Главные вкладки

    Интегрированное психолого-логопедическое занятие "Страна разноцветных эмоций".
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

    Абашева Виктория Витальевна
    Развитие коммуникативных и речевых умений детей старшей логопедической группы с помощью художественно-эстетического воспитания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyati_po_her._parhomenko_i.n._abasheva_v.v.docx64.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированное психолого-логопедическое занятие

    "Страна разноцветных эмоций".

    Тема НОД: интегрированное психолого-логопедическое занятие "Страна разноцветных эмоций".

    Возрастная группа: Старшая группа компенсирующей направленности 07.

    Авторы-состовители: педагог-психолог: Пархоменко Инесса Николаевна (стаж работы -13 лет); учитель-логопед: Абашева Виктория Витальевна  (стаж работы - 15).                  

    Цель: развитие коммуникативных и речевых  умений детей старшей логопедической  группы с помощью художественно-эстетического воспитания.

    Задачи по образовательным областям:

    1.Художественно-эстетическое развитие:

    Коррекционно-обучающие задачи:

    - продолжать знакомить детей с эмоциями радость и страх;

    - развивать умение понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выражать это состояние в мимике и жестах;

    - учить снимать напряжение;

    - развивать способность сопереживать;

    - развивать творческое воображение;

    - развивать самостоятельную творческую деятельность детей.

    2.Познавательное развитие:

    Коррекционно-развивающие: 

    - совершенствовать зрительно-двигательную координацию, внимание, концентрацию, устойчивость;

    - умение переключаться с одного вида деятельности на другой, умение логически мыслить;

    - прививать интерес к окружающему миру.

    3.Речевое развитие:

    - совершенствовать координацию речи с движением;

    - закреплять  правильное произношение гласных звуков;  

    - развивать артикуляционный и голосовой аппараты: учить четко и внятно произносить  звуки;

    - содействовать в становлении речевого диалога между педагогами и детьми.

    4.Социально-коммуникативное развитие:

    Воспитательные:

    - воспитывать культуру речевого общения;

    - развивать умение слушать и слышать;

    - развивать умение оказывать взаимопомощь, прививать интерес к окружающему миру.

    Виды деятельности:

    Двигательная  деятельность:

     - совместная деятельность взрослого и детей тематического характера;

    - двигательные упражнения логоритмического характера;

    -пальчиковая гимнастика.

    Коммуникативная  деятельность:

    - обсуждение;

    - беседа;

    - инсценирование.

    Познавательная деятельность:

    - рассматривание.

    Продуктивная  деятельность:

    - рисование нетрадиционной формой;

    Планируемый результат: повышение уровня коммуникативных и речевых умений у детей старшей логопедической группы посредством художественно-эстетического воспитания.

    Предварительная работа: 

    1.Разучивание логоритмического упражнения, пальчиковой гимнастики.

    2.Обыгрывание этюдов на выражение эмоций.

    3.Повторенике мимических упражнений.

    Оборудование:

    • пиктограммы «радость», «страх»;
    • релаксационная музыка;
    • проектор;
    • компьютер;
    • заготовки «взлохмаченных» человечков;
    • зеркала;
    • карточки-символы (звук И, звук О);
    • ватные палочки, гуашь, карандаши, салфетки, стаканчики;
    • веревка.

    Ход НОД:

    (Звучит спокойная релаксационная музыка. Дети входят в группу).

    1. Логоритмическое упражнение  «На лужайке».

         Логопед: Ребята, проходите скорее в группу и послушайте меня (Логопед произносит слова логоритмического упражнения и выполняет соответствующие со словами действия. Дети повторяют слова и движения).

    1. Приветствие «Ветерок».

        Психолог: Ребята, посмотрите, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними как легкий ветерок. Представьте себе, что вы превратились в легкий ветерок. Прошепчите приветствие так, как это сделал бы ветер (Дети тихо и спокойно произносят приветственные слова).

    Психолог: Молодцы! Присаживайтесь на коврик.

    Психолог: Сегодня мы с вами поговорим о настроении, какое оно бывает и как его можно изобразить.

     

    1. Игра «Морщинки».

        Логопед: Да, сегодня мы будем корчить рожицы, и показывать друг другу радостные и испуганные лица. А для начала разогреем мышцы лица. Вспомним нашу игру «Морщинки».

    Цель: укрепление мимических мышц речевого аппарата; избавление от напряжения в забавной форме.

        Логопед: Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох-выдох. Вдох-выдох. И последний раз, вдох-выдох. Отлично! Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица. Лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох. Вдох-выдох. И последний раз, вдох-выдох. Молодцы!

    1. Рассматривание пиктограммы «Радость».

       Психолог: мы с вами отдохнули, успокоили свое дыхание. А теперь посмотрите на лицо этого человека (Показывает пиктограмму на проекционном экране эмоцию -  «Радость»).

       Психолог: Как вы думаете, этот человек грустный? А может быть, он сердитый? Или радостный? (Дети отвечают).

        Психолог:  Да, этот человек радостный. Посмотрите, у него улыбка, глаза прищурены, брови приподняты. Давайте попробуем изобразить радость на своем лице. Что для этого нужно сделать? (Прищурить глазки и улыбнуться).

    1. Упражнение с зеркалом «Улыбка».

        Логопед: А теперь давай улыбнемся и посмотрим на себя в зеркало (Дети подходят к столу с зеркалами. На столе  для каждого ребёнка лежит зеркало. Дети выполняют упражнение).

         Логопед: У всех ли получилась улыбка, у всех ли прищурены глазки, у всех ли приподняты бровки? Молодцы, какие у всех получились радостные лица.

    1. Работа с артикуляционной карточкой-символом «звук И».

    Логопед: Ребята, а когда вы улыбались, ваш ротик какой звук нам

    показывал (Ответы детей). Найдите соответствующий символ (Дети выбирают из предложенных карточек  карточку-символ  с артикуляцией звука И. Карточки-символы лежат на следующем столе).

    7. Этюд «Встреча с другом».

        Психолог: Садитесь на коврик. Сейчас я расскажу вам одну историю, а вы послушайте ее внимательно (Психолог рассказывает историю «Встреча с другом»).

    Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё настроение, развитие выразительных движений.

        Психолог: Попробуем разыграть эту сценку. Сколько мальчиков было в этой истории? (Ответы детей). Кто хочет быть мальчиком, который остался в городе? А кто будет мальчиком, который уехал с родителями? (Дети проявляют инициативу и собственный выбор участия).

        (Психолог рассказывает ещё раз историю, дети показывают инсценировку).

        Психолог: У вас отлично получилось! Ребята, так о каком чувстве мы с вами говорили? (Вариант детей).

    1. Рассматривание пиктограммы «Страх».

         Психолог: А теперь посмотрите на это лицо. Как вы думаете, какое чувство испытывает этот человек? (Показывает пиктограмму на проекционном экране эмоцию -  «Страх»). Смотрите внимательно… У него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит, брови приподняты. Какое же это может быть чувство? (Вариант ответов детей).  Да, это чувство страха.

          Психолог: Давайте и мы с вами попробуем изобразить страх на своем лице. Что для этого нужно сделать? (Широко открыть глаза, рот, брови приподнять.) Еще выставите перед собой одну руку, как будто вы отгораживаетесь.

    1. Упражнение с зеркалом «Страх».

         Логопед: А теперь давайте посмотрим на себя в зеркало (Дети подходят к столу с зеркалами и смотрят в них): у всех ли широко открыты глаза, у всех ли приподняты брови, у всех ли открыт рот, и кто забыл отгородиться рукой? Молодцы, у всех на лице получилось чувство страха.

    1.  Работа с артикуляционной карточкой-символом «звук И».

    Логопед: Ребята, а когда вы показывали страх, ваш ротик какой звук

    показывал (Ответы детей). Найдите соответствующий символ (Дети выбирают из предложенных карточек  карточку-символ  с артикуляцией звука О).

    1.  Этюд «Галя и гусь».

        Психолог: (Дети присаживаются на коврик). Сейчас я расскажу вам историю про девочку Галю. Вы её внимательно слушайте, а потом мы попробуем разыграть сценку.

    Цель: научить детей выражать с помощью движений эмоциональное состояние другого человека, различать выраженные в мимике эмоциональные состояния, дать опыт проживания негативной ситуации.

         Психолог: Давайте подумаем, сколько человек нам нужно, чтобы разыграть эту сценку? Нам нужна девочка Галя. Кто может её изобразить? (Дети проявляют инициативу и собственный выбор участия).

          Психолог: Итак, Галя гуляла у реки, рвала цветы. Вдруг она услышала, как позади неё кто-то зашипел … Она обернулась, увидела гуся, испугалась и побежала домой…(Ребёнок инсценирует сценку, ориентируясь на слова психолога).

         Психолог: В этой сценке есть гусь. Кто хочет изобразить гуся? (Дети проявляют инициативу и собственный выбор участия).

         Психолог: Он появляется позади Гали, начинает шипеть. Шея у него вытянута, крылья сложены за спиной, или он широко ими размахивает…(Ребёнок в роли гуся инсценирует сценку,  ориентируясь на слова психолога).

         Психолог: И ещё нам нужна бабушка, которая успокоила Галю. Как она могла это сделать? (Варианты детей). (Дети проявляют инициативу и собственный выбор участия).

    (Проиграв роли отдельно, дети соединяют их в одно большое действие).

    Психолог: У вас отлично получилось!

        Логопед: Ребята, о каком чувстве сейчас мы с вами говорили? А как его можно показать? (Дети предлагают свой вариант ответов).

    12.  Рисование рожиц «взлохмаченных человечков».

        Психолог: А сейчас, ребята представьте себе, что вы художники. Давайте дорисуем рожицы взлохмаченных человечков – «радостного» и «испуганного». Для этого нам нужно сесть за столы. Спокойно проходим и занимаем места (Дети занимают места за столами).

       

    1. Пальчиковая гимнастика «Человечек».

        Логопед: Но перед тем как рисовать, нужно разогреть пальчики. Выполним пальчиковую гимнастику «Человечек» (Дети выполняют пальчиковую гимнастику).

        Психолог: Молодцы! А теперь можно приступать к выполнению задания. Вспомните, как мы изобразим радость, а как грусть… (Педагоги раздают приготовленные заготовки каждому ребенку).

       Психолог: Ребята, подумайте какого человечка вы будите рисовать - «радостного» или «испуганного» и выбрать, чем вы хотите рисовать: красками и ватной палочкой, карандашами или мелками. (Дети проявляют инициативу в выборе изображения настроения и способов рисования).

    (В процессе рисования звучит  спокойная музыка. По завершению происходит обсуждение рисунков – у всех ли получилось).

    1. Релаксационное упражнение «Веревочка» и ритуал «Прощание».

    Психолог: А теперь я предлагаю вам сесть внутрь круга, который я выложила из веревки. Представьте себе, что это дом, где все могут найти себе место. Сядьте поближе друг к другу так, чтобы чувствовать тепло своих соседей. Закройте глаза. Тот, до кого я дотронусь, может открыть глаза и выйти из круга. Кто почувствует, что его сосед уходит, тоже может открыть глаза, встать и уйти. На этом наше занятие заканчивается. До свидания.

    Приложение

    Логоритмическое упражнение  «На лужайке».

        На лужайке по утру. Мы затеяли игру.

        Я – подснежник, ты – вьюнок,

        Становитесь в наш венок. (Встают в круг, берутся за руки.)

        Раз, два, три, четыре (Делают четыре шага назад, расширяя  круг.)

        Раздвигайте круг по шире.

        А теперь мы ручейки,

        Побежим в перегонки (Бегут по кругу, взявшись за руки).

        Прямо к озеру спешим,

        Станет озеро большим.

        Становитесь в круг опять (Смыкается круг, опять бегут по кругу.),

        Будем в солнышко играть.

        Мы – веселые лучи (Останавливаются, тянутся на носочках),

        Мы резвы и горячи.

        Прыгаем мы на носочках (Прыгают на носочках, руки на поясе)

        В зеленеющих кусточках.

    Этюд «Встреча с другом».

    «У мальчика был друг. Настало время и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе одному. Прошёл месяц. Однажды идёт мальчик по улице и вдруг видит, как выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу! (Выразительные движения – плечи опущены выражение печали на лице грусть, объятия, смех, радость)».

    Этюд «Галя и гусь».

    «Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, рвала цветы, пела песенки и услышала, что позади неё кто-то зашипел: «Ш-ш-ш»! Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой. Прибежала к бабушке и рассказывает: «Я испугалась гуся! Он громко шипел и хотел меня ущипнуть». Бабушка успокоила Галю».

    Пальчиковая гимнастика «Человечек».

    Вот человечек идет по дорожке

    (Указательные  и средние  пальцы обеих рук двигаются по поверхности стола).

    И высоко поднимает он ножки

    (Размашистые движения указательного и среднего пальцев  рук).

    На одной ноге стоит и по сторонам глядит

    (Указательные пальцы стоят на столе. Остальные пальцы собраны в кулак).

    На другую ногу встал, покачался и упал

    (Указательные и средние пальцы обеих рук стоят на столе. Затем выполняют покачивающие движения. На слово «упал» ладошки лежат на столе).

    Пиктограммы.

    «Радость»

    Картинки по запросу пиктограмма эмоции радость

    «Страх»

    C:\Users\Викулька\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\65340212.jpg

    C:\Users\Виктория\Desktop\konspekt-puteshestviye-v-mir-professiy-04.gif

    C:\Users\Виктория\Desktop\i.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Страна разноцветных эмоций"

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе...

    В "Стране разноцветных эмоций"

    Публикация в местной газете "Слава труду"...

    Страна разноцветных эмоций

    Публикация в журнале "Воспитатель ДОУ" (выпуск 1, ООО "ТЦ СФЕРА", Москва 2011)...

    Интегрированное психолого-логопедическое занятие с детьми подготовительной группы.

    У детей с нарушенииями речи часто отмечаются нарушения психических  процессов. Д ля более качественной коррекционной работы с детьми-логопатами необходима интеграция деятельности всех специалисто...

    Интегрированная психолого-логопедическая развивающая деятельность «Зимние игры и забавы»

    Учитель-логопед ГБОУ ЦО № 1858 Бутенко Эллина АлександровнаПедагог-психолог ГБОУ ЦО № 1858 Свентицкая Татьяна АнатольевнаМетодическая разработка "Интегрированная психолого-логопедическая развивающая д...

    Конспект интегрированного занятия по физической культуре "Путешествие в страну разноцветных шаров" подготовительная группа

    Дети подготовительной к школе группы отправляются в волшебную страну разноцветных шаров, встречая на своем пути грустное солнышко, которое растеряло свои лучики, и ребята по дороге в эту страну искали...

    Интегрированное психолого-логопедическое занятие «В гостях у друзей Лунтика»

    Занятие разработано совместно с учителем – логопедом и  направлено на развитие коммуникативных и речевых  навыков....