представление опыта работы «Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий»
материал (младшая, средняя группа)

Альбина Юрьевна Зубарева

Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий. Знакомство с кейс-технологией. Виды кейс-технологий. Использование кейс-технологии в работе с детьми 3-5 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РОМАШКА» Г.ТАЙШЕТА

Представление опыта работы

Тема: «Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий»

 

Подготовила:

Зубарева Альбина Юрьевна, воспитатель МКДОУ

д/с «Ромашка» г. Тайшета

 

Тайшет, 2022г.

Важным положением ФГОС является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и, принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». По общему признанию и определению ученых (философов, экологов, педагогов), природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, т.к. она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие.

Поэтому, чтобы воспитать экологически-грамотного человека, необходимо как можно раньше начать формировать экологическую культуру. В ходе наблюдений за детьми 3-5 лет, я выяснила, что многим из них доступны некоторые экологические понятия, практические навыки, эстетические переживания. Но в таком возрасте большинство не умеют сопереживать живым существам, не понимают, что им может быть больно, их надо любить. Передо мной встала задача заложить в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.

Первое, с чего я начала формировать экологическую грамотность - это собственный пример, но этого конечно недостаточно, поэтому я подобрала для работы в данном направлении специально разработанные технологии. Особенно меня заинтересовала кейс-технология. В чем она заключается? Если дословно, то кейс-технология в дошкольном образовании – это способ организации краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений. Кейс-технология развивает способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Кроме того, кейс - технология развивает коммуникативные компетенции, где нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы.

Существует несколько видов кейсов:

- анализ конкретных ситуаций;

- кейс-иллюстрации;

- проигрывание ролей (ролевое проектирование);

- фото-кейс.

Я выбрала – кейс-иллюстрации. Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

Мною была разработана папка с кейс-иллюстрациями, в которой я подобрала иллюстрации с проблемной ситуацией, а также разработала карточки с целями, текстами, вопросами и выводами для каждой ситуации. Карточки я использую для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми младшей разновозрастной группы. Это удобно, так как детей привлекают красочные картинки, они с удовольствием с ними работают, отвечают на вопросы, тем самым решая ту или иную проблему.

Начиная работу с детьми младшего дошкольного возраста, я обратила внимание, что дети не всегда улавливают основную проблему, изображенную на картинке. Именно для этого и необходимо составить краткий текст, подобрать правильные вопросы. Вопросов не должно быть много, чтобы не отвлекать детей от проблемы. Например, одна из девочек, рассматривая картинку увидела сначала детей с ежиком в руках. Это ей очень понравилось. Она тоже захотела ежика. Но затем, отвечая на мои вопросы, мы вместе пришли к выводу, что животные должны жить в лесу, так как в домашних условиях они не выживут.

Продолжая работу, используя кейс-технологию, я стала подбирать картинки с более сложным сюжетом. Например, иллюстрация «На природе веселись, за собою уберись». Данный сюжет помогает детям заметить и решить сразу несколько проблем: нельзя ломать деревья, нельзя оставлять мусор в лесу, нельзя уносить животных из леса домой, нельзя разжигать костры в неподготовленных для этого местах. Именно поэтому, работу над этой ситуацией целесообразно проводить в подгруппе детей, желательно разного возраста. Дети более старшего возраста, рассуждая над проблемой, учат младших детей видеть и сопереживать объектам природы.

Кейс-технология помогает закрепить имеющиеся у детей знания, обобщить их, конкретизировать, тем самым создавая конкретное правило. Дети знают, что цветы надо поливать, что их листья необходимо протирать, но не все дети младшего возраста знают, для чего и как часто это необходимо делать. Работая с кейс-иллюстрацией «Природе будем помогать, цветочки будем поливать», дети пришли к выводу, что, чтобы комнатные растения хорошо росли, их нужно поливать, ставить поближе к свету, протирать листья от пыли, опрыскивать.

Детям постарше, я предлагала отдельные картинки для самостоятельного изучения, только после этого они отвечают на вопросы и делают выводы. Кроме этого, дети сначала рассматривают свою картинку-ситуацию, а затем стараются поделиться своими мыслями и выводами с соседом, что способствует развитию умения выражать мысли, доказывать свою правоту, выслушивать мнение других.

В ходе использования кейс-технологии в конце года я получила следующие результаты:

- у детей сформированы первичные представления об объектах живой и неживой природы,

- дети имеют представление об экологической безопасности, могут самостоятельно принимать решение,

- воспитанники приобрели начальные коммуникативные навыки, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, проявляют интерес к совместной деятельности.

Проект решение: я намереваюсь и дальше продолжать работу, используя кейс-технологию. Для этого я хочу попробовать создать фото-кейс, который, как мне кажется, еще больше привлечет внимание детей, тем самым повысит их экологическую грамотность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр

I.Введение     Глава I. Дидактическая игра как средство развития математических представлений  у детей младшего возраста.1.1. Психологические  особенности  обучения ...

Опыт работы "Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через использование детского фольклора"

Формирование коммуникативных навыковдетей младшего дошкольного возрастачерез использование детского фольклора...

Формирование правил этикета за столом у детей старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологий

В настоящее время  проблема воспитания навыков этикетного поведения является важным направлением организации продуктивного межличностного взаимодействия, а также более глубокой и значимой проблем...

Статья «Система работы по формированию представлений о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий»

Статья«Система работы по формированию представлений о безопасном поведении на дороге  у детей старшего дошкольного возраста через  использование  дидактических  игр и пособий...

Сообщение из опыта работы на тему "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игру"

Обобщение опыта работы педагога на тему "Развитие речи детей младшего  дошкольного возраста через игру"...

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр

Проблема использования дидактических игр в процессе формирования математических понятий на занятиях с детьми дошкольного возраста в настоящее время очень актуальна.Актуальность данной проблемы обуслав...

Представление опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

https://docs.google.com/presentation/d/1zmcMDA8kVIT061sjQKwUPLfwX3iHzB0s/edit?usp=sharing&ouid=117402203104264697524&rtpof=true&sd=true...