Развитие мыслительных операций
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Белоусова Наталья Владимировна

Теоретический материал по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_myslitelnyh_operatsiy_.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие мыслительных операций

при формировании лексико-грамматических категорий

 у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность темы

Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

С овладением речью начинается интенсивное развитие словесного мышления ребенка. Задолго до того, как ребенок сумеет логически рассуждать и строить правильные умозаключения, он с раннего возраста обнаруживает способность к элементарным обобщениям и чувственно воспринимаемых вещей. Роль этих ранних обобщений выражается прежде всего в изменении чувственного познания ребенка.

Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством словесного мышления. Данный вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.

Мыслительная деятельность совершается человеком при помощи следующих операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации и классификации.

Анализ – это мысленное расчленение объекта мышления на его составные части, выявления тем самым особых его свойств. В результате анализа объекта мы устанавливаем его структуру, соотношение между составляющими частями.

Синтез – это мысленное соединение отдельных частей, элементов в единое целое. Синтез даст возможность увидеть целое из отдельных разрозненных элементов, понять совокупность отдельных частей как целое.

Сравнение – это сопоставление объектов между собой, выявление сходства и различий между ними. Сравнение предметов и явлений позволяет выявить отдельные свойства и особенности каждого из сравниваемых предметов и явлений.

Абстрагирование – это мысленное выделение какого-то свойства, особенности объектов познания, и отвлечение от всех других их свойств.

Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений в группы по какому-то определенному признаку, свойству, выявленному в процессе абстрагирования. Обобщение – это выявление общего свойства, качества группы каких-то предметов или явлений.

Конкретизация – это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему.

Классификация – это разбиение совокупности (множества) каких-то объектов на непересекающиеся группы по определенному признаку4, свойству.

Словесно-логическое мышление характеризуется использованием суждений и умозаключений. Оно невозможно без речи и в то же время является одной из ее функций. Иными словами, речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.

Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки.

Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.

Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщения явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом.

Поэтому целью моей профессиональной деятельности является развитие мыслительных операций при формировании лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей;
  • продолжать вводить в речи детей эмоционально-оценочную лексику;
  • побуждать детей интересоваться смыслом  слова;
  • совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;
  • вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
  • продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении;
  • совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени;
  • продолжать совершенствовать умение составлять простые небылички и загадки.

Осознаваемое мышление сопровождается и формируется в речи. Поэтому рассмотрим кратко сущность, функции и связь речи с мышлением.

      Знаковая функция речи заключается в том, что слово является своеобразным знаком, который используется для хранения и передачи информации.

       Человек  без слов может иметь дело только с теми вещами, которые он видит, с которыми он может манипулировать.  С помощью языка человек может иметь дело с предметами, которые он непосредственно не воспринимает, которые даже раннее не входили в состав его собственного опыта. Слово позволяет человеку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствии.

         При этом каждое слово обозначает не единый объект, а их множество. Слово «стол» обозначает не только данный стол, но и все столы, где бы они не находились и каковы бы они не были по форме и величине. Слово- название подменяет, замещает, называет каждый конкретный объект лишь как элемент некоторого множества. Следовательно, всякое слово имеет обобщенное значение и тем самым является орудием абстракции и обобщения. Абстрагируя признаки предмета, обобщая предмет, слово становится орудием мышления.

        Называя словом какой-либо объект, мы тем самым в той или иной степени познаем тот объект, выявляем некоторые его свойства, проникаем «вглубь», «вовнутрь» его. Говоря: «ЭТО ДЕВОЧКА», мы тем самым относим называемый объект к множеству девочек, устанавливаем, что этот объект обладает всеми известными свойствами девочек. Это происходит в силу того, что в словах запечатлен сконцентрированный общественно- исторический опыт познания предметов, свойств, действий и отношений. Слово служит как бы средством существования знаний, добытых в процессе познания соответствующих объектов. Сами же знания усваиваются и передаются с помощью языка слов. Ребенок, овладевая речью, овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленных в соответствующих словах. Он не только приобретает знания, овладевая речью, но и учится мыслить, думать, ибо думать – это значит говорить про себя или вслух, а говорить – значит думать.

        Слово есть материальная оболочка мысли. Без этой оболочки мысль теряется, ею нельзя воспользоваться.

         В слове следует различать значение и смысл. Значение слова – это объективно сложившаяся в историческом процессе система связей и отношений, которая стоит за данным словом. Значение слова одинаково для всех людей. Смысл же слова – это индивидуальное его значение для данного человека, в данный момент, в данной ситуации. Смысл слова различен для разных людей. Он меняется с возрастом, обогащается, расширяется по мере взросления.

       В овладении знанием и смыслом слова, в сознательном его использовании проявляется важная функция речи, состоящая в том, что она есть орудие всей интеллектуальной деятельности человека. Интеллектуальная деятельность – это решение человеком различных задач, проблем. Решение задач человеком принципиально отличается от решения задач животными. Последние тоже решают задачи, но исключительно на основе системы условных и безусловных рефлексов, генетической интуиции. Человек же, решая задачи, использует свой личный опыт, свои знания и опыт, знания других людей, планирует свою деятельность, предвосхищает мысленно результат решения путем «проигрывания» в уме процесса решения. Все это человек  может делать с помощью речи. Речь в этом случае выступает как главное орудие всех психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения. Только с помощью речи мы можем произвольно запоминать объекты окружающего мира, запоминать возникшие образы объектов (они обозначены определенным словом, и образ мы запоминаем вместе с этим словом), анализировать и изучать эти образы, то есть мыслить, строить новые образы, новые мысли. Без речи это было бы невозможно. В процессе овладения речью ребенок  одновременно развивает произвольность своих психических функций, приобретает способность управлять ими в зависимости от возникшей задачи и условий, в которых приходится ее решать. Овладевая речью, ребенок учится мыслить, овладевает осознанным мышлением.

Развитие мыслительной деятельности ребенка дошкольного возраста это важная составляющая часть его общего психического развития.

В младшем дошкольном возрасте дети начинают решать несложные практические задачи. Для того, чтобы ребенок развивался, необходимо общение со взрослым, это способствует формированию мышления и речи, развивает познавательную активность ребенка.

В раннем детстве мышление носит наглядно-действенный характер, но постепенно формируется наглядно-образное мышление, а затем логическое. Следовательно, понимание и освоение мира происходит сначала через решение практических, а позднее – логических задач, и эта последовательность объективна: человек не сразу овладевает высшими формами мышления.

Речь и мышление тесно взаимосвязаны друг с другом. Мыслительные операции возможны только с помощью речи. При этом в процессе анализа и синтеза ребенок задает себе вопросы, строит различные предположения, рассуждает. А в процессе мыслительной деятельности он учится сравнивать, сопоставлять разные предметы с целью выявления сходства и различия между ними, это является важной предпосылкой обобщения.

Следовательно, с помощью речи в мышлении формируются понятия, которые являются единицами мыслительного процесса.

Самостоятельно ребенок не может постичь мир вещей. Понятно, какие-то свойства предметов можно открыть самому — форму, цвет, тяжесть. Но главное в предмете — как он употребляется человеком. А это можно открыть, только подражая действиям взрослого, только получая от него сведения о вещах и явлениях, только используя эти предметы. Мы передаем ребенку человеческий опыт действий с предметами. Сделать это можно с помощью языка. Так развитие речи порождается необходимостью общаться со взрослым. А само развитие речи делает возможным вообще все дальнейшее психическое развитие.

Было бы неправильно думать, что освоение речи имеет значение только для умственного развития ребенка. Огромную роль оно играет и в развитии первых нравственных оценок. Эти оценки усваиваются посредством речи и эмоционального отношения взрослых. Речевое общение совершенно необходимо для того, чтобы уже у маленького ребенка наметилось различное отношение к хорошему и к плохому, к красивому и к безобразному. Затем отсюда вырастут подлинные нравственные чувства и понятия зрелого человека.

Особое значение имеет речь для освоения ребенком правил поведения. Ведь почти все требования взрослых выражены либо словом нельзя, либо словом надо. Взрослые вводят и слово можно, и ребенок начинает пользоваться этим словом, чтобы попросить разрешения сделать что-нибудь.

Работа с родителями

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей и родителей. В своей работе я использую стабильные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными. Первая организационная встреча с родителями проводится в конце сентября. На этой встрече я в доступной форме освещаю следующие вопросы:

  1. Необходимость специально организованных подгрупповых занятий по развитию лексико-грамматических категорий.
  2. Анализ результатов обследования детей.
  3. Информация о содержании логопедических занятий в первый период обучения.

Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к речевым дефектам детей неоднозначно: одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков, другие считают, что все «само исправится к школе». Поэтому особое значение приобретает первая беседа с родителями, во время которой я рассказываю о негативном влиянии недостаточно сформированной речи на процесс овладения детьми грамотой. При этом необходимо подчеркнуть мысль о том, что именно раннее выявление речевой патологии и оказание детям своевременной помощи поможет предупредить затруднения при обучении в школе.

На протяжении учебного года систематически провожу консультации для родителей. Я показываю приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, подчеркиваю его трудности и успехи, подсказываю, на что необходимо обратить внимание дома.

Литература:

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. развитие логического мышления детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

Люблинская А.А. Детская психология. – М:, «Просвещение», 1971.

Алябьева Е.А. развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Фридман Л.М. Психология воспитания.

Кузнецова Я.В. Рабочая тетрадь логопеда и воспитателя коррекционных групп / Серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2005.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – Спб.: СОЮЗ, 1999.

Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения /  Под ред. П.Н. Лосева  – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – Спб.: Акцидент, 1998.

Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность как средство развития мыслительных операций дошкольников.

Цели:Создавать условия для систематического постепенно усложняющего освоения детьми элементарных приемов во время игр с песком, водой, экспериментов с природным материалом, бросовым материалом, мелким...

Игры на развитие мыслительных операций

Эти игры направлены на развитие мышления,памяти, внимания,мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект открытого мероприятия на тему: «Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста»

Логические задания математического характера для детей старшего дошкольного возраста....

Консультация «Развитие мыслительных операций детей на занятиях Формированию элементарных математических понятий»

В старшем дошкольном возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Развития мыслительных операций являются основными в подготовке д...

Анкета для родителей: «Развитие мыслительных операций у дошкольников»

Уважаемые родители, с целью создания условий для всестороннего развития личности воспитанников, мы проводим анализ работы по развитию у детей мыслительных операций. Нам очень важно Ваше мнение по данн...

Логические задачи и упражнения как средство развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы по изучению особенностей развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования логических задач и упражнений...

Конспект занятий по развитию мыслительных операций по средством пескотерапии у детей старшего дошкольного возраста.

Данный конспект занятия  имеет коррекционно - развивающую  направленность при использовании песка на коррекционных занятиях с детьми....