"Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста с использованием кейс - технологии"
методическая разработка (старшая группа)

Колина  Светлана  Александровна

"Правовое воспитание  детей  старшего дошкольного  возраста с  использованием  кейс - технологии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

На сегодняшний день одной из приоритетных стратегических задач современной политики России является задача защиты детства, решению которой постоянно уделяется внимание в программах социально-экономического развития на всех уровнях.

Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм, исключающих нарушение прав и достоинств детей.

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство –наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

Дошкольный возраст — период, когда начинает складываться мировоззрение ребёнка, его самосознание, отношение к другим людям. И если сделать социальный мир для малыша близким и понятным, это поможет сформировать у него активную жизненную позицию. Поэтому детский сад должен давать своим воспитанникам элементарные правовые знания.

Старшие дошкольники уже вполне могут управлять собственным поведением, прилагают волевое усилие к достижению поставленной цели, понимают этические образцы. Им интересны отношения не только между отдельными людьми, но и целыми народами, нормативные правовые акты (конечно же, педагог преподносит их в предельно доступной увлекательной форме).

Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. Связано это,  с более ранним созреванием и становлением личности ребенка, большим освещением данных вопросов в средствах массовой информации, появлением большого количества литературы по правовым вопросам. К сожалению, в программах дошкольного воспитания, этому вопросу отводится мало времени.  Таким образом, недостаточная разработка данной проблемы в теории педагогики,  востребованность грамотной правовой личности определили  тематику  моей  педагогической  деятельности.

Работа  со  старшими  дошкольниками  по  правовому  воспитанию    велась  с  целью формирования основ правового сознания дошкольников.

Для  достижения  данной  цели   необходимо  было  подобрать  технологию  работы  с  детьми, разработать  перспективный  план  работы  с  детьми, родителями, собрать необходимый  дидактический материал  для  работы.

Я  работала  с  детьми, используя  кейс – технологию. Что  это  такое? Почему  использовалась  именно  это  технология?

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Название кейс-технология произошло от латинского «casus» — запутанный, необычный случай; а также от английского «case» — портфель, чемоданчик.

Эта технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США) в начале XХ века и постепенно распространилась на другие сферы деятельности человека во многих странах, в т. ч. в России.

Главное предназначение кейс — технологии – умение работать с информацией, анализировать различные проблемные ситуации и находить их решение.

Кейс как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени. Ситуация, которую предлагает воспитатель, может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут.

В  начале   своей  работы  по  данной  тематике  я  разработала  перспективный  план  работы  с  детьми  старшего  дошкольного  возраста  по  правовому  воспитанию. В  нём  отражена   тематика  бесед, совместная  деятельность  с  детьми  в  режимных  моментах (чтение  художественной  литературы, д/и , словесные  игры  и  др. формы  работы  с  детьми), а  также  отражена  работа  с  родителями  по  правовому  воспитанию  детей.

В  соответствии  с  перспективным  планом  работы  мною  было  создано

  9  кейсов. Каждый  кейс  подписан .

Кейсы  могут  быть  наполнены   иллюстрациями, фотографиями , дидактическими   играми   и   карточками  с  вопросами, необходимыми  для  работы  с  детьми  по  конкретной  теме, а  также  на  закрепление или уточнение знаний. Так же  каждый  кейс  может  быть  дополнен разработанным  конспектом  беседы  с  детьми  по  данной  теме.

На  первом вводном  занятии  детям  была  создана  мотивационная  ситуация  всей  предстоящей  работы.

Ребята, смотрите – ка,   что  за  конверт  лежит  на  столе? Давайте ,  посмотрим. Да  это  же  письмо. Доставлено  по  адресу: Детский  сад № 4 «Рябинка», группа «Смешарики».

Давайте  мы  его  прочтём. Воспитатель  вскрывает  конверт, читает  письмо.

Содержание  письма:

Здравствуйте, дорогие  ребята.  Меня зовут  Незнайка. Вы   наверное,   со  мной  уже  знакомы  и  знаете  почему  у  меня  такое  имя.  Я  обращаюсь  к  вам  за  помощью, потому  что  сам  справиться  со  своей  проблемой  не  могу  .  У  меня  есть  знакомый  товарищ  Знайка.  Он  мне  задал  пару  интересных  вопросов, на  которые  я  никак  не  могу  ответить  сам. Помогите  мне  с  этим  заданием  справиться, а  то  Знайка  не  будет  со  мной  дружить. А  без  друзей  жить  плохо. До  свидания. Жду  вашей  помощи.

Мои  вопросы:

1.        Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?

2.        Как ты думаешь, что такое право?

3.        Какие права есть у тебя и других детей?

4.        Какие права ты считаешь самыми важными?

5.        Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?

6.        Кто защищает права детей?

7.        Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?

Воспитатель.  Да,   странное  письмо. Ну что, ребята, поможем  Незнайке  с  этой  проблемой?  А  вы  сами  знаете  ответы  на  эти  вопросы? А  что  теперь  нам  делать?

(ответы  детей: Самим  узнать  ответы  и  написать  их  Незнайке)

Ну  что ж, ребята,  я  вам сначала самим  предлагаю  познакомиться  с  правами  детей.   В ходе  наших  бесед  будем  подробнее  знакомиться  с  вашими  правами, составим  план  - схему  изучения  ваших  прав. Каждое  ваше  право  на    этой  схеме  мы  зашифруем  эмблемой, которую  сами  создадим. В  результате  мы  получим  картинку  «Права  детей», а  потом  отправим  её  Незнайке.

Мною  был  подготовлен  шаблон   - схема  «Я  ребёнок, я  имею  право», которая  заполнялась  на  каждом  занятии, в  результате  мы  получили   шаблон  с  обозначенными  схематически  правами   детей.

Во  время  беседы  дети  рассматривали  иллюстрации, играли  в  д/и.

Использовались  и  странички  индивидуального   портфолио  ребёнка, которые  дети  готовили  совместно  с  родителями. («Моё  имя. Почему  меня  так  назвали?», «Отдыхаем  всей  семьёй»)

Дети  не  только  играли  в  д/и, но  и  рисовали   рисунки  по  тематике  беседы.

Во  время  беседы  мы  совместно  с  детьми  сначала  обсуждаем  картинку (рисунок), который  будет  иллюстрировать  изученное  право  ребёнка. Я  рисовала  и  делала  необходимые  надписи. Дети  раскрашивали  рисунки. Затем ещё  раз  все  вместе  хором  проговаривали  название  права которое  сегодня  изучали.

В  результате  у  нас  получилась    схема.

И  уже  спустя  какое – то  время  дети,  обращаясь  к  этой  схеме, могли  самостоятельно, без  помощи  взрослого, перечислить  все  изученные  нами  права  детей.

 Для  организации  совместной   деятельности  с  детьми   по  правовому  воспитанию  я  подбирала  разнообразные  интересные  игры. Например,  для  работы  по  изучению  права   ребёнка  на  имя, я  детям  предложила  такое  задание. ( Детям подготовительной  группы  его  можно  предложить, т. к. дети  уже  многие  могут  читать  по  слогам).

Дети  получают лист с набором букв, в котором зашифрованы имена. Их задача найти их и  сосчитать.

  

При  знакомстве  детей  с  правом  ребёнка  на  медицинский  уход   мы  с  детьми  отгадывали  кроссворд. Детям  я  читала  вопросы. Они  отвечали  на  них, я  вписывала  в  сетку  кроссворда  ответы.

Ответы.
По горизонтали: 1. Температура. 2. Роддом. 4. Горчичники. 5. Окулист. 6. Сироп. 9. Стоматолог.
10. Таблетка. 13. Микробы. 14. Зеленка. 16. Аптека.

По вертикали: 1. Термометр. 3. Лор. 4. Гипс. 6. Синяк. 7. Больница.

 8. Насморк. 11. Бинт. 12. Укол. 15. Ангина. 17. Аптечка.

Каждый ребенок имеет право на жизнь, и государство обязано обеспечивать его здоровое психическое, эмоциональное, умственное, социальное и культурное развитие.

Во  время  знакомства   детей  с  правом  детей  на  жизнь   мы  использовали  следующую  игру, в  которой  я  и  Вам  предлагаю   поучаствовать.

Я  буду  предлагать  Вам  сказку, а  вы  будите   определять  право,  о  котором  идёт  речь  в  этой  сказке.

«Колобок»

право на жизнь

«Доктор Айболит»

право на медицину

«Дюймовочка»

право на семью

«Заюшкина избушка»

право на жилище

«Буратино»

право на образование

«Золушка»

право на отдых

В процессе освоения кейс-технологий дети:
-учатся получать необходимую информацию в общении;
-умение соотносить свои устремления с интересами других;
-учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, -участвовать в дискуссии;
-учатся отстаивать свою точку зрения;
-умение принимать помощь.

Кейс-технологии формируют коммуникативные  навыки:
-происходит формирование у детей навыков работы в команде;
-умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
-развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;
-обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
-учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в   реальной жизни.

Разработанная система  работы  по  правовому  воспитанию  со  старшими  дошкольниками  способствует:

  • обобщеннию знаний и представлений дошкольников о своих правах и свободах;
  • развитию личностных новообразований: умение управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки окружающих с  точки зрения  соответствия общепринятым правилам нормам;
  • развитию самостоятельности, инициативности, ответственности за свои действия по отношению к окружающим, природной среде;
  • развитию уважения к достоинству и личным правам как самого ребёнка, так и другого человека;

Изменения   в  познавательной, речевой  сфере   после  знакомства детей  с  правами  заметили  и  родители. Вот  что  они  услышали  от  своих  детей  после  знакомства  с  правами  ребёнка.

Устами  младенца….

Ситуация 1

Ребенок  ломает  игрушки, не  слушается  родителей. Родители  грозятся  его  напороть ремнем.

Ответ  ребёнка:

«Вы  не  имеете  права  пороть  меня   ремнем  и  ставить  в  угол …!»

Ситуация 2

Ребёнок  смотрит  длительное  время мультики, мама  ему  делает  замечание.

Ребёнок   пытается  убедить  маму, что  прошло  ещё  слишком  мало  времени.

Мама  кричит  ему : «Не  спорь  со  мной, замолчи, быстро  выключи  телевизор  и  иди  собирать  свои  игрушки!»

Ребенок  отвечает: «Не  кричи  на  меня! Я  тоже  имею  право   высказаться!»

Ситуация 3

Мама  с  дочкой  идут  из  детского  сада  домой. Девочка  просится  в  гости  к  подружке  Маше. Мама  говорит  ей  о  том, что  она  устала  и  занята. А  дочка  напоминает  ей  о  своем  праве  на  отдых.

- Но я  тоже  имею  право   на  отдых!

Ситуация  4

Мама  с  ребёнком  приходит  в  продуктовый  магазин. Ребёнок  начинает  просить  у  мамы  сладкую  шоколадку. Мама  отвечает  ему, что  у  неё  нет  на  эту  покупку  денег, тогда  ребёнок  напоминает  ей  о  праве  на    питание, еду.

- Но  ты  обязана  меня  кормить!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА

Доклад был подготовлен для методического объединения по физической культуре. В нем рассказываются этапы обучения игровым упражнениям. Приводятся примеры игровых упражнений....

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольноговозраста по гендерному воспитанию

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольноговозраста по гендерному воспитанию...

диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольноговозраста

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук....

Мастер класс " Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики детей дошкольноговозраста"

Мастер класс "Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики дошкольников "...

Познавательная дидактическая ига для детей старшего дошкольноговозраста

Предлагаю вашему вниманию познавательную дидактическую игру «Космос».Игра для детей старшего дошкольного возраста.Цели:-Расширение знаний детей о космосе , продолжать знакомить детей с про...

Моделирование письма и графическая практика программы "ПРОДЕТЕЙ" в работе с детьми дошкольноговозраста

Представлен опыт работы по использованию техноллогй МОДЕЛЬ ПИСЬМА и ГРАФИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА по речевому развитию детей и подготовки руки к письму....