План работы по самообразованию воспитателя Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».Отчёт о проделанной работе за год.
материал (старшая группа)

Орликова Ольга  Владимировна

Цель:  создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx45.24 КБ
Файл moy_otchet_po_samoobraz_2022g.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №8»

План работы по самообразованию

воспитателя

Орликовой Ольги Владимировны

 (стаж работы)     лет          I (кв. категория)

Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

2021-2022 учебный год

Старшая группа

(возрастная группа)

Г. Сорочинск

План работы по самообразованию

Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель:  создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;
  2. Составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
  3. Использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;
  4. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

 

Выход темы:

1.Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

      2.Сборник консультаций для родителей: на тему: «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста», «Обучение дошкольников математике в условиях семьи», «Ориентировка в пространстве относительно предмета», «Формируем пространственные представления» 

3.Мастер-класс для родителей «Развитие элементарных математических представлений детей с помощью игр» 

4.Папка-передвижка «Математика в жизни ребенка»

      5.Мастер-класс для родителей «Математический каламбур» 

 6.Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста.

 7.Создание предметно-развивающей среды в группе (оформление центра «Занимательная математика»)

 8.Подготовить отчет о проделанной работе за год

      9.Публикация  готового материала на сайтах.

Литература:

1. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

2. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

3. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.

4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

5. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

6. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

7. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб.: Детство-пресс, 2004.

8. Лебеденка, Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Система занятий и игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста / Е. Н. Лебеденко. -СПб.: Детство-Пресс, 2003 г.

9. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. - СПб.: Детство-Пресс, 1996 г.

10. Математика от трёх до шести: учеб. -метод, пособие для воспитателей детских садов / сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб.: Детство-Пресс, 1996 г.

11. Е. А. Казинцева, И. В. Померанцева, Т. А. Терпак Формирование математических представлений. Конспекты занятий в старшей группе.: Учитель.

12.Интернет ресурсы.

  1. http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования.
  2. http://detsad-kitty.ru/ ДЕТ сад.
  3. http://www.maam.ru/ МААМ.ру.
  4. http://dohcolonoc.ru/ Дошкольник.
  5. http://pochemu4ka.ru/ Почемучка - детский развивающий портал.

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Сентябрь

1.Диагностика

2. Повторение материала средней группы

1.З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

Октябрь

 1. Цифры 1,2,3,4,5

2. Ориентировка на листе бумаги.

3. Палочки Кюизенера.

4. Формирование представления об овале.

5. Математическое развлечение «Математический КВН»

Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

2. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

Консультация для родителей на тему: «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».

Ноябрь

1. Образование чисел 6 и 7. Счет до 7. Ориентировка в пространстве.

2. Число и цифра 6. Палочки Х. Кюизенера

3. Счет предметов в разных направлениях. Счет по осязанию. На слух.

3. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.

  Мастер-класс для родителей «Развитие элементарных математических представлений детей с помощью игр»

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Декабрь

1. Прямой и обратный счет до шести. Цифра 7

2. Счёт до 6. Сравнение предметов по ширине и длине.

3. Счёт в пределах 7. Работа со счетными палочками и блоками Дьенеша

4. Измерение длины предмета с помощью условной мерки.

5.Математическое развлечение «Поможем Красной Шапочке»

4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

5. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи».

Январь

1. Счёт до 7. Работа с палочками Х. Кюизенера. Ориентировка в пространстве.

2. Цифры от 1 до 7. Ориентировка в пространстве. Работа с палочками Х. Кюизенера, блоками Дьенеша.

3. Измерение длины предмета

с помощью условной мерки.

4. Счет до семи и обратно

6. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

7. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб.: Детство-пресс, 2004.

Папка-передвижка «Математика в жизни ребенка»

Февраль

1. Деление целого на части.

2. Число и цифра 8.

3. Сравнение чисел.

4. Счет в пределах восьми.

5. Математическое развлечение «Веселая математика»

8. Лебеденка, Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Система занятий и игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста / Е. Н. Лебеденко. -СПб.: Детство-Пресс, 2003 г.

9. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. - СПб.: Детство-Пресс, 1996 г.

Индивидуальная консультация на тему: «Ориентировка в пространстве относительно предмета» 

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Март

1. Состав чисел 5 и 6 из единиц.

2. Число и цифра 9.

3. Порядковый счет. Ориентировка на листе бумаги.

4. Счет до девяти.

 

10. Математика от трёх до шести: учеб. -метод, пособие для воспитателей детских садов / сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб.: Детство-Пресс, 1996 г.

Рекомендации: «Формируем пространственные представления»

Апрель

1. Число 10. Дни недели.

2. Сравнение чисел. Сравнение квадрата и прямоугольника.

3. Геометрические тела. Ориентировка на листе бумаги.

4. Измерение объёма.

5.Математическое развлечение «По следам колобка»

11. Е. А. Казинцева, И. В. Померанцева, Т. А. Терпак Формирование математических представлений. Конспекты занятий в старшей группе.: Учитель.

Мастер-класс для родителей «Математический каламбур» 

Май

1. Измерение длины.

2. Ориентировка во времени.

3.Знаки сравнения: =, >, <

4. Повторение.

-Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста.

- Создание предметно-развивающей среды в группе (оформление центра «Занимательная математика»)

-Подготовить отчет о проделанной работе за год

1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. В течение года

2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед.

Июнь

Июль

Август

ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа с детьми

СЕНТЯБРЬ

1 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 15-19)

Тема: Повторение. Счет и отсчет до пяти. Счет на слух. Геометрические фигуры. Знакомство с блоками Дьенеша.

Программное содержание: упражнять в счете и отсчете до 5; в счете на слух; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; ориентироваться в пространстве; закрепить знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, цвета; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; соотносить существительные мужского, женского рода в единственном числе с местоимениями мой, моя. Знакомство с блоками Дьенеша.

2 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 20-24)

Тема: Образование чисел 4 и 5. Составление геометрических фигур из палочек Х. Кюизенера.

Программное содержание: закрепить представление детей об образовании чисел 4 и 5; упражнять в счете звуков и в установлении соответствия между количеством звуков и предметов; раскладывать предметы в порядке убывания и возрастания размера, употребляя слова «самый большой», «большой», «самый маленький», «маленький», упражнять в счете на ощупь; развивать внимание, умение выполнять задачу самостоятельно. Познакомить детей с палочками Х. Кюизенера, учить различать их по цвету и длине, составлять из них геометрические фигуры.

3 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 21-23, 25-26)

Тема: Цифры 1,2. Знакомство с тетрадью.

Программное содержание: познакомить с цифрами 1,2; познакомить с тетрадью, формировать знание из каких частей состоит тетрадь (обложка, листы, страницы, что можно в ней делать, чем; учить устанавливать соответствие между совокупностью предметов, числом и цифрой; упражнять в счете и отсчете в пределах 5; в сравнении предметов по длине и ширине, ориентировке на листе бумаги; развивать слуховое внимание; умение выполнять инструкции с предметами в определённой последовательности; тренировать умение образовывать множественное число настоящего времени; следить за осанкой детей; воспитывать усидчивость.

4 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 23-24, 27)

Тема: Число и цифра 0. Счет до 5. Работа в тетрадях.

Программное содержание: продолжать учить детей работать в тетрадях; правильно держать карандаш; считать до 5; учить различать количественный и порядковый счет в пределах 5; ориентироваться в пространстве; подбирать существительные к словам мой, моя; закрепить умение сравнивать предметы по длине; следить за осанкой; развивать внимание.

ОКТЯБРЬ

1 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 28-29)

Тема: Цифры 3,4. Математические наборы «Учусь считать».

Программное содержание: познакомить детей с цифрами 3,4; познакомить с математическим набором «Учусь считать» - освоить состав комплекта, как и где можно использовать; упражнять в счете предметов на ощупь; ориентировке на листе бумаги; продолжать учить детей работать в тетради; отвечать на вопросы фразой; развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук; формировать элементы самоконтроля; совершенствовать употребление предлогов в, на.

2 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 31-32)

Тема: Цифры 1,2,3,4.

Программное содержание: упражнять в счете предметов на слух; в сравнении предметов по высоте; учить складывать разрезные геометрические фигуры; отвечать простым предложением; учить порядковому счету; развивать мелкую моторику пальцев рук; внимание, усидчивость.

3 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 33-37)

Тема: Образование чисел 4 и 5. Знакомство с овалом.

Программное содержание: закрепить представление детей об образование чисел 4 и 5, знание названия частей суток; познакомить с овалом; учить различать круг и овал; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги; тренировать в умении образовывать существительные ед. и мн. числа с окончанием ы – и; развивать внимание, умение выслушивать друг друга.

4 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 37-40)

Тема: Цифра 5. Сравнение предметов по толщине. Работа с блоками Дьенеша.

Программное содержание: познакомить с цифрой 5; учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; упражнять в определении направления расположения предметов от самого себя (впереди, сзади и т. д.); продолжать согласовывать прилагательные с существительными мужского рода в единственном числе; развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук, усидчивость.

НОЯБРЬ

1 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 41 -44)

Тема: Образование чисел 6 и 7. Счет до 7. Ориентировка в пространстве.

Программное содержание: показать образование чисел 6 и 7, научить вести счет и отсчет предметов в пределах 7; упражнять в счете на ощупь;в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за; продолжать отработку модели ответа, начинающего с последнего слова вопроса; развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление; учить согласовывать числительные с существительными.

2 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 42 - 48)

Тема: Число и цифра 6. Палочки Х. Кюизенера.

Программное содержание: закрепить знание образования числа 6; познакомить с цифрой 6, учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами;учить словами определять положение предмета: «рядом», «сбоку», находить в окружении предметы с четырехугольной формы; развивать внимание, выдержку, умение выслушивать своего товарища; упражнять в согласовании числительных один, одна с существительными.

3 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 45 - 50)

Тема: Счет до 6. Четырехугольник.

Программное содержание: закрепить счет до 6; познакомить с признаками четырехугольника, продолжать ориентироваться в пространстве;отражать в речи направления: «слева», «справа»;закрепить знание названий частей суток: утро, день, вечер, ночь; тренировать в умении правильно согласовывать числительные один, одна с существительными.

4 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 49 - 54)

Тема: Счет предметов в разных направлениях. Счет по осязанию. На слух.

Программное содержание: дать детям представление о том,что вести счет предметов можно в любом направлении: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх; счету по осязанию, на слух; упражнять в отсчете предметов в пределах 6 и установлении связи между числом предметов и их пространственном расположением; продолжать учить правильно держать карандаш, аккуратно выполнять работу; развивать внимание, усидчивость.

ДЕКАБРЬ

1 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 58 - 60)

Тема: Прямой и обратный счет до шести. Цифра 7.

Программное содержание: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 6; познакомить с образованием числа 7 и цифры 7; учить считать в пределах 7, соотносить цифру с числом; упражнять в счете на слух; закреплять знание названий дней недели; развивать внимание, зрительно-пространственные ориентировки на ограниченной плоскости (слева – справа); упражнять в составлении простых предложений.

2 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 62)

Тема: Счёт до 6. Сравнение предметов по ширине и длине.

Программное содержание: напомнить детям, что число предметов не зависит от формы их расположения; учить видеть равное количество предметов в группах, расположенных по-разному; упражнять в сравнении предметов по ширине и длине; продолжать учить детей отвечать на вопросы предложением.

3 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 64-68)

Тема: Счёт в пределах 7. Работа со счетными палочками и блоками Дьенеша.

Программное содержание: упражнять в счёте в пределах 7; умении сопоставлять цифры с количеством выполненных упражнений; продолжать составлять геометрические фигуры из счетных палочек; узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах; формировать умение складывать геометрические фигуры из частей, согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные прилагательные. Учить

4 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 70)

Тема: Измерение длины предмета с помощью условной мерки.

Программное содержание: учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 7; закрепить знание геометрических фигур; предлогов над, под; умение ориентироваться на листе бумаги; развивать внимание, умение слушать и выполнять задание с первого раза.

ЯНВАРЬ

1 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 73-74)

Тема: Счёт до 7. Работа с палочками Х. Кюизенера. Ориентировка в пространстве.

Программное содержание: упражнять в прямом и обратном счете до 7; закрепить понятия «вчера, сегодня, завтра»; учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах; формировать понятия – последующий, предыдущий;умение пользоваться словами: первый, последний, за, между.

2 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 76-78)

Тема: Цифры от 1 до 7. Ориентировка в пространстве. Работа с палочками Х. Кюизенера, блоками Дьенеша.

Программное содержание: продолжать учить детей соотносить количество предметов с числом; учить последовательно выделять однородные признаки фигур; передвигаться в указанном направлении и считать шаги; упражнять в умении сопровождать свои действия словами; продолжать учить детей ориентироваться в пространстве.

3 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 81)

Тема: Измерение длины предмета с помощью условной мерки.

Программное содержание: учить детей измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 7; учить видоизменять фигуру путем добавления счетных палочек; согласовывать числительные один, одна с прилагательными и существительными.

4 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 83)

Тема: Счет до семи и обратно.

Программное содержание: совершенствовать навыки счета до семи и обратно; закрепить знание цифр,понятия: вчера, сегодня, завтра; умение находить предметы прямоугольной и треугольной формы; согласовывать существительные с прилагательными; тренировать в умении употреблять предлоги на, под; развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук.

ФЕВРАЛЬ

1 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 86)

Тема: Деление целого на части.

Программное содержание: научить детей делить целое на 2 и 4 равные части складыванием предметов пополам (2 части) и еще раз пополам (4 части); отражать в речи действие и результаты деления (сложили пополам – получилось 2 части, половина целого и т. д.); развиватьпредставление о расстоянии: далеко-близко.

2 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 88)

Тема: Число и цифра 8.

Программное содержание: познакомить с образованием числа восемь и цифрой 8; учить соотносить цифру с числом; считать в пределах восьми; находить и называть «соседей» любого числа;закреплять временные представления: «утро – вечер», «день – ночь»; учить правильно употреблять существительные в родительном падеже; развивать усидчивость, внимание, мелкую моторику пальцев рук; следить за осанкой детей.

3 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 90)

Тема: Сравнение чисел.

Программное содержание: продолжать учить детей сравнивать стоящие рядом числа в пределах 8; упражнять в порядковом счете; закрепить основные цвета, умение собирать разрезные фигуры; развивать внимание; развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук; обобщать глагольную лексику.

4 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 91)

Тема: Счет в пределах восьми.

Программное содержание: закреплять умение устанавливать соответствие между совокупностью предметов, числом и цифрой; развивать зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику пальцев рук; учить согласовывать числительные один – одна, две – две с существительными; учить понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.

МАРТ

1 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 94)

Тема: Состав чисел 5 и 6 из единиц.

Программное содержание: продолжать знакомить детей с составом числа единиц на числах 5 и 6; закреплять знание последовательности дней недели; развивать логическое мышление, умение согласовывать числительные с существительными.

2 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 96)

Тема: Число и цифра 9.

Программное содержание: познакомить с образованием числа девять и цифрой 9; учить считать в пределах 9; называть дни недели по порядку; продолжать учить называть предыдущее и последующее число; учить обратному счету, а также делать простейшие умозаключения; составлять предложения с союзом а.

3 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 98-100)

Тема: Порядковый счет. Ориентировка на листе бумаги.

Программное содержание: раскрыть значение порядковых числительных и формировать навыки порядкового счета до 8; упражнять в ориентировке на листе бумаги; показать, что для определения порядкового места предмета среди других существенное значение имеет направление счета; упражнять в обратном счете; развивать внимание, усидчивость; учить согласовывать числительные с существительными.

4 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 104)

Тема: Счет до девяти.

Программное содержание: упражнять в счете до девяти, учить соотносить цифру с числом; продолжать учить составлять, различать и называть геометрические фигуры; закреплять понятия вчера, сегодня, завтра; развивать логическое мышление, память, формировать умение выполнять задание с первого раза; упражнять в согласовании существительных с числительными во множественном числе; развивать внимание, способность управлять своим поведением.

АПРЕЛЬ

1 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 112-114)

Тема: Число 10. Дни недели.

Программное содержание: уточнить представления детей о днях недели; учить связывать название каждого дня с его порядковым номером; познакомить с числом десять, упражнять в счете в пределах 10, соотносить цифру с числом; упражнять в обратном счете; формировать умение сравнивать предметы по толщине и ширине на зрительной основе; закрепить знание об употреблении предлогов; развивать воображение; следить за осанкой.

2 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 117-122)

Тема: Сравнение чисел. Сравнение квадрата и прямоугольника.

Программное содержание: продолжать учить детей анализировать, сравнивать, обобщать; закреплять прямой и обратный счет до 10; закрепить представление детей об основных признаках квадрата и прямоугольника; упражнять в ориентировке на плоскости листа; развивать воображение, мелкую моторику пальцев рук, внимание; учить согласовывать числительное с существительным.

3 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 127-129)

Тема: Геометрические тела. Ориентировка на листе бумаги.

Программное содержание: продолжать учить находить и называть геометрические тела; формировать знание детьми состава числа 7; упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10; упражнять в ориентировке на листе бумаги; продолжать учить детей сравнивать предметы (числа); тренировать умение детей задавать вопросы; развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук.

4 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 131)

Тема: Измерение объёма.

Программное содержание: учить с помощью условной метки определять объём жидкости; продолжать упражнять в увеличении и уменьшении числа на одну единицу; в умении подбирать слова наоборот; продолжать учить детей задавать вопросы друг другу; вырабатывать усидчивость; развивать логическое мышление; следить за осанкой детей.

МАЙ

1 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 134)

Тема: Измерение длины.

Программное содержание: упражнять в измерении длины с помощью условной мерки; продолжать упражнять детей в ориентировке на листе бумаги, пользуясь словами «между», «под», «над»; упражнять в счете в пределах 10, в умении называть «соседей» числа; закреплять умение детей отвечать распространенными предложениями; развивать внимание, произвольную образную память, мелкую моторику пальцев рук.

2 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 142)

Тема: Ориентировка во времени.

Программное содержание: упражнять в ориентировке на листе бумаги; продолжать учить задавать вопросы, используя слова «сколько», «слева», «справ», «внизу», «вверху»; упражнять в счете в пределах 10; упражнять в названии последовательности дней недели; развивать внимание, усидчивость; мелкую моторику пальцев рук; формировать навыки самоконтроля.

3 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 149)

Тема:Знаки сравнения: =, >, <

Программное содержание: продолжать учить детей сравнивать смежные числа (каждое следующее число больше предыдущего); дать общее представление о знаках >, <; закрепить знания о четырехугольниках; развивать логическое мышление; согласование существительных с числительными в роде и числе.

4 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 159)

Тема: Повторение.

Программное содержание: закрепить знания детей о геометрических фигурах; умение составлять их из счетных палочек; упражнять в прямом и обратном счете; называть «соседей» числа; учить ориентироваться в пространстве, используя слова «слева», «справа», «между»; согласовывать числительные с существительными; употреблять предлоги в, на, под, за; продолжать формировать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.



Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию по теме «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Подготовила воспитатель:

Орликова О.В.

Чтобы повысить показатели по формированию элементарных 
математических представлений детей, я поставила перед собой
цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

          А для достижения цели определила следующие задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;
  2. Составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
  3. Использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;
  4. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Изучив необходимую литературу, я узнала о своеобразии дидактических игр, их структуре, классификации.

Важнейшим условием успешной реализации подхода является создание среды. В группе был создан математический центр предметно – развивающей среды «Занимательная математика».

Оборудовав уголок, я преследовала решение двух задач:

  • во-первых, целенаправленное формирование у детей интереса к математике,
  • во-вторых, воспитание у детей потребности занимать свое свободнее время не только развлекательными, но и требующими интеллектуального усилия играми.

Весь материал, помещенный в математическом уголке, постепенно накапливала и систематизировала.

Подобрала и использовала картотеку дидактических игр, способствующих формированию у дошкольников способности понимать и прослеживать причинно-следственные связи, развивать умения рассуждать и выстраивать простейшие умозаключения. Дидактические игры я разделила на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами;

2. Игры – путешествия во времени;

3. Игры на ориентировку в пространстве;

4. Игры с геометрическими фигурами.

Первая группа игр направлена на обучение детей счету в прямом и обратном порядке.

«Игры – путешествия во времени» - это группа математических игр, которые я использовала для знакомства и закрепления детьми дней недели.

Игры третьей группы мною были направлены на расширение и закрепление в процессе всех видов деятельности пространственных представлений: слева, справа, вверху, сзади, далеко, близко.

Дидактические игры четвертой группы использовала для закреплений знаний о геометрических фигурах, развития внимания и воображения детей.

Мои воспитанники стали проявлять высокую познавательную активность, радуются своим достижениям и новым возможностям. Они нацелены на творческие проявления и доброжелательное отношение к окружающим. Индивидуальный подход, используемый в моей работе, помогает каждому ребёнку проявить свои умения и склонности в разнообразной увлекательной деятельности.

Дидактические игры дают действительно большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Главная особенность дидактических игр в том, что задания предлагались детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. 

Интерес к игре, стремление выполнить дидактическую задачу активизируются игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Дидактические игры делятся по характеру используемого материала на игры с предметами, настольно - печатные и словесные.

 В целях формирования познавательного интереса у детей рекомендовала родителям, чтобы они в доступной форме, точно отвечали на вопросы детей, поощряли любознательность, давали ребенку возможность самостоятельно находить ответы. Подготовлен сборник консультаций для родителей на тему: «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста», «Обучение дошкольников математике в условиях семьи», «Ориентировка в пространстве относительно предмета», «Формируем пространственные представления». Посоветовала родителям, чтобы они чаще хвалили ребенка за заданные вопросы. И если ребенок задаст некорректный вопрос, не надо над ним смеяться, ведь каждый человек имеет право на ошибку.
         Проведенная работа показывает, что различные виды игр дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие. Использование занимательного материала в организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений обеспечивает для каждого ребёнка ситуацию успешности, а у малоактивных детей воспитывается чувство уверенности в себе и своих возможностях. Дети учились сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать. Испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности. Дети делают первые шаги по высказыванию своего суждения, доказательства. Меньше времени затрачивают на выполнение заданий. Улучшилась речь детей, они богаче используют свой словарный запас.

Применение дидактических, развивающих игр способствуют развитию памяти, мышления детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка. Обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Занимательные развивающие, дидактические игры и упражнения дали большой заряд положительных эмоций, помогли детям закрепить и расширить знания по математике, материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике.

     Поставленная цель была достигнута, задачи плана по самообразованию считаю выполненными.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Как формировать у детей элеметарные математические представления в дошкольном возрасте в игровой деятельности....

План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие инт...

План работы по самообразованию по теме:«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»

Цель: Создание условий по формированию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры в соответствии с ФГОС ДО

  Создание условий для развития математических представлений у дошкольников в системе дидактических игр....

Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через STEAM-технологии»

Содержание 1. Пояснительная записка32. Актуальность43. Цели и задачи54. Принципы организации образовательного процесса75. Формы организации детей76. Условия и средства, обуславливающие успешность...

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через STEAM-технологии»

Современные дети приходят в детский сад "избалованные" яркими картинками в книжках, привыкшие часами смотреть мультфильмы и играть в игры на телефоне. Дома они играют в современные "умн...

Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.Уважаемые коллеги!Развитие умственных способностей детей дошкольного возра...