Индивидуальная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательных психических процессов
творческая работа учащихся по развитию речи на тему

Исакова Лариса Валерьевна

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном возрасте. Основной задачей работы педагогов-психологов дошкольного учреждения является познавательное развитие дошкольника. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, все регулируют его деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_pmpk_13_maya.docx185.51 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная работа

 по формированию у детей старшего дошкольного возраста

 познавательных психических процессов

Тема: «Не оставляй друга в беде»

Пояснительная записка: Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению   активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном возрастеОсновной задачей работы педагогов-психологов дошкольного учреждения является познавательное развитие дошкольника. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательных психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование:

- Игрушка «Стрекоза»

- Письмо от злого паука

- Листы белой бумаги

- Карандаши

- Разрезные картинки

- Цветная бумага

Количество человек: 3 детей старшей группы, возраст 5-6 лет.

 

В начале  индивидуальной работы педагог совместно с детьми вырабатывает «ритуал приветствия» (дети встают по кругу, берутся за руки и говорят «Здравствуйте!» улыбнуться друг другу и пожелать что-нибудь хорошего).

Перед выполнением заданий проводится двигательно-речевая разминка (дети повторяют движения за педагогом-психологом).

Двигательно-речевая разминка

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора.

Педагог: Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетела стрекоза, давайте с ней познакомимся. Посмотрите, она, кажется расстроена. Давайте спросим, что у нее случилось.

Дети: Что с тобой, стрекоза?

Стрекоза: Дело в том, что  злой паук пронесся над поляной разноцветной и  заколдовал всех, и сейчас бабочки не порхают, жуки не летают, и осы не жужжат, и я не помню где я живу. Но паук, прежде чем улететь мне сказал, что дети из старшей группы смогут   всем помочь, если выполнят разные задания.

Педагог: Ребята, поможем стрекозе? (Ответы детей). Посмотрите, а вот и письмо от злого паука и  задания – «Если вы выполните мое задания, то  колдовство исчезнет                    Ну что ребята, попробуем выполнить первое задание? (Ответы детей).

Задание 1.

Игровое упражнение «Нарисуй геометрическую фигуру»

Цель: развитие зрительной памяти.

Описание задания: педагог показывает карточки, на которых изображены простые геометрические фигуры. Каждому ребенку предлагается их запомнить, а потом нарисовать на бумаге те, которые запомнил.

Стрекоза: Ура! Ребята, молодцы!

Педагог: (читает письмо дальше): «Если вы будете внимательны, и правильно выполните мое второе задание, то узнаете, где живет Стрекоза».

Задание 2.

Игровое упражнение «Хлопки по счету»

Цель: Развитие слухового внимания.

Описание задания: дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Педагог договаривается с ними, что он будет считать до пяти, и, как только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе с педагогом громко считают по порядку, одновременно сближая ладони, но, не хлопая ими. Педагог-психолог 2–3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит и соединяет руки, как будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом.

Стрекоза: Ребята, вы хорошо справились с заданием, и это помогло мне вспомнить, что я живу в СКАЗОЧНОМ ЛЕСУ.

Педагог: (читает письмо): «Чтобы  выполнить следующее задание, вам нужно немного пофантазировать»

Задание 3.

Игровое упражнение «Изменялки»

Цель: Развитие логического мышления.

Описание задания:   Будем играть в игру «Изменялки».

Нужно изменить слово так, чтобы оно стало обозначать несколько предметов.

Пчела – пчелы

Жук – жуки

Бабочка – бабочки

Муха – мухи

Стрекоза – стрекозы

Кузнечик – кузнечики

Стрекоза: Ребята, вы такие молодцы, у вас получились очень интересные и необычные рисунки.  

Педагог: (читает письмо) – «Вы можете помочь Стрекозе расколдовать ее друзей, если правильно соберете картинки с их изображением».

Задание 4.

Игровое упражнение «Собери картинку»

Цель: Развитие операций анализа и синтеза

Описание занятия: педагог предлагает каждому ребенку собрать картинку с изображением животного из нескольких разрезанных кусочков. В итоге должны получиться цельные картины.

Стрекоза: Ребята, смотрите, это же мои друзья – бабочка, пчела, кузнечик.

Педагог: (читает письмо) – «Если вы определите, какое слово является лишним, то стрекоза  вспомнит, что она любит больше всего на свете»

Задание 5.

Игровое упражнение: «Что лишнее»

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Описание задания: педагог зачитает детям серию слов, и предлагает определить, какое слово является лишним и почему. 
бабочка, стрекоза, пчела, лиса

Кузнечик, скворец, муравей, гусеница

Божья коровка, комар, муха, воробей

Майский жук, оса, сорока, паук

Стрекоза: Ребята, я вспомнила, я очень люблю собирать на цветочках пыльцу, мошек на болоте.

Педагог: Ребята, а вы хотите сделать из бумаги цветы  и подарить стрекозе. Я думаю, она будет очень рада.

Задание 6.

Техника оригами

Цель: Развитие пространственного мышления, чувства формы, мелкой моторики.

Описание задания: Педагог предлагает детям сложить из бумаги цветы для стрекозы. Для этого каждому ребенку выдается заготовка в виде цветных квадратов (8*8 и 6*6 см). По инструкциям педагога, дети складывают бумажные цветы. Затем дарят их стрекозе.

Стрекоза: Спасибо большое, ребята. Вы мне очень помогли, колдовство злого паука развеялись, и я все вспомнила.  А вот и цветочная поляна, и мои друзья. До свидания, ребята!

Рефлексия проведенного занятия

Педагог: Ребята, сегодня мы познакомились с новым другом. Как его зовут? Расскажите, как нам удалось помочь стрекозе? Что она вспомнила? Какое задание вам больше всего понравилось? Какое вызвало затруднение? Кого бы вы хотели еще видеть у нас в гостях? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуальной деятельности»

Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе индивидуальной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...

ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ

В статье раскрыты особенности общения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, отмечена специфика проведения интегрированных занятий в дошкольных образовательных организациях....

Статья на тему: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации индивидуальных посадок в уголке природы»

АктуальностьКак известно, влияние окружающего мира на развитие дошкольника огромно. Именно в дошкольном  возрасте закладываются основы экологической культуры, ведь  общение с природой &ndash...

Статья на тему: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации индивидуальных посадок в уголке природы»

АктуальностьКак известно, влияние окружающего мира на развитие дошкольника огромно. Именно в дошкольном  возрасте закладываются основы экологической культуры, ведь  общение с природой ...

Формирование личности детей старшего дошкольного возраста в процессе развития критического мышления.

На современном этапе развития общества ценятся люди с высоким интеллектуальным потенциалом. Система образования одной из приоритетных задач ставит развитие критического мышления у детей. Если у ребёнк...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о неживой природе в процессе экспериментирования в процессе реализации ФОП ДО

Ознакомление дошкольников с неживой природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте....