Возрастные особенности детей от 5 до 7
консультация по коррекционной педагогике

Лапина Ирина Андреевна

Возрастыне (психические и физические) особенности развития детей от 5 до 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_6_do_7.docx206.25 КБ

Предварительный просмотр:

Нормы физического развития

6 лет
- Движение становятся более ловкими, энергичными и точными
- С удовольствием прыгает с разбега в высоту и длину

- Размахивается при метании предмета

- Ловит мяч одной рукой

- Может ходить боком по скамейке

- Умеет прыгать на месте, чередуя ноги

- Свободно рисует карандашом, вырезает ножницами любые формы

- Считает до десяти, складывает единицы, имеет понятие о делении на равные части

- Последовательно называет дни недели, времена года

- Может объединять предметы по общему признаку

- Может хорошо рассуждать, речь не косноязычная

- Самостоятельно умывается, одевается, пользуется столовыми приборами

- Активно поддерживает установленный порядок и чистоту в доме и детском саду

7 лет

- Может быстро перестраиваться во время движения (равняться в колонне, шеренге, круге)

- Может выполнять ритмичные движения в указанном темпе

- Может кататься на лыжах, коньках, самокате, велосипеде

- Учится плавать без поддержки, играть в бадминтон, теннис

- Хорошо умеет работать с разными материалами – бумагой, картоном, тканью

- Вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицы, может пользоваться пилой и молотком

- Владеет прямым и обратным счётом в пределах 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание

- Четко устанавливает причину и последствия событий, выделяет главное

- Владеет большим запасом слов, речь грамматически оформлена, знает буквы, читает

- Выполняет индивидуальные поручения. У него формируются трудовые навыки: убирает комнату, ухаживает за цветами


Нормы психического развития

6 лет

- Тщательно исследует предметы зрительно и осязательно

- Определяет и называет геометрические формы (ромб, овал и пр.)

- Правильно называет оттенки цветов (голубой, розовый фиолетовый, серый)

- Проявляет устойчивый интерес к игре

- Есть любимые игры и роли

- Сюжет игры отличается содержательностью и выразительностью

- В игре чаще отражает жизнь окружающих людей

- Согласует свои действия с другими людьми

- Сознательно выполняет правила поведения, понимая их значения,

- Следит, чтобы правила поведения выполняли и другие дети

7 лет

- Правильно называет простые и сложные геометрические формы

- Правильно указывает основные различия геометрических форм

- При рисовании правильно использует не только цвета, но и их оттенки

- Создает планы игры, предпочитает групповые игры

- В процессе игры обобщает и анализирует свои действия

- Игра может продолжаться в течение нескольких дней

- Переживает за свои и чужие поступки

- Способен критически анализировать черты характера и взаимоотношения людей

- Первым здоровается со взрослыми, благодарит, уступает место, бережно относится к вещам


Психологическая диагностика развития ребенка

Диагностика готовности ребенка к школе

Интеллектуальная готовность

Ребенку в возрасте 6-7 лет необходимо знать и уметь следующее:

1. Свое имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город (село) и его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живет.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детенышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.
10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13. Знать великих русских поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей.
14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т.д.).
16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
17. Запомнить и назвать 6 – 10 предметов, картинок, слов.
18. Различать гласные и согласные звуки.
19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа "мак", "дом", "суп".
21. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
22. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
23. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
24. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
25. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Личностная готовность

Личностную готовность можно выявить, наблюдая за выполнением определенной деятельности ребенка.

У ребенка ярко выражено преобладание познавательного, нежели игрового мотива, по выбору деятельности. Это можно выявить путем прослушивания сказки или игры с игрушками.

«Сказка или игрушка»

После того как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку, но на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется - дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес, и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.

Существует несколько уровней выполнения ребенком какой- либо деятельности.

Первый (высший) уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет все его компоненты до конца занятия, работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе на протяжении всего занятия. Работает в основном точно, если допускает ошибки, то при проверке замечает и устраняет их. Не спешит сдать работу, а еще раз проверяет написанное, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и аккуратно.

Второй уровень. Ребенок принимает задание полностью, удерживает его до конца занятий, по ходу работы допускает немногочисленные ошибки на те или иные правила, но не замечает и самостоятельно их не устраняет. Не устраняет ошибки и при специальной проверке в конце занятий, ограничивается беглым просмотром написанного. Качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.

Третий уровень. Ребенок принимает лишь часть задания, до конца занятий не может ее сохранить во всем объеме. В результате несохранения инструкции в сознании пишет заданные системы знаков в беспорядке. В процессе работы допускает ошибки не только по невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их. Свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия. Не проявляет желания улучшить качество работы, к полученному результату равнодушен.

Четвертый уровень. Ребенок принимает очень небольшую часть инструкции, но почти сразу же теряет и ее. Пишет палочки и черточки в случайном порядке, ошибки не замечает и не исправляет. После сигнала об окончании сразу же оставляет работу без внимания. К качеству выполненной работы равнодушен.

Пятый уровень (самый низкий). Ребенок совсем не принимает задания по содержанию, часто он вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача. В лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать с карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек на листе.

Речевая готовность 

В первую очередь следует обратить внимание на развитие у ребенка следующих факторов:

1) правильность произношения звуков;

2) умение различать звуки речи на слух;

3) владение элементарными навыками звукового анализа слов;

4) словарный запас;

5) связную речь.

«Что изображено на картинке

Для проверки правильности звукопроизношения подбираются картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки: с,сь,з,зь,ц,ш,ж,ч,щ,р,рь,л,ль,й. Каждый из этих звуков должен быть в начале, середине, конце слов, что позволяет выявить затруднения ребенка при произношении.

с Сахар, миска, соус.

сь Сироп, кисель.

з Забор, роза.

зь Зефир, козел.

ц Цветок, блюдце, огурец.

ш Шоколад, шишка, душ.

ж Желудь, ножик.

ч Чашка, ручка, ключ.

щ Щенок, ящик, борщ.

р Ранец, кровать, костер.

рь Редиска, грибы, букварь.

л Лампа, половик, стул.

ль Люстра, малина, соль.

й Яйцо, майка, сарай.

Для проверки парных звонких и глухих 

(з – с) коза – коса

(б – п) бочки – почки

(р – л) рожки – ложки

Веселые стихи А.Шибаева «Одна буква»

Ребенку читаются стишки, в которых есть слова, где вместо одной буквы стоит другая. Ребенок отгадывает, какой звук нужно заменить и какое слово должно получиться.

Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом).

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами.

Врач напомнил дяде Мите:
Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель (капель) перед сном.

Жучка будку (булку) не доела:
Неохота. Надоело.
На пожелтевшую траву
Роняет лев (лес) свою листву.

Забодал меня котел (козел),
На него я очень зол.

«Картинки мИшка – мЫшка»

Исследование слуховой дифференциации также проводится по специально подобранным картинкам. Например, мышка – мишка, мишка – миска... Картинки называет теперь взрослый, а ребенок лишь молча показывает на называемый предмет.

(з – с) роза – роса
(
с – т) санки – танки
(
с – ш) мишка – миска
(
р – л) рожки – ложки, корка – колко
(
ш – щ) чаша – чаща
(
ч – с) чайка – сайка
(
рь – ль) Марина – малина
(
к – г) корка – горка
(
ль – й) лямка – ямка

При неразличении з – ж – ш можно изображать жужжание жука, писк комара, шуршание листвы, подбирать слова на трудный звук, выделять его на фоне слова, определять место звука в начале, середине, конце.

«Словарный запас»

Для исследования словарного запаса применяются следующие приемы:

1) название предметов, относящихся к различным группам, например: известные ему цветы, деревья, виды транспорта...;

2) нахождение общих названий для группы однородных предметов (чашка, стакан, блюдце – посуда), можно показать картинки, ребенок перечисляет предметы и называет общее слово;

3) подбор признаков и название по признакам предмета, например: кислый, желтый (лимон);

4) подбор действий к предмету (птица ..., уж ..., собака ...);

кто чем занимается: повар ..., ученик ...;

5) подбор предметов к действию: лает ..., мяукает ...;

6) подбор слов, близких по значению: храбрый – смелый, хороший – приятный;

7) подбор слов противоположного значения: белый – черный, хороший – плохой;

8) можно проверить понимание ребенком переносных значений. Для этого объясняются значения выражений:

золотое сердце

злой язык

короткая память...

«Много ухов»

Для проверки грамматической системы словоизменения можно предложить следующие задания:

1) назови один (глаза, уши, ...);

2) назови много (нос, лоб, ухо, ...);

3) закончи словосочетания:

три помидора, пять ...,

одна конфета, шесть ...,

три медведя, пять ...,

одно зеркало, семь ...

«Логические рассуждения»

а) Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький ...,

маленькая куколка, а большая ...

б) Закончи предложения:

Весной картошку сажают, а осенью ...

Воду наливают, а соль ...

в) Назови детишек:

у медведицы –

у коровы –

у слонихи –

у кошки –

у собаки –

г) Образуй прилагательные:

кораблик из бумаги -

шуба из меха -

у лисы хвост -

у зайца хвост -  ...

«Расскажи, что видишь»

С целью проверки состояния связной речи можно попросить ребенка рассказать, что он видит на картинке (картинка 1) Для овладения связной речью следует научить ребенка давать полный ответ на вопрос, вызывать у ребенка желание о чем-то рассказывать, расспрашивать о важных для него событиях, слушать внимательно и направлять сбивчивый рассказ путем вопросов по содержанию.

Для упражнений в рассказывании используют пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым, пересказ фильма, мультфильма, продолжение рассказа по началу, составление рассказа по концу.

Оценка результатов

10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 различных признаков (есть существительные, местоимения, обороты, вводные слова и т. п.) признаков.
В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных признаков.
6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков.

4-5 баллов дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.
2-3 балла в речи присутствуют 2-3 признака.
0-1 балл рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.

Выводы об уровне развития
10 баллов очень высокий.
8-9 баллов высокий.
4-7 баллов средний.
2-3 балла низкий.
0-1 балл очень низкий.

Память

Кратковременная память

Приготовьте 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов. Напримеригла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол, бутылка.

Инструкция. "Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов? Читаю."

Затем четко произнесите подряд 10 слов, после чего предложите повторить в любом порядке.

Такую процедуру совершать 5 раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.

Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наибольшее количество слов, и после этого оцените следующие характеристики ребенка:

A)
если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшается, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости;
Б) зигзагообразная форма кривой указывает на рассеянность, неустойчивость внимания;
B) "
кривая" в форме плато наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.

Объем памяти

Названные вами цифры ребенок должен повторить в том же порядке.
Инструкция. "Я назову тебе цифры, ты их постарайся запомнить, а потом мне их назовешь."
 

Внимание

Подготовьте лист бумаги 10x10 клеток. В клетках поместите в случайном порядке 16-17 разных фигур: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок и пр.

При определении концентрации внимания ребенок должен ставить на заданную вами фигуру крестик. А при определении переключаемости внимания ставить на одну фигуру крестик, а на другую - нолик.

Инструкция. "Здесь нарисованы различные фигуры. Сейчас ты будешь ставить в звездочках крестик, а в остальных ничего ставить не будешь".

При определении переключаемости внимания в инструкцию включается задание ставить крестик в выбранную вами фигуру, а в другую нолик. В остальные ничего не ставить.

Учитывается правильность, полнота выполнения задания. Оценивается по 10-балльной системе, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку. Обратите внимание на то, как быстро и уверенно ребенок выполняет задание.

«Мобилизация воли»

Ребенку предлагается альбом из 12 листов, в котором 10 заданий. На левой стороне (при развороте каждой позиции) вверху и внизу расположены 2 кружка диаметром 3 см, на правой - цветные картинки (пейзажи, звери, птицы, машины и т.д.).

Инструкция. "Вот альбом, в нем есть картинки и кружки. Нужно внимательно смотреть поочередно на каждый кружок, сначала на верхний. И так на каждой странице. На картинки смотреть нельзя." (Последнее слово интонационно подчеркивается.)

Выполнение всех 10 заданий без отвлечений на картинки оценивается в 10 баллов. Каждое невыполненное задание снижает оценку на 1 балл.

Мыслительные способности

Подготовьте 10 комплектов (по 5 рисунков):

1) 4
рисунка зверей; один рисунок птицы;
2) 4
рисунка мебели; один рисунок бытовой техники;
3) 4
рисунка игр, один рисунок работы;
4) 4
рисунка наземного транспорта, один рисунок воздушного транспорта;
5) 4
рисунка овощей, один рисунок с изображением любого фрукта;
6) 4
рисунка одежды, один рисунок обуви;
7) 4
рисунка птиц, один рисунок насекомого;
8) 4
рисунка учебных принадлежностей, один рисунок детской игрушки;
9) 4
рисунка с изображением продуктов питания; один рисунок с изображением чего-то несъедобного;
10) 4
рисунка с изображением разных деревьев, один рисунок с изображением какого-нибудь цветка.

Инструкция. "Здесь изображены 5 рисунков. Рассмотри внимательно каждый из них и найди тот рисунок, которого там не должно быть, который не подходит к остальным."

Ребенок должен работать в удобном для него темпе. Когда он справится с первым заданием, дайте ему второе и последующие.

Если ребенок не понял, как выполнять задание, повторите инструкцию еще раз и покажите, как нужно выполнять.

Из 10 баллов за каждое невыполненное задание оценка снижается на 1 балл.

Математическая готовность

Дошкольники должны:

1) считать в пределах 10;

2) правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;

3) сравнивать числа в пределах 10, называть наименьшее, наибольшее, уравнивать число предметов;

4) сравнивать по длине, высоте, ширине;

5) размещать предметы в порядке возрастания, убывания; ~ 6) различать форму предметов;

7) ориентироваться на листе бумаги;

8) различать геометрические фигуры.

 «Ориентировка в пространстве»

а) Где ты живешь?

б) Твой дом маленький или большой?

в) Сколько этажей в твоем доме? (Можно нарисовать.)

г) Сколько этажей над (под) твоей квартирой?

д) Какой транспорт останавливается рядом с твоим домом?

е) Магазин находится далеко или близко от дома?

ж) Магазин выше или ниже твоего дома?

2) Соревнование: как быстрее и лучше дойти до аптеки, до магазина?

3) Ориентирование по словесному описанию. Накрываем стол. Положи справа, слева, в центре...

4) Во время прогулки найти определенное дерево, цветок. (Пройди прямо 10 шагов, повернись: направо, налево, назад...)

5) Умение сравнивать: большой – маленький, короткий – длинный, высокий – низкий, широкий – узкий.

Необходимо проследить, чтобы одно понятие не заменялось другим (вместо «высокий» иногда говорят «длинный», вместо «тонкий» – «узкий»).

6) Различие по тяжести.

Сравнить, что тяжелее: 1 кг песка или вес пустого ведра и 1 кг пуха.

7) Развитие количественных представлений начинайте с уточнения понятий: много, мало, несколько.

8) Вводите в активный словарь (иллюстрируя) слова: было, взяли, осталось, стало, всего, вместо, столько же, поровну, одинаково.

9) Для развития навыка счета нужно считать предметы в группе, называть цифру, обозначающую их количество.

10) Счет от 1 до 10, от заданного числа до заданного.

11) Нужно научить ребенка сравнивать числа. Игры в «классы», «лестницу», когда на ступеньку кладут цифру, помогают освоить счет от 1 до 10 и обратно. Используйте любую бытовую ситуацию для счета: поставь 2 чашки, посчитай, сколько нас, сколько еще нужно поставить... можно прыгать и считать, хлопать и считать.

Для проверки представлений детей о числах могут быть предложены следующие задания:

1. Счет предметов в группе.

2. Счет однородных предметов, расположенных в ряд или в случайном порядке.

3. Счет от 1 и далее, сколько ребенок сможет.

4. Счет от заданного числа до заданного.

Замечание:

При счете названия числительных должны совпадать с показом предметов. Исподволь обратить внимание на изменение порядковых числительных по родам:

Группа одна. Яблоко одно. Огурец один.

Мальчик первый, второй. Девочка первая, вторая. Окно первое, второе.

После того как дети усвоили, как образуются числа, можно познакомить их с цифрами.

Цифры можно обводить, вылепить из теста на пирожках, выложить из камешков, написать на снегу, песке.

Полезно выучить стихотворение С. Я. Маршака «Давайте познакомимся».

Можно, играя, раскрашивая, познакомить дошкольника с геометрическим материалом. При этом дети отвечают на вопросы: сколько нарисовано кружков, квадратиков, треугольников, прямоугольников; на сколько каких фигур больше, меньше, каких поровну?

С ребенком можно выучить веселые стихи о геометрических фигурах:

Узнаешь сразу ты, кто я,
На нас ты посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла
И столько же вершин.
Мы треугольников семья.


Узнал теперь, кто я?
Каждый угол в нем прямой,
Он давно знакомый мой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Начертить его я рад.
Получается квадрат.

Задачи для ребенка придумываются в любой обстановке – дома, на прогулке, в транспорте.

На предметах, в рисунках он может показать, как решал задачу.

Например:

Нарисуй столько кружков, сколько машин было в гараже...
Положи к двум карандашам столько же. Посчитай, сколько стало.
Отними один карандаш, посмотри, сколько осталось.

Письменная готовность

Графический диктант

Ребенку дают листок бумаги в клеточку и карандаш. Показывают и объясняют, как нужно проводить линии.

Инструкция. "Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Сначала я покажу тебе, как нужно рисовать, а потом я буду тебе диктовать, а ты внимательно слушай и рисуй. Давай попробуем."

Например: одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз.

"
Видишь какой рисунок получился? Понял? Теперь выполни задание под мою диктовку, начиная вот от этой точки." (Ставится точка в начале строки.)

Первое графическое изображение

Инструкция. "Теперь внимательно слушай меня и рисуй только то, что я буду диктовать: одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз."

Оценка:

За все задание - 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.

Второй графический диктант

Инструкция. "Теперь нарисуй еще один рисунок. Слушай меня внимательно: одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо."

Оценка:

За все задания - 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.

Третий графический диктант

Инструкция. "Теперь нарисуем еще один узор. Слушай меня внимательно: одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, три клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо."

Оценка:

За все задание - 10 баллов. За каждую ошибку снимается 0,5 баллов.


Оценки моторной персеверации (т.е. шаблонного повторения движения)

Инструкция. "Посмотри внимательно на этот узор и попробуй нарисовать такой же. Вот здесь (указать где)."
Ребенок должен продолжить узор, изображенный на бланке. Поочередно предлагается 10 бланков.
За каждое правильно выполненное задание - 1 балл. Максимально - 10.

 



 

 

 

 

 

 

 

 




Методика Керна - Йерасека

Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.

Методика состоит из трех заданий:

1.
Срисовывание письменных букв.
2.
Срисовывание группы точек.
3.
Рисование мужской фигуры.

Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.

А. Копирование фразы "Ей дан чай"

Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу "Ей дан чай", написанную письменными(!) буквами. Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов.

Инструкция. "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши так же."

10
баллов - срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.
8-9
баллов - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна.
7-6
баллов - буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
5-4
балла - на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.
3-2
балла - каракули.

Б. Срисовывание группы точек

Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм

 

Инструкция. "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь" (показать где).

10-9
баллов - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое.
8-7
баллов - число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек.
6-5
баллов - рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается.
4-3
балла - контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем
1-2
балла - каракули.

В. Рисунок человека

Инструкция: "Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю)." Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: "Можно ли рисовать тетю?" - необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.

При оценке рисунка человека учитывается:
-
наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
-
наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
-
способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.

10-9
баллов - есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией ("синтетический", когда руки и ноги как бы "вытекают" из туловища.
8-7
баллов - по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не "синтетическим способом". Нарисована отдельно голова и туловище. К ним "прилеплены" руки и ноги.
6-5
баллов - есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4-3
балла - примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек".
1-2
балла - отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.

Воображение

Воображение ребенка оценивается по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности. Ребенку в связи с этим предлагается выполнить три задания:

Придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 мин. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.

«Вербальная фантазия» (речевое воображение)

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

  1. Скорость процессов воображения.
  2. Необычность, оригинальность образов.
  3. Богатство фантазии.
  4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.
  5. Впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.
О баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.
Если в течение 1 мин ребенок так и не придумал сюжета рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 балловЕсли же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенной на это минуты, то по скорости воображения он получает оценку в i баллНаконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 сек отведенного времени, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла.
Необычность, оригинальность образов расценивается следующим способом.
Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 балловЕсли ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 баллНаконец, в том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.
Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка.
Если общее число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребенок получает 2 баллаЕсли общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 баллЕсли признаков в рассказе мало, но в целом не менее 5, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

Выводы об уровне развития
10 баллов очень высокий.
8-9 баллов высокий.
4-7 баллов средний.
2-3 балла низкий.
0-1 
балл очень низкий.


«Рисунок»


В этой методике ребенку предлагаются стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 мин.
Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производятся таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.


«Скульптура»


Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

Фантазия ребенка оценивается примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках, от 0 до 10 баллов.
0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.
2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.
4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.
6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.
8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.
10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.
Выводы об уровне развития
Оценка в 10 баллов свидетельствует о наличии у ребенка задатков к тому виду деятельности, для которого существенно развитие соответствующего вида воображения. Такой ребенок, безусловно, готов к обучению в школе по тестируемому признаку.
Оценка, находящаяся в пределах от 8 до 9 балловговорит о том, что ребенок вполне готов к обучению в школе.
Оценка в интервале от 6 до 7 баллов является признаком того, что в целом данный ребенок удовлетворительно подготовлен к обучению в школе.

Оценка в 4-5 баллов говорит о том, что готовность ребенка к обучению в школе является недостаточной.
Оценка, равная 3 и меньше балламчаще всего выступает в качестве признака неподготовленности ребенка к обучению в начальной школе.

«Образные представления»


Ребенку поочередно даются 2 разрезанные картинки. Инструкция дается для каждой разрезанной картинки. Время сбора каждой картинки контролируется.

А) Мальчик. Перед ребенком лежит разрезанный на 5 частей рисунок мальчика.
Инструкция. "Если правильно сложить эти части, то получится красивый рисунок мальчика. Сделай это как можно быстрее."

Б) Медвежонок. Перед ребенком лежат части рисунка медвежонка, разрезанного на части.
Инструкция. "Это разрезанный на части рисунок медвежонка. Сложи его как можно быстрее".

Чем быстрее были собраны картинки, тем выше показатель.

Коммуникативная сфера

Уровень развития общительности ребенка определяется в детском саду воспитателем во время общих детских игр. Чем активнее ребенок в общении со сверстниками, тем выше уровень развития коммуникативной системы.

10
баллов - сверхактивный, т.е. постоянно тормошит сверстников, вовлекая в игры, общение.
9
баллов - очень активный: вовлекает и сам активно участвует в играх и общении.
8
баллов - активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение.
7
баллов - скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других.
6
баллов - трудно определить, активный или пассивный: позовут играть - пойдет, не позовут - не пойдет, сам активности не проявляет, но и участвовать не отказывается.
5
баллов - скорее пассивный, чем активный: иногда отказывается от общения, но участвует в играх и общении.
4
балла - пассивный: только иногда участвует в играх, когда его настойчиво приглашают.
3
балла - очень пассивный: не участвует в играх, только наблюдает.
2
балла - замкнутый, не реагирует на игры сверстников.

Упражнение на развитие различных качеств

Упражнение на развитие произвольного внимания

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа завершена, его предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок спрашивает, что делать дальше, - ответить, что пусть он делает так, как понял. Если малыш справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.

Упражнения для коррекции и развития восприятия

Упражнение «Определи звуки»

Предназначено для развития способностей к фонематическому различению. Эти способности лежат в основе успешного обучения чтению, письму, иностранным языкам. Ребенку предлагают картинки с изображением различных предметов. Произносится какое-то слово и ребенка просят показать тот предмет, название которого начинается с того же звука. Например, говорят слово «молоко», и ребенок показывает на рисунок морковки.

Упражнение на развитие точности восприятия «Дорисуй фигуры»

Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их.

Упражнение на развитие наблюдательности

Предложите ребенку игру: «Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность». Ребенок называет предметы: часы, выключатель, ваза, столик и еще многое другое. Проведите эту игру в соревновательной форме: «Кто больше назовет таких предметов

Упражнения для коррекции и развития мышления

Упражнение на развитие мыслительной операции «Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

Муха и бабочка

Дом и избушка и т.д.

Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия.

Упражнение на развитие скорости мышления «Оканчивание слов»

Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадай, что я хочу сказать! По…» - так вы начинаете игру.

Всего предлагается 10 слогов: по, на, за, ми, му, до, че, пры, ку, зо. Можно придумывать по нескольку слов на один слог.

Упражнение «Четвертый лишний»

Подберите серию рисунков или слов. Каждая из которых состоит из четырех слов или рисунков. 3 из них являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 отличается и должно быть исключено.

Храбрый, злой, смелый, отважный

Яблоко, слива, огурец, груша

Час, минута, лето, секунда

Упражнения для коррекции и развития памяти

Упражнение на развитие зрительной памяти

Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите повторить, сложить такую же.

Упражнение на запоминание цифр, букв, слов

Покажите ребенку цифровой ряд, написанный на карточке, и попросите его повторить в той же последовательности эти цифры, затем увеличивайте этот ряд на одну цифру.

Упражнения для коррекции и развития произвольной сферы

Упражнение «Раскрась фигуры»

Ребенку показывают рисунок с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения.

Упражнение «Рисование узоров»

Ребенок должен рисовать узоры, следуя инструкции.


Краткая характеристика готовности к обучению в школе

Не готов

Готов

Не умеет планировать и контролировать свои действия, низкая мобилизация учения (ориентация только на органы чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий.

Умеет планировать и контролировать свои действия (стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий.


Карта-характеристика готовности к обучению в школе (психолого-педагогический статус старшего дошкольника)

Параметры

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Психологическая и социальная готовность (произвольная беседа с ребенком)

1. желание учиться в школе

да

не знает

нет

2. учебная мотивация

осознает важность и необходимость учения

привлекает внешняя сторона учения

цели учения не осознаются

3. умение вести себя адекватно

легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, ведет себя адекватно

контакт и общение затруднены

плохо вступает в контакт, плохо понимает ситуацию

4. отношения со взрослым

может обратиться с просьбой к взрослому, прислушивается к замечаниям, старается их выполнить

контакт со взрослыми затруднен

трудности в общении со взрослыми, не реагирует на замечания

5. конфликтность

не провоцирует конфликты, не бьет первым

провоцирует конфликты

очень конфликтен

6. самоконтроль

поддерживает опрятный внешний вид, контролирует движения тела, свои эмоции

трудности с самоконтролем

не соблюдает принятые в группе правила поведения и общения

Параметры

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

7. организованность поведения

да

недостаточно

нет

Развитие школьно-значимых психофизиологических функций*

8. фонематический слух

говорит без ошибок, понимает сложные речевые конструкции

есть нарушения в звукопроизношении (обследование логопеда)

косноязычие (логопедические коррекционные занятия)

9. мелкие мышцы рук

легко переписывает, копирует незнакомый текст

скопированный текст может прочитать, но его написание вызывает серьезные трудности

не может скопировать текст

10. пространственная ориентация, координация движений

подвижен, ловок

недостаточно ловок

неуклюж

11. координация в системе глаз - рука

правильно переносит простейший графический образ

незначительные искажения

грубые искажения

12. объем зрительного восприятия

норма

ниже средних показателей возрастной группы

намного ниже средних показателей

Развитие познавательной деятельности (беседа)*

13. кругозор

развернутые и конкретные представления о мире (время года, страна, свой город и т.д.)

знания ограничены непосредственно окружением

знания ограничены и бессистемны

14. развитие речи

речь содержательна, выразительна, грамматически правильна

затруднения в поиске слов для выражения мыслей

односложные ответы, в речи много ошибок

15. развитие познавательной активности

любознателен, активен, не нуждается в дополнительных стимулах

узкий круг интересующих вопросов

низкий уровень активности, требуется постоянная стимуляция

16. сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения)

понимает скрытый смысл предметов, легко обобщает, сравнивает

при выполнении требуется помощь учителя

требуется обучающая помощь учителя

17. произвольность деятельности

удерживает цель, намечает план

удерживает цель, намечает план, но много отвлекается

хаотичен, не доводит дело до конца

18. контроль и темы деятельности

много успевает, видит ошибки

мало успевает, исправляет ошибки

не видит своих ошибок, мало успевает

19. кратковременная память (зри-тельная, слуховая)

более 50%

50%

менее 50%

Примечание*: оценивается с помощью специальных тестовых заданий <1>


Анкета для родителей.
Знаете ли вы своего ребенка?

ФИО ребенка

Дата рождения

Сведения о состоянии здоровья:

Часто ли болеет?

Хронические заболевания?

Особенности:

  • быстро утомляется;
  • утомляется после длительной нагрузки;
  • неутомим;
  • быстро переходит от радости к грусти;
  • стабилен в проявлении настроения;
  • преобладает возбуждение;
  • возбуждение и торможение уравновешены;
  • преобладает торможение

Личностные качества ребенка

Направленность интересов:

  • на учебную деятельность;
  • на трудовую деятельность;
  • на художественно-эстетическую деятельность;
  • на достижения в спорте;
  • на отношения между детьми

Трудолюбие:

  • любую работу всегда выполняет охотно;
  • охотно берется за работу, старается выполнить ее хорошо;
  • редко охотно берется за работу;
  • чаще всего старается уклониться от любой работы;
  • всегда уклоняется от выполнения любого дела

Ответственность:

  • всегда и хорошо выполняет любое поручение;
  • редко выполняет порученное ему дело;
  • никогда не доводит до конца порученное ему дело.

Инициативность:

  • часто выступает зачинателем любого нового дела;
  • редко сам начинает новое дело;
  • никогда не выступает зачинателем какого- либо дела.

Любознательность:

  • активно узнает что-то новое в окружающем его мире;
  • редко стремится узнать что-то новое, как правило, интересуется одной проблемой;
  • равнодушен ко всякого рода новым знаниям.

Аккуратность:

  • всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда опрятен, подтянут;
  • не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда бывает неопрятен, неряшливо одетым;
  • часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих вещей;
  • совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем виде. Всегда неопрятен.

Отношение к людям

Коллективизм:

  • всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается оказать помощь;
  • склонен проявлять заботу о незнакомых людях;
  • нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично;
  • считает излишним проявлять заботу о незнакомых людях

Честность, правдивость:

  • всегда правдив по отношению к своим родителям, воспитателям, товарищам, говорит правду;
  • почти всегда правдив по отношению к родителям, товарищам;
  • часто говорит неправду ради собственной выгоды;
  • склонен всегда говорить неправду

Общительность:

  • всегда охотно вступает в контакт с людьми;
  • стремится общаться с ограниченным кругом детей;
  • предпочитает работать и играть один;
  • замкнут, необщителен

Отношение к себе

Скромность:

  • никогда не выставляет напоказ свои достоинства;
  • иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих достижениях;
  • часто хвастается еще не сделанным;
  • хвастается даже незначительными достижениями, преувеличивает

Уверенность в себе:

  • все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости;
  • порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам;
  • часто при выполнении заданий, поручений просит помощи;
  • постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других

Стремление к успеху, первенству:

  • всегда и во всем стремится быть первым, настойчив;
  • стремится в чем-то одном, особо его интересующем, добиться признания, успеха;
  • очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка»;
  • никогда не стремится в чем-либо быть первым

Настойчивость:

  • всегда добивается выполнения намеченного, не отступает перед трудностями;
  • доводит до конца задуманное, лишь если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий;
  • очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями;
  • столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

Анкета для родителей/воспитателей

1.Фамилия, имя ребенка. Дата рождения.

2. Общителен ли ваш ребенок со взрослыми?
а) очень,
б) не очень,
в) совершенно замкнутый.

3. Общителен ли ваш ребенок с детьми?
а) очень общительный, в большинстве случаев предпочитает играть не один, а с другими детьми,
б) не очень общительный, чаще предпочитает играть один,
в) иногда предпочитает играть один, иногда с другими детьми.


4.
Если ваш ребенок общительный, то предпочитает ли он играть:

а) с детьми старше себя по возрасту,

б) с ровесниками,
в) с более младшими детьми.


5.
Как ведет себя ваш ребенок в игре?
а) умеет организовать детей для совместной игры и для других занятий, берет на себя в игре только ведущие роли,
б) одинаково хорошо выполняет в игре как ведущие, лидерские, так и подчиненные, второстепенные роли,
в) чаще всего в игре берет на себя второстепенные роли, подчиняясь другим.


6.
Каковы взаимоотношения вашего ребенка с другими детьми?
а) умеет дружить и без конфликтов играть с другими детьми,
б) часто конфликтует.


7.
Делится ли ваш ребенок игрушками с другими детьми?
а) охотно делится,
б) иногда делится, иногда нет,
в) не делится.


8.
Сочувствует ли ваш ребенок другим людям?
а) всегда сочувствует другому, когда тот чем-то огорченпытается его утешить, пожалеть, помочь,
б) иногда сочувствует, иногда нет,
в) почти никогда не сочувствует.

9. Обижает ли ваш ребенок других детей?
а) часто обижает,
б) иногда обижает,
в) никогда не обижает.


10.
Часто ли ваш ребенок жалуется взрослым?
а) часто,
б) иногда,
в) никогда.


11.
Обидчив ли ваш ребенок?
а) очень обидчив,
б) иногда обидчив,
в) не обидчив.


12.
Справедлив ли ваш ребенок?
а) всегда справедлив,
б) иногда справедлив, иногда нет,
в) чаще всего не справедлив.


13.
Всегда ли ваш ребенок говорит правду?
а) всегда,
б) иногда говорит, иногда нет,
в) чаще обманывает и говорит неправду.


14.
Всегда ли ваш ребенок ведет себя вежливо?
а) всегда,
б) иногда.
в) почти никогда не ведет себя вежливо.


15.
Всегда ли ваш ребенок послушен?
а) всегда,
б) иногда послушен, иногда нет,
в) почти никогда не бывает послушным.


16.
Самостоятелен ли ваш ребенок?
а) вполне самостоятелен, любит и делает все сам,
б) иногда самостоятелен, иногда нет,
в) чаще всего несамостоятелен, предпочитает, чтобы за него
все делали другие.


17.
Настойчив ли ваш ребенок?
а) всегда очень настойчив и старается дело доводить до конца,
б) иногда настойчив, иногда нет,
в) нет и обычно не доводит до конца дело, за которое взялся.


18.
Трудолюбив ли ваш ребенок?
а) очень трудолюбив, всегда охотно и старательно выполняет
порученную ему работу,
б) иногда любит трудиться, иногда ленится,
в) чаще всего проявляет лень, не любит работать.


19.
Уверен ли ваш ребенок в себе?
а) вполне уверен,
б) иногда уверен, иногда нет,
в) не уверен.


Оценка результатов
Степень развитости каждого коммуникативного качества личности ребенка по анкете определяется при помощи следующей шкалы, которая ставит во взаимно однозначное соответствие обозначенные выше строчными буквами пункты шкалы и оценки в десятибалльной системе:
10 баллов выбор для ответа пункта «а». 5 баллов выбор из ответа пункта «б». 1 балл выбор для ответа пункта «в». Путем суммирования оценок по всем пунктам и деления полученной суммы на 18 получается средняя оценка степени развитости у данного ребенка всех его коммуникативных качеств личности и межличностных отношений.
ЗамечаниеПо первому (анкетные данные) и по четвертому пунктам (предпочтительный выбор людей для общения) количественные оценки ребенок не получает. Ответы на четвертый пункт позволяют делать выводы качественного характера, которые дополняют количественные оценки.
Если оценки ребенка, полученные со стороны родителей, воспитателей и учителей, совпадают, то можно делать вывод о том, что оцениваемое качество личности у ребенка действительно существует. Если совпадают только оценки двух из трех экспертов, характеризующих ребенка, то делается вывод о том, что данное качество свойственно ребенку с достаточной степенью вероятности. Если, наконец, оценки, предложенные всеми тремя экспертами, расходятся, то ничего определенного о наличии или отсутствии у ребенка данного личностного качества без дополнительного специального исследования сказать нельзя.


Картинка 1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»

Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...