Возникновение и развитие воспитательных и образовательных учреждений для особых детей с Древней Руси и о 1917 года.
статья по коррекционной педагогике

Вислоух Татьяна Владимировна

Данная статья посвещена краткому обзору возникновению и становлению воспитательных и образовательных учреждений в нашей стране с древних времен и до 1917 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

СПб Государственное казенное учреждение здравоохранения

«Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина»

Возникновение и развитие воспитательных и образовательных учреждений для особых детей с Древней Руси и о 1917 года.

В современном мире, в большинстве стран существует целый ряд организаций и учреждений, оказывающих всестороннюю помощь и поддержку детям с нарушениями интеллекта. В нашей стране существует система коррекционного обучения для детей с особенностями развития, в том числе и для умственно отсталых.

В области коррекционной педагогики достигнуты огромные успехи. Однако, чтобы наука могла развиваться и двигаться вперед, необходимо учитывать тот путь становления, который она прошла, и благодаря которому достигла нынешнего уровня. Необходимо понимать, что прошлое содержит не только ошибки и заблуждения, но и бесценный опыт, находки и открытия, учитывая которые, мы можем двигаться вперед. Исторический опыт – это неотъемлемая составляющая прогресса в любой области науки и олигофренопедагогика не является исключением.

Первые официальные документы, касающиеся слабоумных, относятся в X веку, когда князь Владимир возложил на церковь, и в особенности на монастыри, заботу о убогих, нищих и юродивых.

В отличие от средневековой Европы, где подобных людей считали одержимыми дьяволом и относились соответственно, на Руси их воспринимали как блаженных, близких к Богу, а потому всячески жалели, опекали и заботились. С другой стороны, отсутствие какой либо организации со стороны государства и общественности приводило к тому, что эти несчастные были предоставлены сами себе, скитались по дорогам страны, устраивали поджоги и были виновниками других преступлений.

Но только в XVII веке указом царя были учреждены специальные богадельни, куда собирались бродячие нищие и юродивые.

Несколько изменилась ситуация при Петре I, который, желая отделить людей действительно слабоумных от обычных лентяев приказал проводить специальное освидетельствование всех, перед отправкой в монастыри, и сам написал признаки, по которым следовало отличать слабоумных. Так же он ввел запрет «дуракам» жениться и наследовать имущество.

Однако общество по прежнему не считало необходимым об осуществлении какой либо заботы и обучении слабоумных на государственном уровне. Несмотря на периодически издаваемые указы о создании специальных учреждений для призрения слабоумных и душевнобольных, на деле мало что делалось для решения этой проблемы. В конце XVIII – начале XIX века в России было открыто всего несколько домов для душевнобольных. При этом в подобные дома не помещались слабоумные, особенно дети.

Серьезно ситуация начала меняться лишь в XIX веке, когда революционно-демократическое движение затронуло и эту сторону общественной жизни. С одной стороны кардинально изменилось отношение к слабоумным со стороны обычных людей. К ним уже не относились так как в Древней Руси, не считали богоизбранными, но скорее воспринимали как тяжелую обузу, слабоумные часто становились объектом издевательств со стороны простых обывателей.

Первыми обратили внимание на эту проблему такие общественные деятели того времени как Герцен, Прыжов, Добролюбов. Последний опубликовал в «Журнале для воспитателей» статью «Ученики с медленным пониманием», которую можно считать по сути одной из первых, посвященных олигофренопедагогике.

Впоследствии, военные гимназии вынуждены были создать специальные учреждения для детей, не справляющихся с обычной программой. Для таких детей школьная программа растягивалась на более долгий срок. Если же ученик был не в состоянии справиться с ней, его переводили в прогимназии, готовившие детей к поступлению в военные училища или военных низших чинов. По тем временам это был очень прогрессивный подход к решению данной проблемы.

Однако реакция, начавшаяся с 80-х годов XIX века преобразовала прогимназии в обычные военные училища и вся помощь слабоумным детям вновь легла на плечи благотворительности.

Вместе с тем, в последней четверти XIX века в России появилась целая плеяда выдающихся психиатров, которые в своих трудах обращали внимание общественности на плачевное состояние слабоумных в России. Параллельно с этим указом сената были расширены полномочия органов местного самоуправления, они получили право самостоятельно заниматься организацией медицинской помощи. Благодаря этому по всей стране стали появляться психиатрические лечебницы, собираться статистические данные о душевнобольных и слабоумных.

В педагогике преобладает антропологическое направление, предложенное Ушинским, во главу угла ставившее возрастные, индивидуальные черты ребенка.

Происходит сближение педагогики и медицины и все острее встает вопрос о создании специальных учреждений, как медицинских, так и учебных, для помощи слабоумным детям.

Первые шаги по созданию вспомогательных классов и школ не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в других городах России были сделаны лишь после революции 1905 года. Тогда же в стране появляется большое количество переведенной литературы, посвященной проблемам слабоумных. Врачи и педагоги выезжают за границу, чтобы ознакомиться с опытом своих зарубежных коллег.

Однако, к сожалению все проводимые реформы осуществлялись крайне медленно, и к 1917 году во всех вспомогательных учебных учреждениях страны обучалось и наблюдалось всего две тысячи воспитанников, тогда как согласно статистике нуждающихся в помощи было более ста тысяч. И только после Октябрьской революции все эти учреждения были преобразованы в государственные.

В итоге можно сказать, что до 1917 года помощь слабоумным детям осуществлялась благодаря отдельным энтузиастам и благотворительным организациям, которые могли обслуживать и обучать лишь небольшое количество детей. Государство, по сути, отказывалось участвовать в помощи данной категории лиц.

Вместе с тем благодаря трудам выдающихся ученых в Росси была выработаны свои принципы, методы воспитания и образования слабоумных детей, которые впоследствии легли в основу отечественной олигофренопедагогики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основные направления использования здоровьесберегающих технологий в воспитательном пространстве образовательного учреждения»

Здоровье - одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Здоровье относится к числу глобальных проблем, то есть тех, которые имеют жизненно важное значение для в...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА Пировой Оксаны Карабековны муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №14 «Солнышко» на 2015-2020 годы

Содержание I.Паспорт Программы «Развитие педагога МАДОУ города Нижневартовска ДС №14 «Солнышко» на 2015-2020 годы»………..... 3II.Характеристика проблем, на решение которых направленаПрограмма…...

Модель воспитательной системы образовательных учреждений .Воспитательная система «Зеленый дом»

Лауреат XIII областного конкурса моделей воспитательных систем образовательных учреждений в номинации "Дошкольные образовательные системы"...

Реализация воспитательного потенциала образовательного учреждения

В помощь методистам и старшим воспитателям при подготовке педагогического совета на тему "...

Реализация воспитательного потенциала образовательного учреждения

В помощь методистам и старшим воспитателям при подготовке педагогического совета на тему "...