Методика обучения письму "Ритмичные палочки".
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Обучение ребенка воспроизведению ритмов входит одной из важных составляющих в работу по подготовке ребенка к школе, при коррекции его проблем при дисграфии и т.п. школьных трудностях.
В письме ритм – это чередование наклонных линий прописных букв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_obucheniya_pismu_ritmichnye_palochki.docx | 329.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ «РИТМИЧНЫЕ ПАЛОЧКИ».
Тестирование способности ребенка воспроизвести тот или иной несложный ритм входит в состав блока тестов по определению готовности ребенка к школе, к обучению письму. Обучение ребенка воспроизведению ритмов входит одной из важных составляющих в работу по подготовке ребенка к школе, при коррекции его проблем при дисграфии и т.п. школьных трудностях.
В письме ритм – это чередование наклонных линий прописных букв.
Работа ведется в тетради в клеточку. Чем меньше по возрасту ребенок, тем более крупными должны быть клетки.
Желательно заканчивать начатую строчку палочек. Количество написанных строк зависит от возможностей ребенка.
- Написание палочек под ритм, удерживаемый педагогом.
Рабочая область для одной палочки две вертикально смежные клеточки. На счет раз точка ставится в левом верхнем углу верхней клеточки, на счет два – в правом нижнем углу нижней клеточки, на счет три точки соединяются прямой сверху вниз по диагонали.
Рекомендуемая последовательность движений.
При всей своей простоте эта работа имеет ряд сложностей. Во-первых, поставив точку, следует сделать крохотную остановку (как будто до бабочки дотронулся и чуть-чуть ее прижал); во-вторых, вся работа ведется в едином ритме. Ритм, обычно, задают сами дети. Можно прислушаться к ритму дыхания, ритму сердцебиения, ритму ходьбы ребенка, и использовать его, удлиняя или укорачивая такты. Нам следует только поймать его собственный ритм и помогать удерживать его, отбивая (озвучивая) такт чем-либо.
Дети пишут палочки сначала проговаривая их ритм, а взрослый подстукивает им, не давая сбиваться: «Раз, два, три. Раз, два, три. …», или «Точка, точка, палочка. Точка, точка, палочка. …», или «Остановка, остановка, палочка. …» – кому, что по нраву.
Сначала лучше просто подстукивать, подстраиваясь под работу ребенка, позже можно включить метроном (детям, обычно, это очень нравится, включается соревновательность с самим собой: «А давайте попробуем чуточку побыстрее».).
2.Написание палочек, когда дети сами удерживают ритм.
Когда, в первом приближении, станет получаться, хорошо отстукивание ритма передоверить или свободной руке, или ноге самого ребенка. (Дети, которые уже хорошо освоили эту методику, рассказывали, что когда в школе попадается трудный текст, они машинально начинают отстукивать ритм большим пальцем ноги – ритм помогает писать и никто этого не видит.)
3.Автоматизация процесса.
Когда дети начинают работать ровно, четко, палочки получаются ровными и красивыми, ритм держится, не ускоряясь или не замедляясь, приступаем к автоматизации этого движения. Для этого хорошо использовать отвлекающие моменты: дети пишут, а вы им что-то в это время рассказываете интересное. Если колебательная синергия упрочилась – отвлечение не мешает, а, как ни странно, помогает писанию палочек.
4. Уменьшение размера до 1 клетки.
Осталось совсем немного. Теперь пишем палочки меньшего размера, величиной в клеточку. Точки, чтобы сохранить тот же наклон, ставим: середина верха, левый нижний угол, палочка; правый верхний угол, середина низа, палочка; и т.д.
5.Автоматизация маленьких палочек.
Автоматизируем этот навык. (Также хорошо использовать отвлекающие моменты и всякие разговоры).
6.Ритмичное писание букв и слов.
Если дети совсем маленькие, или их возможности соответствуют возрасту 3-5 лет, можно вводить ритмичное написание печатных букв, прописных букв, слов с этими буквами.
Начиная с тех букв, написание которых дети путают - П / Т; И / У; И / Ш и т.п.
Написание каждой буквы следует доводить до автоматизма и лишь после этого переходить к освоению следующей. Используем тот же прием отвлечения внимания.
7. Введение автоматизированных букв в слоги, слова и тексты.
Автоматизированные в написании буквы вводим в написание текстов. Причем здесь лучше использовать сложные по восприятию тексты – басни Эзопа или Лафонтена, тексты греческих трагедий, прозу В.П.Астафьева. Когда ребенок начинает следить за смыслом текста, автоматизированное движение при написании буквы выходит само. В старину детей учились писать, переписывая псалтирь.
Вот основы данной методики постановки двигательной синкинезии письма Максимовой Е.В., Глушаковой М.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Играем вместе. Методика обучения детей раннего возраста упражнениям и играм с мячом (как и любому физическому упражнению) имеет свои особенности, которые заключаются в том, что в обучении преимущественно используются игровые приемы.
Учимся играть вместе.Как же научить малыша ловкости и умелости в играх с мячом. Методика обучения детей раннего возраста упражнениям и играм с мячом (как и любому физическому упраж...
Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы страховки) - подсказки для инструктора
Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы стр...
Обучение детей дошкольного возраста чтению. Методики обучения чтению.
Одни родители начинают знакомить ребенка с буквами уже с пеленок. Другие убеждены, что для этого есть начальная школа. Когда же на самом деле стоит приступать к обучению чтению и какие для этого сущес...
Методика обучения гимнастическим элементам (по уч. пособию Т. М. Лебедихиной Гимнастика: теория и методика преподавания)
Методика обучения акробатическим элементам на уроках гимнастики...
Методика обучения счету по палочкам Кюизинера
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал к...
Методика обучения счету по палочкам Кюизинера
Палочки Кюизенера...