Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность "Юные экологи-краеведы"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Семенова Марианна Александровна

Актуальность. В современных условиях актуальность экологического воспитания диктуется происходящими вокруг нас глобальными экологическими изменениями. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности. формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях дошкольного возраста интерес к живой природе, формировать базовые знания и эмоциональные впечатления о природе, начальные элементы экологической культуры методом проектной деятельности. 

Объект исследования: проекктная деятельность детей старшего дошкольного возраста по формированию экологического воспитания.

Предмет исследования: внедрение метода проектной деятельности в образовательный процесс.

Цель: формирование экологичсекого представления, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка старшего дошкольного возраста путем совершенствования проектной деятельности.

Задачи: 1.Организовать предметно развивающую среду.2.Развивать интерес детей старшего дошкольного возраста к проектной деятельности.3.Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в образовательном процессе и в повседневной жизни.4.Организовать работу с родителями по развитию проектной деятельности дошкольников. 

Гипотеза: предполагаем, что, проектная деятельность позволит способствовать формированию развития познавательных процессов и повысит экологическую культуру у детей старшего дошкольного возраста.

Предполагаемый новый образовательный результат: 1.Воспитанники принимают заинтересованное участие в образовательном и в проектном процессе. 2.Активно используют средства общения и конструктивные способы взаимодействия.3.Способны решать интеллектуальные и личностные задачи. 4.Сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления проектной деятельности. 5.В будущем хозяйственник, предприниматель, инноватор, рационализатор.

Этапы проектной деятельности "Юные экологи-краеведы": 1.Подготовительный этап: проработка методической литературы.Сформирована картотека пословиц, поговорок, календарных праздников, экспериментов доступных для детей данного возраста. 2.Собственно практически-исследовательский этап. Беседы по изучаемым темам. Проведены наблюдения с детьми природных явлений в реальной жизни. Коллективные общие наблюдения, эксперименты "Есть ли запах у воды", "Узоры на стекле", "Зависимость таяния снега от температуры", "В каком виде почвы вырастет растение", "Нужен ли корням растения воздух", "Чем дышит растение" и т. д. Чтение художественной литературы, детской научно-популярной литературы, просмотр и обсуждение мультимедийных презентаций "Волшебная капелька", "Планеты с олнечной системы". 3.Заключительный этап - обобщение результатов работы, анализ, формулировка выводов, по возможности составление рекомендаций.

Самоотчет собственно практическо-исследовательского этапа. Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов, даль нейшего интеллектуального и социального развития личности ребенка. Итоговые индивидуальные, групповые защиты и успехи воспитанников. Подготовительная группа "Кустук" 2018-2019 уч.год:  "Летение из конского волоса" - Корякина Алина, лауреат I степени РЭИ "Педагоги Якутии", "Огород на подоконнике - Сметанина Маргарита, I  место  в защите исследовательских проектов, УО г.Якутск, "Чарующие узоры природы" - Березкина Анна, I место в защите исследовательских проектов, УО г.Якутск, "Зимние забавы" - Егасов Давид, "Мин туерт атахтаах  до5отторум" - Попов Ярик, I  место защита проектов на родном языке "Моя Якутия", "Календарь природы" - Заровняев Арчылаан, "Моя любимая ягода арбуз" - Шумкин Никита, "Птицы нашего двора" - Агеев Дамир, Иннокентьев Айсен, "Традиции моей Семьи" - Иванов Валентин, "Синквейн - игра слов о природе" - Неустроева Катя. Старшая группа "Земляничка" 2021-2022 уч.год: "Капельный полив из бросового материала" - Черемкин Кирилл, Чириков Айаал, II  место НПК "Я исследователь", УО г.Якутск, "Выгодно ли иметь свое хозяйство" - Лузянин Витя, III  место защита проекта УО г.Якутск, "Мин дойдум Еймекеен" - Черемкин Кирилл, защита проекта УО г.Якутск, "Орденнаах эбээм Ирина Степановна" - Николаева Лиля, "Мин эбээм уерэх туйгуна" - Лузянин Витя",  "Микрозелень на подоконнике" - Романова Лилиана, Тимофеева Аделина.

Основным результатом проектной деятельности "Юные экологи-краеведы" стало внедрение метода проектно-исследовательской деятельности в образовательный процесс. Таким образом, цель исследования, которая заключается в формировании экологического представления, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка старшего дошкольного возраста путем совершенствования проектной деятельности будет достигнута  при преемственной ежедневной деятельности. Выдвинутые в соответствии с целью исследования задачи решены: организована предметно-развивающая среда. У воспитанников появился интерес  к проектной деятельности.стимулируется самостоятельное использование исследовательских и коммуникативных способностей. Организована работа с родителями по развитию проектной деятельности дошкольников. По результатам проведенного исследования, сделаны следующие выводы: во-первых, ежедневная экологическая информированность через проектную деятельность дошкольников эффективна, как формирование экологическогт представления и огромный потенциал всестороннего развития. Во-вторых, системное наблюдение, экспериментирование, исследование обогащает представления детей роли природы в жизни человека. В третьих, обогащает лзапас слов, развивает коммуникативность, речь-суждение в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологический представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Экологическое воспитание подрастающего поколения по своей сути – это вопрос будущего. Будущей возможности любоваться красотами природы, наслаждаться чистой водой и воздухом, общаться с животными...

2020г. План мероприятий по теме самообразования: Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного поселка «Тайны нашего леса»

Перспективный план мероприятий по теме самообразования:Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного поселка«Тайны нашего лес...

: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».

Предлагаю вашему вниманию статью «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».  Данный материал будет интересе...

«Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности»

Экологическое воспитание тесно связано с уровнем развития исследовательской деятельности детей в природе, т.к. именно в процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследоват...

«Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности»

Экологическое воспитание тесно связано с уровнем развития исследовательской деятельности детей в природе, т.к. именно в процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследоват...

ВВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ – ПРАКТИКУМЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОСТ» Тема: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Так как  огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности, то логично повышать экологическую культуру детей через игровую деятельность. Она является э...

представление опыта работы «Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий»

Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий. Знакомство с кейс-технологией. Виды кейс-технологий. Использование кейс-технологии в...