Дипломная работа "Развитие познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Жилина Наталья Александровна

Воспитание детей в процессе ознакомления с природой в настоящее время очень актуально. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активность в решении некоторых экологических проблем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkr_4_kurs.docx77.7 КБ
Файл prilozhenie_1.docx1.26 МБ
Файл prilozhenie_2.docx18.87 КБ
Файл vkr_prilozheniya_natasha.docx297.03 КБ
Файл prilozhenie_4.docx761.6 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное  образовательное учреждение

 «Гагаринский многопрофильный колледж»

                         Специальность 050144 Дошкольное образование

Развитие познавательных процессов у

детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой

                                 

 Дипломная работа

                                                                  Жилиной Натальи Александровны,                                                                                           студентки 4 курса 1 группы

                                                                         Научный руководитель:

                                                                     

                                                                     Рецензент:

                                                                                         заместитель заведующего

МБДОУ «Детский сад «…»

г. Гагарин

2015-2016 учебный год

Оглавление

Введение…………………………………………..………….……….……….…..3

Глава 1.  Развитие познавательного интереса у младших дошкольников через восприятие окружающего мира…………….………………………….........…..7

  1. Экологическая культура дошкольника…….…………………..………....7
  2. Необходимость, значение и задачи познавательной деятельности дошкольников в области экологического образования……………………………...…………….……………..……10
  3. Содержание ознакомления с природой в Программе «От рождения до школы»  во 2 младшей группе ДОУ………………………..…………...15

Глава 2. Роль игр-экспериментов в экологическом обучении дошкольников…....................................................................................................20

  1. Влияние игр экологического содержания  на  познавательное развитие  детей младшего дошкольного возраста…………………………..……..20
  2. Экспериментальная деятельность младшего дошкольника при ознакомлении с окружающим миром……………..…………………….29

Заключение…………………………………………………………………...…..33

Список литературы………………………………………………………………35

Приложения

Введение

Воспитание детей в процессе ознакомления с природой в настоящее время очень актуально. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активность в решении некоторых экологических проблем. Одно из проявлений  патриотизма - любовь к Родине. Это сложное чувство слагается из эмоционально-положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желания трудиться в природе, преобразуя и охраняя ее. Использовать природу можно по разному, и история человечества знает тому немало примеров - оставлять после себя бесплодные, безжизненные, враждебные человеку пространства. Но можно и нужно облагораживать природу, помогать природе полнее раскрыть ее жизненные силы. Есть такое простое, известное всем выражение «цветущий край». Так называют земли, где знания, опыт людей, их привязанность, их любовь к природе поистине творят чудеса. В связи с этим перед педагогом, знакомящим дошкольников с природой, стоят следующие задачи:

  1. Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе, умение видеть и понимать красоту ее, воспитание эстетических чувств.
  2. Воспитание интереса к родной природе, желания больше узнать о природе своего края, о разнообразной природе родной страны.
  3. Воспитание бережного отношения к природе, стремление к созиданию.

Знакомя детей с природой, педагог должен не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства. В.А.Сухомлинский писал: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий».

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой  или маленький, по-своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках. Встречи с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества. Знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное и эстетическое отношение к действительности. Задача воспитания эмоционально-положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого и глубокого интереса к ней. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее.  Любовь к природе определяется, прежде всего, действенным, бережным отношением к ней. У детей дошкольного возраста это выражается в заботе о животных,  выращиванию растений. Знакомя дошкольников с природой, педагог должен учитывать возрастные особенности детей и организовывать их деятельность так, чтобы они активно общались с природой, овладевая новыми навыками и умениями.

Воспитание детей заключается не только в том, чтобы дать им знания, но и научить использовать  эти знания в разнообразной деятельности. Обучение развивает ребенка тогда, когда предоставляется возможность открывать, творить, рассуждать, спорить. Деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование  имеющихся у него знаний  и действий для решения имеющейся новой задачи. Чем интереснее такая деятельность, тем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает. Учитывая особенности возраста, воспитатель широко использует дидактические игры, применяет во время занятий игровые приемы и упражнения,  несложные умственные задачи.

Актуальность темы: Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Объект исследования: процесс экологического воспитания дошкольников.

Предмет исследования: использование наиболее эффективных форм умственного воспитания детей при ознакомлении с окружающим миром.

Цель исследования: показать важность окружающего мира природы в познавательной деятельности младшего дошкольника.

Задачи исследования:

1. Раскрыть значение экологической культуры для детей дошкольного возраста.

2. Показать необходимость   игр  экологического содержания в умственном воспитании дошкольника.

3. Описать методы и приемы использования логических задач экологического содержания для развития мышления дошкольников.

4. Показать важность детского экспериментирования в процессе познания окружающего мира.

Методы исследования:

  1. теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме выпускной квалификационной работы;
  2. изучение и обобщение педагогического опыта;
  3. опытническая педагогическая работа.

        

Глава 1. Развитие познавательного интереса у младших дошкольников через восприятие окружающего мира

1.1.Экологическая культура дошкольника

В настоящее время ученые всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, полностью истреблены некоторые виды животных, опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря, озера, в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы. Поиски путей и средств решения этой глобальной проблемы человечества объединяют сегодня представителей различных областей фундаментальных наук многих стран мира. Сегодня от экологического невежества людей до преступления перед человечеством – один шаг. А формируются эти экологические невежды в семье, детском саду, школе, институте. Вот почему современные ученые исследуют проблему экологии комплексно, изучают ее аспекты, в том числе и педагогический.

Основная задача педагогики воспитание у детей экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет. Если же эту работу пустить на самотек, то наблюдаются различные отклонения у детей в отношении к природе. Это, прежде всего-пассивность: дети стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но по собственной инициативе не проявляют необходимой заботы о животных и растениях. Встречаются дети, которые бережно относятся к какому-либо ограниченному кругу предметов и явлений природы ближайшего окружения (уголок природы, участок детского сада). Иногда дети наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомленности (собирают насекомых, составляют букетики из цветущей земляники, обрывают бутоны растений и пр.). Некоторые дети потребительски относятся к природе, особенно дикой: собирая ягоды, затаптывают кустики, вырывают с корнем растения, грибы и т.д. А еще встречаются дети, способные жестоко относится к животным: они могут бить собак, мучить кошек, топтать дождевых червей.

Исследуя эту проблему, ученые обнаружили интересный факт: оказывается, дошкольники добрее  относятся к животным, чем к растениям. Вероятнее всего, причина кроется в том, что животное легче, чем растение, идентифицировать с собой, наделив его разумом, переживаниями (как это бывает в сказках), сходными со своими собственными.

Наиболее распространенная причина негативного отношения к природе у детей дошкольного возраста – отсутствие знаний о растениях, животных, их потребностях и особенностях развития. Сказывается и ограниченность непосредственного общения с природой, особенно в условиях города, недооценка проблемы воспитания у детей познавательных интересных интересов к окружающему миру, в том числе и природе [7, с.36].

Дошкольнику свойственно подражательность, он заимствует образцы поведения, легко поддается внешним влияниям. Заимствования бывают  и педагогически ценными, и отрицательными, поскольку критическое мышление у детей развито недостаточно. Они подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям.

Путь экологического воспитания в детском саду ставит перед собой следующие задачи: формирование у детей элементарных представлений о растениях и животных как живых организмах в их взаимосвязи с окружающей средой. О ценности природы и ответственности человека за ее сохранение [4, с.34].

Деятельное проявление бережного отношения детей к природе наблюдается в играх, при выполнении трудовых обязанностей, в повседневной жизни. Систематический труд в природе формирует у них привычку заботиться о живом. Однако этот процесс во многом зависит от мотивов, которые побуждают трудовую деятельность ребенка. Формирование у детей нравственно значимых мотивов труда требует специальной педагогической работы. Чем однообразнее, привычнее, непривлекательнее процесс труда для детей, тем важнее его мотивирование.

В тесной связи  ознакомления с миром природы находится и познавательное развитие дошкольников. Познавательное воспитание детей заключается не только в том, чтобы дать им знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности. Обучение развивает ребенка тогда, когда предоставляет возможность открывать, творить, рассуждать, спорить.

Деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою познавательную   активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний для решения конкретной задачи. Чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает. Во время занятий в детских садах широко используются дидактические игры, игровые приемы и упражнения, решаются несложные умственные задачи.

1.2. Необходимость, значение и задачи познавательной деятельности дошкольников в области экологического образования


        Умственное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его  деятельности. Познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно.
Умственное развитие дошкольника происходит в процессе деятельности: вначале в общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Современная педагогическая наука считает, что основными показателями познавательного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний. Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольников, нужно  знать закономерности и возможности их умственного развития. С их учетом определяются задачи, содержание, организация и методы умственного воспитания. Психология и педагогика занимаются изучением закономерностей и возможностей умственного развития в дошкольном возрасте, чтобы найти пути оптимального решения задач умственного воспитания: максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и  с другой стороны - не допустить перегрузки, которая может вызвать общее угнетение организма.
Ученые исследуют многие вопросы умственного развития и воспитания. Изучаются закономерности развития ощущений, восприятия, что необходимо для разработки содержания и методов сенсорного воспитания как основы умственного воспитания дошкольников; исследуется формирование наглядно-действенного, наглядно-образного и понятийного, логического мышления детей; выясняются особенности формирования познавательных способностей; разрабатываются содержание и методы умственного воспитания в разные периоды дошкольного детства и др. [3,с.25].

К концу дошкольного возраста у детей накапливается достаточно большой запас элементарных знаний об окружающем, они владеют основными мыслительными операциями (сравнением, обобщением и др.), способны выделять существенные и несущественные признаки предметов и явлений, устанавливать некоторые причинно-следственные связи, у них формируются зачатки учебной деятельности. Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задача педагогов заключается как в создании соответствующих условий для этого, так и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребенка. Умственное воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей. Особенно велика роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.
         В  программах воспитания в детском саду определены следующие задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста: формирование правильных представлений о простейших явлениях окружающей жизни; развитие познавательных психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи; развитие любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.
Ребенок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Л. Н. Толстой писал о дошкольном возрасте: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг, а  от новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние». Однако накопление знаний и представлений без соответствующего руководства идет бессистемно: они могут быть поверхностны, нередко ошибочны. Ребенок думает, что «облако - это вата», а «звезды - электрические лампочки». Наблюдая окружающую жизнь, он самостоятельно пытается делать выводы. Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, уточнении, систематизации. Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире. Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями: трудом  людей, с общенародными праздниками; с Москвой - столицей России, с некоторыми народами, живущими в нашей стране. Ознакомление с общественными явлениями и событиями способствует воспитанию у детей интереса к общественной жизни страны, формированию чувства любви к Родине. Важной задачей умственного воспитания является развитие познавательных психических процессов - ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, а также развитие речи.

 Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. Поэтому в детском саду большое внимание уделяется сенсорному воспитанию. В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объем памяти; задача состоит в том, чтобы упражнять произвольную память, обогащать ее полезными знаниями.

Большое внимание уделяется развитию воображения; оно необходимо для всякой творческой деятельности. Любознательность - качество, присущее ребенку. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличии любознательности свидетельствуют и многочисленные вопросы. 
Воспитатель поддерживает любознательность дошкольников, организуя наблюдения, стараясь вовремя ответить на возникающие у них вопросы, направляя их мысль на самостоятельный поиск ответа. Задача умственного воспитания - развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.
Перед детским садом стоит задача развивать умственные способности ребенка. Умственные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (быстрота умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т. д.), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа), вдумчивость.
Воспитатель, таким образом,  организует умственную деятельность детей, чтобы способствовать развитию этих качеств. Для развития сообразительности он проводит игры, где надо быстро дать ответ («Назови следующее число», «Скажи наоборот», «Летает - не летает» и др.), в быстром темпе решать несложные задачи; для развития критичности ума привлекает детей к анализу детских работ, ответов; для развития пытливости организует элементарную исследовательскую деятельность, предлагает задачи-головоломки.

        

1.3. Содержание ознакомления с природой в Программе «От рождения до школы» во 2 младшей группе ДОУ

В программе   «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, в соответствии с современными научными концепциями дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая на его индивидуальные особенности. Программа направлена на развитие духовных и общечеловеческих ценностей. При разработке программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, обогащение  развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

В условиях современных преобразований воспитание и обучение направлены на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных). Авторы программы основывались на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении и научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса. Таким образом, развитие в рамках программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей [11, с.15].

В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до школы.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической - как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Цели программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой. Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

- творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;

- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

- уважительное отношение к результатам детского творчества;

- единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

- соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, исключая давление предметного обучения.

Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка. Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.). Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире. Содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы. Экологическое воспитание включает ознакомление с миром природы. Через ознакомление с природой, воспитание правильного отношения к объектам живой и неживой природы у детей формируются элементарные экологические представления.

Умственное воспитание организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности, обогащено современным развивающим содержанием и обеспечивает:

-  формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;

- развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира (мир людей, животных, растений);  местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);

- ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциональным назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);

- формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.);

- формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.), о деятельности людей, явлениях общественной жизни;

- формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменениях;

-  формирование элементарных экологических представлений.

Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию устной речи. На занятиях по развитию речи и вне их, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведений художественной литературы воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления и имеют определенное значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова;  проводятся упражнения на развитие диалогической речи, формирование культуры речевого общения. Педагог развивает самостоятельную активную речь каждого ребенка, поощряет желание говорить, общаться с другими людьми.

Цель программы - формирование основ интеллектуальной культуры личности, приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

Нравственное воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания предусмотрена во всех ее разделах. Содержание программы направлено на воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, Родине. В программе ставится задача воспитания с раннего возраста уважения к взрослым, формирования навыков культурного поведения, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей, умения дружно играть и трудиться.

        

Глава 2. Роль игр-экспериментов в экологическом обучении дошкольников

2.1. Влияние игр  экологического содержания на познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста

Экология - это раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных и растений с окружающей средой. Рассуждая об экологической проблеме, о значении экологического сознания и культуры общества и его взаимодействии с природой имеют непосредственное отношение к практике дошкольного воспитания. Актуальность данной темы представляется в том, что поворот к экологическому воспитанию детей в дошкольный период следует обсуждать в двух взаимосвязанных направлениях: как проблему воспитания детей и как проблему развития экологического сознания у взрослых, воспитывающих дошкольников. Развитие этих направлений в настоящее время обусловлено обострением экологической ситуации и необходимостью скорейшего ее решения. В этих условия экологическое воспитание детей может быть осуществлено лишь в том случае, если деятельность педагогов, поведение родителей будут осуществляться с позиции сознания всей значимости проблемы. Если мысли и чувства взрослых людей будут искренне устремлены на сохранение природы, а их поступки и поведение создадут надлежащую атмосферу в дошкольном учреждении и семье.

Игра – ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря игре ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с его потребностями. Если дети активны в жизни, то игра помогает им овладеть знаниями об окружающем, развивает их самостоятельность.

Экологическое образование сегодня – важнейшая составляющая воспитательной работы в детском саду. Педагогам необходимо использовать современные технологии для того, чтоб сделать эту работу увлекательной и максимально эффективной. По мнению доктора педагогических наук Н. Рыжовой (программа экологического воспитания дошкольников  «Наш дом природа»), экологическое воспитание должно содержать не только информационный материал, но и будить воображение дошкольников, опираться на наглядно – зрительные игровые образы.

Данная тема важна по целому ряду причин:

  1. Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания;
  2.  Игра  доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне, будут особенно эффективны;
  3.  Игра  создает оптимальные условия для воспитания и обучения;
  4. Игра, в определенном смысле, противоположна взаимодействию с живой природой: она предполагает двигательную активность ребенка, практические манипуляции с предметами и игрушками, в то время как внимание к природным объектам требует сосредоточенности и на первом этапе исключает всякую практическую деятельность. Поэтому игра мало представлена в традиционной методике ознакомления детей с природой.

В настоящее время в педагогической литературе представлено множество игр экологической направленности, в том числе игры с правилами – подвижные, дидактические, словесные. Специальные занятия должны быть посвящены использованию сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании дошкольников. Воспитателю необходимо тщательно продумывать сущность игровых обучающих ситуаций – специально продуманных с позиций задач обучения коротких сюжетно-ролевых игр. Это совместные игры воспитателя с детьми. Воспитатель – главный в этой игре: он продумывает сюжет, роли, слова и диалоги, игровые действия, т. е. все то, что может ему помочь решать дидактическую или воспитательную задачу, реализовать программное содержание деятельности. Воспитателю следует помнить, что это с начала и до конца им организованная игра, в которой он не идет за детьми, а ведет их за собой. Как правило, в игровых обучающих ситуациях воспитатель берет на себя ведущую роль, а иногда исполняет две роли – игрового персонажа и воспитателя. При этом нельзя забывать, что интонации голоса, слова, действия – все должно соответствовать исполняемым ролям.

При использовании игровых обучающих ситуаций у детей возникают сильные положительные эмоции – от самой игры и от того, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми для выработки умственных и практических навыков. Существуют разные типы игровых обучающих ситуаций: с игрушками-аналогами, с литературными персонажами, игры-путешествия. Необходимо подчеркнуть, что правильно и интересно обыгранная игрушка, изображающая растение или животное, легко создает представление об отличии живого существа от предмета (игрушки), представление о специфике живого и возможности действий с ним, о специфике неживого и возможной игровой и практической деятельности с ним. Полноту игровых обучающих ситуаций создают разнообразные и неоднократно повторяемые игровые действия с игрушкой и атрибутикой, исполняемые как взрослым, так и детьми. При создании игровых обучающих ситуаций с литературными персонажами,  необходимо обращать внимание на «биографические» особенности героев широко известных сказок, рассказов, следует опираться на типичное поведение персонажей (Айболит лечит зверей, но может лечить и растения;  Красная Шапочка идет через лес к бабушке и может встретить в лесу не только волка, но и других животных или интересные растения и т.п.). Педагоги давно и успешно используют на прогулках и экскурсиях подвижные игры для ознакомления детей с природой: «Беги к дереву», «У медведя во бору» и многие другие.

Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. В практике работы детских садов они используются и на занятиях и в повседневной жизни, причем часто возникают по инициативе детей. Если во время занятия воспитатель осуществляет  прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи (например, определение свойства и качества предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться и др.), что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. Дидактические задачи в играх на материале природы могут быть самые разнообразные: закрепление представлений о предметах и явлениях природы; упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т. д. Каждая дидактическая игра содержит в основном одну-две задачи, которые определяют ход игры. При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:

  1. Опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные путем непосредственного восприятия.
  2. Следить за тем, чтобы дидактическая игра была достаточно трудна и в то же время доступна детям.
  3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия.
  4. Постепенно усложнять дидактическую игру и игровые действия.
  5. Конкретно и четко объяснять правила.

 С детьми 3-4 лет интересно проходят разные дидактические игры и упражнения во время прогулок. Например, осенью воспитатель может провести с детьми такие игры: «Собери самые красивые листья», «Найди самый большой лист», «Найди дерево или кустарник по описанию», «Узнай, с какого дерева лист». Введение элементов соревнования: «кто быстрее?», «кто больше?» - повышает интерес детей к этим играм. Понимание последовательности сезонных изменений растений вызывает некоторое затруднение даже у детей старшей группы. Часто они пропускают одно из звеньев процесса, указывают на первое и последнее звенья, выделяя лишь самое яркое, привлекающее их внимание («Когда весна придет, деревья сразу расти начнут»). Дидактические игры с картинками, например разные варианты дидактической игры «Что сначала, что потом?», помогают детям уяснить последовательность развития отдельного растения, а также последовательность времен года. Задание, данное воспитателем: «Разложи по порядку картинки, покажи, что бывает раньше (сначала), что потом, и расскажи, почему ты так разложил», — требует от ребенка не только предметного действия, но и его объяснения (Приложение 5).

Дети, особенно младшего дошкольного возраста, трудно воспринимают природные изменения в  переходные времена года (весна — лето; осень — зима; зима — весна) в силу их сходства и повторности. Они не сразу понимают необратимость развития сезонной жизни природы, поэтому выпадение снега весной вызывает у них тревогу: «Зима снова наступает». Для того чтобы облегчить детям усвоение наблюдаемых ими раньше (во время экскурсий и прогулок) особенностей изменений природы в эти сезоны, различение их, воспитатель может провести ту же дидактическую игру. Успешное выполнение игровых заданий зависит от имеющегося у детей опыта повторных наблюдений, в процессе которых воспитатель учил их сравнивать явления, различать их и давать им возможно более точные характеристики. При объяснении выполненного действия (распределении картинок) ребенок опирается на полученные им знания, использует их, часто выходя за рамки изображенного. Приобретение умения классифицировать, сравнивать и обобщать в большой степени способствует развитию речи детей, которая становится уже связной и довольно выразительной. Активизируя умственную деятельность всех детей при выполнении задания одним из них, целесообразно одновременно предлагать им анализировать действия и ответы этого ребенка, не оставлять без внимания их замечания, поддерживать споры, направлять детей на нахождение правильного решения. Все это способствует развитию доказательности детской речи, что и требуется для точного выполнения задания. Широкое использование дидактических игр и упражнений дает возможность воспитателю учить детей анализировать окружающий мир и, следовательно, развивать их мышление в процессе знакомой, доступной, приятной им деятельности.

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Доктор педагогических наук, профессор Академии педагогики МЭГУ Страунинг А. М. предлагает педагогам использовать в работе творческие задачи, рассказы-задачи, которые помогут дошкольникам приобрести навыки выявления элементарных природных противоречий, встречающихся в окружающем мире, умения разрешать найденные и сформулированные противоречия и делать выводы на основе полученных решений и результатов. Решение экологических задач и проблемных ситуаций  будет способствовать установлению с детьми фактов того или иного отношения человека к природе, формированию новых экологических понятий, установлению связей между явлениями и процессами в природе. Такие подходы помогут в воспитании у дошкольников активной жизненной позиции, целостно-ориентированного отношения к окружающему природному миру. В современных педагогических технологиях большое место занимает использование моделей для ознакомления с различными явлениями природы. Моделирование и использование методов активизации мышления помогают развивать у детей творческое мышление, умение переносить модель уже известного предмета или явления на неизвестные ему ранее. Ребенок  глубже понимает системность окружающего природного мира, а «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к природе, формирует способность к аналитико-синтетической деятельности.

Все педагоги знают, что ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес. Поэтому, главная задача педагога – сначала заинтересовать дошкольника, а уж потом говорить об объекте, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире. Легче всего ребенка заинтересовать не готовыми знаниями, а играми, загадками, проблемными ситуациями, задачами. В окружающей нас природе их так много, что мы разгадываем их всю жизнь. Но чаще всего мы предпочитаем знать то, что лежит на поверхности наших представлений. Решать задачи и отрывать что-то новое можно по-разному. Можно гадать – так в природе или нет? Можно слушать взрослого или сверстника, можно призвать на помощь фантазию и придумать, как это могло бы быть. Страунинг А. М. предлагает научить исследовать природу с помощью тризовских приемов. Один из них – прием выявления и разрешения экологических противоречий. Выявление противоречий позволяет ребенку выявить самую суть проблемы, поставить себя на место природного объекта, найти те природные ресурсы, которые помогут решить эту задачу так, чтоб не навредить окружающим. Выяснить почти самостоятельно, не только как это всегда бывает, но и почему это так происходит. Основная формулировка противоречий звучит не сложно – даже дети младших групп быстро ее осваивают и охотно ее используют в своих дальнейших рассуждениях. Основа рассуждения такова: если я (или кто-то) сделаю что-то, то, что в этом будет хорошего, но что именно в этом будет плохого. Если наоборот: я (или кто-то другой) не сделаю что-то, то, что в этом будет хорошего, но что именно в этом будет плохого. Решить противоречие – значит, найти такое действие, которое будет обеспечивать все необходимые основные и дополнительные требования для решения возникшей задачи. А для этого в ТРИЗ-технологии есть масса приемов и принципов разрешения противоречий, которые дети сначала с подачи взрослого, а потом и самостоятельно используют.

Наиболее эффективно можно использовать в экологическом образовании младших дошкольников метод ассоциаций - использование ассоциативного жизненного опыта: «На что похоже? (по цвету, форме, размеру, запаху, функциям и др.), «Узнай по форме лист», используются схемы, модели, символические рисунки, созданные совместно. Метод аналогий близок к предыдущему: «Чем похожи и чем отличаются?», «Что было бы, если….», «Если я стал бы деревом, бабочкой (кого бы боялся, где бы жил и т. д.)…». Используется метод мозгового штурма – высказывание идей в группе, отсутствие критики: «Откуда пожар пришел?», «Как помочь сломанному деревцу?», «Кто съел белкины запасы?», «Кто медведя весной разбудил?» и другие, с использованием опорных картинок, альбомов, фильмов. Метод морфологического анализа – с помощью таблиц  помогает познакомиться с объектами и явлениями природы, свойствами и учит создавать новые («Что сначала, что потом?», «Дерево во все времена года», «Часть - целое», «Посадка лука», «Как добыть томатный сок?»). Метод маленьких человечков – моделирование агрегатных состояний веществ, используется для демонстрации свойств и результатов опытов со льдом, сахаром, песком и водой. Грамотное применение многообразие методов и приемов позволит заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователем природы.

Таким образом, наблюдая за игровыми действиями воспитателя, включаясь в сюжеты игровых обучающих ситуаций, отслеживая системность развития природных явлений на картинках, моделях, дети обучаются собственной игре, и переносят приобретенные знания в свою игровую деятельность, которая осуществляется самостоятельно и в свободной деятельности. Следующим важным моментом в использовании игр экологической направленности является то, что легкое включение детей в игровые диалоги с персонажами, а также составление элементарных связных высказываний влияет на их личностные проявления – развивает уверенность в себе, способность принимать позицию другого, вести диалог, рассуждать, сочувствовать и сопереживать.

  1. Экспериментальная деятельность младшего дошкольника при ознакомлении  с окружающим миром

Познавательное развитие ребенка является основой формирования учебной деятельности и подготовки обучения в школе, т.к. обеспечивает развитие наглядно-образного мышления в совокупности с сенсорной деятельностью, в том числе реализует творческий потенциал ребенка, активизируя его личностный ресурс.  Экспериментально-опытная работа доступна детям уже с младшего дошкольного возраста. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешивания веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В младших группах детского сада дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать по нему и т. п. В играх с песком, водой, снегом дети познают, исследуют, наблюдают и участвуют в удивительных превращениях в окружающем мире. Такие эксперименты вырабатывают у детей навык логического мышления, выстраивания причинно-следственных связей, систематизирования и анализа. У дошкольников развивается речевая активность, обогащается словарный запас, вырабатывается лексическое разнообразие  -  используется больше прилагательных, наречий  (Приложение 3, Приложение 4).

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Ценность реального эксперимента в отличие от мысленного заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается новый продукт. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности (Приложение 1, Приложение 2). Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.). Каждое фундаментальное естественнонаучное понятие, с которым знакомятся дети (температура, жидкость, твердое тело, движение, свет, звук и т. д.), экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования [6, с.9].

В результате экспериментирования дети учатся:

- выделять и  ставить  проблему, которую необходимо разрешить;

- предлагать возможные решения;

- проверять эти возможные решения, исходя из данных;

- делать выводы в соответствии с результатами проверки;

- делать обобщения.

Для воспитателя, знакомящего ребенка с экспериментально-опытной деятельностью, очень важно организовать педагогический процесс так, чтобы не допустить переутомления воспитанников, сделать процесс обучения игривым и легким, чтобы у ребенка не возникло ощущение, что его заставляют заниматься данной деятельностью. Следует формировать у ребенка положительную мотивацию и вовлеченность уже на ранних этапах. В связи с этим можно разнообразить ход занятия подобрав тематически схожие художественные произведения, пословицы, поговорки. Также желательно организовать в группе небольшой экспериментальный уголок.  Это могут быть различные коробочки, соломинки, тарелочки (пластмассовые), можно также сделать и изучить с воспитанниками различные эмблемы, знаки или символы, которые можно  использовать. В результате систематического использования проводимой экспериментально-опытной деятельности у детей формируется устойчивая познавательная мотивация, навык анализа, классификации. Использование экспериментальной деятельности в работе вырабатывает у детей навык активного мышления при выполнении творческих заданий по изобразительному искусству.  У ребят повышается широта восприятия, креативность, развивается фантазия, эмоциональный интеллект.  Зарожденная в детстве тяга к знаниям и наукам, вовремя и правильно сформированная и поддерживаемая воспитателями и родителями, даст возможность воспитать в будущем поколении правильные направления роста личности (Приложение  6).

Опытно-экспериментальная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, в самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей. Опыты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Использование наблюдений и экспериментов в работе по экологическому воспитанию дошкольников приводит к следующим результатам:  у ребят повышается  познавательный интерес к природе, потребность общения с ней;  заметно повысилось экологическое сознание детей; большинство из них могут оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение;  в ходе наблюдений при близком общении с природой, у ребят стали более развиты эстетические и этические чувства, что способствует осознанию ценности природы, эстетическому к ней отношению, духовному обогащению личности. Ведущим личностным достижением воспитанников становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности - Природе.   

Заключение

Таким образом, тема «Развитие познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста через ознакомления с природой» может быть интересна для воспитателей детских садов, для родителей. Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Конечно, правильное обращение ребенка с животным, само по себе не решит всех проблем воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом. Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должно  лежать  осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – это  забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду. Это способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д.  Умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональный запрет  на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны, поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и  по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний. Конечно, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе - необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность - создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей  способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания. Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Список литературы

  1. Арсентьева В.П. Экологическое воспитание дошкольников. Смоленский областной институт усовершенствования учителей, Смоленск, 1992, 25 с.
  2. Баринова Е.В. Учимся любить природу: пособие для детских садов и школ раннего развития/ Е.В.Баринова.-Ростов н/Д : Феникс, 2014.-158, (1) с.- (Сердце отдаю детям)
  3.  Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Пособие для воспитателя дет.сада. М., «Просвещение»,1978, 103 с. илл.
  4. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг.-М.: Просвещение, 1993.-128 с.: ил.- (Б-ка воспитателя детского сада).
  5. Гусев Д. Познавательно-исследовательская деятельность как средство амплификации детского развития/ Дошкольное воспитание.-2014.-№7.-с.127
  6. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред.О.В.Дыбиной.- М.: ТЦ Сфера, 2007.-64с.-(Программа развития).
  7. Жуковская Р.И.  Родной край /Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова; Под ред. С.А.Козловой. -М.: Просвещение, 1981.-208 с.- (б-ка «Дет.сад на селе»)
  8. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. для воспитателя дет.сада/ Под ред. Н.Ф.Виноградовой.-2-е изд., перер.- М.: Просвещение, 1988.-159 с.: ил.
  9. Миронов А.  Актуальные вопросы экологического образования дошкольников/ Дошкольное воспитание.-2015.-№4.-с.128
  10. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении.- М.: Новая школа, 1993.-64 с.
  11. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-2-е изд., испр.и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.- 336 с.
  12. Сабаровская С. Берегите планету/Дошкольное воспитание.- 2014.-№10.-с.128
  13. http://www.detskiysad.ru/priroda/oznakomlenie08.html
  14. http://www.pandia.ru/text/77/236/42157.php
  15. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=562732
  16. http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-v-processe-oznakomleniya-s
  17. http://dohcolonoc.ru/stati/8289-rol-eksperimentalno-opytnoj-deyatelnosti.html
  18. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/02/05/rol-eksperimentalnoy-deyatelnosti-v-poznavatelnom
  19. http://reftrend.ru/1136854.html
  20. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/10/14/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-v-protsesse


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 2

Смоленское областное государственное

бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Гагаринский многопрофильный  колледж »

КОНСПЕКТ

Познавательной беседы по экологическому развитию

 во 2 младшей группе

МБДОУ «Детский сад «Крепыш»

Тема:  Наши друзья - комнатные растения

Выполнила: студентка 4 курса,  1 группы

Специальность 050144  Дошкольное образование

                 Жилина Н.А.  

           

г. Гагарин  2016

Цель: Воспитывать   бережное отношение к комнатным растениям. 

Задачи: Закреплять знания детей о комнатных растениях (бальзамине) и их существенных признаках (корнях, листьях, стеблях, цветках). Поддерживать интерес, любовь и бережное отношение к комнатным растениям.

Оборудование: цветок Бальзамин,  лейка  с теплой  водой.

Ход проведения:  Дети, давайте подойдем с вами к окну и понаблюдаем, какая сегодня погода. На улице ещё лежит снег, пока ещё холодно. А вы видите на улице цветы? Почему? (Ответы детей). А вот у нас в уголке природы стоит чудесное цветущее растение. Оно называется бальзамин или огонек. Давайте все вместе повторим название. А почему он цветет, как вы думаете? (Ответы).
Правильно, у нас тепло, много света, мы часто поливаем бальзамин. А как вы думаете, почему это растение называют огонек? (Ответы детей).
Оно цветет яркими цветами, похожими на огоньки. Послушайте, какое стихотворение я вам прочитаю о бальзамине:
Хрустит за окошком морозный денёк.
Стоит на окошке цветок-огонёк.
Малиновым цветом цветут лепестки,
Как будто и вправду зажглись огоньки.
Его поливаю, его берегу,
Его подарить никому не могу.
Уж очень он ярок, уж очень хорош,
Уж очень на мамину сказку похож!
Ребята, понравилось вам стихотворение? О каком комнатном растении это стихотворение? А теперь давайте вспомним, какие части растений мы знаем. (Дети показывают и называют части растения).
Ребята, я шла сегодня в детский сад и моя соседка сказала, что у нее цветок «огонек» совсем заболел. Как вы думаете, почему «огонек» у моей соседки такой больной (ответы детей). Какая же вода подойдет для полива? (теплая)
У этого цветка есть еще одно смешное название «Ванька – мокрый». Послушайте стихотворение:
Среди листьев – огоньки, Ваньки мокрого цветки.
Так назвал его народ –  много он водички пьёт.
А сейчас, ребятки, давайте польем наш цветок. Поливать надо не листья, а землю. Молодцы, ребята, умеете ухаживать за комнатными растениями! 

           



Предварительный просмотр:

                                                                                                    Приложение 5

Экологические игры для детей младшего дошкольного  возраста

                  C:\Users\1\Pictures\Сад\DSCN8951.JPG

«Чей домик?»

Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.

«Чей малыш?»

Цель: учить определять животных, их детенышей, закреплять их названия.

Игра с мячом «Я знаю…»

Цель: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Игровые действия: Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом.

Ведущий бросает мяч и называет  класс объектов природы. Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов», перечисляет и возвращает мяч ведущему.

«Угадай, что в руке»

Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.Игровые действия: Воспитатель дает в руки детям муляжи овощей, ягод фруктов. Дети с завязанными глазами должны отгадать название.

                                                                                                      Приложение 6

Справка по результатам мониторинга второй младшей группы №4

МБДОУ «Детский сад «Крепыш» (2015 – 2016 учебный год)

Интегративные качества

Начало года (32 ребенка)

Конец года (32 ребенка)

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

1

Любознательность и активность

10

31%

17

53%

5

16%

15

47%

15

47%

2

6%

2

Эмоциональность и отзывчивость

10

31%

17

53%

5

16%

14

44%

16

50%

2

6%

3

Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми

10

31%

17

53%

5

16%

13

41%

17

53%

2

6%

4

Способность управлять своим поведением и планировать действия

12

38%

14

44%

6

18%

16

50%

12

38%

4

12%

5

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи

8

25%

17

53%

7

22%

12

38%

17

53%

3

9%

6

Сформированность представлений о себе и социальном окружении

9

28%

15

47%

8

25%

13

41%

16

50%

3

9%

7

Сформированность представлений об окружающем мире

9

28%

15

47%

8

25%

14

44%

15

47%

3

9%

8

Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности

10

31%

17

53%

5

16%

16

50%

14

44%

2

6%

Таким образом,  сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце учебного года показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития ребенка по всем видам деятельности. В основном показатели выполнения программы ДОУ, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой находятся в пределах высокого и среднего уровня. Это означает, что применение в педагогической практике рабочей программы благотворно сказывается на результатах итогового мониторинга развития разных интегративных качеств, в том числе и в формировании у детей представлений об окружающем мире.  Знания детей прочные, дошкольники способны применять их в повседневной деятельности.



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Смоленское областное государственное

бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Гагаринский многопрофильный  колледж »

Конспект

Познавательной беседы по экологическому развитию

 во 2 младшей группе

МБДОУ «Детский сад «Крепыш»

Тема:  Наблюдение. Беседа о веточке березы.

Выполнила: студентка 4 курса,  1 группы

  Специальность 050144  Дошкольное образование

                                                                                             Жилина Н.А

Гагарин,  2016

Перед тем, как начать беседу, на прогулке  воспитатель вместе с детьми  рассматривают  березу, обращая   внимание,  что береза - это дерево. У березы  ствол белого цвета с черными пятнышками. Около этого дерева лежали веточки, дети их взяли,  занесли в группу.  Когда веточки принесли, они были холодные, так как на улице зима, дует ветер и лежит холодный снег.  Все дети потрогали эти веточки, убедившись, что веточки холодные. Веточки немного полежали, согрелись, затем их поставили в воду.

«Наблюдение за почками на веточках».

Цель: Рассмотреть веточки березы с почками. Рассказать, что растения живые: растут, пьют воду, им нужно тепло, и свет. Воспитывать интерес к березе.

Ход беседы:

Ребята, уже пришла весна, на улице тает снег, и  солнышко стало нас согревать своими теплыми лучиками.  Весной просыпается медведь  и выходит из своей берлоги.  Вот и к нам сегодня в гости  пришел мишка (игрушка), чтобы спросить что-то у вас.  Когда он шел, по дороге, то  увидел на окне нашу вазу с веточками и решил узнать - что же это за веточки? Давайте,  мы расскажем мишке, как называется это дерево? (береза).

Какого цвета это дерево? (белого, с черными пятнышками).

А теперь давайте рассмотрим веточки этого дерева.  Какие были веточки, когда мы принесли их с прогулки? (холодные, голые)

Изменились ли наши веточки? Что на них появилось?

Ребята, видите, на веточках есть небольшие бугорки, эти бугорки называются – почки, то есть «домики», в которых спят листочки. Листочки проснутся, высунут свои носики, чтобы проверить, растаял ли снег, не очень ли холодно, и светло на улице или нет. И если на улице тепло и солнышко светит ярко, то  вылезут из почек.  Ведь веточки живые, а всем живым растениям нужен свет тепло и вода. Давайте мы оставим наши веточки в воде, поставим на окно, поближе к солнышку и будем смотреть, что же дальше произойдет с этими веточками.

Игра «Угадай, где я спрятался?» (после игры дети прощаются с мишкой).

К рассматриванию веточек с почками возвращаются в последующие дни.

   C:\Users\1\Pictures\Дс\111NIKON\DSCN7498.JPG  C:\Users\1\Pictures\Сад\DSCN8685.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой природой»

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой -природе. Деваться нам от этой те...

Презентация "Развитие познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой"

Экологическое воспитание значимо с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей,обладающих ...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с произведениями художественной литературы о природе

-Описание природы и повадок животных в произведениях писателей и поэтов;-Педагогическая диагностика развития речи детей младшего возраста;-Использование художественной природоведческой литературы;-Обр...

Рабочая программа «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой села Мамонтово».

Рабочая программа «Развитие экологических представлений у  детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой села Мамонтово»....

Доклад Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающей природой

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он зна...