Методика обучения письму "Ритмичные палочки".
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Галимова (Захарова) Марина Сергеевна

Обучение ребенка воспроизведению ритмов входит одной из важных составляющих в работу по подготовке ребенка к школе, при коррекции его проблем при дисграфии и т.п. школьных трудностях.

В письме ритм – это чередование наклонных линий прописных букв.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_obucheniya_pismu_ritmichnye_palochki.docx329.51 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА  ОБУЧЕНИЯ  ПИСЬМУ  «РИТМИЧНЫЕ ПАЛОЧКИ».

Тестирование способности ребенка воспроизвести тот или иной несложный ритм входит в состав блока тестов по определению готовности ребенка к школе, к обучению письму. Обучение ребенка воспроизведению ритмов входит одной из важных составляющих в работу по подготовке ребенка к школе, при коррекции его проблем при дисграфии и т.п. школьных трудностях.

В письме ритм – это чередование наклонных линий прописных букв.

Работа ведется в тетради в клеточку. Чем меньше по возрасту ребенок, тем более крупными должны быть клетки.

Желательно заканчивать начатую строчку палочек. Количество написанных строк зависит от возможностей ребенка.

  1. Написание  палочек под ритм, удерживаемый педагогом. 

Рабочая область для одной палочки две вертикально смежные  клеточки. На счет раз точка ставится в левом верхнем углу верхней клеточки, на счет два – в правом нижнем углу нижней клеточки, на счет три точки соединяются прямой сверху вниз по диагонали.

палочки 4

Рекомендуемая последовательность движений.

При всей своей простоте эта работа имеет ряд сложностей. Во-первых, поставив точку, следует сделать крохотную остановку (как будто до бабочки дотронулся и чуть-чуть ее прижал); во-вторых, вся работа ведется в едином ритме. Ритм, обычно, задают сами дети. Можно прислушаться к ритму дыхания, ритму сердцебиения, ритму ходьбы ребенка, и использовать его, удлиняя или укорачивая такты.  Нам следует только поймать его собственный ритм и помогать удерживать его, отбивая (озвучивая) такт чем-либо.

Дети пишут палочки сначала проговаривая их ритм, а взрослый подстукивает им, не давая сбиваться: «Раз, два, три. Раз, два, три. …», или «Точка, точка, палочка. Точка, точка, палочка. …», или «Остановка, остановка, палочка. …» – кому, что по нраву.

Сначала лучше просто подстукивать, подстраиваясь под работу ребенка, позже можно включить метроном (детям, обычно, это очень нравится, включается соревновательность с самим собой: «А давайте попробуем чуточку побыстрее».).

2.Написание палочек, когда дети сами удерживают ритм.

 Когда, в первом приближении, станет получаться, хорошо отстукивание ритма передоверить или свободной руке, или ноге самого ребенка. (Дети, которые уже хорошо освоили эту методику, рассказывали, что когда в школе попадается трудный текст, они машинально начинают отстукивать ритм большим пальцем ноги – ритм помогает писать и никто этого не видит.)

3.Автоматизация процесса.

 Когда дети начинают работать ровно, четко, палочки получаются ровными и красивыми, ритм держится, не ускоряясь или не замедляясь, приступаем к автоматизации этого движения. Для этого хорошо использовать отвлекающие моменты: дети пишут, а вы им что-то в это время рассказываете интересное. Если колебательная синергия упрочилась – отвлечение не мешает, а, как ни странно, помогает писанию палочек.

4. Уменьшение размера до 1 клетки.

Осталось совсем немного. Теперь пишем палочки меньшего размера, величиной в клеточку. Точки, чтобы сохранить тот же наклон, ставим: середина верха, левый нижний угол, палочка; правый верхний угол, середина низа, палочка; и т.д.

5.Автоматизация маленьких палочек.

Автоматизируем этот навык. (Также хорошо использовать отвлекающие моменты и всякие разговоры).

6.Ритмичное писание букв и слов.

Если дети совсем маленькие, или их возможности соответствуют возрасту 3-5 лет, можно вводить ритмичное написание печатных букв, прописных букв, слов с этими буквами.палочки

Начиная с тех букв, написание которых дети путают - П / Т; И / У; И / Ш и т.п.

Написание каждой буквы следует доводить до автоматизма и лишь после этого переходить к освоению следующей. Используем тот же прием отвлечения внимания.

7. Введение автоматизированных букв в слоги, слова и тексты.

Автоматизированные в написании буквы вводим в написание текстов. Причем здесь лучше использовать сложные по восприятию тексты – басни Эзопа или Лафонтена, тексты греческих трагедий, прозу В.П.Астафьева. Когда ребенок начинает следить за смыслом текста, автоматизированное движение при написании буквы выходит само. В старину детей учились писать, переписывая псалтирь.

        Вот основы данной методики  постановки двигательной синкинезии письма Максимовой Е.В., Глушаковой М.В.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем вместе. Методика обучения детей раннего возраста упражнениям и играм с мячом (как и любому физическому упражнению) имеет свои особенности, которые заключаются в том, что в обучении преимущественно используются игровые приемы.

Учимся играть вместе.Как же научить малыша ловкости и уме­лости в играх с мячом. Методика обу­чения детей раннего возраста упражнени­ям и играм с мячом (как и любому физиче­скому упраж...

Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы страховки) - подсказки для инструктора

Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы стр...

Обучение детей дошкольного возраста чтению. Методики обучения чтению.

Одни родители начинают знакомить ребенка с буквами уже с пеленок. Другие убеждены, что для этого есть начальная школа. Когда же на самом деле стоит приступать к обучению чтению и какие для этого сущес...

Методика обучения счету по палочкам Кюизинера

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал к...