Использование авторских дидактических игр для развития сенсорного восприятия и развития моторики рук в работе с детьми раннего возраста.
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Использование авторских дидактических игр для развития сенсорного восприятия и развития моторики рук в работе с детьми раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Использование авторских дидактических игр для развития сенсорного восприятия и развития моторики рук в работе с детьми раннего возраста.

Современность  диктует свои условия: ускоряется ритм жизни, меняются отношения между людьми, происходит перенасыщение информацией. Мир выходит на другой уровень, создается невероятное количество нового, а многое из старого теряется в годах. Но есть то, что неизменно: бережное и трепетное отношение к детям, ведь они – это  будущее. От того, как эти дети будут воспитаны и сколько усилий будет в них вложено, зависит и качество жизни в будущем.

Разница между современным детьми и нашими предшественниками заметна невооруженным глазом. Так отчего же дети, в которых вкладывается, казалось бы, одинаковое количество любви и заботы, так отличаются от своих ровесников, живших век, полвека или даже двадцать лет назад?

Рассмотрим причины таких различий. Несомненно, важнейшую в них роль играют изменившиеся условия жизни. Нынешние дети растут в совершенно другом, в сотни раз более насыщенном информационном поле.

Достаточно сравнить игры, в которые играют дети разных эпох. Раньше – мягкие игрушки, кубики, конструкторы, железные дороги, мозаика, юла, пластилин, куклы. Теперь – компьютерные игры, мобильные телефоны, игровые приставки, планшеты, а иногда замещая все "игры" на просмотр мультфильмов. И прогресс регулярно оснащает детей все новыми и новыми «игрушками».

В ежедневном общении: во время игры, приема пищи, приучениям  к элементарным навыкам самообслуживания, мною было обращено внимание на слабое развитие моторки рук детей.  Привлекало  то, во что играет ребенок и с чем. Это были игрушки, не требующие мыслительного действия, работы кистью и пальцами рук, щипкового захвата.

Проведя анализ, актуальность проблемы стала очевидна во время игровой и самостоятельной деятельности детей. Мною было проведено исследовательское тестирование детей на развитие сенсорного восприятия и развитие мелкой моторики рук. Данное исследование показало, к сожалению, в век компьютеризации дети перестали развивать мелкую моторику рук. Перестали выполнять самые наипростейшие действия: расстёгивание и застёгивание пуговиц, тактильное ощущение и описание их, завязывание бантиков, различие по величине и объёму.

Чтобы решить  данную проблему, мною самостоятельно были изготовлены  дидактические игры из фетра с различным насыщением:

-тактильные дорожки "Бабочка", "Луна", "Солнышко";

- игра "Совушки"(для развития сенсорных способностей путем  поиска   одинаковых);

- игра "Волшебное дерево" развитие мелкой моторики рук путем фиксирования фрукта при помощи кнопки);

- игра "Букетик" (развитие мелкой моторики рук путем завязывания бантика и фиксирования цветочка на пуговицу);

- игра "Божьи коровки" (развитие сенсорных способностей путем поиска и различия по величине  и цвета).

Решение проблемы невозможно без взаимодействия с родителями. Для ознакомления с проблематикой был организован круглый стол, с информированием родителей посредством буклета о развитие мелкой моторики рук, на котором методом сетевого взаимодействия было принято решение о создании родительско -детского клуба "Ум на кончиках пальцев".

Как писал В.А.Сухомлинский "Истоки способностей  и дарований детей находятся на кончиках пальцев…."

Развивать мелкую моторику нужно с самого раннего возраста. Младенцу можно массировать пальчики, это воздействует на активные точки, связанные с корой головного мозга. В дальнейшем нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, рисование пальчиками, театр теней), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания (застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, чистить зубы), использовать игры с мелкими предметами (собирание пазлов, мозаики, конструкторов), рисование, лепка из глины, теста и пластилина, разбор круп, перематывание ниток, массаж и самомассаж пальцев и кистей рук.

Родителям надо иметь представление о том, как заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажется трудными, не забывать хвалить ребенка.

Развитие мелкой моторики  и координация движений рук имеют важное место в любом дошкольном возрасте. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, работать или заниматься творчеством, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому необходимо внимательно относиться к развитию столь ценной вещи во всех смыслах.

Таким образом, приняв совместное решение о взаимодействии, мы стали работать по двум  направлениям:

- групповая и индивидуальная работа с детьми в группе по изготовленным играм;

- знакомство родителей с данными играми и привлечение их к изготовлению самостоятельно дидактических игр.

Работа продолжалась на протяжении всего учебного года. В течении которого были изготовлены дополнительные игры и воспитателем и родителями. Так же, родителей информировали посредством консультаций на темы: " Развитие сенсорных способностей", " Развитие мелкой моторики ", " Пальчиковые игры" .

Проведя в конце  года повторное исследовательское тестирование, была выявлена положительная динамика, многие дети научились самостоятельно застёгивать пуговицы, обувь, замки на верхней одежде. Научились различать предметы по цвету, размеру, находить одинаковые, что говорит о сенсорном развитии. Появился интерес к играм, в которых задействована моторика рук. Но, есть дети которым в виду индивидуальных особенностей потребуется чуть больше времени на освоение данных навыков, поэтому совместно с родителями нами было принято решение о продлении данной работы в следующем учебном году.

        

        В заключение могу сказать, что если сравнивать современного дошкольника с детьми  прошлого столетия, становятся очевидными различия в мировосприятии, темпах развития, поведении и осознании самого себя.  И невозможно в воспитании современного ребенка применять подходы и методы, бывшие актуальными у наших предшественников. Каждое новое поколение уникально, и каждый конкретный ребенок неповторим. Залогом успеха  будет  системно-деятельный, индивидуальный подход и внимательное отношение к ребенку.

Ермолова Т.Л., воспитатель

 МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад  №138 »

 

Литература:

  1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А., Программа «Детство» - СПб, 2011.

2. Акулова О.В., Солнцев О.В. Образовательная область «Социализация. Игра» - СПб, 2012. 

3. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Воронеж, 2012.

 4. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей», О. Н. Громова, Т. А. Прокопенко, М – 2002 г.

 5. Горюнова Т.М.: Развитие детей раннего возраста. - М.: Сфера, 2009.

 6. Смирнова Е.О.: Детская психология. - СПб.: Питер, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию через дидактические игры.Выполнила Утемишева Г.К.

Перспективный план работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию  через дидактические  игры Сентябрь- январь 1 этап. Накопление сенсорного опыта, развитие предметно...

Использование элементов устного народного творчества в проведении режимных моментов в адаптационный период в работе с детьми раннего возраста.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.Сказки, песни, потешки, пестушки незаменимое средство пробуждения познавательной а...

Статья "Использование дидактических игр для развития сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста"

Рассмотрение содержания и методов использования дидактических игр в процессе формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста....

Предметно-сенсорная терапия, как метод в коррекционно - развивающей работе с детьми раннего возраста

      Этот метод актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные ...

Консультация для педагогов "Использование русского фольклора для эмоционального развития и укрепления физического и психического здоровья в работе с детьми раннего возраста"

в материале сдержится информация об использовании  русского  фольклора  для  эмоционального  развития  и  укрепления  физического  и  психическо...