«Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Пономарева Наталья Витальевна

Экологическое воспитание тесно связано с уровнем развития исследовательской деятельности детей в природе, т.к. именно в процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследовательской деятельности, тем больше возможности для решения задач экологического воспитания.

В настоящее время одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном образовательном учреждении является правильная организация  развивающей предметной среды. Экологическое воспитание тесно связано с уровнем развития исследовательской деятельности детей в природе, т.к. именно в процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследовательской деятельности, тем больше возможности для решения задач экологического воспитания.

В настоящее время одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном образовательном учреждении является правильная организация  развивающей предметной среды. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 30 «Росинка»

«Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности»

Выполнила: воспитатель

 Пономарева Наталья Витальевна

Экологическое воспитание тесно связано с уровнем развития исследовательской деятельности детей в природе, т.к. именно в процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследовательской деятельности, тем больше возможности для решения задач экологического воспитания. 

В настоящее время одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном образовательном учреждении является правильная организация  развивающей предметной среды. 

В группе выделено место для познавательно-исследовательского уголка, в котором находятся объекты для исследований.  Материалы, находящиеся  в уголке,   распределяются по центрам, что позволяет детям легко найти необходимые предметы:

- Центр «Песок и вода»;

- Центр «Науки и природы»;

- Центр «Воздух»;

- Центр «Кулинария».

Основные материалы и оборудование  уголка:

- календарь погоды настенный, картотека опытов и экспериментов, лепбук «Юный исследователь», дневники наблюдений, настольно-печатные игры;

- весы детские, увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, магниты, микроскоп, лупы, свечи;

- игровой комплект для изучения основ электричества;

- медицинские материалы: спринцовка, пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, набор пробирок разного размера;

- прочие материалы: зеркала, мука, соль, сахар, крупы, сито, воронки;

 - коллекции: бумаги, минералов, растений (гербарий), семян и плодов, тканей, пуговиц;

- стол для экспериментирования с песком и водой, набор для экспериментирования с песком, набор игрушек для игры с песком;

- набор репродукций картин о природе;

- наборы фигурок животных Африки и животных леса;  

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, листья деревьев, мох, семена, опилки;

- бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки;

- вертушки, мыльные пузыри, воздушные шары;

- красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски);

- детские фартуки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

К числу основных методов работы с детьми в данном уголке мы относим: экспериментальную деятельность. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, познавательной активности, на формирование трудовых навыков. В процессе эксперимента у детей обогащается память, активизируются мыслительные процессы. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.

Был разработан перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности, которая организуется в следующих формах:

- коллективная,

- подгрупповая,

- индивидуальная.

Осень:

«Песок и глина» - дети узнали, что песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из слипшихся очень мелких частиц, поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.

«Этот удивительный воздух» - расширили знания о воздухе, поместили кусочек мела в стакан с водой, увидели пузырьки (воздух). Сделали вывод, что воздух заполняет все промежутки трещинки в предметах. Поместили резиновую грушу в стакан с водой, надавили, в воде появились пузырьки. Услышали, как шумит воздух.

«Волшебное свойство лимона» - приготовили две ёмкости с водой и два лимона, один в кожуре, другой очищенный. Вывод: в лимонной кожуре много дырочек. В этих дырочках есть воздух, который держит лимон с кожурой на воде. У очищенного лимона таких дырочек нет, поэтому он сразу тонет.

«Волны» - дуя на воду, дети узнали, что чем сильнее дуть, тем выше волны.

«В воде есть воздух» - дети узнали, что если подуть в трубочку, то воздух виден в виде пузырьков, которые поднимаются вверх, потому что воздух легкий, он легче воды.

Зима:

«Животворное свойство воды» - вместе с детьми поставили веточки тополя в воду, через время рассмотрели и увидели, что на веточке тополя через некоторое время набухли почки и распустились нежные клейкие листочки, а еще через некоторое время увидели, что ветка тополя пустила корни. Сделали вывод, вода дает жизнь всему живому.

«Измерение глубины снега» - после снегопада дети линейкой измерили глубину снега в разных местах, сделали вывод, чем выше сугроб, тем больше глубина

 «Как действуют магниты на предметы» - дети узнали, что не все блестящие предметы сделаны из железа, а что магнит притягивает к себе только железо.

«Превращение в воду» - дети узнали то, что когда снег тает – его становится меньше, а воды больше.

 «Как устроено перо у птиц» - через лупу рассмотрели, как устроено пуховое и маховое перо птицы. Выяснили, что пуховое перо птицы, отличается от махового пера (оно мягкое, волоски между собой не скреплены, стержень тонкий, перо меньше по размеру).

«Почему на ногах у верблюда широкие мозоли?» -  с помощью карандашей  дети прошлись по песку, и увидели, что острые карандаши проваливаются в песок, а широкие - нет. Сделали вывод, у верблюда широкие мозоли, которые не позволяют ногам провалиться в песок.

Весна:

«Пар - это тоже вода» - поместив над стаканом с кипятком зеркало, дети увидели, на нем выступили капельки воды. Сделали вывод что пар - это тоже вода.

«У воды нет вкуса» - попробовав через соломинку молоко, сок и воду, дети убедились, что у воды нет вкуса.

«День и ночь» - дети узнали, как происходит смена дня и ночи.

Дети с удовольствием участвуют в проведении опытов и повторяют их самостоятельно в домашних условиях.

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента. Новые знания дети получают во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы, в уголке природы, в самостоятельной деятельности. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе. На протяжении всего учебного года дети наблюдают сезонные явления природы, рисунками изображают растительный и животный мир данного периода данного сезона.

Проведенная работа по экспериментальной деятельности с объектами живой и неживой природы показала положительный результат: у детей повысился уровень развития любознательности, познавательной активности. Развились исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы). Изменилось отношение к природным объектам, явлениям природы, дети стали замечать их красоту, необычность, любуются, наблюдают, сравнивают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологический представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Экологическое воспитание подрастающего поколения по своей сути – это вопрос будущего. Будущей возможности любоваться красотами природы, наслаждаться чистой водой и воздухом, общаться с животными...

План по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность»

План работы по самообразованию на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность»....

: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».

Предлагаю вашему вниманию статью «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».  Данный материал будет интересе...

Проект по самообразованию педагога на тему: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в опытно-эксперементальной деятельности»

Опыт – единственно верный путьспрашивать природу и слышатьответ в ее лаборатории".Д. И. Менделеев"Природа - источник здоровья.Берегите эти земли, эти воды,Даже малую былиночку любя.Бер...

«Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности»

Экологическое воспитание тесно связано с уровнем развития исследовательской деятельности детей в природе, т.к. именно в процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследоват...

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность "Юные экологи-краеведы"

Актуальность. В современных условиях актуальность экологического воспитания диктуется происходящими вокруг нас глобальными экологическими изменениями. Именно в период дошкольного детства происходит ст...