Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с произведениями художественной литературы о природе
статья по развитию речи (младшая группа)

-Описание природы и повадок животных в произведениях писателей и поэтов;

-Педагогическая диагностика развития речи детей младшего возраста;

-Использование художественной природоведческой литературы;

-Образные выражения в произведениях писателей и поэтов;

-Организация уголка книги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с произведениями художественной литературы о природе

Актуальность темы

    Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Ввести ребенка в мир природы, сформировать представления о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи детского сада.

    Одним из способов осуществления этих задач является ознакомление с произведениями художественной литературы о природе. Общеизвестно воздействие художественной литературы на эстетическое и умственное развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.

   Чтение книг о природе значительно обогащает содержание речи и способствует освоению сложных речевых форм.

     Характерной особенностью детей 3-4 лет является необычная тяга к звучным ритмам, рифмам, выразительной интонации.

    Задачи детского сада – открыть ребенку мир словесного искусства, воспитать интерес и любовь к книгам о природе, развивать у детей образность речи, что является важной составной частью воспитания культуры речи.

Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой

   Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

    В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах устанавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

   Наша задача заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, определить тот круг произведений художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.

    Перед воспитателем стоит сложная задача – каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или лирическим переживаниям автора, т.е. интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать его стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос.

    Только при условии выразительного донесения до ребенка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии. Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

    В каждом возрастном периоде дошкольного возраста выдвигаются свои задачи речевого развития. Задача воспитателя младшего дошкольного возраста – помочь детям в освоении разговорной речи.


Использование художественной природоведческой литературы

    Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

    Ребенок думает, что он первооткрыватель сокровищ природы, удивляется и радуется этому. Ему кажется, что он первый услышал стрекотанье кузнечика, для него поет соловей, он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок. Так дети впервые воспринимают природу. Они тянутся к ней, она возбуждает их любознательность. И задача воспитателя не только дать определенные знания, но и научить детей любить и беречь природу, наслаждаться ее красотой, любить родные места, свою Родину. Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить ребенка с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учиться наслаждаться природой: запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Пусть последит, как птица учит летать своих птенцов, как трудятся муравьи. Заинтересовавшись природой, ребенок полюбит ее, захочет узнать о ней больше.

    Восприятие природы помогает развить нравственные качества, как жизнерадостность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных, будет стараться охранять природу. Любовь эта должна быть действенной.

    Одно из основных средств познания природы – чтение художественных произведений. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей, обогащение речи. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, обогащают словарь ребенка. Это помогает воспитывать эстетические представления: любовь и бережное отношение к природе развивает речь детей.

    Книга о природе учит и эстетическому восприятию окружающего, этому помогает образный язык произведений и иллюстрации художников.

    Поддерживая и развивая интерес к чтению книг о природе, педагог детского сада может воспитывать у детей очень многие положительные качества личности.

    Многие книги о природе написаны писателем под влиянием своего детства. В биографии известного детского писателя и художника Е.И. Чарушина мы читаем: «И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колеса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе – все это я с детства полюбил и пережил.

    Моя мама научила меня с какой-то другой стороны смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему ее разнообразию и великолепию. Она, моя мать, научила меня удивляться силе и чуду произрастания.

    Я очень благодарен моим родным за мое детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря своему детству»

     Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, оно помогает детям познать природу во всем ее многообразии, закладывает основы материалистического миропонимания. Так В.Бианки  - ученый-биолог – во всех своих книгах для детей ( «Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и т.д.) показывает сложнейшие явления в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем занимательной, высокохудожественной форме. Множество увлекательных книг создал для детей Н. С. Сладков – топограф по специальности. Каждый из писателей пишет только о своей области наблюдений, но в каждой книге о природе заложены идея ответственности человека за ее сохранение, призыв к маленькому слушателю беречь и защищать, изучать природу. К выбору книги для чтения детям следует относиться очень серьезно и ответственно. Это произведения классиков детской литературы: А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, а также других писателей и поэтов: С. Есенина, К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова, А.Толстого. Важно отбирать высокохудожественную литературу.

    Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех возрастных группах. Общее для всех возрастных групп требование к методике использования книг – сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе. Например, перед чтением воспитатель обращается к опыту детей, настраивая их на восприятие произведения. «Вспомните, дети, куда мы с вами вчера ходили и что видели, - обращается воспитатель к ребятам после наблюдения за одуванчиками. Послушайте, что однажды увидел писатель Михаил Пришвин». И далее читает рассказ «Золотой луг», который помогает вновь пережить полученные ранее впечатления, дополнить увиденное, лучше его понять.

    Чтение художественного произведения может предшествовать наблюдению. В этом случае задача воспитателя – вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии в лес, на луг или водоем.

    Чтение художественной литературы может сопровождать наблюдение в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное.

     Чтение природоведческой книги используется и как самостоятельный способ ознакомления с природой. Небольшое художественное произведение воспитатель читает несколько раз подряд. Большое – вначале целиком, а затем лишь узловые места, чтобы дети лучше поняли смысл произведения.

     Интересным и ценным приемом в методике чтения художественных произведений является подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях (о зиме, о птицах, об охране природы и т. д.)

    После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы – помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.

Описание природы и повадок животных в произведениях писателей и поэтов

    Большое значение, по мнению К. Д. Ушинского, имело преподавание «естественной истории». Педагог писал: «По моему убеждению, логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей.»

    В соответствии с этим К. Д. Ушинский считал, что начинать обучение следует с рассказов о временах года, самом человеке, частях его тела, о домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях, минералах, воздухе, воде.

   Педагоги выделили в книгах К.Д.Ушинского тот художественный материал, знакомство с которым целесообразно начать еще в дошкольную пору. Это касается в первую очередь творчества самого К. Ушинского, как автора небольших рассказов о животных.

   Животные представлены с характерными повадками и в той жизненной «роли», которая неотделима от природы.

   В небольшом рассказике «Бишка» говорится: «А ну-ка, Бишка, прочти, что в книге написано!» Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла. «Не мое, - говорит, - дело книги читать. Я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу – будет с меня и этого». Собака умна, но не настолько, чтобы ей книги читать. Каждому от природы дано свое.

   В рассказе «Васька» в столь же простой форме поведано о том, что делает в доме кот. К. Ушинский ведет речь как настоящий сказочник – в том стиле, который ребенку знаком по песенкам: «Котичек – коток – серенький лобок. Ласков Вася, да хитер, лапки бархатные. Ноготок остер». Однако скоро К.Ушинский оставляет прибауточно-песенный тон и продолжает рассказ с намерением пробудить в ребенке любознательность. Зачем коту большие глаза? Зачем чуткие уши, сильные лапки и острые когти? Ласков кот, а «попалась мышка – не прогневайся»

   В рассказе «Лиса Патрикеевна» объем преподносимых ребенку реальных сведений о зверях еще больше. Он узнает не только о том, что у лисы «зубушки остры», «рыльце тоненькое», «ушки на макушке», «хвостик на отлете», а шубка теплая, но и то, что лисонька красива – «кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек»; что лиса «ходит тихохонько», пригибаясь к земле, будто кланяется; что «хвост носит бережно»; что роет норы и что в норе много ходов – выходов, что полы выстланы травой; что лиса – разбойница: крадет кур, уточек, гусей, «не помилует и кролика!»

   Писательский глаз К. Ушинского зорок, взгляд на мир поэтичен: с ребенком говорит добрый наставник, который не прочь и пошутить. Петух разгреб лапками кучу, созвал «курочек – хохлатушек», цыплят – «малых ребят»: «Я вам зернышко припас». В семье вышел спор: зернышко не поделили. Петя «беспорядков не любит: ту за вихор, ту за хохол», сам склевал зернышко, на плетень взлетел, «во все горло заорал «ку-ка-ре-ку!» («Петушок с семьей»)

   В другом рассказе говорится о растерянности курицы: высиженные ею утята увидали воду и поплыли – заметалась курица. «Еле-еле хозяйка курицу от воды отогнала («Курица и утята»)

   Постепенно усложняя содержание своих рассказов, К. Ушинский предлагает ребенку «Историю одной яблоньки» - о том, как из оброненного зернышка выросла дикая яблонька. Садовник принес ее в сад и привил на нее молодой побег от хорошей садовой яблоньки. Прошло время – и яблонька принесла первые яблоки, «большие, румяные, сладкие, рассыпчатые!» Писатель не упускает ни одной подробности: как проросло зерно – «пустило вниз корешок, а к верху выгнало два первых листика», как «из промеж листочков выбежал стебелек с почкой, а из почки, наверху, вышли зеленые листики» и пр. Все это можно назвать поэзией постижения живого, окружающего нас мира. Ушинский – педагог делал радостным само познание. Таков и рассказ «Как рубашка в поле выросла» Здесь говорится о том, как созревал лен, как он цвел, как из льна изготовили кудель, а потом нитки, как соткали полотно, а потом сшили рубашку.

   Познавательным природоведческим рассказом Ушинского близки рассказы на нравственно-этические темы. Писатель не прибегает к скучной назидательности. Он говорит о радости утреннего пробуждения – встало солнце, пробудился жаворонок и запел: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!» Проснулся заяц – побежал есть траву; пробудился петух, куры слетели с насеста; полетела пчела за медом. И только «маленький лентяй», хотя солнечные лучи били ему в глаза, не проснулся, лишь повернулся на другой бок («Утренние лучи»). Мораль прямо не сформулирована, но ясна.

    Важное значение придавал писатель языку своих рассказов и сказок. Он старался излагать избранные предметы языком простым, не употреблять непонятных для детей слов.

    На долю книг Ушинского выпал необычайный успех – они признаны классическими образцами детской литературы.

    В дошкольные годы ребенок знакомится со стихотворениями известного поэта А. Н. Плещеева. В свободном переложении польского стихотворения «Травка зеленеет» Плещеев коснулся традиционной весенней темы: прилет ласточек предвещает радостный приход теплых дней.

    Весенняя птица предстала утешительницей бедного труженика и в оригинальном стихотворении поэта «Птичка»

   Выдающемуся русскому лирику, поэту А. Толстому свойственно необычайное тонкое ощущение красоты родной природы. Он умел ловить самое характерное в формах и красках природы, ее звуках и запахах. Не исключение и стихотворение «Осень. Обсыпается наш бедный сад». Поэт говорит о «пожелтевших листьях», что летят по ветру, и о ярко-красных кистях на вянущих рябинах. Указаны самые броские приметы осенней поры. Ф. И. Тютчев еще в пору молодости написал стихотворение «Зима не даром злится…» Борьба зимней стужи и весны представлена как действие сказочных существ: злой ведьмы – Зимы и молодой румяной Весны. Поэт воссоздал картину природы в духе народных олицетворений: Зима еще хлопочет и на весну ворчит, та ей в лицо хохочет и пуще лишь шумит…

   О природе рассказывает маленьким слушателям С. Есенин. Рассказывает о том, как «поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка»; о зимней березе, у которой «на пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой»; о душистой черемухе, которая «с весною расцвела и ветки золотистые, что кудри, завила».

   Книги В. Бианки – произведения природоведческого характера; они уводят нас в полный неповторимой прелести мир живой природы. В основе книг обычно лежит конкретный биологический факт, точно указано географическое место действия, определено календарное время года, сохранена биологическая видовая точность зверя, птицы, насекомого, растения, т.е. все то, что обязательно в природоведческих книгах.

   В. Бианки умеет вызвать у читателя интерес к окружающей природе, стремление познакомиться с жизнью зверей и птиц. Чтобы заинтересовать, увлечь маленького читателя, он часто название своих книг дает в форме вопроса: «Чей нос лучше? Чьи это ноги?» и т.д. Он привлекает ребенка к самостоятельному решению вопросов и загадок, учит наблюдать и смотреть так, чтобы природа открыла свои тайны.

   В каждом произведении Бианки чувствуется глубокая любовь к природе, к животному миру, к людям, разумно и доброжелательно относящимся к животным.

   Во многом созвучно тематике и писательской манере В. Бианки творчество Е. Чарушина.

   Воспитание гуманистических чувств, хозяйской заботы обо всем живом на земле составляет основу творческой практики Е. Чарушина.

   Восхищением перед красотой природы и человека, ее друга и хозяина, проникнуты все произведения писателя М. М. Пришвина.

   Звери и птицы у Пришвина «кукуют», «гудят», «свистят», «шипят», «орут», «пищат»; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики, как дети, засыпают по вечерам и просыпаются по утрам («Золотой луг»); точно богатырь, выбивается из-под листов гриб («Силач»); шепчет лес («Шепот в лесу»). Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию мира в описаниях («Именины осинки». «Колокольчики» и др.), в сравнениях («Ель, как дома в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие елочки- голоножки»; «Река лежит холодная, глядит загадочно, как кошка, когда ей ничего от человека не нужно»; «Звезды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках»), даже просто в названиях рассказов («Осинкам холодно», «Чудесный доктор», «Деревья в плену», «Лисичкин хлеб»).

   Задача детского сада – открыть ребенку мир словесного искусства, воспитать  интерес и любовь к книге, умение ее слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям, т.е. заложить основу литературного развития детей, становления их как будущих читателей. Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способности и умений эстетически воспринимать произведения литературы, с развитием их художественно-речевой деятельности.

Заключение

    Художественная литература имеет огромное значение в деле воспитания и обогащения речи детей. Перед детским садом стоит увлекательная задача – заложить в детях семена любви и уважения к книге, к художественному слову. В дошкольные годы жизни ребенка мы должны ввести его в прекрасный мир народного творчества, познакомить с бессмертными произведениями русских классиков и лучшими книгами детских писателей и поэтов.

    Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Через художественную литературу детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе. Художественная литература раскрывает ребенку действительность разными средствами: через реалистический рассказ или лирическое стихотворение, через сказку, где одухотворяется животный и растительный мир и даже неодушевленные предметы и раскрывается определенная идея.

    Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками. Художественная литература воспитывает воображение: увлекательные живые образы книги вызывают у маленьких слушателей конкретные представления. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна для человека, и эту способность развивает художественная книга.

    Художественная книга дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

 


Тематическое планирование ознакомления детей с художественными произведениями о природе

Месяц

Писатель

Произведения художественной литературы

Активизация словаря

Сентябрь

А. Плещеев

Ф. И. Тютчев

В. Бианки

М. Пришвин

«Осень «наступила»

«Осень»

«Синичкин календарь» (сентябрь)

«Листопад»

Миновало лето, пусто и уныло, солнышка не видно

Дивная пора, день хрустальный, вечера лучезарные, паутины тонкий волос, льется чистая и теплая лазурь

Солнце не жжет, дни стали короче, в полях ветер гуляет на просторе, желтеет, краснеет, буреет лист

Густые елки, листья шепчутся, как будто кто-то крадется

Октябрь

М. Познанская

Н. Матвеева

В. Бианки

Н. Сладков

И. Бунин

«Журавли»

«Дуб»

«Синичкин календарь» (октябрь)

«Осень на пороге»

«Листопад»

Журавли курлычут, за собою лето кличут

Рассердился ветер, рывком с дуба сдул все его листы

Сильные ветры сдирают с веток, швыряют их на землю, лес потихоньку засыпает

Скукой донимать, тучи мрачные, дожди нудные, солнце за пазуху прячет

Лес точно терем расписной, березы желтою резьбой  блестят

Ноябрь

А. Пушкин

М. Пришвин

В. Бианки

Г. Скребицкий

«Уж небо осенью дышало»

«Осенние листочки»

«Синичкин календарь» (ноябрь)

«Белая шубка»

Небо осенью дышало, реже солнышко блистало, лесов таинственная сень

Золотые деревья, ветер заботливый хозяин: все листья уберет, листья падают шепчутся, прощаясь навек

Первый снег, на речке по утрам ледок

Лес без снега хмурый, унылый, нигде не пискнет ни одна птичка, холодный ветер посвистывает среди голых сучьев, заяц белый-белый как снег

Декабрь

В. Бианки

Н. Сладков

М. Пришвин

Н. Никитин

«Синичкин календарь» (декабрь)

«Суд над Декабрем»

«Ночевки зайца»

«Здравствуй, гостья – зима»

Пришла зима, скоро новый год начнется и с ним к нам солнце возвращается. Декабрь - хвостик года

День Декабрь сократил, а ночь сделал длинной предлинной, скучища в лесу, снег рыхлый, в нем скрытно, тепло и мягко

Стоянка, овражек, зайцы ночью живут, а днем отдыхают

Гостья, просим милости к нам, песни севера петь


Январь

С. Дрожжин

С. Есенин

В. Бианки

Н. Сладков

«Улицей гуляет Дедушка Мороз»

«Береза»

«Синичкин календарь» (январь)

«Курорт Сосулька»

Иней рассыпает по ветвям берез, бородой трясет, топает ногою, только треск идет

Принакрылась снегом, пушистые ветки, сонная тишина, горят снежинки в золотом огне

Бойкий народ – синицы, распушат перышки. Январь – носик года

Заснеженная елка, сорока – птица оседлая, ни попить вкусно, ни поспать сладко

Февраль

А. Фет

В. Бианки

Е. Чарушин

М. Пришвин

«Кот поет»

«Синичкин календарь» (февраль)

«Волчишко»

«Беличья память»

Кот поет, глаза прищурил, играет буря, ветер свищет, снег валит клоками

Солнышко веселое, яркое, повисли сосульки, снег так и сыплется с ветки и сверкает разноцветными искрами, волки лютеют, у медведицы в берлоге медвежата родятся

Забарахтался, черный кот фыркает, пыжится, пес зубы скалит

Белка пробивалась сквозь снег, доставала спрятанные с осени орехи, позавидуешь беличьей памяти и смекалке


Март

А. Плещеев

В. Бианки

Н. Сладков

Г. Скребицкий

«Уж тает снег»

«Синичкин календарь» (март)

«Зимние долги»

«Чир-чирыч»

Повеяло весною, небесная лазурь, метели злые

Ледяная корка, солнце день ото дня ярче, жарче, грачи ходят важные, тугим пером поблескивают, носами землю ковыряют. Грачи прилетели, весна началась

Расчирикался воробей, так и подскакивает, птичья столовая

На колу дворец, во дворце певец – это скворец

Апрель

А. Лазаревич

Ф. Тютчев

Г. Скребицкий

М. Пришвин

«Апрель»

«Зима не даром злится»

«Дружба»

«Лоси»

Долго шла весна тайком, чтобы выстелить луга бархатом зеленым, барабанит по стеклу серой лапкой верба, на ладошку упадут капли дождевые

Жаворонки подняли трезвон, весна прекрасное дитя

Грач черный с синевой, нос большой, белый; вороны разбойницы

Лоси огромные, ножки тонкие, голова носатая, рога как лопата

Май

Ф. Тютчев

А. Плещеев

М. Пришвин

Б. Житков

В. Бианки

«Весенняя гроза»

«Мой садик»

«Золотой луг»

«Галка»

«Синичкин календарь» (Май)

Первый гром, резвясь и играя, дождик брызнул, поток проворный, птичий гам

Садик свеж и зелен, черемуха душистая. Липы кудрявые, горделивые георгины, подсолнух – верный часовой, заботливые пчелы

Забава, промысел, фукну одуванчиком, золотой луг

Что блестит, все тащит и в тайные места прячет

Птицы прилетели, поют на ветках, на макушках, в воздухе. На березе показались точно маленькие зеленые пальчики – это стали распускаться листья. Майские жуки гудят, бабочки порхают. Пришел май и лес оделся, и все цветы цветут, и все пташки поют

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с природой.

Развивая речь детей при ознакомлении с природой, мы можем добиться единства коммуникативного и познавательного развития детей....

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитие

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитиеВоспитатель: О.А. Бобрыш         Актуальность.Развитие речи...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Книголюбы» Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, вечно з...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэ...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством....