Мастер-класс "Игра, как средство коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста"
материал по коррекционной педагогике

ОРЕХОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

В последнее время мы все чаще сталкиваемся с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл.

142530, тел. 8(49643)3-29-55

Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru

Мастер-класс

На тему:

«Игра, как средство коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста»

в рамках работы муниципальной стажировочной площадки

«Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе»

Педагог-психолог:

Орехова Екатерина Сергеевна

Электрогорск, 2015

В последнее время мы все чаще сталкиваемся с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя – он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания», он мешает другим детям. Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.

Он не «вредный» и не «плохой», просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват. В общении с гиперактивным ребенком воспитатель должен стараться соблюдать следующие правила:

- не «замечайте» мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается;

- при необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребенка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе;

- во время занятий посадите за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты;

- в середине занятия дайте возможность подвигаться: попросите что-нибудь поднять, принести, предложите протереть доску и т.п.;

- хвалите за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свой восторг, если он довел какое-то дело до конца.

Для воспитания гиперактивных детей можно использовать игры, направленные на развитие произвольных процессов и внимания. Не менее важный фактор – коллективность игр, их соревновательный характер, что создает у детей дополнительную мотивацию на овладение своим поведением.

Задачи:

- Развитие произвольности и самоконтроля;

- Развитие согласованности движений;

- Снятие психоэмоционального напряжения;

- Развитие эмоционально – выразительных движений;

- Развитие координации движений;

- Удовлетворение потребности в признании;

- Развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу;

- Профилактика страхов;

- Профилактика агрессии;

- Развитие внимания, воображения, речи, памяти и наблюдательности.

  1. Йоговская гимнастика для малышей
  1. Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики: «Ту-ту-у-у-у».
  2. Останавливаются встают в круг.
  3. «Заводят будильник» - сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения: «Джик-джик-джик».
  4. «Будильник зазвонил»: «З-з-з». Мы его остановим – дети слегка ударяют ладошкой по голове.
  5. «Лепят личико» - проводят руками по краю лица.
  6. «Лепят волосики» - нажимают подушечками пальцев на корни волос.
  7. «Лепят бровки» - проводят кончиками пальцев по бровям.
  8. «Лепят глазки» - трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.
  9. «Лепят носик» - проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.
  10. «Лепят ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают ушки.
  11. «Лепят подбородок» - поглаживают подбородок.
  12. «Рисуют носиком солнышко» - крутят головой, рисуют носиком лучики – выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: «Жжик-жжик-жжик».
  13. Произносят хором: «Я хороший, добрый, красивый», гладят себя по голове.

  1. Игра «Кричалки – шепталки – молчалки»

Психолог говорит:

- Ребята, внимательно следите за квадратами, которые я буду показывать. Если увидите красный квадрат – можно прыгать, бегать и кричать, если желтый – можно только шептаться, а если синий – нужно замереть на месте и замолчать.

Психолог показывает квадраты, дети выполняют инструкцию.

  1. Упражнение «Солнечный лучик»

Дети садятся на корточки и закрывают глаза. Психолог говорит:

- Мы играли, играли и немного устали. Присели отдохнуть и задремали. Но вот солнечный лучик:

коснулся глаз – откройте глаза;

коснулся лба – пошевелите бровями;

коснулся носа – наморщите нос;

коснулся губ – пошевелите губами;

коснулся подбородка – подвигайте челюстью;

коснулся плеч – приподнимите и опустите плечи;

коснулся рук – потрясите руками;

коснулся ног – лягте на спину и подрыгайте ногами.

Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся – вставайте ребята.

  1. Игра «Кто первый прыгнет в круг»

С помощью ленты или веревки на полу выкладывается большой круг. Дети стоят по внешнему периметру круга.

Психолог говорит:

- Когда вы услышите слово «дом», быстро прыгайте в круг.

Психолог произносит разные слова. Дети ждут, когда он скажет слово, которое служит сигналом для прыжка.

  1. Упражнение «Лимон»

Психолог предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулачок, затем расслабляют ее.

Аналогичное упражнение выполняется левой рукой.

  1. Упражнение «Одно большое животное»

Дети и психолог встают в круг и берутся за руки.

Психолог говорит:

- Представьте себе, что мы – одно большое животное. Будем дышать все вместе: шаг вперед – вдох, шаг назад – выдох.

Упражнение повторяется 3 раза.

  1. Заключительный этап

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным (или какое упражнение им понравилось). Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.

Анкета для родителей гиперактивных детей

Обведите кружком цифры напротив тех высказываний, с которым Вы согласны

Мой ребенок

Очень подвижен, много бегает, постоянно вертится…………………………………1

Спит намного меньше, чем другие дети……………………………………................2

Очень говорлив ...……………………………………………………………………….3

Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то……………………............4

С трудом дожидается своей очереди (в играх, в магазинах)…………………………5

Начинает отвечать, не дослушав вопроса, или, наоборот, задав вопрос не слушает ответа…………….…………...................................................................................................6

Часто мешает другим, вмешивается в разговоры взрослых…………………………7

Не может спокойно дожидаться вознаграждения (если, например, обещали ему что-то купить)…………………………………………………………………………………….8

Часто не слышит, когда к нему обращаются…………………………………………9

Легко отвлекается, когда ему читают книгу………………………………………...10

Часто не доводит начатое (игру, задание) до конца…………………………………11

Избегает занятий, где требуется длительное сосредоточение………………...........12

Сделать заключение о наличии у ребенка СДВГ можно, если в течение полугода и в детском учреждении, и дома наблюдаются не менее семи симптомов из перечисленных.

Прежде чем начать коллективные игровые занятия, желательно провести несколько индивидуальных тренировочных занятий с детьми. В этом особенно нуждаются дети расторможенные, заторможенные, чрезмерно застенчивые и дети с плохой координацией движений.

При проведении индивидуальных занятий можно использовать следующие игры и упражнения.

  1. Для развития произвольности:

1. «Да» и «нет» не говори»: Ребенок, отвечая на любые вопросы не должны употреблять слова «да» и «нет»:

Варианты вопросов:

- Ты сейчас дома?

- Тебе 6 лет?

- Ты учишься в школе?

- Ты любишь смотреть мультфильмы?

- Кошки умеют лаять?

- Яблоки растут на ёлке?

- Сейчас ночь? И т.п.

2. «Летает – не летает»: Называются разные предметы, ребенок должен поднимать руки вверх только тогда, когда произносится название предмета, который может летать.

3. «Съедобное – несъедобное»: Взрослый берет мяч и встает напротив ребенка (расстояние между взрослым и ребенком – 5 шагов), затем называет какой-либо предмет и бросает мяч детям. Если прозвучало название съедобного предмета, ребенок ловит мяч, несъедобного – отталкивает. При правильном выполнении задания ребенок делает шаг вперед. Когда ребенок дойдет до взрослого, становится ведущим. Игра повторяется.

4. «Запретное движение»: Взрослый показывает разные движения (например, руки вверх, в стороны и т.п.), ребенок повторяет их. Затем взрослый называет и показывает «запретное» движение (например, подпрыгивание), которое ребенок не должен выполнять. Дается сигнал к началу игры. Дети повторяют все движения взрослого, кроме «запретного».

5. «Запретное слово»: ребенок вслед за взрослым повторяет все слова, кроме одного, которое «назначили запретным». Вместо этого слова он может, например, хлопнуть в ладоши.

6. «Море волнуется».

  1. Для развития внимания и памяти:
  1. «Что исчезло?»: взрослый ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Взрослый убирает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, «что исчезло».
  2. «Что изменилось?»: игра похожа на предыдущую, только игрушки не убирают, а меняют местами.
  3. «Внимание – рисуй!»: взрослый показывает ребенку в течении 2 секунд несложный рисунок. Затем рисунок убирают, и ребенок рисует его по памяти.
  4. «Слушай хлопки»: взрослый договаривается с ребенком, что если звучит один хлопок, нужно маршировать на месте, два хлопка – стоять на одной ноге (как аист), три хлопка – прыгать (как лягушка).
  5. «Игрушку рассмотри, а потом ее опиши».
  6. «Запомни и повтори движения»: взрослый показывает три (потом четыре) разных движения, ребенок смотрит, запоминает и повторяет их.

  1. Для развития моторики и координации движений:
  1. «Хождение по линии»: ребенок должен пройти по прямой линии, ставя пятку одной ноги перед носком другой и держа руки в стороны.
  2. «Перекрестные хлопки»: взрослый и ребенок встают друг напротив друга. Сначала делается обычный хлопок, затем хлопок руками взрослого о руки ребенка, опять обычный хлопок, потом правая ладонь взрослого делает хлопок о правую ладонь ребенка, опять обычный хлопок, затем хлопок левой ладонью взрослого о левую ладонь ребенка и обычные хлопки.
  3. «Робот»: взрослый говорит, что ребенок сейчас превратиться в робота, который умеет только подчиняться командам. Ребенок замирает в стойке «смирно». Далее взрослый дает ему команды, например: «Три шага вперед, два шага направо, правую руку вперед, два шага налево, руки в стороны, руки опустить, стоять смирно».
  4. Любые пальчиковые или жестовые игры, которые у данного ребенка вызывают затруднения.

4.Для преодоления застенчивости:

1. «Незнайка»: ребенку предлагают играть роль Незнайки. В ответ на любой вопрос, который ему задаст взрослый, он должен сделать удивленное лицо, пожать плечами и сказать: «Не знаю…».

2. «Зайка испугался»: ребенок должен представить себя зайцем, который боится волка, и изобразить испуг при помощи пантомимики.

3. «Злой волк»: ребенок при помощи пантомимики изображает злого и голодного волка.

4. «Петушки»: ребенок при помощи пантомимики изображает храброго петушка, гордого петушка, грустного петушка, веселого петушка.

5. «Вкусная конфета»: ребенок должен представить, что его угостили вкусной конфетой, и показать, как он разворачивает, берет в рот и медленно раскусывает ее, при этом лицо его изображает удовольствие.

  1. Для активизации подкорковых структур мозга:
  1. Дыхательные упражнения :

- дыхание с задержкой на вдохе/выдохе – сначала в собственном, затем в установленном ритме. Выполняется сидя на полу «по-турецки» или стоя на коленях, ладони кладутся на область диафрагмы;

- ребенок, сидя на полу «по-турецки» и поднимая руки вверх, делает вдох. При выдохе медленно наклоняется вперед, опуская руки и говоря: «Вниз»;

- ребенок, сидя на полу, разводит руки в стороны, сжимает все пальцы, кроме большого, в кулак. При вдохе ребенок поднимает большой палец вверх, при медленном выдохе – постепенно опускает вниз и свистит;

- ребенок, лежа на полу, кладет ладони на живот. Делая медленный вдох и выдох животом, ребенок представляет, что в животе надувается и сдувается воздушный шарик.

2. Упражнения на нормализацию мышечного тонуса:

- «Снеговик»: ребенку предлагают представить себя только что слепленным снеговиком – тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Но пригрело солнышко, и снеговик начал таять: сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит расслабленный, представляя, что он – лужица воды;

- «Дерево»: ребенок, изображая семечко, сидит на корточках, голова на коленях, руки обнимают колени. «Семечко» прорастает и превращается в дерево – ребенок поднимает голову, затем медленно встает, выпрямляется, поднимает руки. Вдруг налетел ветер и сломал дерево – ребенок сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, голова и руки его безжизненно повисают;

- «Пальчики»: в положении сидя или стоя ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Затем опускает руки, расслабляет и встряхивает кисти рук;

- «Лодочка»: ребенок ложится на спину, вытягивает руки. По команде он одновременно поднимает голову, прямые ноги и руки. Поза держится максимально долго. Затем ребенок выполняет упражнение, лежа на животе.

3. Упражнения на пространственную ориентацию:

- ребенок берет в руки мяч и по команде взрослого поднимает его вверх, опускает вниз, кладет перед собой, справа и слева от себя, кладет его под, на, за стол и т.п.;

- ребенок прыгает на двух ногах вперед, назад, влево, вправо;

- «Найди клад»: в комнате спрятана игрушка. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды: «Два шага вперед, один направо и т.д.».

Список литературы:

  1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М., 2015.
  2. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М., 2014.
  3. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М., 2012.
  4. Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция нарушений психического развития в детском возрасте. – М., 1999.
  5. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М., 2011.
  6. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Сказкотерапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста»

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может ...

Игра как средство коррекции поведения детей дошкольного возраста

Картотека игр, которые направлены на преодоление проблем в поведении ребенка. Игры, в которые могут играть дети, имеющие такую проблему в поведении, как застенчивость....

Игра как средство коррекции поведения детей дошкольного возраста

Картотека игр, которые направлены на преодоление проблем в поведении ребенка.Игры, в которые могут играть дети, имеющие следующие проблемы в поведении:- гиперактивность,- агрессивность,- тревожность....

Сказкотерапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста

В статье раскрывается проблема возникновения страхов у детей дошкольного возраста. Авторы на основании результатов собственного экспериментального исследования Т.Д Зиневич-Евстигнеевой, выделяют ...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей дошкольного возраста.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех...

Сказкотерапия и песочная терапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста

Доступность мультфильмов и телепередач, которые несут в себе агрессивный посыл, избыток информации несоответствующей возрасту, игровая продукция с нарушением принципов психологической безопасности, яв...