"Как учить стихи... играючи"
консультация по коррекционной педагогике

Тихонова Марина Владимировна

Приемы заучивания стихотворного текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_uchit_stihi_._igrayuchi.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Как учить стихи … играючи?

Замечательно, если человек владеет красивой, образной речью, при этом может цитировать поэтические строки, даже включать в речь целые фрагменты поэм. «Какая речь! Какая память!» - восхищаются собеседники.

Не случайно так гордятся папы и мамы своими детками, которые читают наизусть А. С. Пушкина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова. Зато как страдают те родители, чей ребёнок не может запомнить стихи, как ни бьются, как ни стараются при этом все домашние.

Почему дети плохо запоминают текст?

Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребёнка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации – нет результативной деятельности.

Чтобы не подорвать добрых отношений с ребёнком, не требовать от него невозможного, предлагаю воспользоваться некоторыми рекомендациями.

Для заучивания следует подбирать такие стихи, которые интересны ребёнку, помогают ему играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их. Ребёнок обязательно захочет выучить то, что удивит его друзей или облегчит распределение ролей в игре, определит ведущего.

При разучивании стихов довольно часто используют принцип «повторенье – мать ученья». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же, подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память. Попробуйте призвать на помощь и другие виды памяти, например зрительную, обонятельную, вкусовую, осязательную, двигательную. Не забывайте, что самая сильная память – эмоциональная. Значит, разучивание должно быть для дошкольника делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание стиха – осязаемым, видимым, представляемым.

Давайте разучим с детьми, например, стихотворение «Две синички» (слова народные). Сначала взрослый читает выразительно весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить (цель - разучить стихотворение - ,он поставит перед собой, а не перед детьми). Педагог показывает, как сделать руки «гнёздышком», и просит представить, что там, в гнёздышке, живут маленькие, дрожащие синички. Ими можно полюбоваться, поднести к лицу и согреть своим тёплым дыханием, прижать к себе.  Затем вместе с детьми взрослый произносит слова и повторяет движения. (Может придумать свои движения.)

Сидят в гнезде две птички,

Две маленьких синички.

Сидят, прижавшись тесно:

Тепло в гнезде им вместе.

Руки детей, изображающие гнёздышко, прижаты к груди, они согревают птичек, которых полюбили

Но вот одна проснулась.

Проснулась, встрепенулась,

И песенку запела,                                                          

Одна рука изображает пальцами движения крыльев, затем «взлетает вверх.

Вторая – у груди.

И к солнышку взлетела.

Вторая вот проснулась,

Проснулась, встрепенулась,

Вторая рука повторяет движения первой.

И песенку запела,

И к солнышку взлетела.

И вот синички вместе

Под солнышком летают.

Их солнышко своими

Лучами согревает.

Руки с пальцами-крыльями двигаются над головой, изображая полет птиц навстречу друг другу.

Вот вечер наступает,

И солнышко садится.

Руки плавно опускаются. Дети могут присесть на корточки (солнце село»)

Пора домой синичкам

Под вечер возвратиться.

Сидят в гнезде две птички,

Две маленьких синички.

Сидят, прижавшись тесно:

Тепло в гнезде им вместе.

Руки снова складываются гнёздышком и прижимаются к груди

Это стихотворение можно читать много раз, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» и под «тихий час», и под упражнения на зарядке, и под игры на улице. Главное, чтобы это была игра, в которой дошкольники «внутренним взором» видели, какие у птичек пёрышки, клювики, глазки, как они летают, поют, спят, отогревали их своим дыханием, прижимали к груди. Всё это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы. И у взрослого общение с детьми получается позитивным.

Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой. Например, стихотворение С. Я. Маршака «Багаж» можно выучить, если разыграть его по ролям с «вещами», которые сдавала дама (игрушками, их заменяющими).

Сложные стихи можно учить по строчке и читать по очереди, друг за другом. Эффективно использовать приём «от имени»: говорить текст от имени различных персонажей с соответствующей интонацией.

Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Например, прочитайте детям «Два барана» С. Михалкова и изобразите их двумя руками, выставив пальцы-рога. Ваш показ и стихотворный текст, где описывается так легко узнаваемая ситуация «не уступлю, я первый…», обязательно заставят детей попробовать передать сценку встречи «на мостике горбатом».

Если дети четвёртого года жизни не смогут изобразить баранов правой и левой рукой одновременно, они сделают это вдвоём (каждый «покажет» своего персонажа правой рукой).

Для этого возраста не менее интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол или в перчаточном театре.

Дети пятого года жизни разыграют сценку-стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах, а детям шестого года можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «театр перед микрофоном». При этом придётся постепенно разучить стихотворение: сначала диалог белого и чёрного баранов, а затем и слова автора.

Стихотворение С. Михалкова хорошо тем, что поучительно, даже нравоучительно, но без занудного дидактизма: вот вам пример, картинка из жизни, а вывод делайте сами. Дети умны и чутки, они догадаются, что не случайно у слова «баран» есть второе значение. Благодаря этим стихам дошкольники осознают переносное значение слова и необходимость уступать.

По крутой тропинке горной

Шёл домой барашек чёрный.

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь двоим нельзя пройти,

Ты стоишь мне на пути».

Чёрный брат ответил: «Мэ-э, -

Ты в своём, баран, уме?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!»

Помогал один рогами,

Уперся другой ногами…

Как рогами ни крути,

А вдвоём нельзя пройти.

Сверху солнышко печёт,

А внизу река течёт.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

При разучивании некоторых стихов можно использовать построчное запоминание. Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздаёт» (в устной форме) каждому по одной строчке: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего – и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой – короткие.

Ещё можно предложить детям представить ступеньки лестницы, и на этой лестнице «разложить» весь текст своего стиха, а потом мысленно шагать по ступеням и читать.

Приём запоминания и проговаривания хором тоже может быть удачен, так как даёт возможность тем детям, которые сразу не смогли запомнить строки, скрыться в общем хоре голосов. Для хорового запоминания и чтения нужны стихи особые, напевно-речитативные, например:

Взял я лук и крикнул: «Эх! Удивлю сейчас я всех!»

Натянул потуже лук, да стрела застряла вдруг.

И вокруг сказали все: «Э-э-э-э!» (Е. Тарлапан)

                                                                                 

Примечание. 

Дейл Карнеги даёт свои советы (законы) по улучшению памяти.

Первый «закон» памяти – получить глубокое, яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого надо: а) сосредоточиться; б) внимательно наблюдать. Прежде всего старайтесь получить зрительное впечатление, оно прочнее: нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу.

Второй «закон» памяти – повторение.

Третий «закон» памяти – ассоциация: хочешь запомнить факт – нужно ассоциировать его с каким-либо другим.

Для работы с детьми эти «законы» также применимы. Однако следует учитывать важность разыгрывания и «проживания».

Учить не только игровому, но и целенаправленному произвольному запоминанию стихов тоже необходимо, но только старших дошкольников, так как произвольное запоминание – сложная интеллектуальная работа, связанная с мышлением.

К основным приёмам произвольного запоминания относятся повторение текста и припоминание его. К. Д. Ушинский характеризовал припоминание как «труд, и труд иногда не лёгкий, к которому должно приучать дитя понемногу, так как причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое». В вышеизложенных рекомендациях была попытка трудное сделать привлекательным и уже оттого более лёгким.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как учить стихи играючи

При заучивании стихотворных текстов, можно применять разные методы и приемы, разнообразные «подсказки»....

Мастер-класс "Как учить стихи играючи?"

Образовательное учреждениеМАУДО «Детский сад №6», г. Ялуторовск, Тюменская областьАвторЧугина Елена АлександровнаДолжностьУчитель-логопедКвалификационная категорияПервая категорияНазвание работыМастер...

Консультация для педагогов "Как учить стихи играючи"

Использование различных методов и приёмов, при заучивании стихотворных текстов, позволяют детям запомнить стихи быстро и легко....

Консультация для родителей " Учим стихи играючи"

Народная поговорка гласит: Никто не говорит, что он глупый, но многие жалуются на плохую память". Не случайно мамы и папы гордятся своими детьми, которые читают наизусть К. И. Чуковского, С. Марш...

учим стихи играючи

учим стихи играючи...

Консультация для родителей "Как учить стихи играючи"

Данный материал позволит родителям и педагогам  помочь детям  в игровой форме запомнить любое стихотворение, сделает ваше общение с ребенком интересным и содержательным....

Мастер-класс "Как учить стихи играючи"

Нетрадиционные способы разучивания стихов с детьми дошкольного возраста...