Формирование правил этикета за столом у детей старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологий
статья (подготовительная группа)

Иванова Елена Владимировна

В настоящее время  проблема воспитания навыков этикетного поведения является важным направлением организации продуктивного межличностного взаимодействия, а также более глубокой и значимой проблемой позитивной социализации детей, нежели это считают многие педагоги-практики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Старший дошкольный возраст выступает как период наиболее интенсивного психического развития ребенка. В этом возрасте отмечаются прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и завершая возникновением сложных личностных новообразований. Именно поэтому в этот возрастной период необходимо уделять внимание формированию этикета у детей. Одним из направлений этикетного поведения выступает столовый этикет.

Этикет является установленным и принятый порядков поведения, формой обхождения. Столовый этикет представляет собой совокупность моральных норм поведения, которые касаются приема пищи. К столовому этикету относятся правила обращения с едой и столовыми приборами, культура общения с гостями, персоналом и пр.

Сегодня перед педагогами дошкольного образования стоит задача поиска наиболее эффективных средств, методов и технологий, способствующих формированию столового этикета у детей старшего дошкольного возраста. Одной из таких является кейс-технология.

В зарубежных исследованиях кейс-технологию также называют методом ситуаций, деловых историй или просто методом кейсов. В российских публикациях кейс-технологий называется методов анализа конкретных ситуаций, деловых ситуаций, ситуационными задачами. Название метода произошло от латинского термина «казус», обозначающего запутанный случай. Таким образом, кейс-технология является интерактивной технологией обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, которая направлена не столько на освоение знаний, сколько на то, чтобы сформировать у детей качества, знания и умения.

Исходя из собственной практики, выделим этапы реализации кейс-технологии в работе с дошкольниками.

Первый этап – ознакомление дошкольников с ситуацией, ее особенностями, выделение ключевой проблемы.

Второй этап – предложение тем для мозгового штурма, анализ последствий принятия решения.

Третий этап – непосредственно решение кейса, на котором дошкольники предлагают варианты решения кейса. Педагог помогает детям, указывает на возможные проблемы, побуждает к выработке механизмов их решения.

Четвертый этап – организация презентации, т.е. публичное выступление детей, оглашение своих идей.

Пятый этап – обсуждение правильного решения, соотнесение ситуации с событиями реальной жизни, прогнозирование возможных результатов.

Приведем пример кейс-задания для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования у них столового этикета.

Педагог знакомит детей со следующей ситуацией: «А вы знали, что есть такая страна Этикетия? Название этой страны происходит от слова «этикет». Однако случилась беда в этой стране, злой волшебник  заколдовал один из городов этой страны – Столовый этикет, теперь все  жители этого города забыли правила поведения за столом, не выполняют их. Их поведение стало странным, некрасивым, некультурным, особенно это заметно, если к ним в гости приезжают жители других городов».

Скажите, какая проблема видна из этой ситуации? (дети высказывают мысли, темы для обсуждения). Правильно, основная проблема состоит в том, что жители города не помнят правил поведения за столом, мы поможем им вспомнить? (дети отвечают: да)

Педагог предлагает детям презентацию с правилами поведения за столом. Однако эти правила не написаны, изображены картинки (ребусы). Задача каждого ребенка посмотреть эти слайды и предложить свои варианты правил поведения за столом. Например, предлагается картинка с изображением рук  (вымыть руки). Второе правило – чтобы не испачкать одежду, нужно на колени положить … (салфетку) и т.д.  Затем педагог предлагает детям высказать свои предположения, помогает им формулировать мысли. Потом можно предложить детям, кто хочет по желанию рассказать правилами поведения за столом для жителей города Столового этикета, чтобы они их запомнили. После выступления детей жители города вместе с педагогом повторяют правила поведения за столом. Таким образом, злые чары разрушены, и в городе все жители пользуются правилами поведения за столом, которые рассказали им дети.

Таким образом, кейс-технология позволяет сделать процесс формирования столового этикета у старших дошкольников не только интереснее и увлекательнее, но и продуктивнее, т.к. детям дается возможность для размышлений, предположений, прогнозирования, самостоятельного решения проблемы.

Список использованной литературы:

  1. Губайдуллина Е.В. Использование технологии кейс-ситуации в процессе освоения форм речевого этикета старшими дошкольниками / Е.В. Губайдуллина, О. Н. Трякина  // Вопросы дошкольной педагогики. – 2019. – № 2 (19). – С. 22-24.
  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азъ, 2020. – 896 с.
  3. Шимутина Е.Н. Кейс-технологии в учебном процессе// Образовательные технологии. –  2009. –№ 1.  С.103-113.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме: «Система работы педагога ДОУ в формировании правил безопасности дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через явления общественной жизни».

Проект по теме: "Система работы педагога ДОУ в формировании правил безопасности дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через явления общественной жизни"...

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие» на тему: «Хорошее» (старший дошкольный возраст) с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация

Методическая разработка конспектаобразовательной деятельностипо ОО «Социально-коммуникативное развитие»на тему: «Хорошее»с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация(старший дошкольный возраст)...

«Формирование правил здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и соци...

Статья «Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии».

laquo;Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии»....

представление опыта работы «Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий»

Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий. Знакомство с кейс-технологией. Виды кейс-технологий. Использование кейс-технологии в...

Открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием кейс - технологии «Волшебный чемоданчик»

Открытое занятие для детей рзновозрастной группы ( 4- 6 лет)  с использованием кейс - технологии «Волшебный чемоданчик» по безопасности дорожного движения....

"Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста с использованием кейс - технологии"

quot;Правовое воспитание  детей  старшего дошкольного  возраста с  использованием  кейс - технологии"...