«Взаимодействие участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста »
консультация по логопедии

Садыкова Альмира Гайнулловна

Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 20 «Солнышко» городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

«Взаимодействие участников  образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений

у детей дошкольного возраста »

Консультация для педагогов ДОУ

    Садыкова Альмира Гайнулловна, учитель-логопед

Развитие речи детей – это общая задача всего педагогического коллектива. Несогласованность требований взрослых к речи детей, неадекватный выбор способа общения с ребенком могут стать факторами, запускающими или отягощающими его речевые проблемы. Только систематическое взаимодействие специалистов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка.

Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенка. К таким условия относятся:

  • Речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания;
  • Организация таких форм детской деятельности, в которых активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные;
  • Обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи;
  • Систематическое развитие предпосылок речевого развития;
  • Развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в течение занятия; следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.

Основными задачами комплексного подхода в работе педагогов ДОУ к коррекции речи выступают:

  • закрепление речевых навыков;
  • повышение качества образовательных достижений воспитанников.

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса

для предупреждения речевых нарушений у воспитанников ДОУ может быть представлена следующим образом:

Воспитатель:

  • замечает проблемы в речевом развитии детей и своевременно адресует логопеду запрос, информируя учителя-логопеда о проблемах в развитии речи конкретных детей;
  • создает условия для развития всех сторон речи в пределах возрастной нормы;
  • формирует общие предпосылки для речевого развития: фонематические процессы; крупную, мелкую и артикуляционную моторику;
  • обогащает содержание детской речи;

Учитель-логопед:

  • диагностирует уровень развития речи воспитанников;
  • дифференцирует категории детей по специфике нарушений речи и структуре речевого нарушения;
  • осуществляет коррекцию нарушенных сторон речи.

Разработала перспективный план взаимодействия для предупреждения речевых нарушений у воспитанников ДОУ. План составлен на целый год по месяцам, для каждой возрастной группы отдельно. Включила игры и упражнения для развития мимических мышц лица, упражнения для губ, щек, языка; упражнения для развития дыхания; мелкой, речевой моторики. Надеюсь, что данный материал вы будете включать в режимные моменты воспитательно-образовательного процесса.

Раздача рекомендаций воспитателям по предупреждению речевых нарушений (для каждой возрастной группы отдельно)

Игры и упражнения для развития дыхания, артикуляционной моторики. мелкой моторики, мимико-артикуляционных мышц по предупреждению речевых нарушений у воспитанников ДОУ.

Месяц / Звуки, артикуляционные упражнения

Содержание работы

Младшая группа

Сентябрь

И, [у], [ау], [уа]. Гимнастика мимико-артикуляционных мышц

«Цветок распускается»

Стоя, руки опущены. Руки через стороны вверх поднять — вдох; руки через стороны вниз — выдох, опустить — «а-а-а».

«Рубим дрова»

Стоя, руки опущены, ноги шире плеч. Прямые руки вверх — вдох, наклон, поем «у-у-у». «Ауканье в лесу»

Дети разделены на две группы. Сначала первая группа голосом пропевает «ау-ау-ау», вторая — шепотом отвечает «ау-ау», затем меняются.

«Плач ребенка»

Дети плавно пропевают «уа-уа-уа» голосом, шепотом.

Гимнастика

Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с широким раскрыванием рта.

Поднимание и опускание бровей.

Одновременное закрывание и открывание обоих глаз.

Попеременное закрывание и открывание глаз.

Одновременное, затем попеременное прищуривание        

Октябрь

[о], [э].

Гимнастика губ и щек. Пальчиковые игры

«Пускаем облачко»

Стоя, руки опущены. Руки в стороны — вдох; руки соединяются, кисти складываются, изображая букву О, продвигаются вперед ото рта — выдох.

«Держим большой мяч»

Стоя, руки опущены. Руки в стороны — вдох, перед грудью — выдох: «э-э-э».

Гимнастика

Надувание обеих щек одновременно.

Надувание щек попеременно.

Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

Втягивание губ широкой трубкой, воронкой при раскрытых челюстях.

Вытягивание губ узкой воронкой, задувание свечи, имитация надувания мыльного пузыря

Ноябрь

[ы], [и].

Дыхательно-голосовые упражнения.

Гимнастика языка.

Пальчиковые игры.

«Маятник»

Стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками вперед — вдох, прямые руки со сжатыми кулаками назад — выдох: «ы-ы-ы». «Поймай лучик»

Стоя, руки опущены — вдох. Руки плавно поднимаются вверх — выдох: «и-и-и».

Упражнения

Произношение гласного шепотом/голосом на выдохе: [а], [у], [о], [и], [ы], [э].

Гимнастика

1.        Высовывание языка наружу лопатой: плоский, широкий, боковыми краями касается уголков рта.

2.        Высовывание языка наружу жалом; языку придается возможно более заостренная форма.

3.        Поочередное высовывание языка лопатой/жалом

Декабрь

[а], [о], [э], [у], [и], [ы].

Мимическая гимнастика приротовой области

Пропевание гласных с различной высотой звучания.

Гимнастика

1.        [убы в трубочку и расслабить.

2.        Углы рта в стороны и расслабить.

3.        Выдуть воздух из уголков рта поочередно.

4.        Облизать верхнюю и нижнюю губы поочередно.

5.        Надуть щеки и расслабить.

6.        Втянуть щеки и расслабить.

7.        Перегонять воздух из одной щеки в другую.

8.        Беззвучно произносить звуки: [м], [б], [п], [о], [у], [и]

Январь

Пропевание гласных и их сочетаний с различной силой и высотой звучания. Мимическая гимнастика приротовой области

Сила голоса соизмеряется с движением руки. По мере движения руки вверх («на горку») сила голоса увеличивается, движение вниз («под горку») — уменьшается. При горизонтальном движении руки сила голоса постоянна. Силу голоса можно соизмерять с наглядностью (громче — тише).

См. декабрь

Февраль

Отхлопывание ритма.

Произношение гласных на одном выдохе шепотом, ), голосом.

Гимнастика для жевательных мышц.

Пальчиковые игры

Отхлопывание ритма начинать с гласного [а], затем подключать другие звуки. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличение повторений на один выдох. Затем можно отхлопывать различные сочетания звуков (долго, коротко). Варианты гласных рядов: а — о — у, о — у — э, и — а — у, о — у — ы.

Гимнастика

1.        Открыть рот и закрыть.

2.        Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.

3.        Открыть рот, закрыть.

4.        Надуть щеки и расслабить.

5.        Открыть рот, закрыть.

6.        Двигать нижнюю челюсть вбок.

7.        Открыть рот, закрыть.

8.        Втянуть щеки и расслабить.

9.        Нижними зубами прикусить верхнюю губу и закрыть рот

Март

Пропевание гласных.

Игры с мячом.

Упражнения для губ, щек, языка

Сила голоса соизмеряется с движением руки. По мере движения руки вверх («на горку») сила голоса увеличивается, движение вниз («под горку») — уменьшается. При горизонтальном движении руки сила голоса постоянна. Силу голоса можно соизмерять с наглядностью (громче — тише).

«Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Дети прокатывают мяч друг другу. Ребенок делает вдох и плавно катит мяч товарищу: «а-а-а». «По мячу сперва стучу, а потом его качу»

Дети садятся парами друг напротив друга на расстоянии 2—3 метров. Взрослый произносит сочетание гласных, последний из которых пропевается (оои, ааэ...). Произношение первых двух звуков сопровождается ударами ладони по мячу, последний пропевается с одновременным прокатыванием мяча партнеру. «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук»

Взрослый предлагает детям стукнуть мячом об пол, когда они услышат тот или иной звук. Поймав мяч, дети повторяют звук: а — у — о — а — и — ы — а — э — а — а — и — о — э — а...

«Гласный звук услышат ушки — мяч взлетает над макушкой»

Взрослый называет гласные, дети подбрасывают мяч, когда услышат звук [э]: а — э — у — э — и — э — о — а — э...

Упражнения

1.        Открыть рот, закрыть.

2.        Надуть щеки и расслабить.

3.        Надуть щеки по очереди.

4.        Высунуть острый язык.

5.        Оскал.

6.        Положить на нижнюю губу широкий язык.

7.        Губы в трубочку, расслабить.

8.        Втянуть щеки, расслабить.

9.        Губы в улыбочку, расслабить.

10.        Нижними зубами закусить верхнюю губу.

11.        Беззвучное произношение гласных звуков

Апрель

Гласные ряды, их чередование.

Отхлопывание ритма. Упражнения для дыхания

Произношение 4-х гласных на одном выдохе (2—4 раза): а — о — у — и, э — о — ы — и... (шепотом/голосом).

Произношение гласного ряда на одном выдохе со сменой темпа шепотом, голосом. Отхлопывание ритма начинать с гласного [а], затем подключать другие звуки. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличение повторений на один выдох. Затем можно отхлопывать различные сочетания звуков (долго, коротко).

Упражнения

1.        Вдох носом, выдох носом.

2.        Вдох носом, выдох ртом.

3.        Вдох ртом, выдох ртом.

4.        Вдох ртом, выдох носом.

5.        Сдувать со стола вату, цветные бумажки.

6.        Дуть на игрушки, плавающие в тазу с водой.

7.        Пускать мыльные пузыри.

8.        Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю

Май

Игры с мячом. Пропевание гласных рядов. Упражнения для губ, щек, языка.

Упражнения для дыхания. Пальчиковые игры

Повторение пройденного. Игры и упражнения, разученные в течение года

Средняя группа

Сентябрь

Пропевание гласных рядов на выдохе шепотом, голосом.

Артикуляционные упражнения

Варианты гласных рядов: а — о — у, о — у — э, и — а — у, о — у — ы...

1.        «Улыбка»

Улыбнуться, чтобы были видны зубы. Удерживать в таком положении 5—10 секунд. Следите, чтобы ребенок не подворачивал губы. Можно пропевать звук [и], губы сами растянутся в улыбке.

2.        «Трубочка»

Вытянуть сомкнутые губы вперед, удерживать на счет от 1 до 5—10. Если ребенку трудно, можно пропеть с ним гласный [у], и губы примут нужное положение.

3.        «Домик открывается»

Открыть рот и подержать в таком положении 5—10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит во рту спокойно, кончик у передних зубов.

4.        «Любопытный язычок»

Улыбнуться, приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Рот остается открытым. Упражнение выполняется 8—10 раз.

5.        «Язык здоровается с подбородком»

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз (к подбородку). Упражнение проделать 5—10 раз.

6.        «Язык здоровается с верхней губой»

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на верхнюю губу (при укороченной уздечке — дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык 3—6 секунд, убрать в рот

Октябрь

Артикуляционные упражнения

Упражнения 1—6.

7.        «Обезьянки»

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать в течение 5 секунд.

8.        «Бульдог»

Приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать 5 секунд.

9.        «Хомяк»

Рот закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении 3—5 секунд

Ноябрь

Артикуляционные упражнения.

Дыхательные упражнения.

Пальчиковые игры

Упражнения 1—9.

9.        Вдох носом, выдох носом.

10.        Вдох носом, выдох ртом.

11.        Вдох ртом, выдох ртом.

12.        Вдох ртом, выдох носом.

13.        Сдувать со стола вату, цветные бумажки.

14.        Дуть на игрушки, плавающие в тазу с водой.

15.        Пускать мыльные пузыри.

Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю

Декабрь

Артикуляционные упражнения.

Дыхательные упражнения

Упражнения 1—9.

10.        «Толстячки — худышки»

Рот закрыт, губы сомкнуты. Поочередно надувать и втягивать щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении по 3—5 секунд.

11.        «Шарики»

Рот закрыт. Поочередно надувать щеки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.

12.        «Наказать непослушный язык»

Улыбнуться, рот приоткрыт, язык спокойно лежит на нижней губе, пошлепывая его губами, произносить «па-па-па».

13.        «Улыбка»

Улыбнуться, чтобы были видны зубы. Удерживать в таком положении 5—10 секунд. Следите, чтобы ребенок не подворачивал губы. Можно пропевать звук [и], губы сами растянутся в улыбке.

14.        «Трубочка»

Вытянуть сомкнутые губы вперед, удерживать на счет от 1 до 5—10. Если ребенку трудно, можно пропеть с ним гласный [у], и губы примут нужное положение.

15.        «Комик открывается»

Открыть рот и подержать в таком положении 5—10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит во рту спокойно, кончик у передних зубов.

16.        «Любопытный язычок»

Улыбнуться, приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Рот остается открытым. Упражнение выполнить 8—10 раз.

17.        «Язык здоровается с подбородком»

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз (к подбородку). Упражнение выполнить 5—10 раз.

18.        «Язык здоровается с верхней губой»

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на верхнюю губу (при укороченной уздечке — дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык 3—6 секунд, убрать в рот. См. ноябрь

Январь

Артикуляционные упражнения.

Дыхательные упражнения. Пальчиковые игры

Упражнения 10—14.

19.        «Лопатка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу. Удерживать на счет от 1 до 5—10.

20.        «Куем на лопатку»

Выполнить упражнение «Лопатка» и спокойно подуть по середине языка.

21.        «Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны)

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и почистить нижние зубы с внутренней стороны. Двигая кончиком языка, нужно следить, чтобы он находился у десен. См. ноябрь

Февраль

Комплекс упражнений для свистящих звуков. Дыхательные упражнения. Игровые упражнения

Упражнения 14—17. См. ноябрь.

«Сдуй воздушный шарик»

Длительно на выдохе произносить звук [с]. Губы в «улыбке», язык за нижними зубами. «Комарик»

То же, но со звуком [р]. «Тише»

То же, но со звуком [ц] (звук произносить отрывисто)

Март

Комплекс упражнений для свистящих звуков. Слоговые дорожки. Дыхательные упражнения

Упражнения 14—17. СА-СА-СА, СО-СО-СО, СУ-СУ-СУ, СЫ-СЫ-СЫ, АС-АС-АС, ОС-ОС-ОС, УС-УС-УС, ИС-ИС-ИС. То же со звуками [з], [ц].

Взрослый произносит слоги медленно и четко, дети повторяют. См. ноябрь

Апрель

Игровые упражнения. Слоговые дорожки. Пальчиковые игры. Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук... ([с], [з], [ц],)».

Слова на автоматизацию свистящих звуков

См. февраль. См. март.

Взрослый называет набор различных слов, среди которых встречаются слова на определенный свистящий звук ([с], [з], [ц]). Дети должны внимательно слушать и хлопать в ладоши тогда, когда услышат в слове нужный звук.

Сначала взрослый называет слова на определенный звук, дети повторяют. Потом, когда дети запомнили слова, воспитатель просит их самостоятельно называть слова на нужный звук

Май

Игровые упражнения. Слова на свистящие звуки. Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук...» Штриховка

См. февраль. См. апрель.

Предложить детям заштриховать геометрические фигуры горизонтально или вертикально

Старшая группа

Сентябрь

Комплекс упражнений для свистящих звуков. Игровые упражнения. Штриховка

1.        «Покусывание языка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, покусывать язык.

2.        «Лопатка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу. Удерживать на счет от 1 до 5—10.

3.        «Дуем на лопатку»

Выполнить упражнение «Лопатка» и спокойно подуть по середине языка.

4.        «Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны)

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и почистить нижние зубы с внутренней стороны. Двигая кончиком языка, нужно следить, чтобы он находился у десен. «Сдуй воздушный шарик»

Длительно на выдохе произносить звук [с]. Губы в «улыбке», язык за нижними зубами. «Комарик»

То же, но со звуком [з]. «Тише»

То же, но со звуком [ц] (звук произносить отрывисто).

Предложить детям заштриховать геометрические фигуры горизонтально или вертикально

Октябрь

Артикуляционные упражнения.

Пальчиковые игры. Дорисовывание отсутствующей половинки рисунка

1.        «Дуем на лопаточку»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

2.        «Горка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить горкой. Удерживать на счет от 1 до 5—10.

3.        «Ветерок дует с горки»

См. упражнение 2. Подуть плавно по середине языка. Воздух должен быть холодным.

4.        «Чистим нижние зубы»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы с внутренней стороны, язык должен находиться у десен.

5.        «Катушка»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны. Широкий язык выкатывать вперед и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8—10 раз.

6.        «Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в виде чашечки.

7.        «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Работает только язык, нижняя челюсть неподвижна.

8.        «Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края были прижаты. Затем плавно подуть вверх, на нос, на кончик носа.

9.        «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

Улыбнуться, открыть рот и широким языком почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. Следить, чтобы кончик языка двигался у верхних альвеол. Предложить ребенку дорисовать вторую половину предмета

Ноябрь

Артикуляционные упражнения.

Дорисовывание деталей

Упражнения 1—9.

Предложить ребенку дорисовать части машин, листьев на ветке и т.д.

Декабрь

Артикуляционные упражнения для шипящих звуков. Игровые упражнения. Штриховка. Пальчиковые игры

1.        «Наказать непослушный язык»

Язык спокойный и широкий, пошлепать его губами 5—6 раз, произнося «пя-пя», потом держать его в спокойном состоянии при открытом рте на счет от 1 до 5—10.

2.        «Сделать язык лопатой»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и держать в данном положении на счет от 1 до 5—10.

3.        «Вкусное варенье»

Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, нижней губой не помогать.

4.        «Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на верхнюю губу и сдуть вату с кончика носа. Воздух должен идти посередине языка и вата лететь прямо вверх, нижней челюстью не помогать.

5.        «Маляр»

Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад. Нижняя челюсть неподвижна.

.        «Ветерок»

Длительно на выдохе произносить звук [ш]: «ш-ш-ш». Губы в трубочке, язык за верхними зубами.

7.        «Жук»

То же со звуком [ж]: «ж-ж-ж».

Карандашом заштриховывать различные предметы. Штриховка может быть горизонтальная, вертикальная, наклонная

Январь

артикуляционные упражнения шипящих звуков, Игровые упражнения,

Слоговые дорожки

См. декабрь. См. декабрь.

ША-ША-ША, ШО-ШО-ШО, ШУ-ШУ-ШУ, ШИ-ШИ-ШИ, АШ-АШ-АШ, ОШ-ОШ-ОШ, УШ-УШ-УШ, ИШ-ИШ-ИШ.

То же со звуками [ж], [ч], [щ].

Взрослый медленно четко произносит слоги, выделяя голосом шипящие звуки, дети повторяют

Февраль

Игровые упражнения.

Слоговые дорожки Пальчиковые игры

См. декабрь.

ША-ЖА, ШО-ЖО, ШУ-ЖУ, ШИ-ЖИ,

ЖА-ША, ЖО-ШО, ЖУ-ШУ, ЖИ-ШИ,

ША-ША-ЖА, ШО-ШО-ЖО,

ЖУ-ЖУ-ШУ, ЖИ-ЖИ-ШИ.        

То же со звуками [ч], [щ]

Март

Игровые упражнения.

Слоговые дорожки.

Слова на автоматизацию

шипящих звуков. Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук...»

См. декабрь.

АШ-АЖ, ОШ-ОЖ, УШ-УЖ, ИШ-ИЖ,

 АЖ-АШ, ОЖ-ОШ, УЖ-УШ, ИШ-ИЖ и т.д.

То же со звуками [ч], [щ].

Взрослый проговаривает слова на звуки [ш], [ж], [ч], [щ]. Дети за ним повторяют и в течение месяца запоминают их.

Взрослый называет набор различных слов, среди которых встречаются слова на определенный шипящий звук ([ш], [ж], [ч], [щ]). Дети должны внимательно слушать и хлопать в ладоши тогда, когда услышат в слове нужный звук

Апрель

Слоговые  дорожки.

Слова на звуки [ш], [ж], [ч], [щ].

Артикуляционные упражнения

См. январь, февраль, март.

Взрослый предлагает детям вспомнить и назвать слова на определенный шипящий звук. Затем задачу можно усложнить — называть слова, в которых этот звук стоит в начале, в середине, в конце слова.

1.        «Улыбка»

Улыбнуться, чтобы были видны зубы. Удерживать в таком положении 5—10 с. Следите, чтобы ребенок не подворачивал губы. Можно пропевать звук [и], губы сами растянутся в улыбке.

2.        «Трубочка»

Вытянуть сомкнутые губы вперед, удерживать на счет от 1 до 5—10. Если ребенку трудно, можно пропеть с ним гласный У и губы примут нужное положение.

3.        «Домик открывается»

Открыть рот и подержать в таком положении 5—10 с, медленно закрыть. Язык лежит во рту спокойно, кончик у передних зубов.

4.        «Любопытный язычок»

Улыбнуться, приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Рот остается открытым. Упражнение выполняется 8—10 раз.

5.        «Язык здоровается с подбородком»

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз (к подбородку). Упражнение проделать 5—10 раз.

6.        «Язык здоровается с верхней губой»

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на верхнюю губу (при укороченной уздечке — дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык 3—6 с, убрать в рот.

7.        «Лопатка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу. Удерживать на счет от 1 до 5—10.

8.        «Куем на лопатку»

См. «Лопатку», спокойно подуть по середине языка.

9.        «Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны)

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и почистить нижние зубы с внутренней стороны. Двигая кончиком языка, нужно следить, чтобы он находился у десен.

10.        «Трубочка»

Вытянуть сомкнутые губы вперед, удерживать на счет от 1 до 5—10. Если ребенку трудно, можно пропеть с ним гласный [у], и губы примут нужное положение.

11.        «Комик открывается»

Открыть рот и подержать в таком положении 5—10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит во рту спокойно, кончик у передних зубов.

12.        «Любопытный язычок»

Улыбнуться, приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Рот остается открытым. Упражнение выполнить 8—10 раз.

13.        «Язык здоровается с подбородком»

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз (к подбородку). Упражнение выполнить 5—10 раз.

14.        «Язык здоровается с верхней губой»

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на верхнюю губу (при укороченной уздечке — дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык 3—6 секунд, убрать в рот

Май

Слова на звуки. Пальчиковые игры. Штриховка.

Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук...»

Повторение пройденного. Игры и игровые упражнения, разученные в течение года

Подготовительная к школе группа

Сентябрь

Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук...» Артикуляционные упражнения на звук [л]

В игре можно брать свистящие и шипящие звуки.

1.        «Наказать непослушный язык»

Язык спокойный и широкий, пошлепать его губами 5—6 раз, произнося «пя-пя», потом держать его в спокойном состоянии при открытом рте на счет от 1 до 5—10.

2.        «Сделать язык лопатой»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и держать в данном положении на счет от 1 до 5—10.

3.        «Вкусное варенье»

Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, нижней губой не помогать.

4.        «Пароход гудит»

При открытом рте длительно произносить звук [ы]. Кончик языка внизу, в глубине рта.

5.        «Болтушка»

При открытом рте производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Сначала делать медленно, постепенно убыстряя темп, пока не получится звук «бл-бл».

6.        «Качели»

При открытом рте положить кончик языка за нижние зубы и удерживать в таком положении под счет 1—5, потом поднять широкий кончик языка за верхние зубы, тоже удерживать. Так поочередно менять положение языка.

7.        «Лошадка»

Пощелкать кончиком языка.

8.        Беззвучно пощелкать кончиком языка

Октябрь / Ноябрь

Артикуляционные упражнения для звука [л]. Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук...»

См. сентябрь.

В игру можно брать любые звуки

Декабрь

Дыхательно-голосовые упражнения.

артикуляционные упражнения для звука [л]

Упражнения

1.        Произношение согласных на одном выдохе: [ф], [с], [ш], [х].

2.        Произношение двух согласных на одном выдохе: [ф]—[с], [с]—[ш], [ш]—[с], [х]—[ф] и др.

3.        Произношение трех согласных на одном выдохе: [ф]—[с]—[ш] и др.

4.        Произношение четырех согласных на одном выдохе: [ф]—[с]—[ш]—[х] и др.

5.        Произношение согласных в звукоподражаниях предметам

(зазвонил телефон — з-з-з; ре-
вет трактор — р-р-р; качает насос — ш-ш-ш; сдувается шарик — с-с-с; паровоз выпускает
пар — ш-ш-ш; из крана течет вода — с-с-с; жук жужжит — ж-ж-ж; летит оса — з-з-з; воет
вьюга — в-в-в; не шумите — тс-с-с).

См. сентябрь.

Изолированно произносить звук [л]. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны

Январь

Артикуляционные упражнения на звук [р]

1.        «Болтушка»

При открытом рте производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Сначала делать медленно, постепенно убыстряя темп, пока не получится звук «бл-бл».

2.        «Лошадка»

Поиделкать кончиком языка.

3.        «Вкусное варенье»

Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, нижней губой не помогать.

4.        «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны).

Улыбнуться, открыть рот и широким языком почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. Следить, чтобы кончик языка двигался у верхних альвеол.

5.        «Маляр»

Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад. Нижняя челюсть неподвижна.

6.        «Барабанщики»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком [д]: «д-д-д» — сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы рот был все время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык

Февраль

Артикуляционные упражнения на звук [р]. Игровое упражнение

См. январь. «Моторчик»

Длительно на выдохе произносить звук [р]: «р-р-р-р»

Март

артикуляционные упражнения на звуки [л], [р]. Игровые упражнения, слоговые дорожки

См. декабрь, январь. См. декабрь, февраль.

ЛА-ЛА-ЛА, ЛО-ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ-ЛУ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ЛА-ЛО, ЛО-ЛУ, ЛУ-ЛЫ, ЛЫ-ЛА и др.

То же со звуком [р]

Апрель

Игровое упражнение.

Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук...» Слова на автоматизацию звуков [л], [р]

«Моторчик» (см. апрель).

Взрослый называет набор различных слов, среди которых встречаются слова на определенный звук ([л], [р]). Дети должны внимательно слушать и хлопать в ладоши тогда, когда услышат в слове нужный звук.

Взрослый предлагает детям вспомнить и назвать слова на определенный звук ([л], [р]). Затем задачу можно усложнить — предложить называть слова, в которых этот звук стоит в начале, в середине, в конце слова

Май

Игра  для развития фонематических процессов

«Хлопни в ладоши, когда услышишь звук...», «Кто больше назовет слов на звук...»

Детей можно разделить на команды и дать задание: называть слова на любой звук (гласный,

согласный). Выиграет та команда, которая назовет больше слов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей в работе по предупреждению и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Данный план представлен в виде таблицы, в которой указаны направления коррекционно-образовательной работы и основные задачи участников в работе по предупреждению и преодо...

Предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Отклонения в формировании речи рассматриваются учеными как нарушения развития, проте­кающие по законам иерархического строения высших пси­хических функций. Неполноценная речевая деятельность накладыва...

Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста 2 младшей группы (3 - 4 года)

Программа взаимодействия участников образовательного процесса позволяет осуществлять работу по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста ....

Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста ср. гр.(4 - 5 лет)

Программа взаимодействия учителя - логопеда и воспитателей оказывает положительное влияние для предупреждения речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста....

Профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Современная ситуация в дошкольном образовании показывает, что растёт число детей с отклонениями в развитии. Поэтому необходимо проводить работу в ДОУ по профилактике и предупреждению речевых нарушений...

Здоровьесберегающие технологии в предупреждении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии в предупреждении речевых нарушений  у детей дошкольного возраста....