Главные вкладки

    Индивидуальная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательных психических процессов
    творческая работа учащихся по развитию речи на тему

    Исакова Лариса Валерьевна

    Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном возрасте. Основной задачей работы педагогов-психологов дошкольного учреждения является познавательное развитие дошкольника. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, все регулируют его деятельность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatiya_pmpk_13_maya.docx185.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Индивидуальная работа

     по формированию у детей старшего дошкольного возраста

     познавательных психических процессов

    Тема: «Не оставляй друга в беде»

    Пояснительная записка: Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению   активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном возрастеОсновной задачей работы педагогов-психологов дошкольного учреждения является познавательное развитие дошкольника. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

    Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательных психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления.

    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

    Материалы и оборудование:

    - Игрушка «Стрекоза»

    - Письмо от злого паука

    - Листы белой бумаги

    - Карандаши

    - Разрезные картинки

    - Цветная бумага

    Количество человек: 3 детей старшей группы, возраст 5-6 лет.

     

    В начале  индивидуальной работы педагог совместно с детьми вырабатывает «ритуал приветствия» (дети встают по кругу, берутся за руки и говорят «Здравствуйте!» улыбнуться друг другу и пожелать что-нибудь хорошего).

    Перед выполнением заданий проводится двигательно-речевая разминка (дети повторяют движения за педагогом-психологом).

    Двигательно-речевая разминка

    Мы ногами топ-топ!

    Мы руками хлоп-хлоп!

    Мы глазами миг-миг,

    Мы плечами чик-чик.

    Раз - сюда, два - туда,

    Повернись вокруг себя.

    Раз - присели, два - привстали.

    Руки кверху все подняли.

    Раз-два, раз-два,

    Заниматься нам пора.

    Педагог: Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетела стрекоза, давайте с ней познакомимся. Посмотрите, она, кажется расстроена. Давайте спросим, что у нее случилось.

    Дети: Что с тобой, стрекоза?

    Стрекоза: Дело в том, что  злой паук пронесся над поляной разноцветной и  заколдовал всех, и сейчас бабочки не порхают, жуки не летают, и осы не жужжат, и я не помню где я живу. Но паук, прежде чем улететь мне сказал, что дети из старшей группы смогут   всем помочь, если выполнят разные задания.

    Педагог: Ребята, поможем стрекозе? (Ответы детей). Посмотрите, а вот и письмо от злого паука и  задания – «Если вы выполните мое задания, то  колдовство исчезнет                    Ну что ребята, попробуем выполнить первое задание? (Ответы детей).

    Задание 1.

    Игровое упражнение «Нарисуй геометрическую фигуру»

    Цель: развитие зрительной памяти.

    Описание задания: педагог показывает карточки, на которых изображены простые геометрические фигуры. Каждому ребенку предлагается их запомнить, а потом нарисовать на бумаге те, которые запомнил.

    Стрекоза: Ура! Ребята, молодцы!

    Педагог: (читает письмо дальше): «Если вы будете внимательны, и правильно выполните мое второе задание, то узнаете, где живет Стрекоза».

    Задание 2.

    Игровое упражнение «Хлопки по счету»

    Цель: Развитие слухового внимания.

    Описание задания: дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Педагог договаривается с ними, что он будет считать до пяти, и, как только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе с педагогом громко считают по порядку, одновременно сближая ладони, но, не хлопая ими. Педагог-психолог 2–3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит и соединяет руки, как будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом.

    Стрекоза: Ребята, вы хорошо справились с заданием, и это помогло мне вспомнить, что я живу в СКАЗОЧНОМ ЛЕСУ.

    Педагог: (читает письмо): «Чтобы  выполнить следующее задание, вам нужно немного пофантазировать»

    Задание 3.

    Игровое упражнение «Изменялки»

    Цель: Развитие логического мышления.

    Описание задания:   Будем играть в игру «Изменялки».

    Нужно изменить слово так, чтобы оно стало обозначать несколько предметов.

    Пчела – пчелы

    Жук – жуки

    Бабочка – бабочки

    Муха – мухи

    Стрекоза – стрекозы

    Кузнечик – кузнечики

    Стрекоза: Ребята, вы такие молодцы, у вас получились очень интересные и необычные рисунки.  

    Педагог: (читает письмо) – «Вы можете помочь Стрекозе расколдовать ее друзей, если правильно соберете картинки с их изображением».

    Задание 4.

    Игровое упражнение «Собери картинку»

    Цель: Развитие операций анализа и синтеза

    Описание занятия: педагог предлагает каждому ребенку собрать картинку с изображением животного из нескольких разрезанных кусочков. В итоге должны получиться цельные картины.

    Стрекоза: Ребята, смотрите, это же мои друзья – бабочка, пчела, кузнечик.

    Педагог: (читает письмо) – «Если вы определите, какое слово является лишним, то стрекоза  вспомнит, что она любит больше всего на свете»

    Задание 5.

    Игровое упражнение: «Что лишнее»

    Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

    Описание задания: педагог зачитает детям серию слов, и предлагает определить, какое слово является лишним и почему. 
    бабочка, стрекоза, пчела, лиса

    Кузнечик, скворец, муравей, гусеница

    Божья коровка, комар, муха, воробей

    Майский жук, оса, сорока, паук

    Стрекоза: Ребята, я вспомнила, я очень люблю собирать на цветочках пыльцу, мошек на болоте.

    Педагог: Ребята, а вы хотите сделать из бумаги цветы  и подарить стрекозе. Я думаю, она будет очень рада.

    Задание 6.

    Техника оригами

    Цель: Развитие пространственного мышления, чувства формы, мелкой моторики.

    Описание задания: Педагог предлагает детям сложить из бумаги цветы для стрекозы. Для этого каждому ребенку выдается заготовка в виде цветных квадратов (8*8 и 6*6 см). По инструкциям педагога, дети складывают бумажные цветы. Затем дарят их стрекозе.

    Стрекоза: Спасибо большое, ребята. Вы мне очень помогли, колдовство злого паука развеялись, и я все вспомнила.  А вот и цветочная поляна, и мои друзья. До свидания, ребята!

    Рефлексия проведенного занятия

    Педагог: Ребята, сегодня мы познакомились с новым другом. Как его зовут? Расскажите, как нам удалось помочь стрекозе? Что она вспомнила? Какое задание вам больше всего понравилось? Какое вызвало затруднение? Кого бы вы хотели еще видеть у нас в гостях? (Ответы детей).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за природными объектами

    Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная  проблема современности. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, котора...

    Использование коррекционно-развивающих занятий в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста социальных умений и навыков

           В дошкольном возрасте закладываются основы социальности – умения гармонично взаимодействовать с собой, с людьми, с окружающим миром.      ...

    К вопросу о формирование образной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с волшебной сказкой

    В развитии речи дошкольников огромное значение имеет художественная литература. Особенно волшебная сказка имеет  значение в формировании образной речи дошкольников....

    Перспективно-тематический план работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем (старшая, подготовительная гр.)

    «Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через народное творчество»Исполнитель:Федина Альбина Алексеевнавоспитатель МКДОУ Савинского детского сада №2 п. Сав...

    Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуальной деятельности»

    Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе индивидуальной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...

    ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ

    В статье раскрыты особенности общения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, отмечена специфика проведения интегрированных занятий в дошкольных образовательных организациях....