Проект по теме: «Система работы педагога ДОУ в формировании правил безопасности дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через явления общественной жизни».
проект по обж (старшая группа) на тему

Переверзева Татьяна Николаевна

Проект по теме: "Система работы педагога ДОУ в формировании правил безопасности дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через явления общественной жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_manapova_t.n.docx59.59 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект в старшей группе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада.

Автор: Манапова Татьяна Николаевна, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №37 города Нижневартовска «Дружная семейка».

Описание материала: Предлагаю вам проект семейный клуб «Светофорчик». Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из      важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и семейного воспитания. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги детского сада, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.

Актуальным становится поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия с родительской общественностью. Проанализировав в теории и испробовав на практике различные формы работы с родителями (законными представителями), а именно - анкетирование; посещение семей воспитанников; вечера знакомств; наглядная пропаганда; родительские собрания; беседы и консультации; конференции родителей; устные журналы; круглые столы; организация клубов; организация деловых игр, можно предложить один из вариантов решения проблемы – создание семейного клуба.

Попытка частично разрешить обозначенные противоречия, представлена в моем опыте работы, целью которого является содействие становлению родительской компетентности в вопросах по предупреждению дорожно-транспортного травматизма дошкольников в условиях клубной работы.

Новизна опыта заключается не в разработке отдельных консультаций и плана совместных мероприятий в рамках семейного клуба, а в системе работы, при которой семейный клуб становится современной моделью работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.  

       В соответствии с целью были определены следующие задачи:

-         формировать культуру поведения участников образовательных отношений в условиях дорожного движения;

-        создать оптимальные условия для повышения качества образования и воспитания детей по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

-        стимулировать развитие психофизиологических качеств ребенка, и обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения;

-        формировать у детей самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения;

-        повысить роль семьи в обеспечении безопасности движения детей на улице;

-         повысить   уровень агитационной, пропагандистской, воспитательной   работы.  

Аннотация проекта

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы клуба.

Проект разработан в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, определяющих приоритетные направления развития российской образовательной системы, образовательной системы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, системы образования города Нижневартовска, Программы развития МАДОУ ДС № 37 на 2015-2020г.  

      Работа клуба рассчитана на учебный год, занятия проводятся 2 раза в месяц в помещении детского сада, продолжительностью 40 - 60 минут, оптимальное количество участников 8 -10 семей. Участвовать в работе клуба также приглашаются все желающие родители или члены семьи, а также гости, т.е. привлеченные специалисты.

        Подготовительный этап работы (сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:    

-        разработка Положения о семейном клубе;

-        мастер-класс для педагогов ДОУ «Система взаимодействия педагогов и родителей в группе»;  

-         опрос (анкетирование) родителей, желающих вступить в семейный клуб «Светофорчик»;

-        составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;

 -        обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба.

Основной    этап работы (октябрь – апрель) осуществляется по двум основным направлениям:

Образовательно-просветительское направление - представление информации о ситуации на дорогах нашего города, о работе проводимой в ДОУ по данному направлению (семинары, тренинги, практикумы, консультации специалистов различных направлений, иные занятия, направленные на повышение   степени ответственности за обеспечение безопасности, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма).

          Практико-действенное направление -   повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении (организация семейного досуга, организация конкурсов и выставок).

Так как, современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных методов и форм взаимодействия с родительской общественностью, в данном направлении мы используем такую нетрадиционную форму сотрудничества с родителями как «Устный журнал».

      «Устный журнал» - одна из целесообразных форм работы с коллективом родителей, позволяющая ознакомить их сразу с несколькими проблемами по вопросам безопасности детей на дорогах, обеспечивает пополнение и углубление знаний родителей по определённым вопросам.

Каждая "страница" "Устного журнала" заканчивается выступлениями детей, что позволяет родителям увидеть имеющиеся знания детей по данным проблемам. Например, первая страница "Устного журнала" посвящается обучению детей правилам дорожного движения. Дети готовят сценки и стихи, посвящённые профилактики ДТП. Подобная форма работы с родителями вызывает у них интерес и желание сотрудничать с педагогами. «Устный журнал» состоит из 3-6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Например, мы используем рубрики: «Это интересно знать», «Говорят дети», «Советы специалиста» и др. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения.

Выбор тематики и планирование работы клуба согласовывается с результатами опроса родителей (анкетирование) и годовыми задачами детского сада.

Заключительный этап работы.

В мае подводятся итоги работы Семейного клуба, анкетирование родителей, определяются перспективы для дальнейшей работы.

Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба «Светофорчик» представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. Таким образом, детский сад выступает социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования культуры поведения участников образовательных отношений в условиях дорожного движения, формирования у детей   самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения.

В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию и творческих способностей детей и взрослых.

В дальнейшем планируем:

-  организовать взаимодействие и сотрудничество с территориальными Семейными клубами через совместные проекты деятельности, конкурсы и другие мероприятия;

-  развивать сотрудничество с различным социальными институтами, структурами, государственными и общественными организациями.

Приложение 1

СБОР МАТЕРИАЛА ПО ПДД

ИГРОТЕКИ, ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

НАГЛЯДНАЯ

ИНФОРМАЦИЯ

«ДОШКОЛЬНИК И ДОРОГА»

СОВМЕСТНОЕ

СОЗДАНИЕ

ПРЕДМЕТНО-

РАЗВИВАЮЩЕЙ

СРЕДЫ

АНКЕТИРОВАНИЕ

ВЫСТАВКИ ДЕТСКИХ РАБОТ

Приложение 2

Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети к концу обучения

Наименование знака

Расшифровка

1

Автобусная остановка

Место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.

2

Водитель

Человек, управляющий транспортным средством.

3

Двустороннее движение

Транспорт движется в двух противоположных направлениях.

4

Дорога

Часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.

5

Железнодорожный переезд

Любое пересечение дороги железнодорожными путями.

6

Одностороннее движение

Транспорт движется в одном направлении.

7

Пассажир

Человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.

8

Пешеход

Человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.

9

Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход

Место обозначенное для перехода через улицу.

10

Проезжая часть

Часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.

11

Транспортное средство

Транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.

12

Светофор

Устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.

13

Тротуар

Часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.

14

Улица

Часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный), домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.

15

Участник дорожного движения

Взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта.

Приложение 3

Вопросы для проверки знаний ПДД

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Что такое дорога?

Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуар, обочина, разделительные полосы

2

Что такое тротуар?

Тротуар - часть дороги, по которой ходят люди (пешеходы), он находится рядом с проезжей частью или отделен от нее газоном.

3

Как нужно ходить по тротуару?

Идя по тротуару нужно держаться середины. Если идти близко к дороге, может сбить машина.

4

Кого называют пешеходом?

Пешеходом называется человек, идущий по дороге, тротуару, обочине или переходящий улицу.

5

Почему нельзя ходить по проезжей части?

По проезжей части нельзя ходить потому, чт о там едут машины. Пешеход, идущий по дороге, мешает водителям, по его вин е может произойти авария или погибнуть люди.

6

Где можно переходить улицу?

Улиц у можно переходить в специальных местах - пешеходных переходах. Если вблизи переходов нет, нужно убедиться, что нет движущегося транспорта, и только тогда переходить улицу.

7

Для чего нужен светофор?

Светофор нужен для регулирования движения машин и пешеходов. Он показывает, когда нужно ехать машинам, когда переходить улицу пешеходам.

8

Какие бывают светофоры?

Светофоры бывают 2 видов: для машин и для пешеходов.

9

Какие сигналы подает светофор и что означает каждый сигнал?

Светофор подает сигналы трех цветов: красный, желтый, зеленый. Красный свет запрещает движение транспорта, желтый свет - предупредительный. Если желтый свет загорается после красного света - приготовьтесь - скоро можно буде т продолжить движение. Если желтый свет загорается после зеленого - будь внимателен - сейчас движение будет запрещено.

10

Какие сигналы подает светофор для пешеходов?

Светофор для пешеходов подает два сигнала: красный - силуэт человека на светофоре стоит и зеленый - силуэт человека н а светофоре движется.

11

Кто управляет машиной?

Машиной управляет водитель. Он должен знать устройство машины и ПДД. Во время езды водитель следит за дорогой, движущимися машинами, дорожными знаками, пешеходами.

Приложение 4

 

«Опасные игры на дорогах и вблизи проезжей части»

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Где ребенку можно играть, когда он выходи т из дома на прогулку?

Можно играть на детской площадке, во дворе.

2

Должен ли ребенок быть внимательным, игра я во дворе?

Нужно быть очень внимательным, потому, что во двор часто заезжают машины. Они могут ехать на большой скорости и сбить ребенка.

3

Почему нельзя играть на проезжей части?

Потому что проезжая часть предназначена для движения транспорта. Играя на проезжей части, ребенок создает аварийную ситуацию, которая может закончиться ДТП, травмой или смертью.

4

Почему нельзя играть около проезжей части?

Играя около проезжей части, ребенок может увлечься и выскочить на дорогу, попасть под проезжающую машину.

5

Почему нельзя играть с мячом около проезжей части?

Когда играешь с мячом вблизи проезжей части, мяч может выскочить на дорогу, погнавшись за ним, можно попасть под машину.

6

Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части?

Ездить на велосипеде по проезжей части разрешается детям после 14 лет. Маленькие должны ездить на велосипедах на детских площадках, во дворах, в специально отведенных местах. Катаясь, нужно соблюдать осторожность и быть внимательным, чтобы не причинить вред себе и другим.

7

Почему нельзя кататься на санках около проезжей части?

Можно не рассчитать скорость движения санок, не успеть затормозить и выехать на проезжую часть, попасть под машину.

8

Почему нельзя кататься с горки около проезжей части, даже если машин нет?

Спускаясь с горки трудно затормозить и остановить санки, а машина может появиться в любую минуту. Водитель не рассчитывает, что на дороге появится препятствие, может не заметить и сбить санки, что приведет к серьезным травмам или гибели ребенка.

9

Почему нельзя ездить по проезжей части на роликах?

Проезжая часть не предназначена для езды на роликах, ребенка может сбить машина. Кататься на роликах даже около проезжей части очень опасно, может задеть машина. Кататься можно во дворе и в специально отведенных местах.

10

Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку? Почему оно безопасное?

Во дворе, в специально отведенном месте.
Она находится вдали от проезжей части и от проезжающих машин.

Приложение 5

Вопросы для проверки знаний правил поведения в транспорте

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство?

Пассажир должен находиться на автобусной остановке, посадочной площадке. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.

2

Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая транспорт?

Ожидая транспорт, пассажир должен вести себя спокойно, быть внимательным и осторожным.

3

Что может случиться с пассажиром, если на автобусной остановке он будет невнимательным и неосторожным?

Около автобусной остановки очень интенсивное движение и пассажир может попасть под машину.

4

Как пассажир должен вест и себя в транспорте?

Пассажир в транспорте должен вести себя спокойно: не толкаться, проходить вперед, уступать места пожилым людям и пассажирам с детьми.

5

Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь?

Пассажир не должен заходить в транспорт с мороженным, можно запачкать других людей. Нельзя ничего выбрасывать в окно, мусор может попасть в прохожего и загрязнить улицу.
  Фантики от конфет и другой мусор нельзя бросать на пол в автобусе. Бумажку нужно положить в карман, а потом выбросить в урну.
В автобусе нельзя бегать, нужно крепко держаться за поручни, водитель автобуса иногда резко тормозит, можно упасть и получить травму.

6

Что еще нельзя делать в автобусе?

В автобусе нельзя громко включать музыку, ты будешь мешать другим пассажирам. Они могут не услышать, когда объявят их остановку.

Приложение 6

Тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста по ПДД посредством художественной литературы

Месяц

Название произведения

Цель работы

Содержание работы

Сентябрь

«Кто храбрей» А.Гангов «Счастливого пути» Л. Симонова

Обсуждение поведения мальчиков, выяснение причин несчастного случая.

Чтение, обсуждение.

Октябрь

Если бы…» О Бедарев «Светофор» А Северный

«Светофор» В Кожевников

Закреплять знания о сигналах светофора и о правилах поведения на улице.

Чтение, аппликация.
Вопросы беседы: 
Для чего нужен светофор? 
Какой цвет светофора запрещает (разрешает) идти?
Разучивание рифмованного правила

Ноябрь

«Дядя Степа-милиционер» С. Михалков. «Милиционер» С. Маршак

Знакомство с работой милиционера-регулировщика.

Чтение, инсценировка.
Вопросы беседы: Зачем нужен милиционер-регулировщик? Где обычно стоит постовой?

Декабрь

Загадки о транспорте. «Трамвай и его семья» Л. Гальперштейн «Машины» Я. Пишумов

Знакомство с транспортом и правилами поведения в нем.

Отгадывание загадок. Сюжетное рисование.
 Беседа о трамвае.

Январь

«Запрещается – разрешается» В Семернин
«Пешеходный светофор» Я.  Пишумов

Знакомство с правилами перехода через улицу.

Чтение, режиссерская игра.
Вопросы беседы:
 В каком месте нужно переходить через улицу? Как нужно переходить улицу?

Февраль

Чудесный островок» А Дымоховский

Закрепление знаний о правилах перехода через улицу.

Чтение.
 Почему пешеходный переход называется «зеброй»? Расскажите, как   нужно   переходить дорогу?

Март

«Моя улица» С. Михалков.

«Самый лучший переход» Я. Пишумов.

Уточнение знаний о переходах.

Чтение, сюжетное рисование.
Вопросы беседы: Для чего нужен подземный переход? В каких местах он находится?

Апрель

Самокат» Н. Кончаловская 

«Мяч» С Маршак

Знакомство с правилами поведения во дворе.

Чтение. Вопросы к беседе: Какие правила поведения во дворе вы знаете? В какие игры можно играть во дворе?

Май

«Песенка о правилах» Я. Пишумов

Литературная викторина.

Обобщение и закрепление знаний о правилах безопасного поведения на улице.

Чтение.  Вопросы к беседе: Какие правила поведения на улице вы знаете? Все ли герои правильно вели себя на улице? Какие правила они нарушали?

Приложение 7

Тематический план работы с детьми младшего дошкольного возраста по ПДД 

посредством художественной литературы

Месяц

Название произведения

Цель работы

Содержание работы

Сентябрь

«Светофор» Г.Георгиев

Познакомить с сигналами светофора и о правилах поведения на улице.

Чтение, беседа: Для чего нужен светофор? Сколько цветов у светофора?

Октябрь

«Легковой автомобиль», «Грузовой автомобиль» В.И. Мирясовой

Знакомство детей с видами транспорта (грузовые, легковые)

Чтение, рассматривание иллюстраций.

Ноябрь

«Мяч» С.Маршак

Знакомство детей с правилами дорожного движения (нельзя играть рядом с проезжей частью).

Чтение, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.

Декабрь

«Если цвет зажегся красный…». С.Маршак

Закреплять знания детей цветов светофора.

Чтение, рассматривание иллюстраций, обсуждение:

Для чего нужен светофор? 
Какой цвет светофора запрещает (разрешает) идти?

Январь

Чтение «Скорая помощь» Е. Павлова

Дать представления детям о машинах специального назначения.

Чтение, рассматривание иллюстраций.

Февраль

«Если вы воспитаны» В. Лясковский

Познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте.

Чтение, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.

Март

«Перекресток» Н. Сорокина

Познакомить детей с перекрестком, как с участком повышенной опасности.

Чтение, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.

Апрель

«Шофер» Б. Заходер

Дать представления о профессии шофера.

Чтение, рассматривание иллюстраций, вопросы:

А у кого папа или мама работает шофером?

Май

Чтение знакомых стихов о светофоре, транспорте.

Закрепление знаний про транспорт, правила дорожного движения

Чтение, рассказывание стихов наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный проект по формированию знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет «Безопасные дороги – детям».

Аннотация на программно – методический материал Семейный проект по формированию знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет  «Безопасные дороги – детям». ...

Перспективный план работы по разделу «Правила дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста.

Материал разработан в помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений....

Сценарий районного открытого конкурса по безопасности дорожного движения среди детей старшего дошкольного возраста «Умный Светофорчик»

Пояснительная записка:Конкурс проводится в два этапа:1 этап – заочный отборочный этап Конкурса: коллективы участников представляют плакаты на тему «Наш перекресток».2 этап – очный финал Конкурса: кома...

Презентация на тему «Формирование правил безопасности дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ценностей, вырабатывается определенная система взаимодействия с социальной действительностью, и всѐ, что ребѐнок усвоит в детстве, прочно остане...

Самообразование и саморазвитие по теме: «Система работы педагога ДОУ в формировании правил безопасности дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через явления общественной жизни»

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. ... Эта проблема представляется настолько актуальной, что посл...

Конспект квест - игры на тему «Путешествие в городе дорожных знаков и правил дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста.

Представленный конспект в игровой форме поможет детям закрепить знакомые дорожные знаки и уточнить правила дорожного движения.                    ...

Сценарий квеста по безопасности дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «В поисках карты Солнечного города»

Квест для детей старшего дошкольного возраста разработан для уточнения представлений детей о правилах дорожного движения, о дорожных знаках, о сигналах и работе светофора.Задачи:Уточнить представления...