Профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа)

Вихрова Светлана Валентиновна

Современная ситуация в дошкольном образовании показывает, что растёт число детей с отклонениями в развитии. Поэтому необходимо проводить работу в ДОУ по профилактике и предупреждению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilak._rechevyh_nar.docx14.16 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению речевых нарушений у дошкольников. Важную роль играет совместная работа логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений. Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и развитие других психических функций (слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно логическое мышление).         Очень часто, логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на устранение  неправильного произношения у детей, так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь. Важнейшим направлением работы логопеда является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Причиной возникновения у детей дефектов речи может являться неправильное речевое окружение и воспитание. При этом маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. Это приводит к появлению дефектов звукопроизношения.                                            

    Целенаправленную работу по формированию правильного звукопроизношения необходимо начинать уже с трехлетнего возраста. Это помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а также выявить у детей данного возраста сложные речевые патологии.                                    

    Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка, то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения.

    Таким образом, воспитание звуковой культуры речи является составной частью системы работы по развитию речи. Основными компонентами звуковой культуры речи являются ритмико- мелодическая сторона речи и звуки речи. Большое значение имеют: развитие слухового внимания детей, развитие мелкой моторики пальцев рук у детей, развитие подвижности артикуляционного аппарата, уточнение артикуляции и произношения звука или его вызывание по подражанию. Поэтому в детском саду широко используются различные игры на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речью, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. У детей имеющих  речевые нарушения  выявляется слабость мышц пальцев рук.  Дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Особые трудности вызывают задания на смену пальчиковых поз, воспроизведение заданного темпа в движениях. Наряду с использованием пальчиковых игр, актуально ежедневное проведение пальчиковой гимнастики с детьми, которая включает в себя комплекс отдельных или чередующихся в определенном порядке и темпе поз и движений для пальцев рук. Это позволит более комплексно проводить работу по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей Важным является уточнение артикуляции и произношения звука в процессе работы по развитию речи. Это позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения. Зачастую данный вид речевой работы проводится коллективно в виде заучивания и проговаривания стихотворений и чистоговорок, насыщенных соответствующим звуком или включающих в себя звукоподражание. Такая форма действительно эффективна, если звук появляется у ребенка спонтанно,  то его можно автоматизировать в самостоятельной речи. Для достижения желаемого результата необходимо выполнять соответствующий комплекс артикуляционной гимнастики в группе. Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста. В этой связи одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника т.д.) и родителей с целью создания эффективных условий для развития речи детей.

      Мой опыт работы убеждает, что начинать работу по преодолению нарушения речи необходимо не с 5-6 лет, а гораздо раньше с целью предупреждения речевых нарушений, а также вторичных отклонений, связанных с ними. В большинстве случаев работу по преодолению речевых нарушений можно провести силами педагогов дошкольного учреждения и родителей. Важно лишь знать причину нарушений и планировать целенаправленную работу по их  преодолению.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Отклонения в формировании речи рассматриваются учеными как нарушения развития, проте­кающие по законам иерархического строения высших пси­хических функций. Неполноценная речевая деятельность накладыва...

Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста 2 младшей группы (3 - 4 года)

Программа взаимодействия участников образовательного процесса позволяет осуществлять работу по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста ....

Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста ср. гр.(4 - 5 лет)

Программа взаимодействия учителя - логопеда и воспитателей оказывает положительное влияние для предупреждения речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста....

Взаимодействие родителей и учителя – логопеда как необходимое условие в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Взаимодействие родителей и учителя – логопеда как необходимое условие в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Семья – ближайшее и постоянное...

«Взаимодействие участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста »

Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенк...

Здоровьесберегающие технологии в предупреждении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии в предупреждении речевых нарушений  у детей дошкольного возраста....