Особенности организации начального этапа коррекционной работы в группе детей с расстройством аутистического спектра.
статья по коррекционной педагогике

Олешкова Елена Александровна

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра, раскрываются особенности начальной коррекционной работы. 

Ключевые слова: ребёнок с расстройством аутистического спектра (РАС), начальная коррекционная работа, установление контакта, сенсорные игры, предметно-пространственная среда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oleshkova_statya.docx772.09 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

Олешкова Елена Александровна

Учитель-дефектолог МАДОУ «Детский сад №8 г.Сыктывкара»

E-mail: lenaolehkova@gmail.com

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра, раскрываются особенности начальной коррекционной работы.  

Ключевые слова: ребёнок с расстройством аутистического спектра (РАС), начальная коррекционная работа, установление контакта, сенсорные игры, предметно-пространственная среда.

Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своём собственном мире [2]. 

В настоящее время становится всё более понятным, что детский аутизм является не только проблемой детского возраста. Трудности коммуникации и социальной адаптации меняют форму, но не исчезают с годами.

С каждым годом число детей, страдающих аутизмом увеличивается в геометрической прогрессии. К сожалению, не всегда вовремя таких детей видят педиатры и сами родители. Проходит некоторое время, прежде чем ставится правильный диагноз и начинается лечение, и коррекционная работа [1].

Особенности коррекционной работы с аутичным ребёнком.

Загадочный синдром ставит аутичных детей совершенно в особый ряд. Специалисты, начинающие работать с аутичным ребенком, сталкиваются с множеством трудностей. Так произошло, когда на базе нашего дошкольного образовательного учреждения была открыта группа для детей с расстройством аутистического спектра.

Мы столкнулись с проблемами налаживания контакта с детьми и все признанные эффективные приемы обучения оказались неподходящими. Оказалось, что работа с аутичным ребенком требует совершенно особого подхода: построение коррекционных занятий с ним, особенно в самом начале работы, отличается от занятий с детьми, имеющими другие нарушения развития.

Перед тем, как начать работу с ребёнком с расстройством аутистического спектра следует выделить ряд важных положений:

- На этапе налаживания контакта нужно быть чутким к реакциям ребёнка, действовать в зависимости от ситуации, желаний и настроения ребёнка.

- Все, что происходит на занятии, должно сопровождаться эмоциональным комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и ситуации.

- Если ребёнок вышел из состояния равновесия, педагогу следует сохранять спокойствие, не ругать, а понять, что ребёнок хочет в данный момент и постараться помочь ему выйти из состояния дискомфорта [2].

    В начале работы необходимо познакомиться: просто быть рядом на некотором расстоянии от ребенка. Если ребёнок не отворачивался от нас, это уже хорошо.

Когда ребенок привыкнет к нашему присутствию, мы осторожно пробовали подключиться к его играм, причем делали это ненавязчиво (подали ему необходимую деталь), тем самым обращали его внимание на своё присутствие.

Мы не торопились вступать во взаимодействие. Наша цель - дать ребенку понять, что мы не помешаем ему играть, а наоборот, от нас может быть польза. На этом этапе все наши усилия должны быть направлены на то, чтобы завоевать доверие ребенка.

Ситуация, когда педагог приходит, а ребенок в это время занят своей стереотипной игрой и не обращает на его приход никакого внимания, является обычной в начале занятий с аутичным ребенком. Но если действовать терпеливо и настойчиво, обязательно наступит момент, когда ребенок доверится вам, вы станете для него тем человеком, от которого он будет ждать понимания и помощи. И однажды примет наше предложение поиграть немножко по-другому [2].

Для налаживания эмоционального контакта с такими детьми особое место занимают сенсорные игры (те игры, которые дают ребёнку новые чувственные ощущения – зрительные, слуховые, тактильные, двигательные и вкусовые) [3].

Как только мы установили контакт с детьми, пришло время перейти к следующему этапу в работе с детьми с РАС – к этапу введения сенсорных игр:

  • Игры с красками
  • Игры с водой
  • Игры со светом и тенями
  • Игры со льдом
  • Мыльные пузыри
  • Игры с крупами
  • Игры с пластическими материалами (пластилином, тестом, глиной).
  • Игры со звуками
  • Игры с движениями и тактильными ощущениями (Тормошение, «догоню – догоню»).

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра направлено на облегчение социально – бытовой адаптации с помощью зрительной организации внешней среды. Поэтому в нашей группе мы пытаемся создать специальные условия и организовать предметно – пространственную среду где ребёнку будет комфортно.

В нашей группе создан специальный режим, который предполагает посещение детского учреждения детьми в две смены. Дети первой смены с 7.00 и до 13.00, дети второй смены с 10.00 и до 15.00. С 10 00 и до 13.00 дети первой и второй смен находятся в саду вместе. В это время проводятся совместная прогулка, возвращение детей с прогулки, раздевание, проводятся занятия со всей группой детей, обед, т.е. происходит процесс социализации. В то же время для снятия эмоционального перенасыщения и напряжения дети не находятся вместе весь период в детском саду.

В раздевалке расположено магнитное визуальное расписание видов деятельности в течение дня, которые посетить каждый конкретный ребёнок в группе. Сверху названия видов деятельности (занятия с дефектологом / логопедом, продуктивная деятельность, бассейн, музыка, физическая культура), слева фотографии детей с их именами. Родители совместно с детьми утром, приходя в детский сад заполняют режим дня для своего ребёнка, прикрепляя магниты на пересечении фотографии ребёнка с видами деятельности, которые будут в этот день.

H:\фото развивающ.среды\CAM02388.jpg

На двери в раздевалке организовано место для размещения фотографий детей, которые сегодня пришли в детский сад и педагогов, которые сегодня с детьми работают.

В группе отведено место для размещения визуального расписания видов деятельности в течение дня. По данному расписанию дети видят, что было, что будет и что следует дальше. Красная стрелочка показывает на картинку, что происходит в данный момент.

        H:\фото развивающ.среды\CAM02381.jpg

Визуальные картинки мы используем и при одевании и раздевании. У каждого ребёнка на шкафчике висят карточки с изображением одежды и надписью с её названием, в порядке одевания. Так же визуальное расписание при посещении туалета и мытья рук.

            H:\фото развивающ.среды\CAM02389.jpg                  H:\фото развивающ.среды\CAM02392.jpg

В группе вся мебель и обстановка, говорит сама за себя. Здесь сосредоточено множество мест для комфортного уединения, мягкие мешки, модули, гамак. Одна из стен группы представлена в виде аллеи из разных по цвету, величине и на ощупь мешочками, наполненных разнообразным материалом: крупами, бумагой, шариками, и т.д. Напротив этой стены из мешочков расположен уголок для театра, закрытый полукругом из атласных ленточек разных по цвету.

H:\фото развивающ.среды\CAM02395.jpg H:\фото развивающ.среды\CAM02386.jpg H:\фото развивающ.среды\CAM02376.jpg   H:\фото развивающ.среды\CAM02378.jpg

Игрушки в группе и кабинете специалистов расположены в прозрачных контейнерах. Дети видят их содержимое, берут необходимую для них коробочку, и обращаются к педагогам группы (взглядом, жестами, словами), тем самым вступают с нами в контакт.

Таким образом, организация специальной среды даёт положительный результат в развитии детей с расстройством аутистического спектра.

Литература

1. Никольская, О.С. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь / О.С. Никольская [и др.]. - М., 2003.

2. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.РБаенская, М.М. Либлинг; ред. А.Г. Яковлев.- М., 2005.

3. Янушко Е.А.Игры с аутичным ребенком. / Е. А. Янушко. – 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Зачастую, к сожалению, такие дет...

Комплексная модульная коррекционно-развивающая программа помощи детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями коммуникации и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями раннего и дошкольного возраста

В последние несколько лет детский аутизм довольно стремительно перешел из статуса редкого расстройства, в одно из наиболее часто встречающихся. На данный момент принято говорить, что 1 ребенок из 100 ...

Коррекционно-логопедическая программа для детей с расстройствами аутистического спектра, отягощённое умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Коррекционно-логопедическая программа для детей с расстройствами аутистического спектра, отягощённое умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Использование метода танцевально-двигательной терапии в коррекционной работе с детьми с РАС (расстройство аутистического спектра).

В инклюзивном танцевальном коллетиве "Солнечные зайчики", в котором занимаются дети с диагнозами: РАС, эписиндром, синдром Дауна, ЗПР, ЗПРР и др., ведущим методом является метод танцевально-...

Коррекционная работа по обучению детей с расстройствами аутистического спектра предметно - игровым действиям

Статья содержит информацию об особенностях детей с РАС и путях развития у них предметно-игровых действий....

Консультация для педагогов «Особенности организации музыкальной деятельности в детском саду для детей с расстройствами аутистического спектра»

Одним из важнейших направлений, по мнению педагогов коррекционного обучения, в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра:  музыкальная и танцевальная терапия. Музыка стан...

Консультация для воспитателей «Коррекционная работа по обучению детей с расстройством аутистического спектра предметно игровым действиям»

Предметная деятельность является первой самостоятельной деятельностью ребенка, которая знакомит его с предметами материального мира, помогает понять их функциональное значение. Пред...