Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредствам ознакомления с окружающим миром. Тема: "Путешествие в зимний лес".
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Зинченко Елена Алексеевна

Уточнение представлений детей о сезонных изменениях в жизни леса зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_zimniy_les.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Малыш»

города Рославля Смоленской области

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредствам ознакомления с окружающим миром

 вторая  младшая группа

Тема: «Путешествие в зимний лес»

                                                                     Воспитатель:

                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                              Зинченко Е.А.

                                                      2019 г.

Тема: «Путешествие в зимний лес»

Цель: уточнение представлений детей о сезонных изменениях в жизни леса зимой.
Задачи:
Педагогический блок: 
1. Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с этим периодом.
2. Развивать умение понимать смысл образных выражений загадки.
3. Познакомить со свойствами льда и снега.
4. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.
Психологический блок:
Развитие у детей эмоционального восприятия, создать у детей радостное настроение, вызвать желание участвовать в игре, радоваться зиме, зимним играм.
Оздоровительный блок:
1. Обучить приемам дыхательной гимнастики.
2. Развитие мелкой моторики рук.
3. Через двигательную активность формировать эмоционально-положительное состояние.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «В зимнем лесу», магнитофон, музыка зимней природы (вьюга, метель, скрип снега под ногами); ёлки искусственные, белая ткань,  корзинка с шишками, искусственные снежки, угощения диким животным (муляжи овощей, фруктов).

Ход ООД.

 

1.Вводная часть:

Организационный момент.

  Круг радости:

 Подходи ко мне, дружок.
И вставай скорей в кружок
Мы сначала будем хлопать,
А затем мы будем топать,
А сейчас мы повернемся
И все вместе улыбнемся.

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

         Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, они рады вас видеть, они вам улыбаются. Давайте и мы подарим нашим гостям свои улыбки и поздороваемся с ними.

2.Основная часть.

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: А как же вы догадались, что именно зима?

Дети: На улице холодно, много снега, солнце светит, но не греет, деревья стоят голые, нет листочков, можно кататься на санках, на лыжах, на коньках.

 Воспитатель: Интересно, а что сейчас происходит в лесу. Хотите узнать? Давайте отправимся в путешествие  в зимний лес.

 

Ребята, а на улице тепло или холодно? (холодно)

 Что нам надо сделать, прежде чем отправиться в лес? (одеться по погоде)

(дети имитируют процесс одевания)

Нынче за окном мороз.
Чтоб никто не замёрз,

Надеваем мы штанишки –
Надеваем свитерок,
Чтоб от холода берёг.
Шубка  – тёплое пальто –
Не замёрзнем ни за что!
Мягкий шарф в мороз согреет
Подбородок, грудь и шею.
Рукавички надеваем,
Шапочку не забываем.
А ещё на ножки
Обуваем мы сапожки.

Всё –готовы мы гулять.

Будем дружно мы шагать!

Физкультминутка «Мы шагаем по сугробам»

Мы шагаем по сугробам,   (Дети идут друг за другом)

По сугробам крутолобым,
Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

(Детки идут «змейкой» по группе под музыкальное сопровождение (хруст снега, метель)

Воспитатель: Вот  мы с вами  и оказались? (В лесу)

Воспитатель: Ребята, смотрите, как  красиво в лесу, на веточках деревьев, на дорожках снег. Интересно, а почему  снег не тает?
Дети: Потому что холодно на улице. (Предполагаемый ответ)
Воспитатель: А что же это за деревья, которые и зимой и летом одним цветом?

Дети: Ёлочки.

Воспитатель: Какого они всегда цвета?

Дети: Зелёного.

Ребята, а вы почувствовали, какой чистый воздух в хвойном лесу.

Елочки предлагают подышать  чистым воздухом.

Дыхательная гимнастика

Упражнение на дыхание.

1. Глубокий вдох носом. Выдох ртом, губы трубочкой. 3 раза

2. Руки за спину, грудь вперёд, спина прямая, голову приподнять. Вдох ртом. Выдох носом. 3 раза

Молодцы ребята.

Ребята, посмотрите, кто это прячется за ёлочкой? Вы видите? Как он здесь оказался, что он сейчас должен делать? Спросите его, почему он здесь, не спит?

Медвежонок: “Мама мне сказала, зимой я должен спать. Но что зимой бывает, мне хочется узнать. Вы мне поможете?”

Воспитатель: Ребята, поможем медвежонку узнать, что же бывает зимой?

Дети: Конечно, поможем.

Воспитатель: А сейчас я Вам, ребята,  и Мишутке предлагаю  полюбоваться красотой зимнего леса.

Просмотр видео ролика с изображением картинок о зимнем лесе.

Воспитатель: Дети, зимний лес очень красив.  Правда?

 Ребята посмотрите, сколько снега кругом, возьмите комочек снега, какой он теплый или холодный?

Дети: Холодный

Воспитатель: А ваши руки холодные или теплые?

Дети: Теплые

Воспитатель: Сегодня мы с вами проведём опыт и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.

Опыт  «Воздействие температуры».

Ребята, как вы думаете, из чего образуются снег и лёд?

Дети: Из воды.

Воспитатель: А как мы можем это с вами проверить?

Дети: Надо снег и лёд взять в руки.

Воспитатель: Тогда проверим это предположение и проведем эксперимент. Положите на одну ладошку снег, а на другую – лед. Посмотрите на ладошки. Какие они? Что произошло?

Дети: Они мокрые.

Воспитатель: Обе ладошки мокрые? Почему? Что можно сказать про снег? А что про лед?

Дети: Лед и снег начали таять от тепла рук.

Воспитатель Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду.  Какой мы с вами можем сделать вывод?

Дети: В тепле снег и лёд тают, превращаясь в воду, значит, снег и лёд это - замёрзшая вода.

Воспитатель: Ребята, пока мы трогали снег, у вас руки замерзли?

Дети: Да

Воспитатель: Давайте согреем свои пальчики дыханием (дуем – произносим Х-Х-Х)

Не согрелись наши пальчики. Давайте разотрём их (самомассаж).

Сейчас каждый из вас возьмет шишку.

Будем в шишки мы играть

между ручками катать.

Наши пальцы  согревать.

В ручку правую (левую) возьмем

И сильней ее сожмем

Ручки быстро разожмем.

Воспитатель: Дети, а кто из Вас знает, как называется явление, когда снег падает тихо? (Снегопад). Если долго идёт снег что можно увидеть на улице? (Сугробы).

Ветер дует, снег летит, кружится. (Дети дуют) Как называется это явление? (метель, вьюга) Давайте послушаем, как воет вьюга. (Включаю звукозапись с завыванием вьюги.)

Воспитатель предлагает имитировать детям вьюгу.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру “Скажи какой», а Мишка тоже поиграет и запомнит.

Цель: упражнение в согласовании имён существительных и имён прилагательных, развитие крупной моторики.

Дети встают в круг. Воспитатель задаёт вопрос и бросает мяч (снежок) ребёнку:

- (Саша), снег какой? (белый, холодный, рыхлый)

- (Вика), мороз какой? (сильный, трескучий, злой)

- (Ангелина), снежинка какая? (красивая, маленькая, ажурная)

- (Вика), снеговик какой? (большой, белый, холодный)

- (Богдан), рукавицы какие? (тёплые, шерстяные, синие)

- (Захар), лёд какой? (холодный, прозрачный, бьющийся)

Медвежонок: Да, теперь, я знаю, какая зима. Спасибо вам. А за то, что вы мне помогли, я угощу вас снежными комочками, вот я сколько налепил.

Ребята, а разве можно их есть? Почему? (Можно заболеть)

Медвежонок расстроился.

Не расстраивайся, Миша, давай лучше поиграем со снежками.

Пальчиковая гимнастика: «Снежок».

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий,

Очень гладкий

И совсем – совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем.

И сейчас мы поиграем.

Все снежки свои кидаем.

Воспитатель: Ребята, вы не видели случайно, куда покатился наш снежок?

Дети: Он возле ёлочки.

Воспитатель: Давайте посмотрим. Кто здесь живёт? (Зайчик).

Дети, скажите, каких животных мы можем сейчас встретить в лесу? А каких нет и почему.

Как вы думаете, легко зверям в лесу зимой? (нет)

 Почему? (холодно, голодно.) Молодцы! Вы всё сказали правильно.

 Сейчас зима, и зверям очень сложно добывать пищу. А самое страшное для них - голод.    (Угощения диких животных)

Мишка, тебе пора в лес, засыпай и спи до весны. Приходи к нам ещё.

Воспитатель: 

Как хорошо в лесу зимой

Пора нам в сад возвращаться.
Мы пошли, пошли, пошли.
Все сугробы обошли.
По дорожке пробежали,
В детский сад опять попали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «ВСТРЕЧА С БЕЛОЧКОЙ В ОСЕННЕМ ЛЕСУ»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ  НА ТЕМУ: «ВСТРЕЧА С БЕЛОЧКОЙ В ОСЕННЕМ ЛЕСУ»...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ  НА ТЕМУ: «СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»...

Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром

Знакомство с окружающим - одно из средств развития словаря у детей старшего дошкольного возраста. В программах детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров пр...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром

Основой развития речи является знание ребёнком окружающей действительности. Каждый усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром. Тема: Путешествие в мир животных.

Тема: Путешествие в мир животных.Программные задачи: Расширять представления детей о разнообразии животного мира, о том, что человек – часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать ее. ...

Отчёт по самообразованию «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром» за 2018-2019 учебный годhttps://cloud.mail.ru/public/SofN/Go8mjtWBq

Отчёт по самообразованию «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста  посредством ознакомления  с окружающим  миром» за 2018-2019 учебный год....