Главные вкладки

    Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими детьми
    материал по теме

    Михайлова Оксана Юрьевна

     Сообщение из опыта работы, конспект индивидуального коррекционного занятия со слепым ребенком по развитию готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающег мира.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими дошкольниками.  

    В последнее время нередки ситуации, когда в группу для детей с косоглазием и амблиопией поступает незрячий ребенок  (тотально слепой или с остаточным зрением). Конечно, присутствие такого ребенка требует организации максимально благоприятной коррекционно-развивающей среды, которая учитывает особенности и потребности дошкольника с глубокой патологией зрения, требует особых условий.

    Наш детский сад посещают три слепых ребенка, им требуется со стороны педагогов и всего обслуживающего персонала значительно больше внимания. С каждым таким ребенком должен постоянно находиться кто-то из взрослых. Опыт работы со слепыми детьми у нас еще очень небольшой. К сожалению, мало литературы, рельефных пособий, технических средств и приборов, необходимых для занятий с ребенком, имеющим тяжелую зрительную патологию.

     Обучение слепых дошкольников пространственной ориентировке – одна из важнейших возможностей компенсации слепоты.

    Основные задачи обучения слепого дошкольника пространственной ориентировке:

    *формирование потребности в самостоятельной ориентировке;

    *преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах;

    *овладение ориентировкой на своем теле;

    *обучение способам и приемам ориентировки в микропространстве      ( за столом, на листе бумаги).

    Слепоту компенсируют другие сохранные органы чувств.

    Осязание имеет для слепого дошкольника исключительное значение, это главный способ познания, предметной и пространственной ориентации. Только руками можно хорошо обследовать предмет, изучить его пространственные и физические свойства. При обследовании предметов я управляю руками ребенка, накладывая на них свои руки, стою за ребенком. Прием «рука на руке» - самый лучший метод обучать ребенка новым навыкам. Учу ребенка двум приемам обследования:

    1-й прием – руки находятся на противоположных сторонах предмета и одновременно перемещаются сверху вниз. При таком движении рук сразу появляется ощущение формы и размеров предмета, некоторых других его свойств.

    2-й прием – одна рука остается неподвижной, а другая по противоположной стороне предмета скользит сверху вниз, затем наоборот.

    Маленькие дети боятся использовать свои руки для обследования различных предметов и материалов, их часто пугают новые ощущения. В такой момент я стараюсь заинтересовать ребенка или, наоборот, перехожу к другому виду деятельности, отвлекая его.

    На занятиях формирую у ребенка умение распознавать подошвами ног некоторые покрытия – коврики: ребристые, колючие, мягкие, шершавые. Вместе с ребенком хожу по камушкам разной величины. Такие упражнения способствуют профилактике плоскостопия и развивают осязательное восприятие пространства.

    В окружающей нас среде множество разнообразных звуков, шумов, поэтому одной из основных задач коррекционно-компенсаторной работы является развитие слухового восприятия пространства. На занятиях мы слушаем пение птиц, голоса животных, шелест листьев, звуки машин… Сравниваем, как стучит по столу мягкий, деревянный, железный предмет.

    Обонятельные и вкусовые ощущения имеют также существенное значение для развития слепого ребенка. Они носят предметный характер, то есть каждому предмету, веществу присущ свой вкус и запах.

     Результаты своей работы оцениваем не только мы, но и родители слепых детей. Систематические тренировки, занятия различными видами деятельности с помощью сохранных анализаторов помогают ребенку учиться обследовать свойства и признаки предметов окружающего мира, ориентироваться в пространстве. Раскрывают перед ним возможности получать информацию о том, что нас окружает, воспитывают произвольное внимание, различные познавательные процессы, активизируют речь.

    Конспект индивидуального коррекционного занятия

    по развитию готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира.

     

    Тема: «Игрушки».

    Цели: Формировать захватывающие движения ладонью, пальцами; умение удерживать и манипулировать игрушками. Развивать способы активного осязания; умение различать и сопоставлять свойства предметов по форме, материалу. Формировать умение распознавать подошвами ног разные поверхности, узнавать предметы по издаваемым звукам. Развивать произвольное и слуховое внимание.

    Материал: мячи (резиновый, пластмассовый, мягкий), кубики (пластмассовый и мягкий), корзина, дорожки с разной текстурой поверхности.

    Методы и приемы:

    *организационный сюрпризный момент;

    *упражнение «Ходим по дорожкам»;

    *обследование игрушек из корзины;

    *дид.игра «Найди пару»;

    *исследовательская деятельность «Тише-громче»;

    *заключительная часть.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    - Посмотри, кто пришел к нам в гости. Это колобок, потрогай его. Он круглый, без углов, мягкий, умеет хорошо катиться. Он приготовил нам сюрприз и зовет нас погулять по дорожкам.

    2. Хождение по дорожкам.

    «Наши ножки по дорожкам – топ, топ, топ!

    По колючей…по ребристой…по мягкой…по каменистой… топ, топ, топ!

    3. «Что лежит в корзинке?»

    - Посмотри, стоит корзинка на пути! Корзинка большая, плетеная, с ручкой (принцип обследования «рука на руке»)  Вместе с ребенком обследуем игрушки, сначала мячи, а затем кубики 

    - Это мяч. Он какой? Круглый, большой, мягкий. А этот мяч какой?   Круглый, твердый. Он пластмассовый. Есть еще один мяч в корзине, потрогай его. Он маленький, круглый, резиновый.

    - Мячи – это игрушки. С ними можно играть: бросать, ловить, катить (попробовать выполнить эти действия вместе с ребенком).

    Аналогично идет работа по обследованию кубиков (отмечаю, что у кубика есть углы, он не катится).

    - Кубики – это игрушки, из них можно строить. Давай поставим мягкий кубик на пластмассовый.

    4. Дидактическая игра «Найди пару»

    Обследование, дифференцировка по фактуре.

    - Возьми мягкий мяч и найди мягкий кубик…

    5. Упражнение «Тише-громче»

    Определение на слух, громко или тихо стучит игрушка из разного материала по столу.

    6. Итог занятия

    - Найди мягкий мячик, твердый кубик (пластмассовый) Что стучит громче?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование разнообразных приемов и нестандартного материала в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОНР».

    Основной целью моей  работы  является обеспечение интереса к занятиям по развитию речи нестандартными приемами и материалами...

    "Интегрированный подход при организации коррекционной работы в режимных моментах с детьми раннего возраста"

    "Интегрированный подход при организации коррекционной работы в режимных моментах с детьми раннего возраста"...

    Статья "Особенности работы учителя – логопеда со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения".

    Особенности работы учителя – логопеда  со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения....

    СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ

    В настоящее время проблемы обучения и вопитания детей с нарушениями слуха приобретают все большую актуальность. Процессы обучения и воспитания детей данной категории, инклюзированных в общеобразовател...

    «Применение личностно-ориентированных технологий в работе со слепыми и слабовидящими детьми в ДОУ III-IV вида»

    Любой педагог ДОУ в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоционально-волевой сферы дошкольников, имеющих отклонения в развитии. Основная задача специального коррекц...

    Методическая разработка по теме: «Использование камешек Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ». (из опыта работы)

    Методическая разработка по теме: «Использование камешек Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ».(из опыта работы)...