Главные вкладки

    Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
    статья (подготовительная группа) по теме

    Сушкова Мария Владимировна

    Статья посвящена проблеме воспитания чувства патриотизма у старших дошкольников. Содержит поэтапное описание работы над проектом с учетом интеграции образовательных областей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc36.5 КБ

    Предварительный просмотр:

         В настоящее время наше общество серьезно обеспокоено проблемой несформированности чувства патриотизма у молодежи. Пресса широко освещает эту проблему. Анализ материалов средств массовой информации позволяет сделать вывод, что основная роль в развитии чувства патриотизма у молодого поколения отводится семье и школе. К сожалению, не уделяется должного внимания очень важному этапу развития патриотизма в дошкольном возрасте. По данным исследований педиатров и психологов развитие основных качеств личности (в т. ч. патриотизма) происходит в дошкольном возрасте. Любовь к маме, папе, родным и близким, чувство дружбы, привязанность к родному дому формируются с раннего детства. И если ребенок впитывает это в дошкольном возрасте, то он уже подготовлен к осознанной любви к родине.

       Подготовить ребенка дошкольного возраста, чтобы он вырос настоящим патриотом отечества и является главным побудительным мотивом настоящего проекта. Цель моего проекта воспитать любовь к родному городу Санкт-Петербургу у детей 6-7 летнего возраста. Малая родина, это не просто город на географической карте. Это жизнь общества, связанная с историей и культурой предыдущих поколений.

    При выборе темы проекта я учла, что ребенку легче познать историю и культуру своей малой родины путем ознакомления с жизнью гениальных ы выдающихся земляков. Тема моего проекта «А.С. Пушкин – великий поэт, великого города». В России нет ни одного человека, кто не знал бы кто такой А.С. Пушкин. В то же время Пушкин жил и творил в нашем городе.

       Основную проблему я изложила выше, но была еще одна проблема, которую мне хотелось бы затронуть  в ходе осуществления  проекте. Дети перестали интересоваться книгами, лучший подарок на День Рождение это планшет, айпод, компьютерная игра, и.т.д. Детям перестали читать взрослые, я имею ввиду родители. Дети начинают отдаляться от родителей. Свое свободное время они проводят у компьютеров, они не просят почитать им сказку, а что может сблизить ребенка с мамой, папой если не совместное чтение произведений великих мастеров литературного жанра. Поэтому  в ходе проекта решалась еще одна, на мой взгляд наиважнейшая проблема- дети и их родители вместе творили, вместе играли, произошло сближение членов семьи для решения поставленных задач. Когда после выходных я беседовала с детьми о том, чем они занимались, вместо привычного: " Я смотрел мультики про смуфриков, или играл в Соника", я слышала: "Мы вместе с мамой и папой делали поделку по сказке о золотой рыбке, или мы вместе придумывали стихи и т.д." А для детей в наше время это очень важно быть вместе с мамой и папой.

        Если рассматривать проект  точки зрения новых требований ФГТ, то я постаралась задействовать все 4 направления развития личности ребенка:

    1.позновательно - речевое

    2.художественно-эстетическое

    3.социально-личностное

    4.физическое развитие

     Если рассматривать по областям :

    Познание. Дети получили новые сведения  о русском поэте А.С. Пушкине, познакомились с новыми произведениями, узнали о том, что  Пушкин жил и творил в нашем городе. Мы играли в развивающие игры, использовали технологии ТРИЗ. Дети решали кроссворды, ребусы, сами участвовали в составлении  кроссвордов и т.д. Мы пытались вместе с детьми воссоздать некоторые архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга в конструктивных играх. Знакомились с культурой Санкт-Петербурга времен Пушкина, правилами  этикета и т.д. А это дало возможность выйти в область социализации. Мы играли в 19 век. Разыгрывали ситуации "Званный ужин у графа ...","Бал у барона..." в результате чего дети могли пообщаться друг с другом в манере 19 века .Коммуникация  Помимо обогащения словаря детей, развития диалогической речи, навыков общения, дети имели возможность заняться словотворчеством, они рассказывали о любимых местах  города и оформляли свои рассказы рисунками, что стало в последствии альбомом "Петербург глазами детей", рассказывали  о произведениях А.С. Пушкина и также иллюстрировали свои рассказы, но главное, дети могли попробовать свои силы в написании стихов. Только креативный ребенок может попытаться стать поэтом. Вместе с родителями  наши дети создали шедевры  поэтического жанра, что впоследствии, было объединено в сборник "Литературный вестник" нашей группы. Чтение художественной литературы. Сказки Пушкина, стихи, отрывки из поэм о нашем городе, отрывки из прозаических произведений. Был проведен конкурс чтецов, где дети  учили с родителями ,а потом читали произведения Пушкина на свой выбор. В рамках проекта проводилось несколько экскурсий, у нас уже много лет поддерживается связь  с социальными партнерами, есть изумительный экскурсовод, которая в доступной для детей форме  может донести информацию, которая откладывается в      детей. Одна из экскурсий называлась "Пушкинский Петербург", где акценты были расставлены именно на жизни и творчестве А.С. Пушкина  в нашем городе. А раз мы проводим экскурсии, выезжая в город, то естественно мы получаем выход в области безопасность и здоровье. Правила поведения  на экскурсиях, правила дорожного движения и т. д. всё это так же было охвачено в рамках проекта.  В ходе проекта я думала, как задействовать область физической культуры, и нашла вариант - подвижные игры. Я не стала изобретать велосипед на базе известных игр, например "Краски", мы с детьми называем не цвета, а героев сказок Пушкина, а также игра "Острова", в которой нужно было перебраться через широкую реку, прыгая в обручи, при этом называя острова Санкт-Петербурга, чем больше островов, тем ближе противоположный берег.  Музыка. Много произведений А.С. Пушкина положено на музыку, дети знакомились с романами, отрывками из наиболее известных опер. Художественное творчество. В ходе осуществления проекта рождались альбомы детского творчества "Петербург глазами детей", "Сказки Пушкина". Дети очень много и охотно рисовали. Нами был проведен конкурс совместных работ детей с родителями по творчеству А.С. Пушкина. Откликнулись практически все, что было очень приятно. Работы поражали мастерством разнообразия выполнения, и чувством юмора (бакенбарды А.С. Пушкина).Родители радовались, вместе с детьми, когда награждались  участники почетными грамотами и памятными подарками. Награждение проходило на заключительном этапе, после проведенной музыкально-литературной викторины. Активное участие родителей, на всех этапах проведения проекта, говорило об их заинтересованности, об их желании участвовать в педагогическом процессе, о возможности работать в тесной связи ДОУ и семьи.

          В заключении, подводя итоги, могу сказать, что проект прошел успешно, поставленные задачи были решены.

         Послесловием нашего проекта стало то, что дети, заинтересованные личностью Пушкина по собственной инициативе, а не по указанию воспитателя, с родителями побывали в Пушкине и посетители Царскосельский лицей, некоторые побывали в Пушкинских горах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

    Проблема воспитания межличностных отношений является одной из актуальных тем современной педагогики и психологии. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является его отношения к лю...

    Опыт работы на тему: «Формирование основ патриотизма, у детей старшего дошкольного возраста, через познание своей малой Родины»

    «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному  городу, к родной речи – задача  первостепенной важности, и нет  необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь...

    Статья "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС"

    Статья по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДОУ"...

    Формирование экологический представлений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

    Экологическое воспитание подрастающего поколения по своей сути – это вопрос будущего. Будущей возможности любоваться красотами природы, наслаждаться чистой водой и воздухом, общаться с животными...

    Практико-значимый проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о Великой Отечественной войне»

    Приобщение детей к культуре и традициям своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Очень важно донести до дошкольников и сохранить историческое ге...

    Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством организации детского патриотического отряда «Орлята»

    laquo;Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счас...