Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность
статья на тему

Проблема воспитания межличностных отношений является одной из актуальных тем современной педагогики и психологии. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте, одним словом – в эмпатии. Исследования ученых показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon evseeva.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование чувства эмпатии  у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

Евсеева Н.А., воспитатель

первой квалификационной категории

МБДОУ ДС КВ № 57г.Челябинск

Преобразования, происходящие в нашем обществе, требуют нового типа взаимоотношений между людьми, построенных на гуманистической основе, где выдвигается подход к Человеку как к индивидуальности. Перестройка человеческих отношений происходит в процессе утверждения новых ценностей, поэтому особую актуальность приобретает формирование эмоциональной стороны отношений в системе «человек-человек».

Проблема воспитания межличностных отношений является одной из актуальных тем современной педагогики и психологии. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте, одним словом – в эмпатии. Исследования ученых показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте.

Выделение эмпатии в качестве особого психологического феномена было длительным, сложным и до сих пор в современном научном мире термин «эмпатия» имеет множество определений, став многозначным понятием. Анализируя литературу, мы выделили классическое определение эмпатии, которое чаще всего используется в отечественной психологии (способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний)

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и рассматривается, как способность человека эмоционально отзываться на переживание других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.

Многие современные исследователи рассматривают эмпатию,  как результат социализации (В. П. Юсупов, Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова), определяемый наличием у ребенка совокупности трех социальных компонента эмпатии: сопереживания, сочувствия и содействия. Эти компоненты необходимы дошкольнику в деятельности и общении.

Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений и способности управлять своими чувствами, переживаниями .

В современной психолого-педагогической литературе исследовалась проблема проявления и развития эмпатии у взрослых (Г.И. Метельский, Т.Х.Шингаров, Е.В.Субботский), у детей школьного возраста (Т.П.Гаврилова, В.Н. Лозоцева, Т.А. Немчин и др.), у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (Е.Р. Овчаренко). Таким образом, гораздо меньше исследований было посвящено изучению этой проблемы в дошкольном возрасте. Вместе с тем именно в старшем дошкольном возрасте, когда закладываются основы эмоционально – нравственной культуры личности, поэтому важно определить эффективные пути развития у детей эмпатии, отзывчивости, гуманности.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для позитивных «эффективных изменений в развитии личности ребенка. Современные научные данные убедительно показывают, что результатом положительно направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми, что обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.

Целью создания нашего проекта , является формирование эмпатии у старших дошкольников, то есть способности понимать и принимать другого ребенка таким, какой он есть, учить сопереживать, сочувствовать, воспитывать толерантное и уважительное отношение друг к другу.
Особую значимость проблема изучения эмпатии приобретает в связи с исследованиями взаимоотношений между детьми в игровой деятельности, где ребенок получает первые уроки эмоционального отклика.

Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. В игре проявляются и развиваются все психологические свойства и процессы, формируются качества личности. Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.

Г.И. Радвил считает, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей, в игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему обучению, развиваются познавательные способности, шире становятся навыки и умения общения со сверстниками.

К 6-ти годам проявляется, а к 7-ми крепнет особый интерес детей к общественно направленной трудовой деятельности, содержательным творческим играм, где ребята получают знания об общественных явлениях. Совместная деятельность доставляет много общих переживаний, сближающих детей, изменяется и характер взаимоотношений дошкольников. Радость совместной игры рождает новые отношения между детьми - товарищество и дружбу. Ребенок как личность развивается в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, в том числе игровой; причем, если она правильно организована, то оказывает положительное влияние на формирование взаимодействий и взаимоотношений между детьми.

В игре старших дошкольников на первый план выступают отношения между людьми, общественный смысл труда.

Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие - это моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.

С целью изучения возможностей игровой деятельности в направлении формирования эмпатии нами был разработан проект « Ребята, давайте жить дружно!»

МАТРИЦА ПРОЕКТА

  1. Название проекта :

« Ребята, давайте жить дружно»   долгосрочный   2013 – 2015г.г

  1. Тематическое поле:

Старшая группа  - « Я, ты , он ,она – вместе дружная семья!» , «Поговорим о дружбе», «Ежели вы вежливы», «Со сказками дружить -  дружбой дорожить», акция «Новогодняя игрушка для детей из детского дома»,  «Дарите людям доброту», «Учимся быть дружными и добрыми», «Царство вежливости и красоты»,  «Праздник доброты и вежливости», «Мои друзья»

  1. Проблема :

Заключается неблагоприятном взаимодействии детей в группе, которое проявляется в: грубости в общении, не умение сопереживать другому, не умение детьми проявлять заботу и внимание к слабым и беззащитным, недостаточном развитии диалогической речи, не умении выражения детьми своего мнения.

  1. Цель:

формирование  у старших дошкольников способности понимать и принимать другого ребенка таким, какой он есть, учить сопереживать, сочувствовать, воспитывать толерантное и уважительное отношение друг к другу.

  1. Задачи:

Развивать монологическую и диалогическую речь в процессе знакомства с русскими народными сказками.

Расширять запас знаний о русских народных сказках

Формировать представление у детей о доброте , как важном человеческом качестве

 Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки

Способствовать усвоению определенных норм и общечеловеческих ценностей

Развивать умение в себе и своих возможностях

 Развивать  социальные чувства, сопереживание , взаимопомощи

  1. Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта)

Проект строится  на основе реализации  принципа  единства деятельности детей и педагогов, сотрудничества со специалистами  ДОУ  и семьями воспитанников.

Проект охватывает различные виды деятельности детей старшего возраста:

Познавательно - речевая деятельность включает целевые прогулки, рассказы, беседы, занятия по темам, включенным в содержание проекта; чтение произведений народного творчества и произведений писателей.

Полученные знания дети реализуют  в продуктивной деятельности: декоративное рисование , рисование «Дом , в котором мы живем», «Мой друг», «Мой любимый сказочный герой»,  конструирование «Подарок для друга», коллективная работа «Царство вежливости и доброты» и др

Игровая деятельность включает дидактические игры, театрализованную деятельность, сюжетно-ролевые игры детей. На музыкальных занятиях предусмотрено прослушивание и разучивание песен о дружбе, проведение хороводов и др.

  1. Описание продукта, полученного в результате проекта:

-   Благоприятный микроклимат в группе , умение детей объединятся по игровому замыслу, как по инициативе детей , так и по предложению воспитателя. Возрастание интереса детей к совместной деятельности , общению.

- Картотека игр на развитие у детей чувства эмпатии

- Проявление у родителей интереса  к вопросам о социально – нравственном развитии детей, попытки применения их в воспитании своих детей.

  1. Вид проекта :

Творческий

  1. Состав участников:

Воспитатели, дети , музыкальный руководитель, родители, психолог

 

  1. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта :

Изучение теории формирования чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Технологии изучения уровней сформированности  дружеских  взаимоотношений  детей.

  1. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта .

Дидактический игровой материал: схемы сказок, настольный варежковый , кукольный театр, сюжетные картинки и др.

Центр искусства:гуашь, кисти , салфетки, цветные карандаши и восковые мелки, бумага для рисования и др.

Центр литературы: Книги сказок оформленные разными художниками, аудио и видео сборники сказок , сюжетные картинки, и др.

  1. Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

№ п/п

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1

Поисковый – постановка проблемы

Уточнение имеющей информации, обсуждение. Прогнозирование видов деятельности  и результатов.

Сентябрь Октябрь2013

2

Аналитический – сбор «Копилки»

Формирование задач , накопление информации.

(Осведомленность детей по данной теме)

 Выбор и обоснование критерия успеха.

3

Практический – составление картотеки, модели; создание продукта

Работа над проектом , его оформление .

Создание коллекций книг, рисунков, поделок, коллажа сказок.

Создание картотеки дидактических игр  формированию чувства эмпатии

Октябрь 2013

В течении учебного года

4

Презентационный

Участие в коллективном анализе проекта и самооценки

Выставка рисунков , группового фотоальбома.

Май 2013

5

Контрольный – постановка новой цели

Защита проекта. Участие в коллективной  оценке результатов проекта

Май 2015

13. Организационные формы работы над проектом:

Формы работы

Название

Сроки

Занятия

«Учимся быть дружными»

«Мои друзья»

         «Фея «Добра» у нас в гостях»

«Пусть добро навеки побеждает зло»

«Царство вежливости и красоты»

«Праздник добра и вежливости»

Ноябрь 2013

Январь2013

Апрель 2013

Октябрь 2014

Январь 2014

Апрель2014

Экспериментирование, моделирование

Изучение поведения детей во время проигрывания проблемных ситуаций.

Моделирование ситуаций :

- если тебя дразнят

- с тобой не делятся

-  тебя обидели

-  если у твоего друга появился новый друг

В течении учебного года

Создание пособий

Картотека «Мирилки»

Подборка «Стихи  о дружбе»

Картотека игр для формирования чувства эмпатии у детей

Ноябрь 2013

В течении учебного года

Март 2013

Совместная деятельность

Чтение художественной литературы, беседы, обыгрывание сказок, ролевые игры

Создание альбома: «Правила поведения дошкольника»

Коллективная работа : «Дерево ласковых имен»

Беседы о добрых делах

Разучивание «мирилок»

В течении  учебного года

Декабрь 2013

В течении учебного года

Самостоятельная работа с родителями

Изготовления макетов, сюрпризов для друзей.

Работа с родителями : «Кормушка для птиц»

Работа с родителями : Создание альбома «Наши добрые дела»

Подготовить консультации для родителей по теме :

«Воспитание дружеских отношений в игре» «Духовно-нравственное воспитание актуально в наше время»

Собрание : «Воспитываем добротой»

Февраль 2013

В течении учебного года

Май 2013

Дидактические игры

       «Волшебный стул»

«Добрые и вежливые слова»

«Добрые приветствия»

«Что такое хорошо, что такое плохо»

«Дополни рисунок»

«Я не должен – я должен»

В течении учебного года

  1. Форма проведения:

Презентации

Проведение праздников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Формирование положительных взаимоотношений детьей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Практическая значимость данного  проекта заключается в том, что разработанную систему занятий и игр можно использовать как методическое руководство педагогам ДОУ...

Статья "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС"

Статья по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДОУ"...

Описание опыта. Тема : «Формирование математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Важность темы обусловлено тем, что занимательные математические игры, способствуют развитию умственных способностей у детей, вызывают интерес к процессу познания и облегчают процесс усвоения знаний....

Презентация "Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Материал к родительскому собранию в подг.гр.  "Формирование математических  способностей у детей старшего  дошкольного возраста через игровую деятельность"...

Практико-значимый проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о Великой Отечественной войне»

Приобщение детей к культуре и традициям своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Очень важно донести до дошкольников и сохранить историческое ге...

План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие инт...

формирование представления о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

В статье раскрывается акктуальность темы,общая цель и задачи,подробно расписывается методика проведения пяти дидактических игр....