Мастер - класс "АКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА С ПОМОЩЬЮ ПСИХОГИМНАСТИКИ И КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Газукина Татьяна Николаевна

«Трудных детей не бывает.

Это мы их делаем трудными»

Т.П. Хризман

Описания неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе уже более века назад. Таких детей называют гиперактивными, гиперкинетическими, страдающими минимальной мозговой дисфункцией.

Синдрому дефицита внимания и гиперактивности сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, как следствие, специфические трудности в обучении.

У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них присуща слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы коммуникации.

Проявления СДВГ с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, что может стать причиной правонарушений. Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов, нарушение семейных и общественных правил, незрелое и безответственное поведение.

 

Еще внутриутробно ребенок во многом сам определяет ход своего развития. Если мозг по уровню своего развития не готов  к моменту родов, то неизбежна родовая травма.  Процесс рождения зависит во многом от деятельности организма ребенка. Он должен преодолеть давление родовых путей, совершить определенное количество поворотов и отталкивающих движений, адаптировать к действию сил гравитации и т. д. Следовательно, не только мама его вынашивает, но и он сам себя вынашивает и рождает. Успешность рождения зависит от достаточности церебральных систем (мозговых).  Кесарево сечение, недоношенность, переношенность – это причины различных отклонений церебральных систем мозга, в частности – нарушение межполушарного взаимодействия.

Для созревания функций левого полушария необходимо нормальное течение развития правого. Например, известно, что фонематический слух  (смыслоразличение звуков) является функцией ЛЕВОГО полушария. Но прежде чем стать звеном звукоразличения,  он должен сформироваться в ПРАВОМ полушарии при помощи всестороннего взаимодействия ребенка с окружающей средой. Дефицит или несформированность данного звена в формировании фонематичесгого слуха может привести к грубейшим нарушениям речевого развития.

У детей с СДВГ формирование мозговой организации от правого полушария к левому происходит с девиациями (НАРУШЕНИЯМИ) и развитие «уходит  в правый лоб», что отражается в гиперактивности, импульсивности. Дело в том что концентрацию внимания обеспечивают лобные отделы  левого полушария, а правое полушарие ответственно за распределение внимания. Оно воспринимает не фигуру в центре внимания, а периферию, что наблюдается в полной мере у детей с СДВГ.

Большинство исследований отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушение внимания, импульсивность.

Гиперактивность Для детей с этим синдромом характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на месте, продолжительность сна меньше нормы; нарушение двигательной координации, несформированность мелкой моторики, они двигаются даже во сне.

Невнимательность Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избегать заданий, требующих длительной умственной нагрузки.

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, Они не умеют подчиняться правилам, часто меняют настроение  и повышают голос.

Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью межполушарного взаимодействия и высоким уровнем адреналина в крови.

Таким образом, гиперактивность ребенка  является лишь внешним проявлением нарушений его нейропсихологического развития и может возникнуть по причине несформированности или дефицитарности мозговых структур. (недостаточность зрелости лобный отделов коры головного мозга, особенно левого полушария.

 Так де следует иметь ввиду, что СДВГ настолько часто встречается на фоне ЗПР, что не диагностируется как самостоятельная патология.

Поставить диагноз и назначить индивидуальную медикаментозную коррекцию может только врач.

Но дети с данным синдромом имеют достаточно развитые компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться определенные условия:

- обеспечение педагогами и родителями эмоционально – нейтрального развития и обучения,

-  обучение без интеллектуальных перегрузок,

- соответствующая медикаментозная поддержка,

- разработка индивидуальной помощи психолога, педагогов, родителей.

Для развития компенсаторики в формировании мозговых структур в своей работе я использую кинезиологическаие упражнения с элементами психогимнастики, (комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, таким образом полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий).

Комплекс упражнений на занятиях включает в себя растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрестные телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения.

Растяжки. Чаще всего у гиперактивных детей присутствует гипертонус, который выражается в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. Такие дети с трудом расслабляются. Именно поэтому ребенку в самом начале занятия необходимо почувствовать его собственный тонус и показать  варианты работы с ним на самых простых примерах. Регулируем силы мышечного тонуса в соответствии с законами развития движений: от головы  и шеи – к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцами соответственно – от колен к пальцам ног. (1)

-«Половинка,

«Кошка»

«Медуза»

«Травинка на ветру»

«Дерево»

Дыхательные упражнения. Улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Нарушение ритма организма (сердцебиение, пульсация сосудов, перестальтика кишечника, дыхание) непременно приводят к нарушению психического развития ребенка. Начинаются упражнения со стадии выдоха, пауза, и, когда появляется желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом, чтобы этот вдох был приятен. Эффективным приемом является визуализация («надувание» цветных шариков в животе, «вдыхание» солнечного света. (2)

Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить поле зрения , улучшить восприятие. Известно, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения. Дело в том, что многие черепные нервы соединяются с глазом. (3)

Упражнения для развития мелкой моторики, т.е. движения тела и пальцев. Обеспечивают межполушарное взаимодействие, снимают мышечные зажимы.(4)

«Лягушки»

«Лезгинка»

«Замок»

«Массаж ушных раковин»

Известно, что дети, которые пропустили жизненно важную стадию развития – ползание, испытывают трудности в обучении. Дело в том, что во время ползания используются перекрестные движения рук, ног и глаз, таким образом образуется больше  нервных путей, связывающих полушария, что обеспечивает развитие психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Функциональные упражнения.

-Развивают внимание, произвольность и самоконтроль.

-Снижают гипекактивность и импульсивность,

-Способствуют исчезновению гнева и агрессии. (5)

«Ритм по кругу»

«Парад»

«Сороконожка»

«Рубка дров»

«Распускающийся бутон»

Гиперактивному ребенку невозможно быть одновременно и внимательным, неимпульсивным и спокойным. Когда будут достигнуты устойчивые положительные результаты по одной функции, можно переходить к другой. Например, развивая произвольность внимания, необходимо снизить нагрузку на самоконтроль и не ограничивать двигательную активность.

Снижая импульсивность, нельзя ограничивать в подвижности и концентрации внимания. Функциональные упражнения предполагают соблюдения определенных правил, ритуалов и временного регламента.

Визуализация. Предполагает воспроизведение в уме несуществующих объектов, предметов (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и других образов).(6)

«Визуализация волшебника»

«Визуализация водопада»

«Визуализация волшебной восьмерки»

Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело.

Релаксация. Релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений являются частью единого процесса.(7)

«Росток»

«Потянулись- сломались»

«Раскачивающееся дерево»

Таким образом: «Лекарства наши в нас самих лежат…» В.Шекспир

Невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности невнимательности даже, порой,  за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит  внимания могут сохраняться  и во взрослой жизни.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской и психологической. Успешной она может быть, если она проводится  в возрасте 5-10 лет.

Работа   с данной категорией детей имеет свои особенности и трудности. Нужно донести до педагогов и родителей  причины  нарушений, а также проявления этих нарушений, ведь многие родители и педагоги считают гиперактивного ребенка просто баловным и невоспитанным. Поэтому эффективность данной коррекции зависит от участия педагогов и родителей в проведении занятий в группе и дома, иначе возможности компенсации когнитивных нарушений существенно ограничиваются. Поэтому и педагогам и родителям даются рекомендации по работе с конкретным ребенком, учитывая его особенности, т. к. диагнозы бывают выставлены разные по гиперактивности. А для работы с родителями важно просвещение по данной теме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_polushariy.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог – психолог МБДОУ детский сад №3 «Звездочка»

Газукина Т.Н.

АКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА С ПОМОЩЬЮ ПСИХОГИМНАСТИКИ И КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

«Трудных детей не бывает.

Это мы их делаем трудными»

Т.П. Хризман

Описания неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе уже более века назад. Таких детей называют гиперактивными, гиперкинетическими, страдающими минимальной мозговой дисфункцией.

Синдрому дефицита внимания и гиперактивности сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, как следствие, специфические трудности в обучении.

У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них присуща слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы коммуникации.

Проявления СДВГ с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, что может стать причиной правонарушений. Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов, нарушение семейных и общественных правил, незрелое и безответственное поведение.

Еще внутриутробно ребенок во многом сам определяет ход своего развития. Если мозг по уровню своего развития не готов  к моменту родов, то неизбежна родовая травма.  Процесс рождения зависит во многом от деятельности организма ребенка. Он должен преодолеть давление родовых путей, совершить определенное количество поворотов и отталкивающих движений, адаптировать к действию сил гравитации и т. д. Следовательно, не только мама его вынашивает, но и он сам себя вынашивает и рождает. Успешность рождения зависит от достаточности церебральных систем (мозговых).  Кесарево сечение, недоношенность, переношенность – это причины различных отклонений церебральных систем мозга, в частности – нарушение межполушарного взаимодействия.

Для созревания функций левого полушария необходимо нормальное течение развития правого. Например, известно, что фонематический слух  (смыслоразличение звуков) является функцией ЛЕВОГО полушария. Но прежде чем стать звеном звукоразличения,  он должен сформироваться в ПРАВОМ полушарии при помощи всестороннего взаимодействия ребенка с окружающей средой. Дефицит или несформированность данного звена в формировании фонематичесгого слуха может привести к грубейшим нарушениям речевого развития.

У детей с СДВГ формирование мозговой организации от правого полушария к левому происходит с девиациями (НАРУШЕНИЯМИ) и развитие «уходит  в правый лоб», что отражается в гиперактивности, импульсивности. Дело в том что концентрацию внимания обеспечивают лобные отделы  левого полушария, а правое полушарие ответственно за распределение внимания. Оно воспринимает не фигуру в центре внимания, а периферию, что наблюдается в полной мере у детей с СДВГ.

Большинство исследований отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушение внимания, импульсивность.

Гиперактивность Для детей с этим синдромом характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на месте, продолжительность сна меньше нормы; нарушение двигательной координации, несформированность мелкой моторики, они двигаются даже во сне.

Невнимательность Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избегать заданий, требующих длительной умственной нагрузки.

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, Они не умеют подчиняться правилам, часто меняют настроение  и повышают голос.

Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью межполушарного взаимодействия и высоким уровнем адреналина в крови.

Таким образом, гиперактивность ребенка  является лишь внешним проявлением нарушений его нейропсихологического развития и может возникнуть по причине несформированности или дефицитарности мозговых структур. (недостаточность зрелости лобный отделов коры головного мозга, особенно левого полушария.

 Так де следует иметь ввиду, что СДВГ настолько часто встречается на фоне ЗПР, что не диагностируется как самостоятельная патология.

Поставить диагноз и назначить индивидуальную медикаментозную коррекцию может только врач.

Но дети с данным синдромом имеют достаточно развитые компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться определенные условия:

- обеспечение педагогами и родителями эмоционально – нейтрального развития и обучения,

-  обучение без интеллектуальных перегрузок,

- соответствующая медикаментозная поддержка,

- разработка индивидуальной помощи психолога, педагогов, родителей.

Для развития компенсаторики в формировании мозговых структур в своей работе я использую кинезиологическаие упражнения с элементами психогимнастики, (комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, таким образом полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий).

Комплекс упражнений на занятиях включает в себя растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрестные телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения.

Растяжки. Чаще всего у гиперактивных детей присутствует гипертонус, который выражается в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. Такие дети с трудом расслабляются. Именно поэтому ребенку в самом начале занятия необходимо почувствовать его собственный тонус и показать  варианты работы с ним на самых простых примерах. Регулируем силы мышечного тонуса в соответствии с законами развития движений: от головы  и шеи – к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцами соответственно – от колен к пальцам ног. (1)

-«Половинка,

«Кошка»

«Медуза»

«Травинка на ветру»

«Дерево»

Дыхательные упражнения. Улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. 

Нарушение ритма организма (сердцебиение, пульсация сосудов, перестальтика кишечника, дыхание) непременно приводят к нарушению психического развития ребенка. Начинаются упражнения со стадии выдоха, пауза, и, когда появляется желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом, чтобы этот вдох был приятен. Эффективным приемом является визуализация («надувание» цветных шариков в животе, «вдыхание» солнечного света. (2)

Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить поле зрения , улучшить восприятие. Известно, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения. Дело в том, что многие черепные нервы соединяются с глазом. (3)

Упражнения для развития мелкой моторики, т.е. движения тела и пальцев. Обеспечивают межполушарное взаимодействие, снимают мышечные зажимы.(4)

«Лягушки»

«Лезгинка»

«Замок»

«Массаж ушных раковин»

Известно, что дети, которые пропустили жизненно важную стадию развития – ползание, испытывают трудности в обучении. Дело в том, что во время ползания используются перекрестные движения рук, ног и глаз, таким образом образуется больше  нервных путей, связывающих полушария, что обеспечивает развитие психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Функциональные упражнения.

-Развивают внимание, произвольность и самоконтроль.

-Снижают гипекактивность и импульсивность,

-Способствуют исчезновению гнева и агрессии. (5)

«Ритм по кругу»

«Парад»

«Сороконожка»

«Рубка дров»

«Распускающийся бутон»

Гиперактивному ребенку невозможно быть одновременно и внимательным, неимпульсивным и спокойным. Когда будут достигнуты устойчивые положительные результаты по одной функции, можно переходить к другой. Например, развивая произвольность внимания, необходимо снизить нагрузку на самоконтроль и не ограничивать двигательную активность.

Снижая импульсивность, нельзя ограничивать в подвижности и концентрации внимания. Функциональные упражнения предполагают соблюдения определенных правил, ритуалов и временного регламента.

Визуализация. Предполагает воспроизведение в уме несуществующих объектов, предметов (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и других образов).(6)

«Визуализация волшебника»

«Визуализация водопада»

«Визуализация волшебной восьмерки»

Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело.

Релаксация. Релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений являются частью единого процесса.(7)

«Росток»

«Потянулись- сломались»

«Раскачивающееся дерево»

Таким образом: «Лекарства наши в нас самих лежат…» В.Шекспир

Невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности невнимательности даже, порой,  за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит  внимания могут сохраняться  и во взрослой жизни.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской и психологической. Успешной она может быть, если она проводится  в возрасте 5-10 лет.

Работа   с данной категорией детей имеет свои особенности и трудности. Нужно донести до педагогов и родителей  причины  нарушений, а также проявления этих нарушений, ведь многие родители и педагоги считают гиперактивного ребенка просто баловным и невоспитанным. Поэтому эффективность данной коррекции зависит от участия педагогов и родителей в проведении занятий в группе и дома, иначе возможности компенсации когнитивных нарушений существенно ограничиваются. Поэтому и педагогам и родителям даются рекомендации по работе с конкретным ребенком, учитывая его особенности, т. к. диагнозы бывают выставлены разные по гиперактивности. А для работы с родителями важно просвещение по данной теме.