Индивидуальная программа по развитию м.моторики детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Выдра Ольга Викторовна

Данная адаптивная индивидуальная коррекционно-развивающая программа разработана в соответствии с программой "Вправо - влево, вверх - вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6-8 лет" (Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. - Творческий центр "Сфера", 2004). Программа направлена на развитие пространственного восприятия, внимания и мелкой моторики ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_programma_po_m.motoriki.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребенка - детский сад "Аленушка"

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа

"Программа развития мелкой моторики и зрительной координации для детей старшего дошкольного возраста"

        

Составитель:

Выдра О.В.,

педагог-психолог

Адресат программы:

дети подготовительной к школе группы

Л.  Максим (6 лет),

К.  Тимофей (6 лет)

        

рп Усть - Абакан, 2018

Пояснительная записка

Данная адаптивная индивидуальная коррекционно-развивающая программа разработана в соответствии с программой "Вправо - влево, вверх - вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6-8 лет" (Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. - Творческий центр "Сфера", 2004). Программа направлена на развитие пространственного восприятия, внимания и мелкой моторики ребенка.

Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развита память, внимание,  связная речь. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действия руки. Еще  В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

        Недоразвитие детской руки приводит к ряду трудностей:

  • Неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную) без отрыва карандаша.
  • Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры).
  • Неумение работать ножницами и другими инструментами.
  • Трудности с овладением навыкам письма, неустойчивый почерк.
  • Очень медленный темп работы.
  • Недостаток интеллектуального развития.
  • Недостаточность развития памяти, внимания, связной речи.
  • Недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка.

Цель программы:

Развитие пространственного восприятия и  мелкой моторики рук у детей, направленной на поддержку личности, преодоления отклонений в психофизическом и умственном развитии.

      Для достижения поставленной цели в работе предполагается решение следующих задач:

  1. Выявление индивидуальных способностей детей в развитии мелкой моторики.
  2. Создание ребёнку условий для накопления двигательного и практического опыта.
  3. Укрепление рук, ручной умелости, плавных, точных и координированных движений.      
  4. Подготовка руки ребенка к навыкам письма.
  5. Формирование у  детей предпосылок, требующих развитой двигательной сферы.

 Занятия по данной программе способствуют стимулированию развития центральной нервной системы, всех психических процессов; созданию атмосферы творчества, сотрудничества, эффективной и быстрой адаптации детей к разным видам деятельности; созданию психологического комфорта.

Данная программа реализует следующие принципы:

  • коррекционно-развивающей направленности процесса;
  • индивидуализации обучения;
  • от простого к сложному.

Систематические занятия по данной программе оказывают положительное влияние на развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук: формируются графические навыки, движения становятся плавными и ритмичными; развитие руки косвенно влияет на общее развитие ребенка: речи, памяти, внимания, мышления; повышается работоспособность головного мозга.

Проведение коррекционных занятий по данной программе требует соблюдения следующих правил:

  • Педагог и дети находятся в состоянии сотрудничества: совместно ставят задачи данного занятия, дают оценку выполненной работе.
  • Темп и скорость работы выбирают сами дети.
  • В ходе занятий не следует торопить детей.
  • Занятия строятся по принципу: «от простого к сложному».
  • В ходе занятий необходимо поощрять каждый правильный шаг, что дает ребенку свободу действия, стимулируя  дальнейшую работу.
  • Перед выполнением задания четко формулировать задачу, чтобы ребенок мог представить, что и как ему выполнять.

Адресат

Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста 6-7 лет. Отбор детей в группу и итоговый контроль осуществляются на основании диагностики. Выбор методик осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей и поставленными перед специалистом задачами.

Коррекционно – развивающая работа проводится с детьми на специальных занятиях во время учебного года. Занятия рассчитаны на возраст детей 6 –7 лет. Всего 30 занятий. Продолжительность каждого занятия 20 - 30 минут. Проводятся один раз в неделю.

Форма организации занятий - индивидуальная.

Упражнения, используемые в программе.

Упражнения подобраны с учетом усложнения заданий. В структуре занятия представлены сначала простые упражнения, графическим диктантам отводится третья пятиминутка.

1. Упражнения направленные на формирование у детей умения ориентироваться на плоскости, листе, доске.

Для активизации пространственного восприятия важно, чтобы ребята не только понимали слова, обозначающие пространственные отношения, но чтобы эти слова обязательно стали частью их активного словаря.

2. Упражнения направленные на формирование у детей слухового сосредоточения и координации ухо—рука.

3. Упражнения направленные на формирование формирование у детей зрительного сосредоточения и координации глаз — рука.

4. Прямое и зеркальное копирование с образца с опорой на клетки.

На начальных этапах работы дети выполняют прямое копирование, затем переходят к зеркальному.

5. Прямое и зеркальное копирование образца без опоры на клетки.

Для успешного выполнения заданий, напрямую связанных с ориентировкой в пространстве, необходимы зрительное внимание и зрительно-моторная координация, которые надо вырабатывать специально.

Критерии отслеживания результативности программы:

Параметры:

Зрительно - моторная координация: "Тест Бендера".

Произвольность: "Графический диктант" Эльконина.

Внимание: "Корректурная проба".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы группы общеразвивающей направленности детей старшего дошкольного возраста (2 периода обучения)

Учебная рабочая программа дает представление о практической реализации содержания образовательных областей  при освоении общеобразовательной программы детьми сташего дошкольного возраста (2 ...

Индивидуальная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательных психических процессов

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы та...

Индивидуальная образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (со зрительной патологией)

Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся све...

Индивидуальная работа по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

Индивидуальная работа по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста...

ИНДИВИДУАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в поведении (агрессивность)

  Актуальность данной программы обусловлена тем, что дошкольники с признаками агрессивного поведения встречаются всё чаще. Данная программа поможет научить ребенка контролировать свое эмоц...

Индивидуальная работа по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

Предусматриваются педагогические средства и способы для сохранения, поддержки и развития индивидуальности ребенка. Если же в развитии ребенка наблюдаются проблемы, целесообразно концентрировать усилия...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста, целью которого является развитие психических процессов посредством коррекционно-развивающих игр....