Совместная деятельность логопеда с обучающимися 4 – 5 лет с ОВЗ по познавательно – исследовательской деятельности «Волшебная лаборатория».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)

Горина Елена Михайловна

План - конспект занятия разработан для уточнения и расширения знаний детей о воде, её свойствах, значении для жизни и здоровья. Знакомит  с понятием "круговорот воды в природе", описывает   простые опыты и  эксперименты. Основан на речевом материале. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_pro_vodu_.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность логопеда с детьми 4 – 5 лет с ОВЗ

 по познавательно – исследовательской деятельности

 «Волшебная лаборатория».

Цель: развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

Образовательные

1. Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
2. Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе».
3. Обучать детей  навыкам проведения опытов и экспериментов.

Развивающие

Развивать речь детей посредством общения, построения предложений в формате темы.
Ввести в активный словарь детей слова прозрачная, бесцветная. текучая, круговорот воды в природе.
Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
Развивать слуховое и зрительное внимание , чувство ритма и   мелкую и общую моторику.
Воспитательные
Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.

Воспитывать умение работать в коллективе.

Ход:

Логопед читает стихотворение – загадку про воду.

С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда — 
Руби хоть топором!
Нагрей ее — и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:
Зовут ее — ... (вода).

1.  - Ребята, сегодня мы будем говорить о воде и   узнаем много важного и интересного. В  воде живёт много – много капелек и давайте мы с вами соберём  свою капельку.

Упражнение «Разрезная картинка».

На столе лежит один кусочек от разрезанной картинки.

- Ребята, а где же нам искать остальные части картинки? Давайте подумаем, где у нас в группе есть вода? (В умывальной комнате, в мойке, в чайнике, в лейке). Дети находят там по одному кусочку разрезной картинки.

Наводящие вопросы для детей, если они самостоятельно не могут найти части картинки:

- Чем мы умываемся каждое утро? (Водой). Где мы умываемся в группе?

- А посуду помощник воспитателя чем моет? (Водой). Где у нас в группе моют посуду? (В мойке).

- Когда вы пить хотите, что вы пьёте? (Воду). Где у нас вода, которую мы пьём? (В чайнике).

- Ребята, а когда у нас в группе вянут цветы, чтобы их вылечить, нужно их полить. Чем? (Водой). Где вода для полива цветов? (В лейке).

Складывают «капельку» , одного кусочка не хватает.

Появляется Капелька и приносит недостающую часть разрезной картинки.

Капелька: Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, море, океане

И в водопроводном кране.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

 - Ребята, вода не всегда бывает одинаковой, она умеет превращаться и быть разной. ВОДА – волшебница.

2.  Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»

 - Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?
Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается?

На доске модель круговорота воды в природе. Положить капельку в реку.

- Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этом  чайнике мы  подогрели воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.

Логопед открывает чайник, из него поднимается пар.

- Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх. Чайник закрывается.

- Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако. 

- На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

- Давайте еще раз откроем чайник и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо — с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю. 

- Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается — круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».

3. Звуки, которые издаёт вода.

Капелька: -  Ребята, вы знаете, что  вода издаёт  разные звуки.  Давайте послушаем. (Включаем аудиозапись шума воды, по ходу демонстрируем картинки).

4. Артикуляционная гимнастика.

- Когда вода течёт из крана. Мы слышим звук (с – с – с – с).

- В кипящем чайнике мы слышим звук воды (Ш – ш – ш – ш).

- Когда дождик на улице – (кап – кап – кап).

- А ели бросить камешек в воду, что будет? Что  мы услышим? Хотите узнать?

- Что бы услышать , что вам скажет водичка, нужно бросить камешек в воду и внимательно слушать ответ в тишине.

Дети бросают камешки в таз с водой, прислушиваются к звуку.

- Кто у нас самый внимательный?

- Что ответила вам водичка?  (Буль).

4. Физминутка

Туча чёрная плывёт

И грозу с собой несёт.

Ба – ба – бах!

Слышны удары.

Ба – ба – бах!

Грохочет гром.

Ба – ба – бах!

Нам страшно стало!

Ба – ба -  бах!

Бежим мы в дом

И грозу там переждём.

Показался солнца лучик,

Солнце вышло из – за тучи.

Капелька: - Ребята, мы с вами очень хорошо подвигались.  А вы знаете, что вода не стоит на месте. И сейчас я покажу вам, как она двигается, для этого я приглашает вас в свою волшебную лабораторию. Там мы станем юными учёными. Проведём опыты, чтобы понять, какая вода уникальная.

Логопед: - Ребята, вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты). Для работы в лаборатории нам надо одеть специальную одежду. (Дети одевают халаты и шапочки).

Волшебная лаборатория

1. Текучесть воды.

Сейчас мы узнаем, как вода двигается, для этого капелька приглашает вас за столы.

- Посмотрите, ребята, капелька наклоняет стакан, вода выливается и переливается в другой стакан. (Дети переливают воду из стакана в стакан).

- Что делает вода? (льётся, течёт, переливается.)

- Почему? (Потому что она жидкая.)

- Итак, какая вода? Жидкая или твёрдая?

- Вода жидкая – она не имеет формы.

2.  «Вода не имеет запаха».

Капелька предлагает детям понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

-  Верно. Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей).

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

3. «Вода не имеет вкуса»

Капелька предлагает детям попробовать воду

- Есть ли у неё вкус? (нет).

- Правильно у воды нет вкуса. Но когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду. Чтобы выразить своё удовольствие, он говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.

В качестве сюрприза капелька предлагает сделать «Бурю в стакане с водой» с помощью трубочки для коктейля (выдуваем воздух в трубочку, вода в стакане бурлит).

4. Прозрачность воды.

Волшебница – капелька ставит перед детьми два стакана:  один – с водой,  другой – с молоком. В оба стакана дети бросают камешки марблс. В каком из стаканов видно камень, а в каком -  нет?  Почему?  ( Где налита вода, там видно камень, потому что вода прозрачная, а в молоке – нет, потому что оно непрозрачное.)

- Вода прозрачная, а молоко нет.

-  Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Капелька, хочешь? 

На столе у воспитателя 2 стакана с водой и марганцовка (для детей краски и кисть).

-  Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?

-  А теперь вы добавите в воду краску. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

5. Лёд – твёрдая вода.

Капелька: - Ребята, я приготовила для вас ещё один сюрприз, но забыла, где его спрятала. Но я точно знаю , что нам помогут мои сестрёнки – капельки. Помогите мне их найти. (Дети находят на окне изображение капельки, за окном находят лёд).

- Какой лёд – тёплый или холодный? Из чего образовался лёд? (Из воды.)

- А если взять лёд  в руку, что с ним произойдёт? Дети берут в руки по кусочку льда. (Он начнёт таять.)

- Почему? (Потому что рука тёплая, а лёд холодный).

- Лёд – это тоже вода.

6. Эксперимент с цветным льдом

-Ребята, а мы приготовили  для вас и капельки ещё один увлекательный эксперимент со льдом. Для этого нужно несколько кубиков цветного  льда опустить в баночку с растительным маслом. По мере того, как лёд будет таять, его цветные капельки будут опускаться на дно банки

Л.: Ребята, вы сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)

_ Что интересного вы сегодня узнали о воде?

- Что больше всего понравилось делать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность в 1-ой младшей группе «Осенняя прогулка» (познавательно-исследовательская деятельность)

Образовательная область: познавательное развитие.Вид деятельности: познавательно-исследовательскийИнтегрируемые образовательные области:познавательное развитие,речевое развитие, физическое разви...

Непосредственно-образовательная деятельность с использованием ЦОР в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Развеселим Нептуна»

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.Задачи:Образовательные:Продолжать...

Непосредственно образовательная деятельность «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возраста (познавательно- исследовательская деятельность).

Тема НОД:  «Свойства магнита».Образовательная область: познаниеВид: познавательно- исследовательская деятельностьинтегрированная Форма:экспериментированиеподгрупповаяИнтегри...

Технологическая карта познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей группы. Тема: «В гостях у хозяйки научной осенней лаборатории»

МБДОУ НМР РТ № 11Группа№5Старшая группа«Познавательное»,  «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».«В гостях у хозяйки научной осенней л...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с использованием здоровьесберегающих, ИКТ-технологий и сказкотерапии (старшая группа) Тема: «Волшебная соль»

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с использованием здоровьесберегающих, ИКТ-технологий и сказкотерапии (старшая группа) Тема: «Волшебная соль» Цель: Развитие познавательных ...