2020г. План мероприятий по теме самообразования: Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного поселка «Тайны нашего леса»
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Кострецова Марина Владимировна

Перспективный план мероприятий по теме самообразования:

Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного поселка

«Тайны нашего леса»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2020.plan_po_samoobrazovaniyu_mladshaya_gruppa.docx37 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                      Приложение 6.

Муниципальное          бюджетное          общеобразовательное      учреждение

«Новозоринская    средняя     общеобразовательная     школа»,

дошкольное отделение д/с «Родничок»

Перспективный план мероприятий по теме самообразования:

Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного поселка

«Тайны нашего леса»

Младшая группа №1

                                                                                   

                                                                                 

                                                                                  Воспитатели:

                                                                                                                         Кострецова Марина Владимировна

                                                                                                                 Киндт Любовь Владимировна

                                                                          2020-2021г

Актуальность:

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души! »

Богат и многообразен мир природы. Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать детей не только смотреть, но и видеть.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта. 

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Задачи:

  • формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;
  • расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе о существующих в ней взаимосвязях;
  • развитие познавательных интересов и наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;
  • воспитывать эмоциональное восприятие окружающей природы через художественную литературу.

сроки

тема

Задачи

Совместная деятельность

Работа с родителями

РППС

Сентябрь

1 неделя

 «Осень золотая в гости к нам пришла».

Знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету.

учить определять время года по сезонным признакам

Разучивание стихотворений об осени.

«Цветочные фантазии» - конкурс осенних букетов.

Беседа «Что нам осень подарила.»

«что растет на грядках, что растет в саду?

Оформление папки-передвижки  «Экологическое воспитание детей в семье».

Консультация родителей.

Осенняя выставка поделок совместно с родителями.

2 неделя

 «Съедобные и несъедобные грибы»

  познакомить с понятием   «Съедобное и несъедобное»; расширить знания о грибах

Рисование «Золотая осень»

Пополнение Экологических игр, презентаций.

Октябрь

1 неделя

«Путешествие в лес»

расширить представления детей о лесе и его обитателях (в лесу кроме зайца и лисы обитают волк и медведь; медведь спит в берлоге, волк бегает по лесу, охотиться за зайцем).

Рассказ воспитателя «Какие животные живут у на в лесу».Рассматривание иллюстраций на тему: "Жители леса".Чтение произведения В. Бианки «Как звери готовятся к зиме»

Чтение В.Кудрявцевой «Зайчишка», «Лисица», «Белка» Слушание музыки: «Зайчик дразнит медвежонка» (Д.Кабалевский)

изготовление панно «Животные

леса»

Изготовление альбома «Домашние и дикие животные»

Ноябрь

1 неделя

Зимующие птицы

Продолжать знакомить с птицами, которые прилетают на кормушку. Вызвать интерес к поведению птиц, привлекать к подкормке зимующих птиц.

Наблюдение за птицами «Кто прилетает на кормушку?»

Кормление птиц на участке.

П/И «Воробышки и автомобили», «Птички в гнездышке»

Подвижная игра «Птичка и птенчики» Рассматривание иллюстрации Е. Чарушина к книге С. Маршака «Детки в клетке».

Предложить сделать кормушки для птиц вместе.

2 неделя

Лесные звери поздней осенью

Формировать у детей элементарные представления о жизни лесных зверей (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу поздней осенью. Познакомить детей с внешним видом, с некоторыми особенностями образа жизни зимой зайца, лисы, волка, медведя (что едят, как добывают корм, как спасаются от врагов); с моделью маскировки; воспитывать доброжелательное отношение к лесным зверям.

 

Коллективная аппликация

«Лесные звери»

 

Рассматривание картин о диких и диких животных в лесу зимой.

.Рассматривание картин «Зимующие птицы».

4.Чтение сказок: «Заюшкина избушка».

 

Папка-передвижка «Воспитываем юных экологов»

Декабрь

1 неделя

Покорми птиц зимой

Закреплять знание детей о зимних явлениях природы.  Познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, сороками, синицы, снегири, вороны, голуби; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.

Наблюдения за птицами, прилетающими на участок. Кормление птиц. Подвижные игры «Птички в гнездышках», «Воробушки и кот». Рисование «Украсим дымковскую уточку».

Оформление уголка для родителей  на тему «Воспитание у детей доброжелательного отношения к животным и птицам»

2 неделя

Наблюдение «Белый снег пушистый»

 Уточнить знания о зимних явлениях природы (снег идет, намело сугробы, мороз на улице, лед на реке). Снег очень нужен природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе.

познакомить со свойствами снега (белый, холодный, тает в руках).

Заучивание стихов о зиме, загадки.

Конкурс - выставка поделок «Зимушка-зима»

Конкурс - выставка поделок «Зимушка-зима»

Январь

1 неделя

 «Ель – красавица наших лесов».

Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья.  Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства.

Воспитывать бережное отношение к живому дереву, желание помогать ему (стряхивать снег с веток, не ломать ветки)

Рисование «Елочка красавица» 

Экологические игры: «Дерево в разное время года»

«С какого дерева лист?».

 

Новогодняя выставка «Ёлочка - красавица».

2 неделя

Путешествие в зимний лес

Цель: закреплять знание о елке, об обитателях леса.

Предложить родителям поговорить с детьми дома о том, какие животные живут в наших лесах?  Сходить в

Лес и понаблюдать за белочками,

Февраль

1 неделя

Наблюдение «Как снег становиться водой»

 

 

Наблюдение «Как снег становиться водой»

«Зимние забавы»

Изготовление цветных льдинок

Д/и «Загадки и отгадки»

Опыт. Свойствами снега (белый, холодный, тает в руках).

Опыт. Снег тает в тепле и становиться водой.

Фотовыставка «Мои зимние каникулы»

2 неделя

«Огород на подоконнике» - посадка лука. Наблюдение за посаженным луком, изучение условий для оптимального роста растений.

Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным.

Подготовка фотографий детей для фотовыставки «Наши добрые дела» (уголок природы, огород на подоконнике, птичья столовая).

Беседа «Сезонные изменения в природе».

Экологические игры 

Конкурс рисунков «Птицы возле нашего дома».

Март

1 неделя

Жизнь под снегом.

Цель: дать знания о том, что жизнь под снегом продолжается.

Цель: расширить знания о жизни растений весной и других сезонных изменениях. Изучение информации об основных природных сообществах (лес, луг, водоем).

Показ детям сказки «Подснежники

Беседа «Как правильно вести себя в природе».

«Стихи и рассказы о растительном мире».

Консультация для родителей на тему«Экологическая культура детей»). 

2 неделя

Лесные животные

Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

Рассматривание альбома «Дикие животные».

Д/И «Кто живет в лесу»?

 игра «Больница для животных».

Просм. Презентации «Жизнь животных в лесу».

Альбом для рассматривания.

Конкурс рисунков

«Весна-красна»

Апрель

1 неделя

2 неделя

Рассказ воспитателя о жизни лесных зверей весной.

День Земли

Уточнить и расширить представления детей о внешнем виде взрослых животных и их детенышах (заяц, медведь, белка, лиса, волк), некоторых особенностях их образа жизни весной и летом; познакомить с двумя-тремя правилами поведения в лесу; формировать бережное отношение к лесным обитателям, выполнять правила поведения в лесу.

Продолжать знакомить о характерных признаках сезона.

Дать детям первые знания о планете Земля. Рассказать, что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала. Рассказать о том, что даже маленькие дети могут помочь Земле (не бросать  фантики от конфет, не ломать ветки у деревьев, не пугать птиц и т. д.) Прививать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле.

Рассматривание картинок на весеннюю тематику.

Рассматривание картинок на тему«Жизнь весеннего леса».

Рассматривание иллюстраций на тему «Весна»

д. и. «Опиши, мы отгадаем».

3 неделя

Наблюдение за веткой тополя в вазе с водой.

учить замечать изменения, происходящие с веткой тополя: набухание почек, появление листьев. Дать понять, что листья распустились, потому что в группе тепло и есть вода в вазе.

 

Май

1 неделя

Насекомые

Познакомить с названиями насекомых, их особенностями, упражнять в употреблении существительных множественного числа. Обогатить словарь детей по данной теме. Формировать устойчивые представления о цвете, количестве, величине, форме. Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры, определять положение предметов (середина, край). Продолжать учить слушать произведения о насекомых. 

Отгадывание загадок,
-Наблюдения за насекомыми
Рассматривание иллюстраций
-Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", -Рисование "Божья коровка"
-Лепка "Зелёная гусеница"

Мастер-класс

«Насекомые на пальчик»

2 неделя

«Лето»

«Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик»

Расширить и углубить знания детей об изменениях в живой и неживой природе летом

Уточнить знания детей о весенней траве (зеленая, нежная, шелковистая) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья), об условиях, необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля); дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Беседа «Лето красное пришло»

Наблюдение за живой и неживой природой на прогулке

Рисование «Цветочки»

Родительское собрание «Подведение итогов учебного года. Рекомендации по организации летнего отдыха и воспитания экологической культуры детей. Выставка фотографий «Наши добрые дела».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с историей родного города»

    Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников следует начинать через ознакомление с родным городом. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам...

Проект: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края: «Стань природе другом!»

.Формирование   экологической культуры у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой  родного края...

Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края».

Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края»....

Рабочая программа «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой села Мамонтово».

Рабочая программа «Развитие экологических представлений у  детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой села Мамонтово»....

Педагогический проект Тема: «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»

Педагогический проект Тема: «Развитие экологических представлений у  детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»...

представление опыта работы «Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий»

Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий. Знакомство с кейс-технологией. Виды кейс-технологий. Использование кейс-технологии в...

План работы по самообразованию «Формирование экологических начал у детей младшего дошкольного возраста»

План работы по самообразованию«Формирование экологических начал у детей   младшего дошкольного возраста»...