Главные вкладки

    «Применение личностно-ориентированных технологий в работе со слепыми и слабовидящими детьми в ДОУ III-IV вида»
    статья по коррекционной педагогике

    Любой педагог ДОУ в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоционально-волевой сферы дошкольников, имеющих отклонения в развитии. Основная задача специального коррекционного дошкольного учреждения - раскрыть индивидуальность «особенного» ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.  Замечено, что у слепых и слабовидящих детей часто ослаблено внимание, память, мышление, поэтому им требуется особое внимание и специальные технологии в обучении и воспитании. Целью написания статьи является дальнейшее распространение  системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов, т.е. работать со слепыми и слабовидящими детьми в ДОУ с применением личностно-ориентированных технологий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vazhova_o.yu_._statya.docx19.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Применение личностно-ориентированных технологий в работе

    со слепыми и слабовидящими детьми в ДОУ III-IV вида»

    О.Ю. Важова, воспитатель

    ГБПОУ АО «Астраханский губернский

    техникум» СП № 1,

    Астрахань, olgasyxareva@mail.ru

    Аннотация

    Любой педагог ДОУ в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоционально-волевой сферы дошкольников, имеющих отклонения в развитии. Основная задача специального коррекционного дошкольного учреждения - раскрыть индивидуальность «особенного» ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.  Замечено, что у слепых и слабовидящих детей часто ослаблено внимание, память, мышление, поэтому им требуется особое внимание и специальные технологии в обучении и воспитании. Целью написания статьи является дальнейшее распространение  системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов, т.е. работать со слепыми и слабовидящими детьми в ДОУ с применением личностно-ориентированных технологий.

    Применение личностно-ориентированных технологий  в  ДОУ III-IV вида позволяет оптимизировать коррекционно–развивающие процессы, дифференцировать обучение детей с нарушениями зрения, а так же значительно повысить эффективность коррекционно-развивающей  работы.

    Правильная  организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом дает возможность  сгладить имеющиеся отклонения в развитии и помочь слепым детям  максимально комфортно адаптироваться в социуме.

    После того, как слепые и слабовидящие дети приходят в детский сад,  их обследуют узкие  специалисты: дефектолог-тифлопедагог, логопед, психолог и т.д.   Как правило,  такие дети имеют нарушения осанки, т.к. слабо развиты мышцы рук и ног, у них нет социального опыта взаимодействия в детском  коллективе, отсутствует наглядно-образное мышление, в связи со зрительным дефектом, ослаблены познавательные процессы.  

    У детей с нарушениями зрения так же недостаточно развита память,  внимание, мышление, они  испытывают трудности в выполнении обычных заданий, поэтому им требуется особая форма предъявления материала, т.е. личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Исходя из этого,  все  занятия в ДОУ строятся  на основании мониторинга и с диагнозом и уровнем развития каждого ребенка.  Например, для детей в младшей группе занятия включают в себя накопление знаний и формирование представлений об эталонах цвета,  формы, величины, пространственном расположении, а так же обогащение словаря и развитие образной речи. Для каждого ребенка индивидуально подбирается  дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.

    С помощью  личностно-ориентированных технологий  и на основе мониторинга можно  построить  индивидуальный маршрута для каждого ребенка, а так же раскрыть его способности и возможности. На  индивидуальных занятиях   учитываются   не только желания ребенка,  но и  уровень его   развития, в зависимости от структуры дефекта. Очень важно создать атмосферу заинтересованности каждого ребенка, стимулировать  детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятиях без боязни ошибиться или получить неправильный ответ.

    На занятиях и прогулках используется не только индивидуальная, но и групповые формы работы, что позволяет  развивать  коммуникативные умения и навыки детей с ОВЗ, создаются педагогические ситуации общения,  которые позволяют каждому ребенку проявить инициативу и самостоятельность.

    Личностно-ориентированное воспитание и обучение в ДОУ III-IV  вида – это организация коррекционно-воспитательного процесса на основе общения ребенок-взрослый,   с учетом особенностей его индивидуального развития и структуры дефекта, оказание  помощи семье, которая воспитывает «особенного» ребенка. Своевременная диагностика и  реализация развивающего обучения, направленного на формирование у детей «жизненных» и «академических» компетенций, реализация оздоровительных мероприятий, а так же профилактика возникновения «вторичных дефектов».

    Литература:

    1. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности//Под. ред. Е. Н. Степанова, Москва, ТЦ Сфера, 2003.

    2. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ//С.-П. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

    3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. – 1996. - № 4. – С. 29-36


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими детьми

    Сообщение из опыта работы, конспект индивидуального коррекционного занятия со слепым ребенком по развитию готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающег мира....

    Применение личностно-ориентированой технологии в работе с детьми

    Реализация личностно-ориентированной технологии в работе с детьми...

    Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми.

    Основная и очень ответственная задача ДОУ, школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям...

    Методическая разработка «Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

       Личностно – ориентировочная технология является – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, откр...

    Методическая разработка "Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста"

    Методическая разработка предназначена в помощь воспитателям ДОУ, ориентирована на детей 3-7 лет....

    Методическая разработка "Применение личностно — ориентированной технологии в работе с детьми"

    Методическая разработка "Применение личностно — ориентированной технологии в работе с детьми"...