Развитие коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста через использование кейс-технологии
методическая разработка (старшая группа)
Дошкольное детство – это уникальный период в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит становление личности, формирование сознания и индивидуальности ребенка, а также идет процесс социализации и становления первых взаимоотношений с окружающими людьми.
В своей работе использую следующие программы и методики
Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Л. Дубинина «Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений», М. П. Нечаев, Г. А. Романова Интерактивные технологии в релизации ФГОС дошкольного образования, Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Шимутина Е. Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста через использование кейс-технологии
Цель: формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологий.
Задачи:
- Учить детей находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими,
- Развивать умение строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками, более младшими и более старшими детьми, знакомыми и незнакомыми людьми.
- Воспитывать желание отстаивать свою точку зрения, проявлять уважение к другим людям.
- Способствовать становлению адекватной самооценки и внутренней позиции ребенка посредством осознания своего социального положения в детском сообществе и во взрослом окружении.
- Привлечение родителей к активной педагогической деятельности процессе использования полученных знаний детей в рамках реализации кейс-технологии.
В своей работе использую следующие программы и методики
Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Л. Дубинина «Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений», М. П. Нечаев, Г. А. Романова Интерактивные технологии в релизации ФГОС дошкольного образования, Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Шимутина Е. Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе.
Дошкольное детство – это уникальный период в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит становление личности, формирование сознания и индивидуальности ребенка, а также идет процесс социализации и становления первых взаимоотношений с окружающими людьми.
Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» (О. Н. Сомкова) .
Компетентность – умение индивида объединять знания и навыки для решения проблемы.
Развитие коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста связано с образовательными областями: речевое и социально-коммуникативное развитие.
Конечной целью дошкольного образования в данном направлении является полноценное развитие всех сторон речи ребенка (фонетической, лексической, грамматической на основе развития связной речи) и развитие коммуникативных умений, что необходимо ему для дальнейшего обучения в школе.
Практика показывает: целенаправленное формирование коммуникативной компетентности у дошкольников часто остается за пределами внимания педагогов. Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом.
Коммуникативная компетентность рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности — коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и прочее.
Термин «коммуникация» многозначен и определяется в исследованиях по-разному. В работах С. Л. Рубинштейна под коммуникацией понимается сообщение или передача при помощи языка некоторого мысленного содержания. И. А. Зимняя считает, что коммуникация — процесс двухстороннего обмена информации, ведущей к взаимному пониманию.
По мнению М. И. Лисиной, развитие общения со сверстниками у дошкольников проходит ряд этапов, качественно преобразовываясь на каждом из них: первый этап — эмоционально-практическая форма общения (2–4 года жизни) ; второй — ситуативно-деловая форма общения (4–6 год жизни) ; третий — внеситуативно - деловая форма общения (6–7 лет). В основе этого преобразования лежит изменение содержания коммуникативной потребности.
Важно отметить, что развитие коммуникативной компетентности необходимо рассматривать одновременно с процессом становления у ребенка разных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтении).
Что включает в себя коммуникативная компетентность?
- умение правильно и точно говорить, выражать свои мысли,
- умение слушать собеседника и извлекать информацию, которую пытается донести говорящий,
- владение невербальными средствами общения (понимание и умение использовать мимику, пантомимику,
- умение задавать и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения,
- знание норм и правил речевого этикета и умение использования их в зависимости от ситуации,
- владение навыками разрешения конфликтных ситуаций.
Коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» (О. Н. Сомкова) .
Какие диагностические методы можно использовать для выявления уровня развития коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста? Для диагностики можно использовать:
- методику «Картинки», разработанную Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной. Данная методика предназначена для выявления уровня развития начальной коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками;
- наблюдение за игровой деятельностью детей и их речевым общением. При наблюдении можно использовать показатели и критерии развития начальной коммуникативной компетентности дошкольников, предлагаемые С. В. Никитиной, Н. Г. Петровой, Л. В. Свирской. Этими показателями, по мнению авторов, могут быть три группы умений: умение выражать словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты; умение задавать вопросы; умение аргументировать свою точку зрения;
- индивидуальную беседу для выявления представлений ребенка о состояниях и переживаниях сверстника, предложенную Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой.
Для эффективного развития коммуникативной компетентности дошкольника необходимо соблюдать следующие условия:
создавать ситуации коммуникативной успешности;
стимулировать коммуникативную деятельность, использую проблемные ситуации;
устранять коммуникативные трудности;
ориентироваться на «зону ближайшего развития» и повышение уровня коммуникативной успешности;
проводить коррекционную работу по совершенствованию развития начал коммуникативной компетентности с учетом индивидуальных особенностей детей, привлекая к данной работе педагога-психолога и семью;
мотивировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи слова и мимики;
моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками;
признать семью и социальные ситуации, в которых протекает ежедневная жизнь ребенка, факторами, оказывающими равное влияние на результат развития речи детей и начал коммуникативной компетентности.
«Известно, что игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Посредством игры ребенок познает окружающую действительность, выстраивает для себя значимую модель жизни, которой в последствии следует, ведь не секрет, что зачастую, казалось бы, неразрешимые вопросы в общении с ребенком легко решаются через игру или общение с игрушкой. Приняв во внимание сей факт, воспитатель должен активно задействовать каждого из воспитанников в процесс игры, которая сама по себе является определенной сюжетной ситуацией, формирующей коммуникативные компетенции и навыки сотрудничества».
Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе.
Поэтому для формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста я решила использовать кейс-технологии. Это одна из актуальных педагогических технологий в образовательном процессе на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
Сase представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
• соответствовать четко поставленной цели создания;
• иметь соответствующий уровень трудности;
• иллюстрировать типичные ситуации;
• развивать аналитическое мышление;
• провоцировать дискуссию;
• иметь несколько решений.
При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.
Как правило, кейс включает в себя:
• ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,
• контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,
• комментарий ситуации, представленный автором,
• вопросы или задания для работы с кейсом,
• приложения.
К кейс-технологиям относятся:
• метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; Кейс-иллюстрации; фото-кейсы);
• метод инцидента;
• метод ситуационно-ролевых игр;
• метод разбора деловой корреспонденции;
• игровое проектирование;
• метод дискуссии.
Например: Ситуационно-ролевая игра.
Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.
Игровое проектирование:
Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн).
В процессе освоения кейс-технологий дети:
• учатся получать необходимую информацию в общении;
• умение соотносить свои устремления с интересами других;
• учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
• учатся отстаивать свою точку зрения;
• умение принимать помощь.
Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:
• происходит формирование у детей навыков работы в команде;
• умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
• развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;
• обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
• учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.
Метод кейсов включает одновременно и особый вид материала, и особые способы использования этого материала в воспитательно- образовательном процессе.
Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.
В практике дошкольного образования можно широко использовать Кейс-иллюстрации, кейс-фото.
Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.
В «фото – кейс» входит:
1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
В старшем возрасте, реализуя кейс-технологию, через взаимосвязь реальной жизненной ситуации с игрой ребенка у детей буду формировать коммуникативную компетенцию, умение работать в команде, умение вести диалог со взрослыми и сверстниками, умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях, что способствую применению знаний в дальнейшей жизни.
Кейс как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени. Любой кейс можно использовать в разных режимных моментах на протяжении всего дня, а также как в групповой, так и индивидуальной работе.
Используя кейс-технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста, я планирую научить детей находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать свою стратегию решения проблемы по отношению другим.
Таким образом, обозначенная мною цель и задачи, эффективно используемые кейс-технологии улучшат качество образования, обеспечиват гибкость образовательного процесса, повысятт мотивацию воспитанников к получению знаний и ускорению процесса усвоения этих знаний, что является важным этапом для становления их жизненного опыта позитивного социального взаимодействия.
Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правил этикета за столом у детей старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологий
В настоящее время проблема воспитания навыков этикетного поведения является важным направлением организации продуктивного межличностного взаимодействия, а также более глубокой и значимой проблем...

представление опыта работы «Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий»
Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий. Знакомство с кейс-технологией. Виды кейс-технологий. Использование кейс-технологии в...

Открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием кейс - технологии «Волшебный чемоданчик»
Открытое занятие для детей рзновозрастной группы ( 4- 6 лет) с использованием кейс - технологии «Волшебный чемоданчик» по безопасности дорожного движения....

«Развитие речевой деятельности и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес»
Методическая разработка представляет собой рекомендации воспитателям, педагогам-психологам, учителям-логопедам по развитию речевой деятельности и коммуникативных навыков у воспитанников старшего дошко...

«Развитие речевой деятельности и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес»
Методическая разработка представляет собой рекомендации воспитателям, педагогам-психологам, учителям-логопедам по развитию речевой деятельности и коммуникативных навыков у воспитанников старшего дошко...

Занятие по развитию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с использованием кейс-метода
Дошкольное детство – это уникальный период в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит становление личности, формирование сознания и индивидуальности ребенка, а также идет пр...

Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно -ролевую игру.
В современной реальности закономерно растёт интерес исследователей к проблеме формирования ключевых компетенций у детей старшего дошкольного возраста. Эта задача обусловлена современным подходом к оце...
