Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с природой.
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Кожирнова Елена Сергеевна

Развивая речь детей при ознакомлении с природой, мы можем добиться единства коммуникативного и познавательного развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kozhirnovoy_e.s._.doc142.07 КБ

Предварительный просмотр:

Кожирнова Елена Сергеевна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 301»

                                                                                                          г. Нижний Новгород.

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с природой».

         Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития, мышления, памяти, эмоций. Родная природа – это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания и впечатления. Маленький ребенок смотрит в мир широко распахнутыми глазами и замечает все: крохотного паучка в густой траве, подвижного жучка на зеркальной поверхности воды, трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке. Природа привлекает детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками, знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир. Развивая речь детей при ознакомлении с природой, мы можем добиться единства коммуникативного и познавательного развития детей.

       В начале и в конце года проводится обследование речевого развития  детей по методике О.С.Ушаковой.

Критериями обследования являются: содержательность высказывания детей, степень самостоятельности при выполнении заданий по развитию речи, их точность. Диагностика речевого развития детей по методике О.С. Ушаковой  проводится либо в виде индивидуальной беседы с ребёнком, либо задания диагностики включаются в мотивированную подгрупповую организованную деятельность с детьми.  

     На основании результатов обследования особенностей развития речи детей   мы поставили перед собой следующую  цель работы: способствовать развитию  речи детей при ознакомлении с природой, учитывая их индивидуальные особенности.

 Основные задачи:

  • Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о природе.
  • Активизировать употребление в речи названий объектов живой природы и явлений природы. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.
  • Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.
  • Развивать умение детей описывать объекты природы, упражнять в составлении рассказов по картине.
  • Воспитывать культуру общения.

          Этапы работы по развитию речи детей при ознакомлении с природой:  

  1. Накопление представлений об окружающем природном мире, введение слов в словарь детей. Знакомство с играми по развитию речи детей.
  2. Закрепление умений детей играть в дидактические игры природоведческого содержания.
  3. Обобщение умений, навыков и  перенос их в другие виды деятельности.

   На первом этапе мы знакомили детей с окружающей природой. Использовали наблюдение, рассматривание объектов природы. Особенно интересны были детям наблюдения за деревьями на участке детского сада, в лесу на экскурсии.  Важным условием в работе является использование игровых приемов. Мы использовали разные виды игр: дидактические игры и упражнения экологического характера, лексико-грамматические игры, игры на формирование звуковой культуры речи, которые способствуют развитию речи детей, усвоению грамматических основ, речевой активности и одновременно знакомят их с животными. Игровые упражнения: “Накормим зверей”, “Чьи детеныши?”, “Кто в лесу живет” знакомят детей с понятием “быстро – медленно”, “Громко – тихо”, “протяженно – отрывисто”. Ребенок воспроизводит голосом звучание звуков природы, голосов животных в нужном темпе, ритме, контролирует силу голоса, ритм, темп, развивает координацию голоса с движением. Упражнения “Животные в зеркале”, “Отзовись” формируют представление о связи звука с артикуляцией, вырабатывают длительный речевой выдох. Развивать слуховое восприятие и понимание речи, формировать связь между словом и образом помогают игры “Доскажи слово”:

       Когда дети накопили представления о природе, возник интерес к речевым играм, мы перешли ко второму этапу, цель которого: закрепление умений играть в дидактические игры природоведческого содержания.

    Для закрепления правильного произношения использовали чистоговорки и скороговорки, насыщенные нужными звуками. Само их название указывает на то, что произносить их надо чисто, четко: “Са-са-са”, прилетела оса”. Используем чистоговорки в игровых упражнениях. Например, играя в игру: “У кого лиса?”, спрашиваю: “Са-са-са, у кого лиса?”, ребенок, у которого игрушка лисы отвечает: “Са-са-са, у меня лиса”. В этом возрасте дети еще  не всегда могут управлять своим голосовым аппаратом: менять темп, громкость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. С этой целью предлагаем следующие упражнения: произнеси чистоговорку тихо, быстро, вполголоса, выделяя голосом звуки, слова, меняя интонацию. Используем их для совершенствования фонематического слуха: произносим чистоговорку и просим детей перечислить те слова, в которых есть определенный звук. Также использую стихотворения, загадки для развития выразительности речи.

        Детям нравится планировать в начале дня мероприятия, это позволяет им задавать вопросы воспитателям о его названии, его сущности. Важное место в развитии речи занимают беседы. Содержанием бесед является материал по ознакомлению детей с природой родного края. Для повышения познавательной активности детям служат эмоциональные средства, такие как картины, стихотворения, вопросы о впечатлениях, фактах или событиях из жизни природы, связанных с темой  занятий.

      Когда дети освоили игры, мы перешли к третьему этапу. На данном этапе мы использовали те же игры и элементарные проблемные ситуации. Главная цель данного этапа - обобщение умений, навыков общения и  перенос их в другие виды деятельности. Игры на разные стороны речи детей на природном материале стали неотъемлемой частью деятельности. Дети используют в играх чистоговорки, потешки. В роли, в кукольном спектакле говорят  интонационно выразительно, с использованием неречевых форм (ударения, жестов, тембра голоса, его высоты) Дети не стеснительны, при посещении группы незнакомых взрослых предлагают войти, знакомятся, задают вопросы. Особое внимание  уделяем молчаливым, скромным детям. Например, предлагаем упражнения на звукопроизношения. А дети, которые плохо говорят, постоянные участники наших совместных игр.

      Ребята стали более разговорчивыми. Они говорят друг с другом на разные темы: о погоде, о проведённом дне, о посещении зоопарка и т.д. Дети с удовольствием слушают сказки, составляют рассказы - впечатления, заучивают стихотворения.

         Исходя из результатов обследования и наблюдений за деятельностью детей, результатами нашей работы стали:

* повышение уровня речевого развития каждого ребёнка;

* повышение самостоятельной речевой активности детей;

* увеличение числа задаваемых детьми вопросов;

* повышение культуры общения.

      Результаты проведенной работы показали, что работа по развитию речи при ознакомлении с природой обогащает связную речь детей, способствует развитию  общения, и любознательности.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И.  Методика развития речи и обучения родному   языку дошкольников.- М., 1997.

2. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. – Яр. 1998.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М. 1990.

4. Синицына Е. Игры  и упражнения со словами. - М. 2000.

5. Ушакова О.С., Струнина  Е.М.  Методика развития речи детей дошкольного возраста.  - М. 2003.

6. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методики обследования развития речи дошкольников. – М. 1997.

7. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем. – СП. 2000.

Заявка (регистрационная форма участника)

Ф.И.О.

Кожирнова Елена Сергеевна

Адрес проживания

603051, г. Нижний Новгород,                            ул. Минеральная, д. 6, кв. 2

Место работы или учебы

МБДОУ «Детский сад № 301»

Должность

Воспитатель

Название статьи

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с природой

Почтовый адрес

603051, г. Нижний Новгород,                            ул. Минеральная, д. 6, кв. 2

Контактный телефон

 (831) 223-27-29, 89027825754

e-mail

mdou301@mail.ru

Нужен ли сертификат участника

Да

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством....

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с произведениями художественной литературы о природе

-Описание природы и повадок животных в произведениях писателей и поэтов;-Педагогическая диагностика развития речи детей младшего возраста;-Использование художественной природоведческой литературы;-Обр...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром

Основой развития речи является знание ребёнком окружающей действительности. Каждый усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом....