Проект по самообразованию педагога на тему: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в опытно-эксперементальной деятельности»
проект (старшая группа)

Анастасия Николаевна Комогорцева

Опыт – единственно верный путь

спрашивать природу и слышать

ответ в ее лаборатории".

Д. И. Менделеев

"Природа - источник здоровья.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя".

Е. Евтушенко

Введение

Одним из важнейших направлений дошкольной педагогики является экологическое образование.

Как наука экология возникла в XIX столетии. Само слово «экология» было введено Эрнестом Геккемм, она определялась, как «наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой и друг с другом».

Экологическое воспитание – это новое направление педагогики, через призму которого можно формировать правильное отношение детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.

Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытно-эксперементальной деятельности ребенка.

Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия являются составляющими личностного - развивающего обучения. Такое познание способствует обретению ребенком видения мира.

Актуальность. По мере развития общества экология всё больше приобретала социальное значение. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду обитания приемлемой для существования. Так как последствия потребительского отношения людей к природе стали угрожать всем обитателям нашей планеты Земля. Поэтому каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальными знаниями и способами деятельности для того чтобы его поведение было осмысленным.

Опытно – экспериментальная деятельность предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребёнка, развития познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения.

Цели:

  • формирование у детей познавательной активности, любознательности средствами познавательно-исследовательской деятельности;
  • создание благоприятных условий для формирования начал экологической культуры дошкольников.

Задачи:

1. Обогащение предметно - развивающей среды экологической познавательно - исследовательской направленности.

2. Развивать у детей умения пользоваться приборами при проведении игр - экспериментов.

3. Развивать у детей умственные способности, формировать мыслительные способности (анализ, классификация, сравнение, обобщение).

4. Воспитывать наблюдательность, любознательность, интерес к природе.

В представленной работе прослеживается интеграция всех пяти образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие и физическое развитие. Используются различные виды детской деятельности:

  • игровая – драматизация отрывков литературных произведений, дидактические, настольно – печатные, сюжетно – ролевые игры.
  • познавательно – исследовательская деятельность - постановка проблемы, обсуждение и поиск решения.
  • восприятие художественной литературы и фольклора – чтение и беседы о прочитанном, понимание пословиц и поговорок.
  • элементарный труд – создаются ситуации, в которых ребёнок может на практике проявить нравственные качества (полить цветы, накормить птиц, убрать мусор и другое).
  • изобразительная, музыкальная, двигательная деятельность - прослушивание музыкальных произведений, рисование героев сказок, танцевальными движениями передают характер и настроение животных, птиц и т. д.

В ходе работы обогащается предметно – развивающая среда: подбираются книги и журналы, изготавливаются атрибуты к играм – драматизации, дидактические игры, иллюстрации к произведениям.

Ожидаемые результаты:

Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка:

- воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира;

- умения видеть красоту окружающего мира;

- формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях;

- привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту;

- формирование навыков экологического и нравственного поведения; - желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению;

- эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить;

- развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

Продукты:

• картотека дидактических игр, опытов;

• обогащение предметно - развивающей среды экологической познавательно - исследовательской направленности;

•  коллекция «ткани»;

• пополнение развивающей предметно - пространственной среды материалами для проведения опытов и экспериментов (магниты, колбы, пластинки разных металлов, весы).

Вид проекта:

– исследовательско – поисковый, долгосрочный, групповой.

Участники проекта:

Дети старшей группы (5 – 6 лет)

Родители

Воспитатель

Сроки реализации проекта:

По срокам реализации образовательный проект «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в опытно-эксперементальной деятельности» - долгосрочный, рассчитан на 1 год.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап.

- формулировка проблемы, цели, и темы проекта;

- сбор информации; анализ литературы;

- планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта;

- определение продукта проекта.

2. Практический этап.

- реализация проекта

3. Обобщающе-результативный этап.

- подведение итогов;

- составление отчета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_cherez_opytno-eksperementalnuyu_deyatelnost.docx79.14 КБ

Предварительный просмотр:

https://shkolabuduschego.ru/wp-content/uploads/2017/08/rabochaya-tetrad-31-700x933.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10»

Тема: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в опытно-эксперементальной деятельности»

Выполнила: воспитатель

Комогорцева Анастасия Николаевна

Опыт – единственно верный путь

спрашивать природу и слышать

ответ в ее лаборатории".

Д. И. Менделеев

"Природа - источник здоровья.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя".

Е. Евтушенко

Введение

Одним из важнейших направлений дошкольной педагогики является экологическое образование.

Как наука экология возникла в XIX столетии. Само слово «экология» было введено Эрнестом Геккемм, она определялась, как «наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой и друг с другом».

Экологическое воспитание – это новое направление педагогики, через призму которого можно формировать правильное отношение детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.

Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытно-эксперементальной деятельности ребенка.

Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия являются составляющими личностного - развивающего обучения. Такое познание способствует обретению ребенком видения мира.

Актуальность. По мере развития общества экология всё больше приобретала социальное значение. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду обитания приемлемой для существования. Так как последствия потребительского отношения людей к природе стали угрожать всем обитателям нашей планеты Земля. Поэтому каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальными знаниями и способами деятельности для того чтобы его поведение было осмысленным.

Опытно – экспериментальная деятельность предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребёнка, развития познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения.

Цели:

  • формирование у детей познавательной активности, любознательности средствами познавательно-исследовательской деятельности;
  • создание благоприятных условий для формирования начал экологической культуры дошкольников.

Задачи:

1. Обогащение предметно - развивающей среды экологической познавательно - исследовательской направленности.

2. Развивать у детей умения пользоваться приборами при проведении игр - экспериментов.

3. Развивать у детей умственные способности, формировать мыслительные способности (анализ, классификация, сравнение, обобщение).

4. Воспитывать наблюдательность, любознательность, интерес к природе.

В представленной работе прослеживается интеграция всех пяти образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие и физическое развитие. Используются различные виды детской деятельности:

  • игровая – драматизация отрывков литературных произведений, дидактические, настольно – печатные, сюжетно – ролевые игры.
  • познавательно – исследовательская деятельность - постановка проблемы, обсуждение и поиск решения.
  • восприятие художественной литературы и фольклора – чтение и беседы о прочитанном, понимание пословиц и поговорок.
  • элементарный труд – создаются ситуации, в которых ребёнок может на практике проявить нравственные качества (полить цветы, накормить птиц, убрать мусор и другое).
  • изобразительная, музыкальная, двигательная деятельность - прослушивание музыкальных произведений, рисование героев сказок, танцевальными движениями передают характер и настроение животных, птиц и т. д.

В ходе работы обогащается предметно – развивающая среда: подбираются книги и журналы, изготавливаются атрибуты к играм – драматизации, дидактические игры, иллюстрации к произведениям.

Ожидаемые результаты:

Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка:

- воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира;

- умения видеть красоту окружающего мира;

- формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях;

- привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту;

- формирование навыков экологического и нравственного поведения; - желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению;

- эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить;

- развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

Продукты:

• картотека дидактических игр, опытов;

• обогащение предметно - развивающей среды экологической познавательно - исследовательской направленности;

•  коллекция «ткани»;

• пополнение развивающей предметно - пространственной среды материалами для проведения опытов и экспериментов (магниты, колбы, пластинки разных металлов, весы).

Вид проекта:

– исследовательско – поисковый, долгосрочный, групповой.

Участники проекта:

Дети старшей группы (5 – 6 лет)

Родители

Воспитатель

Сроки реализации проекта:

По срокам реализации образовательный проект «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в опытно-эксперементальной деятельности» - долгосрочный, рассчитан на 1 год.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап.

- формулировка проблемы, цели, и темы проекта;

- сбор информации; анализ литературы;

- планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта;

- определение продукта проекта.

2. Практический этап.

- реализация проекта

3. Обобщающе-результативный этап.

- подведение итогов;

- составление отчета.

План проекта.

Октябрь:

1. «Отпечатки наших рук»

Цель: Изучение свойств мокрого песка.

Оборудование: песок, вода.

Схема опытно-эксперементальной деятельности: На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и отмечать свои ощущения. Взрослый начинает игру, рассказывает о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты? Давайте попробуем посыпать струйкой. Что происходит?".

Вывод: когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и песчинки слипаются друг с другом. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Из мокрого песка можно лепить. Песок хорошо пропускает воду.

2. «Воздух невидим»

Цель: познакомить со свойствами воздуха (не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха); развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования.

Схема опытно-эксперементальной деятельности: воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

3. «Изучаем листья»

Цель: обобщить знания об осенних изменениях в природе.

Схема опытно-эксперементальной деятельности: Исследовать строение листа. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы. Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева. Приучать детей к чистоте и порядку.

Вывод: С наступлением холодной погоды в листьях пропадают зеленные вещества. Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Ноябрь

1. «Уличные тени»

Цель: показать на опыте, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Схема опытно-эксперементальной деятельности: Дети рассматривают свои тени. Когда появляется тень? (Когда есть источник света). Что такое тень? Почему она образуется? (Это темное пятно). Оно образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света гораздо меньше, поэтому появляется пятно)

Вывод: Тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень; чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.

2. «Куда исчезает вода»

Цель: продолжить знакомиться со свойствами воды.

Схема опытно-эксперементальной деятельности: взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло. На стекле образуются капельки воды.

Вывод: вода при нагревании испаряется, невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, она снова превращается вводу, капельки увеличиваются и падают - получился круговорот воды.

3. «Воздух- откуда он берется?»

Цель: убедиться, что воздух есть везде.

Схема опытно-эксперементальной деятельности: Потихоньку выпускаем воздух из надувного шарика. Если подставить руку под струю выходящего воздуха, то его можно почувствовать. Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха - это ветер. Надувая воздушный шар, задаем детям вопрос: чем надуваем шар? (воздухом). А откуда он берется? Предложить детям закрыть нос и рот руками, не дышать Выяснить, что они испытывали при этом?

Вывод: В человеке есть тоже воздух, которым мы при выдохе заполняем воздушный шар. Если человек на некоторое время перестанет дышать, он испытывает дискомфорт, начинает задыхаться, значит, без воздуха невозможно жить.

4. «Приключения Буратино»

Цель: познакомиться со свойствами дерева.

Схема опытно-эксперементальной деятельности: «Как вы думаете, дерево тонет в воде или нет? ». Давайте с вами проведём эксперимент и посмотрим – утонет оно или нет? Мы возьмём 2 брусочка большой и маленький и опустим в воду. Дети берут деревянные предметы, наливают в тазики воду и проводят эксперимент. Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянных брусочках, которые находятся в воде? Они тонут или нет?

Выводы: дерево лёгкое, плавает в воде. Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке. Дерево хорошо горит, но предметы из него не нагреваются. Древесина непрозрачная и имеет свой рисунок. Нужно сажать и беречь деревья.

Декабрь

1. «Огород на окне»

Цель: формирование экологической культуры детей.

Схема опытно-эксперементальной деятельности: посев лука, петрушки и т.д. Наблюдение за ростом и развитием растений, уход.

Вывод: Наблюдая за этим, у детей расширяется кругозор, обогащаются знания об окружающем мире, воспитывается бережное отношение к природе. Ведение дневника наблюдений.

2. «Влияние окружающей среды на воду»

Цель: Формирование экологической культуры детей.

Схема опытно-эксперементальной деятельности: Какой снег?  Что будет если его оставить в тепле?

Вывод: наблюдая за растаявшим снегом можно сделать заключение о неблагоприятном влиянии выхлопных газов машин на состояние воздуха и воды.

Январь

1. «Прозрачность льда»

Цель: познакомить со свойствами льда.

Схема опытно-эксперементальной деятельности: в прозрачную емкость необходимо положить мелкие предметы, залить водой и поставить на ночь на окно. Утром рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.

Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен.

2. «Защитные свойства снега»

Цель: познакомить детей со свойствами снега.

Схема опытно-эксперементальной деятельности: Поместить емкости с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег, зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за емкостями в течение прогулки и сделать вывод.

Вывод: Чем глубже будет находиться емкость с водой, тем теплее будет вода. Самая холодная вода будет в емкости, стоявшей на поверхности сугроба. Корням растений под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

3. «Чьи следы?»

Цель: расширять кругозор, воспитывать любознательность.

Схема опытно-эксперементальной деятельности: Пройти, пробежать, пропрыгать на одной ноге, на двух ногах, на носочках, на пятках по свежему снегу. Рассмотреть следы птиц, животных.

Вывод: Разные люди оставляют разные следы. Следы птиц, животных тоже отличаются друг от друга.

Февраль:

1. «Белая береза»

Цель: продолжать знакомить детей с деревом, ставшим символом России.

Схема опытно-эксперементальной деятельности: Обратить внимание детей на ствол березы, определяют, в каком месте самое широкий ствол, в каком месте самый узкий. Дети обнимают дерево, пытаются вытащить дерево, но никак не получается. Если воткнуть веточку и попытаться выдернуть - это сделать легко.

Вывод: дерево стоит вертикально и крепко удерживается корнями в земле, поэтому береза не падает.

2. «Водопроницаемость песка и глины»

Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования.

Схема опытно-эксперементальной деятельности: Налить воду в лунку с песком. Каким он стал? (Влажным, мокрым). Куда исчезла вода? (Она» спряталась между песчинками»). В какой песок легче входит палочка? (В сухой). Налить воду на землю. Как впитывается вода? (Медленнее, чем в песок. Часть воды остается на глине.) Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую.

Вывод: Песок быстрее пропускает воду, чем глина.

Март

1. «Тонет – не тонет»

Цель: определить с помощью опыта, какие предметы тонут в воде, а какие нет. Почему не тонут корабли?

Вывод: Причина в том, что корпус кораблей наполнен воздухом. Воздух намного легче, чем вода.

2. «Зависимость роста травы и деревьев от освещенности места обитания»

Цель: показать зависимость роста растений от освещенности растения.

Схема опытно-эксперементальной деятельности: Обратить внимание детей, что на деревьях и кустарниках, расположенных в хорошо прогреваемых и защищенных от ветра местах, листья и цветы распускаются раньше, чем на аналогичных растениях, находящихся в тени. Такая же закономерность отмечается и для трав: в местах, прогреваемых солнцем, травы появляются раньше и растут быстрее.

Вывод: Чем больше солнца, тем быстрее растет трава и распускается листва на деревьях.

3. «Солнечная лаборатория»

Цель: Показать предметы, какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.

Схема опытно-эксперементальной деятельности:  Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным?

Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого!

Апрель

1.«Разноцветные растения»

Цель: Показать сокодвижение в стебле растения.

Материал: 2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пащевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки).

Схема опытно-эксперементальной деятельности:  Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.

Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.

2. «Следы насекомых»

Цель: продолжать расширять знания детей о многообразии насекомых.

Схема опытно-эксперементальной деятельности:  Предложить детям аккуратно поймать майского жука и большого муравья (после эксперимента положить насекомых на место). Насыпать на лист картона песок тонким слоем. Дать пойманным насекомым побегать по песку. Сравнить, какие следы оставляют насекомые на песке.

Вывод: Чем крупнее насекомое, тем глубже след на песке.

Май

1. «Солнечный зайчик»

Цель: показать с помощью эксперимента, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, то есть, увидеть его там, где его быть не должно.

Схема опытно-эксперементальной деятельности:  Предложить детям с помощью» солнечного зайчика» увидеть, как он получается. Используя еще одно зеркало в том месте, где увидели на стене солнечный лучик, получим еще одного» солнечного зайчика» и

Вывод: Чтобы отразить солнечный свет несколько раз, надо иметь несколько зеркал.

2. «Цветок»

Цель: воспитывать доброе милосердное отношение к природе.

Схема опытно-эксперементальной деятельности:  В начале прогулки сорвать один цветок. В конце прогулки посмотреть, что с ним стало. Сравнить его с цветами на клумбе.

Вывод: Растение без воды погибает.

3. «Мир ткани»

Цель: ознакомление дошкольников с различными видами ткани, свойствами.

Вывод: в зависимости от вида ткани шьют одежду. Есть ткани сходные по составу и отличающиеся друг от друга. Ткань имеет защитные свойства. В зависимости от времени года используются ткани с определенными свойствами. Современные ткани.

4. Итоговая непосредственно - образовательная деятельность «Природа – наш дом».

Цель: Формирование экологической культуры.

Задачи:

• Закрепить знания детей о природных объектах живой и неживой природы.

• Формировать основы экологической культуры.

• Дать детям представления об экологических проблемах, о влиянии экологии на здоровье человека.

• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

• Активизировать и обогащать словарь детей.

• Уточнить и пополнить знания природе, о том, что вредит ей. Воспитывать бережное отношение к природе и показать, как доступными средствами можно помочь природе.

• Овладение умениями и навыками исследовательской деятельности, умением рассуждать, делать выводы, решать проблему путем экспериментирования.

Заключение

Дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения, и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Кроме того любая программа предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим миром, неотъемлемым частями которого является мир природы и среда, созданная человеком. Представленный мною проект на мой взгляд, позволяет решить задачи ФГОС в области экологического воспитания через интеграцию пяти образовательных областей, в различных видах детской деятельности.

Экологическое воспитание детей в условиях дошкольного образовательного учреждения способствует накоплению у детей конкретно – образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, привидения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе. В результате дети начинают понимать, что:

• объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое;

• окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно изменяется.

Взаимодействие педагога с детьми по повышению уровня развития экологической культуры через экспериментальную деятельность -приведет к осознанному отношению к природе.

Успехом послужит:

1. Система работы по реализации проблемы;

2. Проведение праздников и развлечений и тесное сотрудничество с родителями;

3. Создание предметно – развивающей среды;

4. Подобранная методическая литература;

5. Профессиональное мастерство педагога

Литература:

1. О. А. Воронкевич Детские экологические проекты /Санкт-Ппетербург Детство-Пресс 2014/

2. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ / выпуск 2/ Санкт-Петербург Детство-пресс 2013г

3. С. Н. Николаева Юный эколог / Мозаика Синтез/ Москва 2010

4. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Современная технология экологического образования дошкольников / О. А. Воронкевич // Дошкольная педагогика. - 2006. - №3.

5. Жукова О. Г. Предметная среда. Сенсорика. Экология: Сборник практических материалов для ДОУ к программе Развитие. - М. : Аркти, 2007

6. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013.

7. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, Ф. Ф. Филиппенко. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2015

Интернет – сайты

1. https://www.maam.ru/

2. https://infourok.ru/

3. https://nsportal.ru/

4. https://educontest.net/ru/

5. https://multiurok.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации индивидуальных посадок в уголке природы»

АктуальностьКак известно, влияние окружающего мира на развитие дошкольника огромно. Именно в дошкольном  возрасте закладываются основы экологической культуры, ведь  общение с природой &ndash...

«Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности»

Экологическое воспитание тесно связано с уровнем развития исследовательской деятельности детей в природе, т.к. именно в процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследоват...

«Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности»

Экологическое воспитание тесно связано с уровнем развития исследовательской деятельности детей в природе, т.к. именно в процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследоват...

ВВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ – ПРАКТИКУМЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОСТ» Тема: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Так как  огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности, то логично повышать экологическую культуру детей через игровую деятельность. Она является э...

Статья на тему: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации индивидуальных посадок в уголке природы»

АктуальностьКак известно, влияние окружающего мира на развитие дошкольника огромно. Именно в дошкольном  возрасте закладываются основы экологической культуры, ведь  общение с природой ...

Статья Тема: «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

Статья Тема: «Формирование пространственных представлений удетей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»...