Статья на тему: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации индивидуальных посадок в уголке природы»
статья по окружающему миру (старшая группа)

Актуальность

Как известно, влияние окружающего мира на развитие дошкольника огромно. Именно в дошкольном  возрасте закладываются основы экологической культуры, ведь  общение с природой – не только  прекрасная школа воспитания у детей доброты , чуткости и отзывчивости но и  школа поддержки детской любознательности, познавательной активности, познавательной мотивации.  В  Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено, что «Познавательное развитие предполагает развитие у детей «любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий и т. п. Т.е. Стандарт ориентирует нас на создание условий, которые способствовали бы развитию данных компетенций у воспитанников. На наш взгляд,  развитие у дошкольника  всех этих  компетенций возможно через организацию  доступной трудовой деятельности, познавательно-исследовательской деятельности  в групповом  огороде  на окне.

 

Задачи  Программы

Анализируя  задачи  основной общеобразовательной  программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Вераксы Н.Е. ,Комаровой Т.С,  Васильевой М.А/ , я отметила что в разделе «Ознакомление с миром природы» с младшей группы появляются задачи предполагающие  организацию посадок с детьми  семенами цветочных растений, овощей  для высадки на грядки в  уличном огороде. Однако на наш взгляд это можно делать и в групповом огороде. Огород на окне-  это  всем нам хорошо известная  и немного забытая нами форма работы с дошкольниками  что объясняется тем ,что  в Стандарте  не отображается  данное содержание работы с детьми. Но через  ее организацию   решаются задачи воспитания основ экологической культуры, развития познавательно-исследовательской деятельности. Как правило  многие дети в недостаточной степени имеют представления о растениях: о влиянии условий на проращивание семян, о правильном рассаживании , уходе и высадке в грунт ит.п.Кроме того, если  осуществлять посадку  цветочных растений , овощей для высадки  с перспективой высадки их в уличный огород, воспитатель приобретает возможность  проследить  с детьми весь путь жизни растений: от семечка до образования плодов.

 

Цель, задачи:

Т.о  решаются следующие  группы основных целей и  задач Программы :

-Развитие познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательных интересов детей, любознательности; формирование познавательных действий, формирование умения выделять характерные, существенные признаки предметов природы, умения устанавливать простейшие связи, делать простейшие обобщения.

-Ознакомление с миром природы: формирование элементарных экологических представлений , воспитания умения правильно вести себя в природе.

С февраля месяца,  когда  за окном еще лежит снег, а в группах нашего  детского сада   начинаются посадки в огородах.

В группах младшего дошкольного возраста –сажаем овес и лук, овес. В  группах старшего дошкольного возраста -сажали луковичные растения: лук, чеснок; семенами высаживали овес и цветочные культуры(бархотки); корнеплодами высаживали свеклу, морковь.  Высаживаем растения различными способами:  луковицами- чеснок, нарциссы, тюльпаны;  семенами- овес , пшеницу, горох, фасоль, редиску, перец, томаты, огурцы, капусту, цветы разных видов;  корнеплодами- свеклу, морковь.

 

Групповые огороды 

Помимо общих посадок на наших  огородах, по желанию детей, появились индивидуальные посадки-посадки луковицами тюльпаны, нарциссы. Чтобы  наши посадки  небыли скучными, и более привлекательными для детей  мы занялись эко-дизайном. Сколько фантазии и творчества вложили в него воспитатели, дети и родители!

Так появились сказочные сюжетные  огороды в наших группах  по сказкам: «Колобок», «Репка», «Семейка Чипполино», «Простоквашино», «Семеро козлят», «Теремок». Эстетично оформленные композиции с декоративными постройками и аксессуарами, наличие персонажей очень привлекает детей.

 

Индивидуальные посадки   

 Помимо общих посадок на огородах по личной инициативе детей появились индивидуально-оформленные посадки культурных растений.

А у воспитателей появилась возможность использовать игровые персонажи и для мотивации детей к приобщению  воспитанников к  доступной трудовой деятельности  по уходу за растениями. Например, хозяином одного огорода стал Чипполино, который «следил за посадками, уходом, отмечал смайликами наиболее ухоженные растения.

В течение всего года на грядках ростет зелень: петрушка, укроп, овес, лук. Дети приобрели первый опыт исследовательской деятельности:  влияние разной освещенности и влаги при проращивании семян. Например, опытным путем убедились, что бобовые перед посадкой лучше замочить, а любые ростки на солнце растут быстрее, чем в тени. Посадив луковицы в прозрачный стакан, ребята наблюдали за ростом корневой системы.

Наличие огорода в группе способствовало осуществлению непосредственного контакта ребенка с объектами живой природы. Чем старше группа, тем большую ответственность  за  посадки на  они чувствуют. Они с удовольствием поливают , рыхлят землю, убирают выросшие сорняки, а старшие дошкольники следят  за температурным режимом и отражают  свои наблюдения в индивидуальных календарях.

Процесс выращивания на окне свежей зелени несложен и почти не требует материальных затрат. Надо ли говорить о том, как приятно подать к столу блюда, украшенные зелеными веточками петрушки, укропа, лука. И красиво, и вкусно, и полезно.

В апреле в группах с учетом возраста детей будут высаживаться семена овощных и цветочных растений. Выращенная рассада в группе в мае высаживается нами в огород и клумбы на территории ДОУ. А осенью каждый ребенок понимает, что в готовом урожае есть плоды и  его труда.

Конечно, в этой работе принимают участие и наши родители.  Они вместе с детьми в домашних условиях выбирают и высаживают индивидуальные посадки, придумывают ее дизайн вместе с ребенком и украшают ее. А затем пытливо интересуются  как  «поживает» их посадки. Совместными усилиями с ними  ,весной мы высаживаем выращенные  посадки на групповую грядку «общедетсадовского»  огорода и в групповые клумбы.

Т.о.  использование  такой формы работы с детьми как «Огород на окне» дает  возможность познакомить детей со всеми видами посадки растений, закрепить практические умения способов ухода за ними, способствует  поддержке детской познавательной инициативе, проявлении творческой активности, получить ранний позитивный опыт по реализации собственных замыслов. Дети приобретают  первый опыт исследовательской деятельности, формируются экологические представления у детей , они учатся  сравнивать, анализировать, делать выводы. А  совместная деятельность со взрослым по «эко-дизайну»   огорода, выращиванию посадок   приносит  детям удовлетворение, радость, осознание результатов собственного труда.

 

Методические  материалы:

1.Приказ МО и науки РФ от.17.01.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2. «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под редакцией Вераксы Н.Е. ,Комаровой Т.С,

   Васильевой М.А. Москва: Мозаика-Синтез, 2017 г;

3. «Неизведанное рядом »  О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина: Москва, 2001 г;

4. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Е.В. Марудова: СПб, 2013 г;

5. «Экспериментальная деятельность детей младшего возраста» Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова: СПб 2009;

6. «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста» Т.А. Серебрякова: Москва, 2013 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ogorod_na_okne.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации индивидуальных посадок в уголке природы»

         

Актуальность

Как известно, влияние окружающего мира на развитие дошкольника огромно. Именно в дошкольном  возрасте закладываются основы экологической культуры, ведь  общение с природой – не только  прекрасная школа воспитания у детей доброты , чуткости и отзывчивости но и  школа поддержки детской любознательности, познавательной активности, познавательной мотивации.  В  Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено, что «Познавательное развитие предполагает развитие у детей «любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий и т. п. Т.е. Стандарт ориентирует нас на создание условий, которые способствовали бы развитию данных компетенций у воспитанников. На наш взгляд,  развитие у дошкольника  всех этих  компетенций возможно через организацию  доступной трудовой деятельности, познавательно-исследовательской деятельности  в групповом  огороде  на окне.

 

Задачи  Программы

Анализируя  задачи  основной общеобразовательной  программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Вераксы Н.Е. ,Комаровой Т.С,  Васильевой М.А/ , я отметила что в разделе «Ознакомление с миром природы» с младшей группы появляются задачи предполагающие  организацию посадок с детьми  семенами цветочных растений, овощей  для высадки на грядки в  уличном огороде. Однако на наш взгляд это можно делать и в групповом огороде. Огород на окне-  это  всем нам хорошо известная  и немного забытая нами форма работы с дошкольниками  что объясняется тем ,что  в Стандарте  не отображается  данное содержание работы с детьми. Но через  ее организацию   решаются задачи воспитания основ экологической культуры, развития познавательно-исследовательской деятельности. Как правило  многие дети в недостаточной степени имеют представления о растениях: о влиянии условий на проращивание семян, о правильном рассаживании , уходе и высадке в грунт ит.п.Кроме того, если  осуществлять посадку  цветочных растений , овощей для высадки  с перспективой высадки их в уличный огород, воспитатель приобретает возможность  проследить  с детьми весь путь жизни растений: от семечка до образования плодов.

Цель, задачи:

Т.о  решаются следующие  группы основных целей и  задач Программы :

-Развитие познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательных интересов детей, любознательности; формирование познавательных действий, формирование умения выделять характерные, существенные признаки предметов природы, умения устанавливать простейшие связи, делать простейшие обобщения.

-Ознакомление с миром природы: формирование элементарных экологических представлений , воспитания умения правильно вести себя в природе.

С февраля месяца,  когда  за окном еще лежит снег, а в группах нашего  детского сада   начинаются посадки в огородах.

В группах младшего дошкольного возраста –сажаем овес и лук, овес. В  группах старшего дошкольного возраста -сажали луковичные растения: лук, чеснок; семенами высаживали овес и цветочные культуры(бархотки); корнеплодами высаживали свеклу, морковь.  Высаживаем растения различными способами:  луковицами- чеснок, нарциссы, тюльпаны;  семенами- овес , пшеницу, горох, фасоль, редиску, перец, томаты, огурцы, капусту, цветы разных видов;  корнеплодами- свеклу, морковь.

Групповые огороды  

Помимо общих посадок на наших  огородах, по желанию детей, появились индивидуальные посадки-посадки луковицами тюльпаны, нарциссы. Чтобы  наши посадки  небыли скучными, и более привлекательными для детей  мы занялись эко-дизайном. Сколько фантазии и творчества вложили в него воспитатели, дети и родители!

Так появились сказочные сюжетные  огороды в наших группах  по сказкам: «Колобок», «Репка», «Семейка Чипполино», «Простоквашино», «Семеро козлят», «Теремок». Эстетично оформленные композиции с декоративными постройками и аксессуарами, наличие персонажей очень привлекает детей.

Индивидуальные посадки    

 Помимо общих посадок на огородах по личной инициативе детей появились индивидуально-оформленные посадки культурных растений.

А у воспитателей появилась возможность использовать игровые персонажи и для мотивации детей к приобщению  воспитанников к  доступной трудовой деятельности  по уходу за растениями. Например, хозяином одного огорода стал Чипполино, который «следил за посадками, уходом, отмечал смайликами наиболее ухоженные растения.

В течение всего года на грядках ростет зелень: петрушка, укроп, овес, лук. Дети приобрели первый опыт исследовательской деятельности:  влияние разной освещенности и влаги при проращивании семян. Например, опытным путем убедились, что бобовые перед посадкой лучше замочить, а любые ростки на солнце растут быстрее, чем в тени. Посадив луковицы в прозрачный стакан, ребята наблюдали за ростом корневой системы.

Наличие огорода в группе способствовало осуществлению непосредственного контакта ребенка с объектами живой природы. Чем старше группа, тем большую ответственность  за  посадки на  они чувствуют. Они с удовольствием поливают , рыхлят землю, убирают выросшие сорняки, а старшие дошкольники следят  за температурным режимом и отражают  свои наблюдения в индивидуальных календарях.

Процесс выращивания на окне свежей зелени несложен и почти не требует материальных затрат. Надо ли говорить о том, как приятно подать к столу блюда, украшенные зелеными веточками петрушки, укропа, лука. И красиво, и вкусно, и полезно.

В апреле в группах с учетом возраста детей будут высаживаться семена овощных и цветочных растений. Выращенная рассада в группе в мае высаживается нами в огород и клумбы на территории ДОУ. А осенью каждый ребенок понимает, что в готовом урожае есть плоды и  его труда.

Конечно, в этой работе принимают участие и наши родители.  Они вместе с детьми в домашних условиях выбирают и высаживают индивидуальные посадки, придумывают ее дизайн вместе с ребенком и украшают ее. А затем пытливо интересуются  как  «поживает» их посадки. Совместными усилиями с ними  ,весной мы высаживаем выращенные  посадки на групповую грядку «общедетсадовского»  огорода и в групповые клумбы.

Т.о.  использование  такой формы работы с детьми как «Огород на окне» дает  возможность познакомить детей со всеми видами посадки растений, закрепить практические умения способов ухода за ними, способствует  поддержке детской познавательной инициативе, проявлении творческой активности, получить ранний позитивный опыт по реализации собственных замыслов. Дети приобретают  первый опыт исследовательской деятельности, формируются экологические представления у детей , они учатся  сравнивать, анализировать, делать выводы. А  совместная деятельность со взрослым по «эко-дизайну»   огорода, выращиванию посадок   приносит  детям удовлетворение, радость, осознание результатов собственного труда.

Методические  материалы:

1.Приказ МО и науки РФ от.17.01.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2. «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под редакцией Вераксы Н.Е. ,Комаровой Т.С,

   Васильевой М.А. Москва: Мозаика-Синтез, 2017 г;

3. «Неизведанное рядом »  О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина: Москва, 2001 г;

4. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Е.В. Марудова: СПб, 2013 г;

5. «Экспериментальная деятельность детей младшего возраста» Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова: СПб 2009;

6. «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста» Т.А. Серебрякова: Москва, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная квалификационная работа Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе

В развитии человечества в настоящее время обозначились новые тенденции: создание общего глобального информационного пространства, усиленный интерес к прогнозированию общего будущего для жителей Земли,...

План работы по самообразованию по теме: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности»

Формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...

Проект по самообразованию педагога на тему: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в опытно-эксперементальной деятельности»

Опыт – единственно верный путьспрашивать природу и слышатьответ в ее лаборатории".Д. И. Менделеев"Природа - источник здоровья.Берегите эти земли, эти воды,Даже малую былиночку любя.Бер...

ВВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ – ПРАКТИКУМЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОСТ» Тема: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Так как  огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности, то логично повышать экологическую культуру детей через игровую деятельность. Она является э...

Статья на тему: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации индивидуальных посадок в уголке природы»

АктуальностьКак известно, влияние окружающего мира на развитие дошкольника огромно. Именно в дошкольном  возрасте закладываются основы экологической культуры, ведь  общение с природой ...