Мастер-класс на тему: «Развитие психических процессов у детей с ОВЗ с использованием методов песочной терапии»
методическая разработка

Малютина Олеся Юрьевна

«В природе нет ничего бесполезного» – писал философ Мишель Монтень. Природный материал, которым является и песок, имеет большое значение в жизни человека и может активно использоваться во всестороннем развитии ребёнка.Задачи мастер-класса: знакомство с методами и приёмами развития познавательных процессов у детей с ОВЗ через игры с песком; формировать практические навыки по проведению игр на песке; воспитывать активную позицию по развитию психических процессов у детей с ОВЗ; развивать творческую активность педагога в данном направлении. В ходе мастер-класса участники знакомятся с организацией рабочего места для песка, с основными направлениями и задачами игр с песком, участвуют в играх и придумывают свои игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игры с песком с детьми с ОВЗ28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему: «Развитие психических процессов у детей с ОВЗ

с использованием методов песочной терапии»

Задачи:

  1. Знакомство с методами и приёмами развития познавательных процессов у детей с ОВЗ через игры с песком.
  2. Формировать практические навыки по проведению игр на песке.
  3. Воспитывать активную позицию по развитию психических процессов у детей с ОВЗ.
  4. Развивать творческую активность педагога в данном направлении.

План мастер-класса:

  1. Мини-лекция по теме «Организация рабочего места с песочницей для игр с  детьми с ОВЗ». Дискуссия «Игры с песком с детьми с ОВЗ».
  2. Практическая часть «Проведение развивающих игр и упражнений на песке».
  3. Подведение итога. Рефлексия.

Ход мастер-класса:

  1. Мини-лекция по теме «Организация рабочего места с песочницей для игр с  детьми с ОВЗ».

Основные тезисы:

«В природе нет ничего бесполезного» – писал философ Мишель Монтень. Природный материал, которым является и песок, имеет большое значение в жизни человека и может активно использоваться во всестороннем развитии ребёнка.

Песок снимает повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, стабилизирует настроение, развивает внимание, мышление, память, воображение, активизирует и обогащает тактильные ощущения, развивает мелкую моторику рук, ориентировку в пространстве. Игры с песком пробуждают любознательность, стремление к экспериментам, творчество.

Для детей с ОВЗ игры с песком очень интересны, полезны и доступны. Особенно детям с ограниченными движениями рук, слепым, с аутизмом и повышенной тревожностью. В играх песком можно прорабатывать страхи, снижать гиперактивность, формировать коммуникативные навыки, самооценку, работать с эмоциями и многое другое.

Ограничений по возрасту в играх с песком нет, начиная с раннего возраста.

Противопоказаниями к применению игр с песком являются эпилепсия, шизофрения, невроз навязчивых состояний, аллергические, легочные, кожные заболевания, порезы на руках.

Пространство с песочницей должно быть специально организовано в определённом месте: прочный ящик для песка, песок промытый, просушенный и просеянный. Песок может быть сухим и мокрым. Песочница должна быть хорошо освещена. Рядом с ней должно Быть место для игрушек на песке (полки, тумбочка).

Песочница представляет собой деревянный ящик прямоугольной (50 х 70 х 8 см), квадратной (70 х 70 х 8 см) или круглой формы.

Обозначенные размеры песочниц соответствует объему поля зрительного восприятия.

Традиционной формой, наиболее используемой песочными терапевтами, считается прямоугольная, так как в такой песочнице чаще отражаются проблемные, конфликтные психические элементы, т. е. в ней легче собрать диагностические данные.

Квадратная песочница больше подходит для психотерапевтической работы, так как она провоцирует стремление человека занять ее центр, найти идею, объединяющую все элементы картины, и таким образом на бессознательно-символическом уровне создаются условия для формирования ощущения личностной целостности и гармоничности.

Большую круглую песочницу хорошо использовать на групповых занятиях, круглое пространство создает ощущение равновесия, покоя.

Традиционное сочетание цветов для песочницы - цвет дерева и голубой, в который окрашиваются внутренние борта и дно. Голубая песочница с песком - это модель человеческого восприятия нашей планеты, при этом дно символизирует воду, а борта - небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Но при необходимости цвет бортов может меняться за счет съемных дощечек. Каждый цвет имеет свое символическое значение. Например, черные борта обычно символизируют ночь, конфликт, коричневые - землю, зеленые актуализируют глубинные архаические переживания человека. Красные борта символизируют солнце, огонь, такие борта используются для провоцирования и отреагирования подавленной агрессии, сексуальности. Золотые борта обозначают духовное и социальное богатство и благополучие, актуализируют стремление человека к солнечному Богу, радости, достижению цели. Фиолетовые борта могут увести человека в мир грез, фантазий, сказок, актуализируют мистические чувства. Для развивающих игр можно использовать пластиковые ёмкости для песка с невысокими бортиками.

Песок - это уникальный природный материал, с которым у большинства людей связаны приятные ощущения: полежать на песке, закопаться в песок, играть в песочнице с совочком и формочками, создавать разные пейзажи, строить замки, тоннели. Песок очень податлив, он становится всем тем, во что его превращает наше воображение: пустыней, болотом, джунглями, морем, снегом, зыбучим песком. Если посмотреть на отдельную песчинку под микроскопом, она выглядит, как драгоценный кристалл. Песок часто ассоциируется с вечным: он помнит все оставленные на нем следы, но в то же время - это «чистый лист» для образов и переживаний. При интенсивной работе в песочнице песок загрязняется. В природной среде он постоянно очищается водой, солнцем, ветром, в условиях кабинета его один раз в 2-3 месяца промывают, высушивают на солнце или просто заменяют на новый.

Вода - это основа жизни. Две трети нашей планеты покрыто водой, из нее на две трети состоит человеческое тело. Внутриутробное развитие человека проходит в амниотической жидкости. Вода изменяет свою форму под воздействием температуры - испаряется, замерзает или течет. Эти состояния являются метафорами человеческих чувств. Вода обладает тройственным свойством: способностью отражать, быть прозрачной и поддерживать на поверхности растения. Она издает различные звуки: капель, приятное журчание ручья, шум прибоя, грохот штормовых волн. В стоячем состоянии она превращается в болото. Вода очищает, охлаждает, но может проливаться на землю бурными потоками в виде дождя и наводнения.

Песок и вода не имеют формы, в природе они постоянно текут, перемещаются, но, соединяясь, могут образовывать устойчивые формы или превращаться в грязь. Поэтому рядом с песочницей всегда должен находиться графин с водой, чтобы человек мог «вызвать дождь», превратить сухой песок во влажный, легко подчиняющийся его творческой воле, развести болото, грязь. Э. Ньюсон считает, что использовать воду лучше только для увлажнения песка настолько, чтобы из него можно было создавать элементы ландшафта, потому что разведение «невообразимой грязи» делает невозможной дальнейшую работу.

Игры с песком могут проводиться как отдельное занятие, так и как часть занятия по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по математике, по рисованию и т.п.

В играх с песком можно: давать новые знания, закреплять и совершенствовать уже усвоенные знания, учить использовать знания в новых условиях, развивать творчество ребёнка.

Коллекция миниатюрных фигурок. Эти фигурки являются миниатюрным изображением всего, что существовало в прошлом и существует в настоящем, в том числе любые возможные фантастические образы, поэтому нет и не может быть одинаковых коллекций фигурок у разных специалистов. Тем не менее, в песочной терапии приняты классификации предметов, используемых в процессе создания песочных картин, которые описывают их минимально необходимый набор. В коллекцию миниатюрных игрушек должны входить:

• люди: разного пола, возраста, культурной и национальной принадлежности, профессий, времени жизни (от первобытных до современных людей);

• наземные животные и насекомые: домашние, дикие, доисторические, образы наземных животных, насекомых;

• летающие животные и насекомые: дикие, домашние, доисторические птицы; крылатые насекомые;

• обитатели водного мира: разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы, морские звезды и т. д.;

• здания и дома с мебелью: церкви, дворцы, замки, ветряные мельницы, хозяйственные постройки, дома; мебель различных эпох, культур и назначения (включая ванну, туалет и т. д.);

• предметы домашнего обихода: кухонная и столовая посуда, разнообразные продукты питания, вазы и горшки с цветами, часы, светильники, телевизоры, холодильники, пылесосы, компьютеры, новогодняя елка и т. п., т. е. все, что может быть в доме;

• растения: разнообразные деревья, кустарники, цветы, трава, искусственная и натуральная зелень, водоросли;

• транспортные средства: наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, специальный транспорт (пожарные, полицейские машины, скорая помощь), транспортные средства разных исторических эпох, фантастические транспортные средства;

• элементы улицы и окружающей среды: дорожные знаки, фонарные столбы, светофоры, заборы, изгороди, мосты, ворота, стены, порталы и пр.;

• предметы, связанные с верованиями человека: храмы, иконы, божки, алтари, памятники, нэцке и др.;

• объекты ландшафта и естественной активности Земли: горы, вулканы, пещеры, костер;

• естественные природные предметы: кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, стеклышки и пр.;

• объекты небесного пространства: солнце, луна, звезды, планеты Солнечной системы, радуга, облака, молнии, тучи, метеориты;

• аксессуары: бусы, маски, зеркала, ткани, нитки, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия, цепочки, гвозди, флаконы и пр.;

• оружие: оружие разных эпох, фантастическое оружие;

• фантастические предметы и персонажи: персонажи мифов, сказок, легенд; божественные существа; герои мультфильмов, фэнтези;

• злодеи: злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок.

Всё пригодится для игр: цифры, буквы... Так как в играх с песком можно усваивать и закреплять знания об окружающем мире, по математике, чтению и т.п.

Желательно, чтобы высота фигурок была не больше 10-12 см, хотя присутствие в коллекции больших фигур тоже необходимо. Большой предмет может символизировать некую психическую доминанту. Если для занятий не хватает каких-нибудь фигурок-образов, их можно вырезать из бумаги, вылепить из глины, теста. Коллекцию лучше располагать на полках вокруг столика с песочницей, расположенной на удобной для ребенка высоте (на уровне пояса), но можно использовать и прозрачные коробки, лотки или выдвижные ящики. Фигурки распределяются по лоткам или полкам согласно обозначенным выше группам для облегчения клиентам выбора необходимого предмета.

В процессе создания песочной картины выбор клиентом фигурок не случаен. Каждая фигурка имеет личное символическое значение, и бывают случаи, когда какая-нибудь из них становится очень значимой для человека, и он просит психолога ее подарить. В некоторых случаях это нужно сделать, попросив взамен другую фигурку.

Продолжительность и частота занятий с песком зависят от возраста клиента и особенностей его интеллектуального развития. Для ребенка с нормативным психическим развитием основное содержание развивающей работы желательно уложить в 30 мин., после чего он может несколько минут свободно поиграть в песочнице. Для ребенка или подростка со сниженным интеллектом требуется больше времени для объяснения задания или обучения игре, поэтому продолжительность консультации увеличивается до 50 мин. Для подростка или взрослого оптимальное время консультации - 45-50 мин., хотя иногда процесс создания картин занимает больший промежуток времени. Количество занятий может варьироваться от 1 встречи до полного курса в 12-15 сеансов, все зависит от интереса клиента, его желания и возможностей, от ваших задач. Острота проблемы определяет и частоту встреч. Обычно занятия проводятся 1-2 раза в неделю, в итоге курс-8-10 занятий.

При групповой форме работы количество человек в группе определяется психологическими задачами и возрастом участников. Для маленьких детей и детей с особенностями психофизического развития оптимальны небольшие группы (4-6 человек), а частота встреч - 2 раза в неделю по 25-30 мин. Для старших дошкольников и младших школьников занятия могут проводиться 1-2 раза в неделю по 50-60 мин. Группа подростков и взрослых может состоять из 12-14 человек. Частота встреч - 1 раз в неделю по 60-90 мин. Возможен вариант для психологов интенсивного тренинга по 5-6 час.

При работе с песком изучаются и соблюдаются основные правила:

  1. Перед игрой надеваем фартук, забираем волосы, чтобы не мешали.
  2. Во время игры с песком нельзя руками тереть глаза, прикасаться к лицу, делать резких движений руками.
  3. Нельзя выносить песок за пределы песочницы, кидать им, поднимать над песочницей высоко.
  4. После игр с песком обязательно моем руки с мылом.
  5. Если играем с мокрым песком, периодически пользуемся влажными салфетками.
  6. После игр приводим игровое место в порядок.
  7. Взрослый периодически следит за чистотой песка и игрушек, обрабатывает их.
  8. На песке не используются слишком мелкие игрушки и игрушки, не поддающиеся обработке.

 Дискуссия и обозначение особенностей игр с песком с детьми с ОВЗ: количество участников игр, длительность игр, противопоказания, задачи игр с песком.

  1. Практическая часть «Проведение развивающих игр и упражнений на песке».

В начале первого сеанса песочной терапии клиента обязательно знакомят с песочницей, указывая на возможность различных манипуляций с песком (оставление поверхности песка ровной; рисование линий, узоров, оставление различных отпечатков на песке; создание гор, холмов, пещер, тоннелей; разгребание песка для создания морей, рек, озер и т. д.).

После этого показывают по очереди все полки или лотки с игрушками (бывают случаи, когда ребенок сразу берет понравившуюся ему игрушку и начинает играть с ней, тогда его останавливают и предлагают сначала познакомиться с остальными игрушками).

Игры могут быть как индивидуальными, так и групповыми, как тематическими, так и конструктивными, соревновательными, диагностическими, творческими…

С участниками мастер-класса проводятся игры:

«Знакомство с песком»: индивидуальная работа на сухом и мокром песке- положить руки на песок, закрыть глаза и проводить руками по песку, зарывать их в песок, пересыпать его (песок сухой и мокрый), при этом описывать свои ощущения.

«Дождик»: работа в парах на сухом песке- один участник берёт песок в оба кулака и с расстояния сыпет его на песочницу, при этом двигает руками хаотично над песочницей. Второй участник определённую емкостью (дуршлаг, ложка, бутылочка с узким горлышком и т.п.) подставляет к струям сыпящегося песка, стараясь быстрее наполнить ведёрко песком. Варианты: глаза участника, рассыпающего песок открыты и он помогает движениями наполнить ёмкость партнёру; глаза участника, рассыпающего песок закрыты.

«Город «Волшебных букв»»: коллективная работа на сухом песке- задача участников построить город и заселить его только теми обитателями, в названиях которых есть определённая буква. Так же можно усложнить задание, позволяя строить город только из материалов, в названии которых есть данная буква.

«Лес «Лилипутов»»: коллективная работа на сухом песке -строя город, участники называют его обитателей с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: зайчонок, лисичка....

«Ищем клад»: индивидуальная работа на сухом песке- ребёнку предлагается найти в песке клад, при этом предлагается найти определённые предметы из всех закопанных (например, все круглые, все колючие и т.п.).

«Фотограф»: работа в парах на сухом песке - один участник располагает в определённом порядке несколько предметов (в линию, в круг, в углах песочницы или по бортам), второй -в течение нескольких секунд запоминает их и их расположение -«фотографирует», затем фигурки перемешиваются первым участником вместе с новыми, раскидываются по песочнице, «фотограф» должен восстановить фото, расположив все предметы исходном порядке. Усложнения: увеличивается количество предметов; добавляются новые предметы, которые схожие с основными; уменьшается время для запоминания -«фотографирования»; «фотографу» предлагается расположить предметы в обратном порядке или зеркальном.

«Художники»: индивидуальная работа на мокром песке- рисуем палочками определённые буквы, фигуры, предметы- каждой рукой по очереди, двумя руками одновременно.

«Город слёз»: работа коллективно на сухом песке -в песочнице участниками по очереди расставляются герои, которые плачут от радости или горя. При этом каждый участник, добавляя своего героя, объясняет причину его слёз, составляя при этом предложение. Подбор героя и причины его слёз каждым участником диагностичны для ведущего.

«Поляна Карика и Вали»: работа коллективная на сухом песке. На песочнице создаётся поляна с растениями, деревьями, цветами, дорожками, камешками и заселяется насекомыми. Расставляя насекомых, участники обозначают их место положения, используя предлоги «над», «под», «около», «за», «перед» и т.п.

«Море»: работа коллективная на сухом или мокром песке- участники на песочнице образовывают морское пространство, при этом каждый из них по очереди продолжает рассказ, составляя своё предложение. Тема рассказа задаётся, например, дружба, праздник, шторм…

Участники делятся на группы. Игры придумываются и проводятся участниками мастер-класса -презентуются в группах. Тематика игр может определяться ведущим- счёт, письмо, память и т.п. в зависимости от специализации участников мастер-класса.

  1. Подведение итога. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием метода песочной терапии на тему "Лето", "Насекомые"

Конспект занятия  с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием метода песочной терапиина тему «Лето» «Насекомые»Задачи:образовательные:закреплять обобщающие понятия «н...

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»....

Мастер-класс для педагогов района «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями».

Презентация, содержание мастер-класса, описание игр и упражнений в песочнице, на световом столе, с кинетическим песком....

Мастер-класс «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями"

Мастер-класс «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями"...

Конспект НОД для детей с ТНР 5-6 лет по развитию речи с использованием метода песочной терапии «Песочная страна»

конспект занятия направлен на:- закрепление обобщающих понятий «насекомые», «цветы», умение правильно употреблять простые и сложные предлоги, умение образовывать существит...

Консультация для родителей Тема: «Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР».

Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Параллельно   с   недоразвитием   речи   у детей с   ТНР   ...