Главные вкладки

    Консультация для помощников воспитателей. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
    материал по теме

    Лепехина Галина Александровна

    Задачи:

    • Информирование сотрудников о психологических особенностях детей дошкольного возраста.
    • Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.
    • Выявление  и способы решения проблем, при общении с детьми, определении стратегии общения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл aaa_ns_portal.docx28.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для помощников воспитателей


    «Возрастные психологические особенности дошкольного возраста.  Выявление  проблем при общении с детьми»

    Цель: повышение общей психологической грамотности.

    Задачи:

    1. Информирование сотрудников о психологических особенностях детей дошкольного возраста.
    2. Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.
    3. Выявление  и способы решения проблем, при общении с детьми, определении стратегии общения

    Форма работы: групповая.

    Содержание консультации

    Игра-разминка «Вопрос - ответ»

    Ведущий кидает мяч любому из участников и задет вопрос. То у кого мяч, отвечает и возвращает мяч ведущему. Процедура повторяется с другим участником, и так 5-8 раз.

    Вопрос: какое у Вас сегодня настроение?

    Следующий вопрос зависит от ответа.

    Ведущий: какое у Вас сегодня настроение?

    Участник: солнечное!

     Ведущий: что еще бывает солнечным?

    Участник: день.

    Ведущий: каким еще бывает день?

    Участник: счастливым…

    И т.д.

    Мы часто слышим фразу: «Он не хочет ничего делать». Что вы при этом чувствовали? Наверное, бессилие, потому что практически невозможно научить ребенка чему-либо, если он не хочет этого. Наш сегодняшний разговор будет о том, что стоит за его нежеланием. И так, ребенок не хочет что-то делать. Что является замочком? Его эмоциональное  состояние.

    Эмоции определяют мотивы поведения, в том числе и учебные. Можно выделить основные базовые эмоции – «кирпичики» эмоционального мира человека и соответствующие им поведенческие реакции. Попробуем назвать их вместе. Я буду описывать поведение, а вы – искать подходящую эмоцию.

    Разрушение, попытка устранения препятствия – гнев

    Утрата чего-то, что приносит удовольствие – грусть, горе, уныние

    Исследование, исследование окружающей среды – любопытство.

    Реакция на контакт с новым, незнакомым – удивление

    Попытка избежать разрушения, реакция на боль или угрозу боли – страх.

    Созидательное поведение – радость.

    ОСОБЕННОСТИ ДЕТЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1. Чем больше ваш ребёнок двигается, тем больше развивается его кругозор, в его поле зрения попадает большее количество предметов, что положительно влияет на его развитие. Самостоятельная ходьба позволяет ребёнку самому сделать выбор, на что обратить своё внимание, какую игрушку схватить, а какую обделить своим вниманием.
    2. Постепенно ребенок растёт, его речевой аппарат развивается и теперь он уделяет внимание не только объектам, попавшим в его поле зрения, но и на слова и фразы. Теперь взрослым  следует быть осторожным, как в произнесении нецензурной лексики, бытовых ругательств, но и в применении грубой интонации, которая магнетическим образом притягивает внимание ребенка.
    3. Внимание ребёнка дошкольного возраста устроено таким образом, что теперь ему доставляет большое удовольствие смотреть, как вы читаете ему сказки и со всех сил пыжитесь, пытаясь изобразить из себя красного рака.
    4. Ребёнок дошкольного возраста хоть и способен на сосредоточенную деятельность в течение 10 минут, тем не менее, ещё не слишком внимателен к тому, что происходит вокруг него в этот момент. Поэтому не отчаивайтесь, если ребёнок, рисуя солнышко, увлёкшись занятием и сосредоточив на нём своё внимание, совершенно не заметил, что разлил баночку с красной краской на белый ковёр и умудрился не заметить, как намочил штанишки, не слышит ваших просьб.
    5. Ребёнок может сосредоточиться лишь на несложных действиях.

            

    Психологические возрастные особенности развития детей 2-3 лет

    СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: 
    Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

    ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: 
    Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.

    ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: 
    Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?".

    ПОНИМАНИЕ РЕЧИ: 
    Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".

    Возрастные особенности развития детей 3-4 лет

    СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: 
    Любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми. Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым.

    РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: 
    Интенсивное развитие речи. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он - папа, она - мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Считает до пяти.

    ПОНИМАНИЕ РЕЧИ: 
    Понимает названия цветов: "Дай красный мяч". Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию ("Дай мне красный кубик и голубой шар").

    Возрастные особенности развития детей 4-5 лет

    ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
    Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения.

    ПАМЯТЬ: 
    Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий;

    ВНИМАНИЕ: 
    Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут.

    ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, МОТОРИКА РУК, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:
    Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.

    Возрастные особенности развития детей 5-6 лет

    РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
    Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.

    Возрастные особенности развития детей 6-7 лет

    СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

    К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. Ребёнок может отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п.
    Ребенок  нуждается в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится как можно больше узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Развитие общения детей со взрослыми к концу седьмого года жизни создаёт отчасти парадоксальную ситуацию. С одной стороны, ребёнок становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии со взрослым, с другой — очень зависимым от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать всё правильно и быть хорошим в глазах взрослого.


    Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой - именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают других о том, где они были, что видели и т. п., т. е. участвуют в ситуациях чистого общения, не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.
    К 7 годам дошкольники испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей гендерной (половой) принадлежности, аргументированно обосновывают её преимущества. Они начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении и т. д., владеют различными способами действий и видами деятельности, доминирующими у людей разного пола, ориентируясь на типичные для определённой культуры особенности поведения мужчин и женщин; осознают относительность мужских и женских проявлений (мальчик может плакать от обиды, девочка - стойко переносить неприятности и т. д.);

    ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

    В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль (например, медсестра выполняет распоряжения врача, а пациенты, в свою очередь, выполняют её указания).
    Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта.

    В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник может различать не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и тёмно-красный), так и по цветовому тону (например, зелёный и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы - ребёнок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т. п.), так и их разновидности, например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы, и т. п.

    ВНИМАНИЕ:

    К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем их возможности сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.

    ПАМЯТЬ:
    Дети самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания — повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шёпотом, либо про себя. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребёнок может использовать более сложный способ - логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. Ребёнок начинает относительно успешно использовать новое средство - слово (в отличие от детей от 5 до 6 лет, которые эффективно могут использовать только наглядно-образные средства - картинки, рисунки). Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.

    ВООБРАЖЕНИЕ:
    Даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.

    Вместе с тем развитие способности к продуктивному творческому воображению и в этом возрасте нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослых. Иначе, оно будет направлено не на познание действительности, а на снятие эмоционального напряжения и на удовлетворение нереализованных потребностей ребёнка.

    МЫШЛЕНИЕ:
    В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Упорядочивание предметов (сериацию) дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или величины), но и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака (например, упорядочивание изображений видов транспорта в зависимости от скорости их передвижения).

    Дошкольники классифицируют изображения предметов также по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам, например, по родовидовой принадлежности (мебель, посуда, дикие животные). Возможность успешно совершать действия сериации и классификации, во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь. Использование ребёнком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Конечно же, понятия дошкольника не являются отвлечёнными, теоретическими, они сохраняют ещё тесную связь с его непосредственным опытом. Часто свои первые понятийные обобщения ребёнок делает, исходя из функционального назначения предметов или действий, которые с ними можно совершать. Так, они могут объединить рисунок кошки с группой «Дикие животные», «потому что она тоже может жить в лесу», а изображения девочки и платья будет объединены, «потому что она его носит».

     Обратная связь.
    Вопросы:
    1) Чем полезна для Вас эта встреча?
    2)  Ваши пожелания, вопросы по  психологическому развитию детей?

                    

    Тест «Доброжелательность, умение слушать других людей, терпение»

             

    Уважаемые коллеги, предлагаю вам тест (анонимный), который позволит выявить ваше умение сглаживать «острые углы», идти на компромисс, отстаивать точку зрения. Результаты тестирования создадут первичную базу для дальнейшей работы педагога-психолога с вами.  

    Над ответами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов здесь быть не может, выберите ответ, который  вы считаете более подходящими для Вас и отметьте их   ( или  или обведите ответ ).          

    Обозначьте себя любым  удобным для вас знаком ___________________________________

    № п/п

    Вопросы

    Ответы

    Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но её не поддержали. Расстроитесь?

    Да

    Нет

    Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтёте?

    Чтобы участвовали те, кто хорошо играет

    Чтобы играли  и те, кто еще не знает правил

    Спокойно ли воспримете неприятную для вас новость?

    Да

    Нет

    Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?

    Если они не преступают допустимых границ, меня это вообще не интересует

    Мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать

    Можете ли вы легко найти контакт с людьми иных профессий, положений, привычек?

    Мне трудно было бы это сделать

    Я не обращаю внимание на такие вещи

    Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

    Мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники

    Если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в той же манере

    Согласны ли вы с мнением, что многие люди делают не свое дело, «сидят не на своем месте»?

    Да

    Нет

    Вы приводите в компанию друга (подругу) , который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

    Мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня

    Я лишь радуюсь за него (неё)

    В гостях вы встречаете пожилого человека. который критикует современное молодое поколение. Превозносит былые времена. Как реагируете вы?

    Уходите пораньше под благовидным предлогом

    Вступаете в спор

    Спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Возрастные особенности детей дошкольного возраста"

    Консультация для родителей поможет осознать возрастные и индивидуальные особенности своего ребенка, поведенческие особенности в разные периоды дошкольного детства....

    Консультация для родителей на тему :"Возрастные особенности детей дошкольного возраста 6-7 лет"

    Консультация для родителей на тему :"Возрастные особенности детей дошкольного возраста 6-7 лет"...

    Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

    Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

    Консультация "Возрастные особенности детей дошкольного возраста"

    Каждый возраст характеризуется  своими особенностями, психическими новообразованиями. Консультация  направлена на формирование у родителей правильного понимания возрастных особенностей детей...

    Консультация . Психологические возрастные особенности детей дошкольного возраста (2-7 лет).

    У  детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее нашей&helli...

    Консультация для педагогов Методика рисования деревьев, транспорта, домов, животных, птиц, человека с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста

    Рисование деревьев, транспорта, домов, животных, птиц, челока с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста....