Испечем оладушки»

Закреплять умение детей сплющивать пластилин между ладошек, создавая оладушки. Развивать активность, самостоятельность, творческие способности.

Пальчиковая игра «Белочка»

3.

Рисование пальчиками «Здравствуй, лето!»

Развивать самостоятельность, творчество. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.

Игра "Собираем грибы в лесу"

4.

Шнуровка

Учить детей выполнять простые виды шнуровки. Развивать

способность

координировать свои движения. Воспитывать усидчивость и терпение.

Игра "Зашнуруй ботинок"

Литература

  1. «Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Для детей 5 лет. Часть 2. Солнечные ступеньки», - Киров: «Кировская областная типография», - 2013 г.;
  2. Александрова З.Н. «Стихи», - М.: «Эксмо», - 2009 г.;
  3. Вахтин В. «Весёлые уроки 5. Развиваем память, мышление, внимание, мелкую моторику», - М.: «Фламинго», - 2010 г.;
  4. Кольцова М. М. «Ребенок учится говорить» М.: «Сов. Россия», - 1973 г.;
  5. Люшин Г.И. «Росинка: стихи», - М.: «Сов. Россия», - 1989 г.;
  6. Маслова Е.Н. «Развитие общей и мелкой моторики для детей с нарушением речи. Часть 2», - Волгоград: «Корифей», - 2010 г.;
  7. Нищева Н.В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики», - СПб.: «Детство-пресс», - 2013 г.;
  8. Сухомлинский В.А. «О воспитании», - М.: издательство политической литературы, - 1973 г.;
  9. Ульева Е.А. «Пальчиковые игры. Для детей 4 - 7 лет», - М.: «Мозаика-синтез», - 2012 г.;
  10. Чернорицкая О. «Ботинок», - М.: «Дрофа», - 2006 г.;

Интернет-ресурсы:

  1. Пальчиковая гимнастика «В лесу». Логознайка. http://lomakina- logo.blogspot.ru/2011/12/blog-post 8722.html ;
  2. Пальчиковая гимнастика по лексической теме «Домашние животные». Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/palchikovaya-gimnastika-po- leksicheskoi-teme-domashme-zhivotnye-1 ;
  3. Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам. Сайт Елькиной Анджелы Валентиновны. http://www.2099.ru/2013/03/23/kartoteka- palchikovojj-gimnastiki-po-leksicheskim-temam/ ;
  4. Кружок по развитию мелкой моторики «Весёлые ладошки». Международный русскоязычный социальный образовательный интернет - проект. http://www.maaam.ru/ detskijsad/kruzhok-po-razvitiyu-melkoi-motoriki- veselye-ladoshki-dlja-detei-2-mladshei-grupy.html ;
  5. Подборка пальчиковой гимнастики по теме: «Весна». Международный русскоязычный социальный образовательный интернет- проект. http://www.maaam.ru/detskijsad/podborka-palchikovoi-gimnastiki-po- teme-vesna.html ;
  6. Стихи о профессиях. Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя.

http://www.zanimatika.narod.ru/Narabotki14 1 2.htm#Продавец ;

Пальчиковая гимнастика «Насекомые». Сайт Семёновой Татьяны Г еннадьевны - учителя-логопеда. http://zvukarik.ucoz.ru/load/nasekomye/1-1-0-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Разноцветные ладошки" для детей 2-3 лет

Когда ребенку пора начинать рисовать? Самое раннее – на втором году жизни, - ответят многие родители и… ошибутся. Первый художественный опыт можно привить малышу, когда ему нет еще и годика. Конечно, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ"...

Рабочая программа "Веселые ладошки" 2017-2018

Рабочая программа "Веселые ладошки" 2017-2018...

Рабочая программа "Веселые ладошки" 2018-2019

Рабочая программа "Веселые ладошки" 2018-2019...

Рабочая программа " Весёлые ладошки" ( развитие мелкой моторики)

Рабочая программа " Весёлые ладошки" ( развитие мелкой моторики)...

Рабочая программа "Цветные ладошки" на 2020 - 2021 уч. год

Рабочая программа в средней группе  "Цветные ладошки" на 2020 - 2021 уч. год...