Главные вкладки

    Рабочая программа «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой села Мамонтово».
    рабочая программа (младшая группа)

    Глухова Юлия Александровна

    Рабочая программа «Развитие экологических представлений у  детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой села Мамонтово».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл regionalnaya-_ml.gr_.docx42.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

     детский сад «Берёзка»

    Утверждаю:

                                                                                                    Заведующий МКДОУ                                                                                               детский сад «Берёзка»                                                                                             _______________А.А. Халтурина                                                                                                  

    «___»______________2018г.

    Рабочая программа

    «Развитие экологических представлений у  детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой села Мамонтово»




                                                                        Выполнила:

                                                                                       воспитатель МКДОУ
                                                                                        детский сад «Берёзка»
                                                                                                      Глухова Юлия Александровна

    с. Мамонтово

     2018г.

    Содержание

    1.Пояснительная записка                                                                                                   3

    Законодательно-нормативное обеспечение программы                                                4

    Цель рабочей программы                                                                                                  4

    Задачи рабочей программы                                                                                               4

    Принципы работы по программе                                                                                      5

    Характеристика особенностей развития детей (6-7 лет)                                                6

    Сроки реализации программы                                                                                          8

    2.Календарно-тематический план                                                                                     8

    3.Планируемые результаты освоения программы                                                        11

    4.Методическое обеспечение                                                                                          12

    5.Приложение № 1                                                                                                           13

    1. Пояснительная записка

                                                 Мир, окружающий ребёнка, -это прежде всего

    мир природы с безграничным богатством явлений,

                 с неисчерпаемой красотой.

                                                          Здесь в природе,  вечный источник детского

                                                          разума.

    В.Сухомлинский

    Воспитание и обучение детей является одной из многочисленных проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом мы замечаем, насколько черствеют наши сердца по отношению к  природе, которая нас окружает. К сожалению, происходящие в стране катаклизмы ослабили воспитательную функцию большинства семей. Все усилия семьи направлены на выживание, на поиски заработка. Порой эти усилия губительны для природы. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше … Дальше эта дорога обрывается пропастью. Без целенаправленного педагогического воздействия результат стихийного формирования личности непредсказуем.

    Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека. Недостаточная разработанность этой проблемы указывает на необходимость специального изучения и поиска наиболее эффективных путей экологического воспитания детей дошкольного возраста. В работе рассматриваются пути обучения и коррекции поведения детей в природе.

    Анализ проведенных результатов показал, что недостаточность экологического воспитания подрастающего поколения может пагубно отразится на развитии всего общества. Исходя из этого, можно сказать, что пути коррекции поведения детей в природе нужно осуществлять в ходе педагогического процесса в рамках воспитательно-образовательных планов дошкольного учреждения.

    Необходимость данной программы связана с тем, что приобщение детей к природе родного края, формирование нравственно-эстетического отношения к людям края, традициям, обычаям, культуре родного края являются стратегическими направлениями в инновационной деятельности детского сада. В программе реализуется принцип регионализма, учитывающий географические, исторические, культурно-социальные сведения, раскрывающие особенности Алтайского края.

    Содержание рабочей программы выстроено в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

    Законодательно-нормативное обеспечение программы

    • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012
    • «Федеральный государственный  стандарт дошкольного образования» №1151 от 17.10.2013.
    • Приказ Министерства образования и науки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» №1014 от30.08.2013.
    • Письмо министерства образования Российской Федерации «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных  формах обучения» №65/23-16 от 14.03.2000.
    • Устав МКДОУ детский сад «Берёзка» с. Мамонтово.

    Цель: Создание условий для развития экологических представлений детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой села Мамонтово.

    Задачи:

    1. Формировать элементарные экологические представления через ознакомление с природой  села Мамонтово.
    2. Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности  живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
    3. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.

    Принципы работы по программе.

    Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации образовательного процесса способствовала определению принципов  работы по программе:

    1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
    2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
    3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность, на основе сведений об окружающей природе родного края.
    4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений экологического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка об экологии в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
    5. Преемственность. Экологическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
    6. Наглядность. Наличие дидактических материалов.
    7. Последовательность. Планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
    8. Занимательность. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.
    9. Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без вполне определенного обеспечения, включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации.
    10. Личностно-ориентированное общение – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

    Характеристика особенностей развития детей

    младшего дошкольного возраста (3-4 года)

    В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

    Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

    Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка.

    Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

    Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

    В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования пред эталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.

    Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

    Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

    В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда  одни объекты выступают в качестве заместителей других.

    Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.

    Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

    В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно.

     Вместе с тем можно наблюдать и случаиограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

    Срок реализации программы.

    Программа реализуется в течение учебного года: с сентября по май.

    2. Календарно-тематическое планирование

    Сроки реализации

    Тема

    месяца

    Содержание деятельности. Мероприятия

    с детьми и родителями.

    Сентябрь

    «Во саду ли, в огороде»

    Беседа:

    «Овощи, фрукты- полезные продукты»

    Художественная литература:

    Русская народная сказка «Репка»,

    заучивание потешки «Огуречик, огуречик …», «Две фасольки, три боба»

    Дидактическая игра:

    «Чудесный мешочек»

    «Собери корзинки»

    «Овощное лото»

    «Что сажают в огороде».

    Совместно с родителями:

    Традиционная осенняя выставка «Дары осени»

    Октябрь

    «Осенняя пора»

    Беседа:

    «Осенняя пора»

    Художественная литература:

    Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина,

    «Осень наступила» А.Н. Плещеев,

    «Маленькая песенка о большом дожде»

    В.А. Левин

    Заучивание физкультминутки « Мы капусту рубим..»

    Дидактическая игра:

    «.Найди листок, какой покажу», «Времена года»

    Совместно с родителями:

    Организовать сбор листьев деревьев разной формы и размера, шишки, желуди

    Ноябрь

    Деревья

    Беседа:

    «Деревья на нашем участке»

     (берёза, рябина, сосна)

    Цель: Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада; дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки — домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года.

    Дидактическая игра:

    «С какой ветки детки»

    Художественная литература:

    К.И. Чаковский «Чудо-дерево»,

    «Радость»

    Совместно с родителями:

    «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

    Декабрь

    Ёлочка- зелёная иголочка

    Беседа

    «Зима пришла»

    Рассматривание альбома «Зима»

    Художественная литература

    О.И. Высоцкая  «Ёлочка»,

    К. Чуковский «Ёлка»

    Дидактическая игра :

    Лото «Времена года».

    Совместно с детьми

    Рисование «Снежинка»

    Совместно с родителями:

    Конкурс «Новогодняя елочка»

    Январь

    Домашние животные

    Беседа:

    «Мы в ответе за тех, кого приручили».

    (собака, кошка)

    Цель: Познакомить детей с внешним видом кошки и собаки, с особенностями  поведения; показать, что жизнь  собаки и кошки связана с человеком: он создает ей условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным, желание ухаживать за ними.

    Рассматривание иллюстраций

     «Домашние животные»

    Дидактическая игра:

     Лото «Домашние животные», «Чьи детки?»

    Художественная литература

    Русская народная сказка «Бычок -чёрный бочок, белые копытца»,

    Стихотворение В.Д. Берестов «Коза», «Бычок»

    Февраль

    Дикие животные

    Беседа:

    «Кто живет в  нашем лесу?»

     (заяц, лиса, белка, ёж)

    Цель: Дать первоначальные сведения о лесе (что растет в лесу и кто живет в лесу?); учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по произведениям писателей, природоведов, сказкам, играм. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

    Художественная литература

    Русская народная сказка «Теремок»,

    А.А. Блок «Зайчик», А.Н. Толстой «Ёж», «Лиса»,

    Т.И. Александрова «Медвежонок Бурик»

    Дидактическая игра:

    «Узнай по описанию», «Закончи предложение»

    Март

    Волшебница весна

    Беседа

    «Волшебница весна»

    Цель: Закреплять представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

    Художественная литература

    Словацкая сказка «У солнышка в гостях»,

    А.Н. Плещеев «Весна»

    Дидактическая игра:

    «Какое время года?», «Когда это бывает?»

    Апрель

    Дикие птицы

    Беседа: 

    «Птицы  на нашем участке»

    (воробей, голубь, ворона)

    Цель: Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

    Художественной литература:

    И.А. Мазнин «Про сову»,

    Л.Н. Толстой «Тетерев и лиса»,

    М.М. Зощенко «Умная птичка»

    разучивание потешки «Сорока-сорока»

    Дидактическая игра:

    «Вороны»

    Совместно с детьми:

    Наблюдение за птицами на участке

    Май

    «Солнышко на травке»

    Беседа

    «Первые цветы» (одуванчик, ромашка)

    Цель: Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.

    Дидактическая игра

    «Собери цветок»

    Художественная литература

    Отгадывание загадок, чтение  стихов о цветах

    Совместно с детьми,

    Аппликация из бумаги «Цветок»                                                                                                                

    Развивающая среда

    Оформить уголок природы;

    Создать  картотеку  дидактических игр по экологии, стихотворений, загадок,  пословиц, поговорок, народных примет о природе. Альбом «Гербарий»

    Подобрать демонстрационный материал: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Деревья», «Времена года».

    3. Планируемые результаты освоения программы.

    После реализации рабочей программы в развивающей предметно-пространственной среде:

    1. Оборудована экологическая зона в групповой комнате: оформлен календарь погоды, где ведётся наблюдение за изменениями в природе.
    2. Создана  картотека  дидактических игр по экологии, стихотворений, загадок,  пословиц, поговорок, народных примет о природе.
    3. Собран демонстрационный материал: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Деревья», «Времена года»,  изготовлен альбом «Гербарий»

    После реализации рабочей программы дети будут готовы и способны:

    1. Рассказать о некоторых растениях нашей местности, отличить и назвать по внешнему виду;
    2. Рассказать о домашних животных и их детёнышей, особенности их поведения и питания; о диких животных, обитающих  в  нашем лесу;
    3. Рассказать о домашних птицах, о диких птицах, прилетающих на участок, подкармливать их зимой;
    4. Рассказать о характерных особенностях следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в  связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
    5. Проявлять бережное отношение к природе.

    4. Методическое обеспечение.

    Для создания данной рабочей программы использовалась литература:

    1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
    2. Аксенова З.Ф. «Войди в природу другом»: Программа по экологическому воспитанию детей - М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2008.
    3. Николаева С.Н. парциальная программа «Юный эколог»: Система работы в младшей группе детского сада / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2017
    4. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
    5.  «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991г.,  Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
    6.  «Дидактические игры в детском саду»,  А.К. Бондаренко - Москва «Просвещение», 1991

    Приложение 1.

    Диагностика экологических знаний детей второй младшей группы

    1. Назови и покажи животных на картинке (по 2-3 вида домашних и диких).

    2. Скажи, как называется детёныш у коровы, овцы, лисицы и др.

    3. Назови и покажи птиц на картине (2 вида).

    4. Покажи, где у птички клюв, крылья и т.д.

    5. Чем подкармливают птичек зимой?

    6. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме.

    7. Назови и покажи дерево, куст, цветок, траву.

    8. Покажи у дерева ствол, ветки и листья.

    9. Узнай, с какого дерева этот лист? (2-3 вида)

    10. Узнай, назови растение по цветку (2 вида садовых цветов).

    11. Покажи стебель, лист, цветок.

    12. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 2-3 вида).

    13. Назови и покажи комнатное растение, которое в вашем уголке природы (2-3 вида).

    14. Назови (покажи на картинке), какое сейчас время года.

    15. Одень куклу соответственно погоде и сезону.

    Оценка знаний:

    1 балл - ребёнок не ответил.

    2 балла - ребёнок ответил с помощью воспитателя.

    3 балла - ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

    Подсчёт результатов:

    15 - 22 баллов - низкий уровень.

    23 - 35 - средний уровень.

    36 - 45 - высокий уровень.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.

    Методическая разработка по экологическому воспитанию малышей через ознакомление с окружающим миром.(план ,конспект занятия,игры-экспериментирования)....

    Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой

    Проблема воспитания творческой личности актуальна во все времена, так как процесс определяют творческие люди, умеющие действовать не только по стереотипу, а находить нестандартные решения ситуаций, пр...

    Презентация "Развитие познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой"

    Экологическое воспитание значимо с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей,обладающих ...

    Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).

    Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....

    Организация взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края».

    В данной статье описывается насколько важно экологическое воспитание в раннем дошкольном возрасте, обосновывается необходимость целенаправленной работы с семьями воспитанников по экологическому воспит...

    «Игра, как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края».

    Статья о значении дидактических игр по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры...

    Педагогический опыт работы по теме: Формирование экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края посредством дидактических игр.

    С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, где живет ребенок, с того, что его окружает. Но мало показ...