Мастер-класс "Снятие эмоционального напряжения у педагогов и детей"
материал по коррекционной педагогике

ОРЕХОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

Одной из важных проблем в работе с детьми - это сохранение психического здоровья. Для этого необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, в результате чего потдерживается душевное равновесие. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на расслабление организма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.sovet_.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

_________________________________________________________________________________

142530, ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл.

142530, тел. 8(49643)3-29-55

Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru

Сайт: http://mdou35elg.edumsko.ru 

Мастер - класс

«Снятие эмоционального напряжения

у педагогов и детей»

Педагог-психолог:

Орехова Екатерина Сергеевна

Педагогический совет:

«Реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения посредством создания оптимального образовательного пространства, ориентированного на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника процесса»

                                                                       

г. о. Электрогорск, 08.11.2018

Одной из важных проблем в работе с детьми - сохранение психического здоровья.

Для этого необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, в результате чего поддерживается душевное равновесие. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела.

Негативные эмоции и чувства: страх, тревога, беспокойство, обида, раздражение, паника, агрессия – всегда вызывает мышечное напряжение. Вспомните, как у вас сжимаются кулаки, хмурятся брови, напрягается воротниковая зона и плечи, когда вы оказываетесь в негативной, стрессовой ситуации.

Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на расслабление организма. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.

Научите ребенка избавляться от мышечного напряжения, тем самым будет уменьшаться сила воздействия стрессовых ситуаций.

Игра-релаксация – это форма работы с детьми на снятия эмоционального и физического напряжения, в основе, которой лежит определенный сюжет.

Данные игры необходимо проводить со всеми детьми, так как они не только снимают напряжение, но и развивают воображение детей и коррегируют эмоциональную сферу.

Основными направлениями психогимнастики являются мимические и пантомимические этюды, которые обучают выразительному изображению отдельных эмоциональных состояний, а также знакомят с элементами выразительных движений – мимикой, походкой, жестами. Этюды и игры, направленные на выражение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п., их моральная оценка. Этюды и игры имеют терапевтическую направленность (коррекция общего эмоционального состояния, тревожности, агрессивности).

Особое внимание в образовательной практике уделяется расслабляющим упражнениям при проведении режимных моментов, совместной деятельности детей.

Взрослые считают, что играя, ребенок отдыхает. Часто взрослые не задумываются о том, что даже в ходе игры ребенок может утомиться.

Игры подвижные, настольно-печатные, дидактические требуют отдыха, как физического, так и психоэмоционального.

Психологи рекомендуют использовать ряд психогимнастических упражнений. Например, «Штанга», ребенок поднимает воображаемую «тяжелую» штангу, потом «бросает» ее и отдыхает.

Такие игры можно проводить в промежутках между режимными моментами, в заключительной части физкультурного занятия. Например, комплекс психомышечной тренировки с фиксацией на дыхании «На берегу моря». Воспитатель говорит детям: «Представьте, что Вы — на берегу моря. Плещетесь в воде. Вдоволь накупавшись, вы выходите из воды и ложитесь на прогретый солнцем песок пляжа… Закрываете глаза от яркого солнца. Раскидываете в приятной лени руки и ноги…

 «Волшебные шарики».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ход: дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек “лодочку”. Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик и дает инструкцию: “Возьмите шарик в ладошки, согрейте сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения”.

«Улитка».

Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение импульсивности.

Ход: взрослый показывает детям картинки с изображением улитки и лягушки, объясняя им, почему улитка боится лягушку, что делает улитка в момент опасности. Затем взрослый встает во главе строя детей, а дети пристраиваются «паровозиком» - каждый обнимает за талию стоящего впереди. Взрослый говорит, что теперь они все вместе — большая улитка. По команде воспитателя “Лягушка” улитка закручивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелится. По команде “Лягушка ускакала” дети, не разрывая цепочки прохаживаются по комнате и хором говорят: “Вновь гулять улитка хочет, радуется и хохочет”. Упражнение повторяется до тех пор, пока не перестанет доставлять детям удовольствие.

В современном мире профессия педагога становится все напряженнее, современные образовательные стандарты требуют полной отдачи на работе, а идти в «ногу со временем» все сложнее и сложнее, мир и требования в нем меняются, требуя того же от современного человека. Темп нашей жизни увеличивается и все сложнее за ним успеть. Большой отдачи требует работа, а еще семья, дети и на собственное «я» совсем не хватает времени.

Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, напряжённость, стрессы, следствием чего становится  синдром «эмоционального выгорания», психосоматические заболевания.

Симптомы профессионального “выгорания”

Выделяют 10 основных признаков эмоционального “выгорания” (психолог Е. Малер): истощение, усталость; бессонница; негативные установки; пренебрежение исполнением своих обязанностей; увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства); уменьшение аппетита или переедание; усиление агрессивности (раздражительность, гнев, напряженность); усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия); чувство вины; переживание несправедливости.

Если из этого перечня хотя бы три применимы к вам, это уже повод задуматься, а не наступает ли у меня синдром ЭВ.

Упражнение «Калоши счастья»

Цель: развитие позитивного мышления педагогов, развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями (Приложение 3).

Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста. Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.

Рефлексия. Трудно ли было найти положительные стороны в ситуациях? Что вы поняли для себя? Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов " Симптомы нервно- эмоционального напряжения у детей"

О   том, что  ваш   ребенок  находится  под  воздействием  сильного  нервно-  эмоционального  напряжения,  вы  можете  судить  по ...

Картотека игр по саморегуляции и снятию психо¬эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста (технология Н.Л. Кряжевой «Игротерапия - развитие эмоционального мира детей»)

Картотека игр по саморегуляции   и   снятиюпсихо­эмоционального  напряжения  у детей дошкольного возраста (технология Н.Л. Кряжевой «Игротерапия -  развитие эмо...

Система работы по снятию эмоционального напряжения и гиперактивности у детей с дизартрическим компонентом.

Один из первых опытов работы стала разработка данной системы для подгрупповых занятий с детьми в сенсорной комнате. Данная система рассчитана на 1 занятие в неделю или реже, в зависимости от лексическ...

Тренинг по снятию эмоционального напряжения у педагогов

Тренинг помогает снять эмоциональное напряжение, способствует улучшению эмоцинального состояния, знакомит с упражнениями, которые активизируют полноценную деятельность ума и тела....

Консультация для родителей и педагогов «Инструменты арт-терапии для снятия эмоционального напряжения детей дошкольного возраста».

Особенности применения арт-терапии как средства психокоррекции нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка по теме "Эмоциональное напряжение" Картотека игр на снятие эмоционального напряжения у старших дошкольников.

Эмоциональные игры в детском саду направленные на снятие агрессии, помогают детям выплеснуть гнев, снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в нужное, «созидающее»...