«Комплексная поддержка детей с нарушением слуха».
статья по коррекционной педагогике

Салмина Алена Юрьевна

Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Комплексная поддержка детей с нарушением слуха».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. При его реализации необходимо обратить особое внимание на реализацию «…индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальных потребностей отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья». Им требуется создание специальных условий обучения и воспитания, и возникает необходимость комплексного сопровождения таких детей в условиях образовательного  учреждения.

Комплексное сопровождение ребёнка с ОВЗ в образовательной организации  можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и  психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию.

В соответствии с рекомендациями ЦПМПК и ИПРА ребёнка осуществляется комплексное сопровождение воспитанников с ОВЗ в условиях образовательной организации, определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы команды специалистов. Контроль за выполнением заключений и рекомендаций и их динамики возложено на психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) образовательной организации.

Комплексное сопровождение детей с нарушением слуха в школе-интернате строится на взаимодействии специалистов ПМПк, педагога – дефектолога, педагога – психолога, музыкального руководителя, медицинских работников, воспитателей группы с привлечением в образовательный процесс семей воспитанников.

С целью выполнения рекомендаций в настоящее время разработана Адаптированная образовательная программа дошкольного отделения школы-интерната, направленная на реализацию системы комплексной помощи детям с нарушением слуха, в освоении основной образовательной программы дошкольного образования и предусматривает построение образовательного процесса, основанного на индивидуализации и дифференциации, создание специальных условий воспитания и образования, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогом-дефектологом проводит занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению, развитию речи и формированию элементарных математических представлений, дидактической игре. Педагог-дефектолог не только проводит коррекционные занятия, но и осуществляет целостное коррекционно-педагогическое (дефектологическое) сопровождение в форме наблюдения за развитием ребенка – развитием слуховых навыков, накоплением словарного запаса, усвоением знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, консультирует педагогических работников и родителей.

Воспитатели организуют образовательную деятельность по направлениям программы, индивидуальную работу с детьми по ИПО, развлекательные мероприятия, режимные процессы. Также осуществляют мониторинг, с целью определения динамики развития словарного запаса детей и уровня эффективности педагогических воздействий. Проводят консультативно-просветительскую работу с родителями дошкольников. Деятельность воспитателей направлена на обеспечение физического, познавательного, социального, эстетического развития, является важной составной частью образовательной и коррекционной работы.

Педагог – психолог осуществляет комплексную диагностику развития детей на разных возрастных этапах, составляет психолого – педагогические заключения и рекомендации, принимает участие в разработке и реализации коррекционно-развивающих программ, проводит коррекционно-развивающие индивидуальные занятия, оказывает помощь при затруднениях, связанных с особенностями ребенка, консультирует родителей.

Музыкальный руководитель – осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей; учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий; развивает навыки слухового внимания, фонематического восприятия, чувства темпа и ритма.

Медицинские работники – проводят лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия; осуществляют контроль состояния здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Не мало важное  значение в системе комплексного сопровождения имеет создание условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть обогащение и специализация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС ДО.

Для проведения различного рода коррекционно-развивающих и индивидуальных занятий, развлечений и праздников в образовательном учреждении оборудован кабинет педагога-дефектолога,  имеется педагога-психолога, музыкальный зал, спортивный зал. Соблюдая требования ФГОС ДО пространство групповой комнаты представлено в виде разграниченных зон, т.е. развивающих центров, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности и которые оснащены дидактическим и игровым  материалом. 

Но хотелось бы отметить, что есть необходимость в дополнительном оснащении кабинетов, пространства группы, спортивного зала.  

Таким образом, несмотря на важность профессиональной деятельности каждого специалиста в решении задач воспитания и обучения дошкольников с нарушением слуха, эффект коррекционного воздействия может быть достигнут в результате их тесного взаимодействия, так как объектом общего внимания являются дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с нарушением слуха

Методики обследоввания, адресованные детям с нормой развития, не могут быть использованны при обследовании ребенка с нарушением слуха. В настоящее время одной из методик комплексного психолого-педагог...

Музыкальные занятия - важное средство развития слуха и голоса у детей с нарушением слуха

Музыкальное воспитание является составной частью общей системы обучения детей с нарушением слуха и имеет коррекционно-компенсаторную направленность.     Коррекция нарушений осущест...

Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"

Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...

Проблема ранней коррекции слуха и речи детей с нарушением слуха

Материал предназначен для педагогов, работающих  с детьми с нарушением слуха...

Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении

В дошкольном образовательном учреждении с функционирующими комбинированными группами для детей с ОВЗ  осуществляется формирование службы психолого-педагогического сопровождения. Задачами специали...

Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр детей с нарушением слуха)

Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр  детей с нарушением слуха)...

Комплексная поддержка детей с ОВЗ и (или) инвалидностью

О комплексной поддержке детей с ОВЗ  и (или)  инвалидностью...