Главные вкладки

    «Использование разнообразных приемов и нестандартного материала в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОНР».
    методическая разработка на тему

    Диденко Ольга Михайловна

    Основной целью моей  работы  является обеспечение интереса к занятиям по развитию речи нестандартными приемами и материалами

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Опыт работы

    Диденко Ольги Михайловны

    на тему: «Использование разнообразных приемов и нестандартного материала в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОНР».

    Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с Общим недоразвитием речи (ОНР) занимается не только логопед, но и воспитатель. Если логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Успех формирования правильной речи у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений.

    Перед воспитателем группы детей с ОНР стоят и коррекционные, и общеобразовательные задачи. Для их решения необходимо максимально использовать материал общеобразовательных занятий и режимных моментов. Воздействие воспитателя должно быть многоаспектым, направленным на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольников.

    Создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, воспитание адекватного отношения детей к окружающим, правильного поведения в коллективе, а также развитие этических и нравственных представлений детей – важнейшие задачи воспитателя.

    Он обязан быть внимательным к психическому состоянию ребенка, отмечать на каждом занятии все положительные изменения ребенка. Каждое занятие должно приносить ребенку чувство удовлетворения от успехов, которые он делает. Фиксация на успех не только мотивирует ребенка к дальнейшим занятиям, но и способствует появлению уверенности в своих силах. Благодаря этому происходит постепенная перестройка отношения ребенка к своему дефекту, к себе, окружающим, меняются в лучшую сторону его характерологические черты.

    Основной целью моей работы является обеспечение интереса к занятиям по развитию речи нестандартными приемами и материалами.

    Такие занятия учат детей самостоятельности, кроме речи развивают координацию движения, мелкую моторику, положительные эмоции и воображение.

    У детей с ОНР наблюдается отставание в развитие двигательной сферы. Характерным является некоторая скованность, отсутствие легкости и грациозности. В коррекционную работу рекомендуется включать серию подготовительных упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, а также развитие тонкой моторики пальцев. Одновременно у ребенка формируется умение точно и ловко выполнять те или иные движения.

    Основные задачи коррекционной работы для развития мелкой моторики

    1. Научить детей поочередно двигать, сгибать и разгибать пальцы правой и левой руки (пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр)
    2. Научить детей выкладывать разные предметы по определенному рисунку (использование нестандартного материала: шиповник, орехи, кизил, листья, ветки и т.п.)
    3. Научить детей поочередно соединять пальцы (работа с тестом и пластилином).
    4. Развития координации движения и речи (логоритмика, физминутки с использованием нестандартного материла)

    На своих занятиях по развитию речи мною было подмечено, что дети не уверены в себе, затрудняются выполнять работу самостоятельно, им нужна индивидуальная помощь и присутствие педагога возле них. Для преодоления не смелости в своей работе, мы использовали двустороннее рисование на стекле (педагог с одной стороны рисует, а ребенок с другой стороны повторяет его движения с помощью кисти или пальца). Так же развитию самостоятельности помогает работа с нестандартным материалом (орехами, кизилом, листьями…). Дети выкладывают узоры на столе, «бусы», с помощью веток и листьев создают пейзажи по сюжету сказок.

    Для  развития воображения нестандартный материал сыграл большую роль. Просто рисовать кистью и красками, делать аппликации на бумаге и лепить из пластилина детям со временем надоедает. А используя новый материал – нестандартный – у детей стала проявляться заинтересованность, новые идеи по созданию пейзажей, узоров, предметов.

    Благодаря нашим занятиям у детей появился блеск в глазах, они стали более эмоционально и живо участвовать в диалогах, обсуждениях поступков сказочных героев, рассказывать о своих наблюдениях и пережитых эмоциях и не стесняться высказывать свое мнение.

    В своей работе с детьми также большое внимание уделяем развитию экологической культуры. Цель такой работы состоит в знакомстве с окружающим миром, развитии творческой личности, воспитании любви к природе и бережного отношения к ней, формировании лексико-грамматических категорий у детей с нарушением речи. Исходя из этого мною составлены 4 итоговых занятия по лексической теме «Времена года»:

    1. «Краски осени»
    2. «Что такое зима?»
    3. «Весенняя капель»
    4. «Вот оно, какое наше лето»

    В каждое занятие включены знакомые детям упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения на развитие координации движений и речи, упражнения с элементами изодеятельности, упражнения на дыхание. Основными задачами этих занятий являются: развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, знакомство с обобщающими понятиями, формирование практических навыков словообразования и словоизменений, умение употреблять простые распространенные предложения. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать  впечатление об увиденном и события окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин.

    Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни, а впереди – взросление  и самостоятельная жизнь. С помощью представленных пособий и занятий мы стремились помочь детям войти в современный мир и познать его, научить быть умелыми, способными войти в реальные деловые связи со взрослыми и сверстниками.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материал для педчаса в ДОУ по теме: "Система коррекционной работы по развитию речи дошкольников в ДОУ"

    Материал для педчаса в ДОУ по вопросам речевого развития дошкольников....

    Самообразование «Использование наглядного метода моделирования в коррекционной работе по развитию речи с дошкольниками»

    План работы по самообразованиюСоставила: учитель-логопед  МДОУ №18 Тарасова И.Г.Тема: «Использование наглядного метода моделирования в коррекционной работе по развитию речи с дошкольниками»Цель: ...

    Игровой материал для коррекционной работы по развитию речи

    Игровой материал для коррекционной работы по развитию речиИспользуемые интернет-ресурсы:1. https://www.maam.ru/detskijsad/rechevye-igry-ih-znachenie-v-korekcionoi-rabote-s-detmi.html2. htt...

    Инновационные формы работы по развитию речи с детьми раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования.

    Автором представлен опыт работы по применению инновационной формы работы с детьми раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования....

    Методы и приемы работы по развитию речи с детьми ОНР

    Методы и приемы работы по развитию речи с детьми ОНР...

    Методика использования развивающих пособий из фетра в коррекционной работе по развитию речи с детьми с нарушениями слуха.

    Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка....

    Методическая разработка по теме: «Использование камешек Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ». (из опыта работы)

    Методическая разработка по теме: «Использование камешек Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ».(из опыта работы)...