Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.
картотека по коррекционной педагогике

Раводина Дарья Викторовна

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

с нарушениями зрения.

Профилактика возрастных заболеваний.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад №40 «Солнышко»

        

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

с нарушениями зрения.

Профилактика возрастных заболеваний.

Воспитатель:

Раводина Дарья Викторовна

Учитель-дефектолог (Тифлопедагог):

Дозорова Алена Анатольевна

2018

За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Помимо врождённых отклонений отмечается увеличение числа хронических заболеваний различных органов и систем. Особое место в детской патологии занимают различные виды нарушения зрения, которые могут привести к полной слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы.

В настоящее время значительную часть в структуре глазной патологии занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Помимо этого многие дошкольники страдают косоглазием, амблиопией и многими другими видами нарушения зрения.

Структура зрительной патологии детей:

  •  Врожденная миопия
  • Гиперметропия разной степени
  • Сходящееся косоглазие
  • Амблиопия
  • Сходящееся косоглазие

Поэтому для них необходимо создать условия, которые будут способствовать успешному лечению той или иной патологии, восстановлению зрения.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

с нарушениями зрения

Возраст детей

Особенности развития познавательной деятельности у детей с нарушениями зрения

3 -4года

Снижение функций зрения приводит к снижению скорости и точности восприятия, искажённость восприятия единичных предметов. Дети с нарушениями зрения испытывают серьёзные трудности  в определении  цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов.

Для работы с  детьми создаются специальные условия,  компенсирующие недостатки цветовосприятия:

- усиление насыщенности и яркости цветовых тонов в предметах и изображениях;

применение специальных  средств  для рисования.

Для знакомства с предметами нужно правильно использовать остаточное зрение.  Для этого важно направлять внимание ребёнка на то, какой формы предмет, сочетать зрительное  прослеживание с движением пальчика по контуру предмета.

5-6 лет

Существенно повышается уровень произвольного управления своим поведением, что оказывает положительное воздействие на внимание, память, мышление. Существенные сдвиги происходят в умении ориентироваться в пространстве. Интенсивно развиваются высшие формы наглядно- образного мышления. Продолжают совершенствоваться все стороны речи.

6-7 лет

Умеют отделять главное от  второстепенного, понимают, что явления связаны между собой.

Мышление приобретает высокую степень отвлечённости и обобщённости.

Неумение сосредоточить внимание на объекте за счёт прослеживающих функций глаза.

Освоение предметного мира, развитие предметных действий носят замедленный характер.

Зрительные нарушения осложняют формирование речи (обеднённая смысловая сторона,  чувственная сторона речи).

Затруднена ориентировка в пространстве.

Одним из требований при организации коррекционно-педагогического процесса в специальном дошкольном образовательном учреждении является строгое соблюдение охранительного режима и проведение мероприятий, связанных не только с лечением, укреплением и восстановлением зрительных функций, но и профилактикой зрительных нарушений. Профилактика зрительных нарушений является неотъемлемой составляющей коррекционно-педагогической деятельности в образовательном процессе детей с нарушениями зрения.

По мнению Г.Г. Демирчогляна, педагоги могут и должны сделать всё возможное для нормального развития детского зрения. В связи с этим педагогический коллектив МБДОУ  детский сад  № 40 «Солнышко»» большое внимание уделяет охране и гигиене зрения дошкольников, проведению различных занятий, игр и упражнений, способствующих качественному улучшению зрительных функций.

В программе  для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида «Коррекционная работа в детском саду» под редакцией  Л.И. Плаксиной наряду  с  общими  задачами  охраны и укрепления  здоровья  предусмотрены упражнения  для глаз, направленные на  преодоление  зрительных  нарушений, развитие  зрительной  ориентации, снятия зрительного  утомления, совершенствования центрального и периферического  зрения.

Зрительная гимнастика – это часть коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями зрения. Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Поэтому зрительная гимнастика эффективна в случае её регулярного проведения, с учётом нарушенных зрительных функций и под обязательным наблюдением врача-офтальмолога. Офтальмологами доказано положительное влияние физкульминуток на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у детей, при котором улучшается мозговое кровообращение и укрепляется склера глаза.

Цель  зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Эффективность зрительной гимнастики:

- способствует  более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала;

- снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность;

- способствует предупреждению нарушений зрения и развитию глазных заболеваний;

- улучшает кровооращение.

Условия проведения зрительной гимнастики.

1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони,  дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

Методика проведение зрительной гимнастики

  • Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, не очень большим.
  • Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой.
  • При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше.
  • Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям: посмотрели вверх-вниз и т. д.
  • Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию.
  • Следует отмечать старание, желание и результаты детей.

В практике нашего ДОУ педагогами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик:

- со зрительными стимулами (предметами)

- с сигнальными метками;

- с индивидуальными офтальмотренажерами;

- с настенными офтальмотренажерами;

- с опорой на схему.

Изучив методические рекомендации Базарного В.Ф., Григоряна Л.И., мы разработали материал по использованию тренажеров различного направления (офтальмотренажеры, «держалки», сигнальные метки), целью которых является:

- снижение психической и зрительной утомляемости;

- повышение остроты зрения;

-  развития зрительно-двигательной координации;

- упражнение детей в сосредоточении взгляда на неподвижном и движущемся предмете;

- повышение общей активности детей во всех видах деятельности.

Упражнения со зрительными стимулами (предметами)

 Для этой цели используется яркий предмет, который прикрепляется к указке (игрушка, бабочка). Ребёнку предлагается отправиться в путешествие, следить при этом только глазами, голова неподвижна. Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил  движение предмета, который должен быть крупным, ярким, не очень большим. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих (стоящих) детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей остановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные – располагаются дальше. Применение зрительных ориентиров  позволяет упражнять детей  в сосредоточении взгляда на  неподвижном и движущемся предмете.  Кроме того, дети  более осознанно выполняют  глазодвигательные  действия  за конкретным предметом, чем просто  за пальцем, при  этом, не напрягая  зрение.

Для упражнений, где необходимо следить за пальцем руки, можно использовать пальчиковый кукольный театр, или специально сделанные, изображения героев сказок, которые можно надеть на палец. Эти приёмы помогут детям с интересом выполнять однообразные упражнения, направленные на развитие зрительного анализатора.  

Упражнения с сигнальными метками: в различных участках комнаты, в пределах которой проходят занятия на потолке фиксируются (либо подвешиваются) привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. ими могут служить игрушки или красочные картинки.  

Игрушки (картинки) мы подбираем  с таким расчётом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известной сказки (одна лексическая тема). С целью повышения эффективности упражнений по активизации чувства координации и равновесия, их выполняют  только в положении «стоя».

Настенные офтальмотренажеры  представлены виде  схем, размещаются на стене, против лица. Упражнения заключаются в поочерёдном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним органом зрения.

Зрительные тренажеры и лабиринты используются для стимуляции, активизации и развития зрения; укрепления и восстановления работы мышц глаза на стене, снятию напряжения с глаз.

В комплекс зрительной гимнастики включаются также упражнения на улучшение и укрепление аккомодации для детей с расходящимся косоглазием, а для детей со сходящимся косоглазием – упражнения на расслабление конвергенции, на улучшение кровообращения и циркуляции глазной жидкости; на укрепление глазодвигательных мышц; для снятия зрительного утомления; на совершенствование центрального и периферического зрения.

При расходящемся косоглазии зрительные гимнастики на полу; при сходящемся косоглазии – на стене и потолке.

Упражнения на усиление аккомодации при расходящем косоглазии

При расходящемся содружественном косоглазии упражнения предназначены усилить аккомодацию, что предполагает направление взора  вблизь  и  вниз.

Упражнения:

Сортировка геометрических фигур по цвету, форме.

Составление целого из частей – кубики.

Работа с мозаикой средних размеров: сортировка, выкладывание узора.

Нанизывание колец, счетных палочек, катушек, пуговиц на леску.

Выкладывание узора из цветных палочек.

Вдевание лески в модель игры.

Обведение контура.

Перерисовка изображений через кальку.

Игры с мячом: отбивание о пол, прокатывание по полу.

Игра «Поймай рыбку»

Вырезание фигур, их деталей.

Игра « Набрось колечко», «Поймай рыбку».

Хождение по гимнастическому бревну с направлением взора вниз.

Упражнения на расслабление конвергенции  при сходящемся косоглазии

При сходящемся содружественном  косоглазии задача упражнений — расслабить конвергенцию, что предполагает направление взора ребёнка  вдаль и вверх.

Упражнения:

Рассматривание картинок, уменьшая и увеличивая расстояние до них.

Рассматривание далеких и высоких предметов.

Работа с магнитным конструктором.

Раскрашивание картинок, укреплённых на доске.

Вдевание лески в модель иглы на расстоянии.

Игры в лото, домино на подставке.

 Кольцебросы.

Бадминтон, волейбол.

Метание мячей, мешочков, снежков в цель.

Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу.

Опыт нашей работы позволил отметить, что профилактика  глазных заболеваний, основанная  на специальных двигательных упражнениях  для зрительного  прослеживания  с  применением  специальных  тренажеров  является эффективной и неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса. Использование зрительной гимнастики в комплексе с другими профилактическими и оздоровительными мероприятиями по снятию зрительного напряжения и укреплению зрительных функций детей обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Зная возрастные особенности, многим родителям легче строить общение со своим ребенком....

Консультация для помощников воспитателей. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Задачи:Информирование сотрудников о психологических особенностях детей дошкольного возраста.Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.Выявление  и способы решения проблем, п...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Материал полезен для родителей, которые желают видеть особенности своего ребёнка, понимать к чему стремиться и чего не нужно добиваться от ребёнка того или иного возраста....

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей поможет осознать возрастные и индивидуальные особенности своего ребенка, поведенческие особенности в разные периоды дошкольного детства....

Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста в воспитательно-образоваельной работе

Консультация для педагогов. Памятка для педагогов "Психологические особенности детей дошкольного возраста". Памятка для педагогов "Психологические особенности типов темперамента"....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Возрастные особенности детей дошкольного возраста...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...