формирование представления о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность
статья (подготовительная группа)

Казакова Елена Валерьевна

В статье раскрывается акктуальность темы,общая цель и задачи,подробно расписывается методика проведения пяти дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_pitanii_2.docx42.46 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Формирование представлений о правильном питании у детей старшего                    дошкольного возраста через игровую деятельность »

 .

Введение

Здоровье детей в любом обществе является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны. Во многом здоровье человека определяется качеством его питания уже в детском возрасте. Известно, что дошкольный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Кроме того, модель пищевого поведения формируется тоже в дошкольном возрасте. Правильное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнерадостность, рост, вес и общее состояние здоровье малыша. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям  растущего  организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

Дети не могут самостоятельно оценить полезность того или иного продукта, а также сколько его можно употребить. Многие  родители не способствуют формированию правильного рациона питания в семье. А это - залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения и непременное условие нашего здоровья и долголетия.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления старших дошкольников с разнообразием  продуктов

и осознанный выбор из них полезных для сохранения и укрепления своего здоровья, и с другой – отсутствие целенаправленной , систематической работы .

Проблема: недостаточно знаний у детей о здоровом образе жизни, а именно о правильном питании, как одной из составляющих ЗОЖ, отказ от полезных продуктов дома и в детском саду.

Для решения сформулированной проблемы мы выбрали такую форму работы с воспитанниками и семьями воспитанников, как проектную деятельность, которая позволяет организовать интересную совместную познавательную деятельность детей и взрослых в рамках одной темы.

Реализовать его поможет программа «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, А.Г. Макеевой и Т.А. Филипповой.

Основные  воспитательные  и образовательные задачи

Цель:  формирование  у детей старшего дошкольного возраста представлений  о  полезных продуктах, которые  выращивают и производят в Нижегородской области.

Воспитательные задачи: 

  1. Воспитание патриотических чувств у детей седьмого года жизни через знакомство с народными традициями русской кухни Нижегородской области.
  2. Воспитывать бережливое отношение к продуктам питания.
  3. Воспитывать уважительное отношение к профессиям людей, которые  выращивают и производят разные и полезные продукты питания.
  4. Воспитывать культуру здоровья, как к главной человеческой ценности.

Образовательные задачи на детей:

  1. Способствовать формированию интереса к изучению национальной культуры Нижегородской области через реализацию программы «Разговор о правильном питании»

( часть 1).

2. Уточнить представления детей о том, какие полезные продукты выращивают и производят  в  Нижегородской области.

3. Расширять представления детей о рациональном питании, а именно, объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим.

 4. Закрепить навыки этикета и гигиены питания.

Образовательные задачи на родителей:

1. Акцентировать внимание  родителей  о необходимости рассказывать детям о важности правильного питания.

2.  Познакомить родителей с основными принципами организации здорового питания детей.

3.  Сделать родителей своими союзниками, предложив интересные формы сотрудничества.

1. Основные формы и направления  педагогической работы

                                  с детьми

Для того, чтобы работа была не только интересной, но и эффективной, следует учитывать возрастные особенности детей и их возможности. Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников, то игровая деятельность является основной формой обучения. Именно игра позволяет каждому ребенку проявить свою активность и поддержать интерес к теме, потому что игровая мотивация понятна и доступна детям данного возраста. Так как это старший дошкольный возраст, то мы сделали акцент на играх обучающего характера, а именно, дидактических.  Разнообразили игровую деятельность игровыми заданиями в интересном необычном пособии лэпбук «Азбука питания». Все игры и лэпбук были изготовлены совместно с детьми.  

 

Игровая деятельность  

Дидактическая  игра  «Самые полезные продукты»

Тип игры: лото

Задача: закрепить  знания о полезных и  менее полезных  продуктах.  

Игровая задача: выбрать продукты и определить их степень полезности. 

Игровые правила: брать по одной карточке и одному цветному кружку.

Игровой материал: большие разлинованные карточки, много предметных карточек с изображением различных продуктов и цветные кружочки красного, желтого и зеленого цвета.

Игровые действия: самостоятельно выбирать предметные картинки, подбирать к ним цветные кружки и раскладывать на большое разлинованную карточку. Цвета подбираются по следующему принципу: зеленый  – продукты ежедневного рациона, желтый – полезные продукты, используемые часто, красный – продукты, употребляемые изредка.

Дидактическая игра «Составь меню»

Тип игры: собрать из частей целое

Задачи: 

  1. формирование  умения  сервировать стол к приему пищи
  2. отбирать полезные продукты, готовые блюда и напитки
  3. составлять из них меню на завтрак, обед, ужин.

Игровая задача: накрыть на стол

Игровые правила: подобрать самостоятельно меню от начала и до конца

Игровой материал: большая цветная карта с изображением стола, который покрыт скатертью и на нем расположена пустая посуда (тарелки, блюдце, ложки, вилки и другое), вырезанные по форме различные продукты и блюда из них.

Игровые действия: ребенок определяется, на какой прием пищи он будет раскладывать блюда (или завтрак, или обед, или ужин), потом на посуду  выкладывает различные карточки.

Дидактическая настольная игра «Что сначала – что потом?»

Тип игры: последовательное выкладывание предметных картинок

Задачи: закрепить представления детей о сложности появления того или иного продукта питания, показать значимость труда многих профессий, которые необходимы для того, чтобы этот полезный продукт появился на нашем столе, обогащение словаря детей.

Игровая задача: покажи картинками последовательность появления (изготовления) продукта.

Игровые правила: выложить правильную последовательность

Игровой материал: три игровых поля «Хлебзавод», «Птицефабрика», «Молокозавод», много предметных картинок с изображением отдельных продуктов,  способов их переработки, а также карточки с названиями  предприятий (хлебзавод, молокозавод, птицефабрика и т.д.) и профессий (доярка, пекарь, птичница и другие).

Игровые действия: играть могут трое детей одновременно, каждый ребенок определяется, какой продукт он будет «производить» и карточками выкладывает последовательность появления продукта (например, курочка – зерна - вода – травка – птицефабрика – инкубаторы- яйцо;  поле – трактор – дождь и солнце – пшеница (колос) – комбайн – зерно – хлебзавод - мука – печь – хлеб; поле с коровами – ферма с доярками – молоковоз – молокозавод- процесс изготовления молочных продуктов – молочные продукты).

Дидактическая игра  «Аскорбинка и ее друзья»

Тип игры: пазлы

Цель: закрепить знания детей об основных витаминах, которые имеются в разнообразных продуктах, за счет которых они становятся полезными.

Задачи: 

- рассказать о витаминах растительного происхождения, которые содержаться в овощах, фруктах, злаках и т.д.;

- рассказать, что  только при правильном приготовлении витамины в данных продуктах сохраняются;

- развивать любознательность, память

Игровой материал: девять круглых карточек, на которых изображены витамины и 36  угловых карточек с изображением продуктов питания и злаков.

Игровая задача: правильно подобрать к круглой карточке угловые карточки.

Игровые правила: подбирать к круглой карточке угловые так,  как предполагает вариант игры ( их несколько).

Игровые действия: Первый вариант: у каждого игрока (их может быть от 2 до 9 детей) одинаковое количество круглых карточек, угловые карточки лежат лицевой стороной вверх на общем столе, по сигналу ведущего игроки одновременно берут нужные угловые карточки (пазлы) с продуктами и подставляют к своей круглой, согласно витамину на ней, получая целую картинку и побеждает тот, кто первый правильно и быстро собрал пазлы;

Второй вариант: у каждого игрока (их может быть от 2 до 9 детей) одинаковое количество круглых карточек, угловые карточки лежат лицевой стороной вниз на общем столе (не видно продуктов), игроки по очереди и по одному берут любую угловую карточку (пазл), переворачивают ее, и если картинка подходит к его витамину, то прикладывают к своей круглой карточке и продолжают брать еще угловую карточку с продуктом, но если не подходит угловая карточка к витамину, то игрок кладет ее на общий стол, и игру продолжает другой игрок, выигрывает тот, кто первый соберет свои  пазлы.

Дидактическая игра  «Путешествие по стране Правильного питания»

Тип игры: ходилки

Цель: формирование  представлений у детей старшего дошкольного возраста  о правильном питании.

Задачи:

- Закрепить представления детей о том, какие продукты наиболее полезные;

- Дать представление о  важности регулярного питания, соблюдения режима питания;

- Повторять  правила гигиены питания.

- Формировать представления о завтраке, обеде, полднике и ужине  как обязательных компонентах  ежедневного рациона питания.

- Закреплять  представления о разнообразии вкусовых ощущений от разных продуктов и блюд.

- Формировать представление о структуре обеда и сервировке стола во время приема пищи.

- Учить согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

- Развивать в игре сообразительность, самостоятельно решать поставленную задачу.

Игровые правила:
1. Каждый участник  поочерёдно бросает игральный кубик и делает соответствующее перемещение по игровому полю, начиная с картинки «завтрак»  - это старт и заканчивают на картинке «Подготовка к ужину – приготовление овощного салата».

2.При попадании на знак с вопросом, играющий берет соответствующую карточку и отвечает на вопрос.

3.При попадании на знак с полезными продуктами – проходит на 3 хода вперед.

4.При попадании на знак с вредными продуктами – возвращается на 3 знака назад.

5.На поле есть две дорожки вопросов, которые позволяют сократить путь к финишу. Для этого необходимо ответить на столько вопросов, сколько изображено знаков с вопросами.

6.Победителем   становится  тот, кто первым доберётся до финиша (картинки приготовления салата).

Игровой материал: игровое поле, фишки, кубик, карточки с вопросами «Что лишнее?», «Что общего?», «Какой флажок?», «Что сначала, что потом?», «Какой будет сухофрукт?».

Игровое поле:

- дорожки, которые соединяют все компоненты режима питания (картинки с изображением завтрака, обеда, полдника, перекуса фруктами и подготовка к ужину)

- на дорожках есть кружочки: обычные и с разными знаками (смотреть игровые правила)

- две специальные дорожки со знаками вопроса

 Задания на карточках с вопросами:

1. «Что лишнее?»  - среди овощей лишний фрукт, среди фруктов лишний овощ,

2. «Что общего по вкусу?  - кислые (лимон и клюква), горькие (перец и рябина)

3. «Какой флажок?» - разделение продуктов по степени полезности: зеленый флажок – есть ежедневно, желтый флажок – есть один раз в три дня, красный флажок – есть как можно реже (н-р, сладости)

4. «Что сначала, что потом?» - три сюжетных картинки с последовательными действиями с продуктами ( сорвать, помыть, съесть)

5. «Какой будет сухофрукт?» - картинка с изображением свежего фрукта и знак вопроса, на который дети отвечают (изюм, чернослив).

Уникальность игры в том, что дети могут придумать и нарисовать другие задания  с вопросами по  данной теме  (можно дополнять).

  1. Информационные источники

  1.  Безруких М.М. ,  А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Разговор о здоровье и правильном  питании» Методическое пособие- М.,: ОЛМА Медиа Групп. 2014 г.
  2.  Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, М., «Мозаика-Синтез»,  2015г.
  3.  Доскин В.А., Л.Г. Голубева «Растем здоровыми», М., Просвещение . 2003 г.
  4. Интернет-ресурсы: социальная сеть работников образования.
  5. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы ,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой , М,, Мозаика- синтез. 2017 год
  6. Эльконин Б.Д. «Детская психология», М., «Педагогика», 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый практико-значимый проект «Формирование представлений о правах ребенка у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Современные изменения в социальной жизни общества обусловили объективную потребность в формировании нравственно-правовых представлений детей дошкольного возраста. По мнению педагогов, в основе процесс...

Анкета для родителей, направленная на выявление их отношения к проблеме формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста.

Цель - выявление особенностей воспитания ребёнка в семье и отношения к сотрудничеству со специалистами ДОУ по вопросам  формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольног...

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ на тему: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста"

Структура магистерской диссертации на тему «Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного ...

Презентация для защиты магистерской диссертации на тему: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста"

Презентация для текста защиты магистерской диссертации на тему: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей с...

План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие инт...

План работы по самообразованию воспитателя Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».Отчёт о проделанной работе за год.

Цель:  создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр....