Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через STEAM-технологии»
методическая разработка по математике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Пушкарёва Юлия Олеговна

Содержание

 

1. Пояснительная записка

3

2. Актуальность

4

3. Цели и задачи

5

4. Принципы организации образовательного процесса

7

5. Формы организации детей

7

6. Условия и средства, обуславливающие успешность образовательного процесса детей

8

7. Материально-техническое обеспечение кружковой деятельности

8

8. Ожидаемые результаты, целевые ориентиры

9

9. Перспективное планирование по математическому развитию детей  дошкольного возраста через STEM образование с детьми 4-5 лет

10

10. Мониторинг освоения детьми образовательного модуля «Математическое развитие» (средняя группа)

19

11. Перспективное планирование по математическому развитию детей  дошкольного возраста через STEM образование с детьми 5-6 лет

21

12. Мониторинг освоения детьми образовательного модуля «Математическое развитие» (старшая группа)

30

13. Перспективное планирование по математическому развитию детей  дошкольного возраста через STEM образование с детьми 6-7 лет

32

14. Мониторинг освоения детьми образовательного модуля «Математическое развитие» (подготовительная группа)

40

15. Перспективный план по работе с родителями (подготовительная группа)

42

16. Перспективный план по работе с педагогами (подготовительная группа)

43

17. Список использованной литературы

44

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx294.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Рязани «Детский сад №3»

Методическая разработка на тему:

«Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через STEAM-технологии»

C:\Users\local.PRMK05\Desktop\b58584_7.jpg

                                                                 

                                                                               Воспитатель:

                                                                                    Пушкарёва Ю.О

Рязань, 2021 г.

Содержание

1. Пояснительная записка

3

2. Актуальность

4

3. Цели и задачи

5

4. Принципы организации образовательного процесса

7

5. Формы организации детей

7

6. Условия и средства, обуславливающие успешность образовательного процесса детей

8

7. Материально-техническое обеспечение кружковой деятельности

8

8. Ожидаемые результаты, целевые ориентиры

9

9. Перспективное планирование по математическому развитию детей  дошкольного возраста через STEM образование с детьми 4-5 лет

10

10. Мониторинг освоения детьми образовательного модуля «Математическое развитие» (средняя группа)

19

11. Перспективное планирование по математическому развитию детей  дошкольного возраста через STEM образование с детьми 5-6 лет

21

12. Мониторинг освоения детьми образовательного модуля «Математическое развитие» (старшая группа)

30

13. Перспективное планирование по математическому развитию детей  дошкольного возраста через STEM образование с детьми 6-7 лет

32

14. Мониторинг освоения детьми образовательного модуля «Математическое развитие» (подготовительная группа)

40

15. Перспективный план по работе с родителями (подготовительная группа)

42

16. Перспективный план по работе с педагогами (подготовительная группа)

43

17. Список использованной литературы

44

1. Пояснительная записка

Закон «Об образовании в РФ», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы и «Стратегия развития воспитания до 2025 года» установили новые целевые ориентиры развития системы образования в РФ: создание механизма её устойчивого развития, обеспечение соответствия вызовам XXI века, требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

На современном этапе развития образования детей дошкольного возраста акцент переносится на развитие личности ребёнка во всём его многообразии: любознательности, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности, креативности, обеспечивающих успешную социализацию подрастающего поколения, повышение конкурентоспособности личности и, как следствие, общества и государства.

Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе программы STEM-образования.

Технология STEM-образования базируется на проектном методе, в основе которого всегда лежит ситуация познавательного и художественного поиска,- как в получении знаний на основе собственного опыта практической деятельности, так и последующего применения полученных знаний в приоритетных видах детской деятельности: игре, конструировании, познавательно-исследовательской деятельности с элементами технического творчества.

STEM-подход дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм ее решения, умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы.

Образовательный модуль «Математическое развитие» включает в себя развивающие занятия с детьми, которые направлены на комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.

В 2020 году начата работа по данному образовательному модулю. Периодичность занятий - 1 раз в неделю. Количество занятий в год - 36. Продолжительность занятий 20-30 минут, время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами».

ФГОС дошкольного образования продолжает линию деятельностного, индивидуального, дифференцированного и других подходов, направленных на повышение результативности и качества дошкольного образования.

Поэтому подходами к формированию образовательного модуля «Математическое развитие» являются следующие.

1. Системно-деятельностный подход. Он осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, восприятия художественной литературы и фольклора, двигательной, конструирования. Организованная образовательная деятельность (непосредственно образовательная) строится как процесс организации различных видов деятельности.

2. Личностно-ориентированный подход. Это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения - он опирается на опыт ребенка, субъектно-субъектные отношения.

3. Индивидуальный подход. Это учет в образовательном процессе индивидуальных особенностей детей группы.

4. Дифференцированный подход. В образовательном процессе предусмотрена возможность объединения детей по особенностям развития, по интересам, по выбору.

2. Актуальность

Современные дети приходят в детский сад "избалованные" яркими картинками в книжках, привыкшие часами смотреть мультфильмы и играть в игры на телефоне. Дома они играют в современные "умные" игрушки, которые не встретить в стенах детского сада. Поэтому завлечь детей на занятиях привычными способами становится тяжелее год за годом.

Благодаря продуманной развивающей предметно-пространственной среде, STEM-образование дает возможность сделать занятия более интересными и увлекательными для детей. Оборудование и материалы в рамках модулей STEM-образования позволяют педагогу проводить более продуктивные занятия, детям подходить к решению проблем нестандартным способом. В процессе таких занятий внимание детей становится более устойчивым. Дети находятся в свободном творческом полете в рамках задуманной педагогом цели. Постепенно познавательная деятельность детей приобретает большую самостоятельность и активность, а педагогу становится легче поддерживать детскую инициативу.

Таким образом STEM-образование становится актуальным в условиях реализации ФГОС ДО.

Преимуществами STEM-образования являются:

1. Интегрированный подход к решению современных проблем, основанный на взаимопроникновении различных областей естественных наук, инженерного творчества, математики, цифровых технологий и т. д. В основе данной интеграции лежит метод проектов, базирующийся на познавательном и художественном поиске и имеющий конкретный реальный продукт в качестве результата деятельности.

2. Адаптация детей, начиная с дошкольного возраста, к современной образовательной среде всех уровней образования.

3. Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество направлено на формирование не только компетенций, специфичных для этих видов деятельности, но и комфортного самоощущения в современном мире, создание в будущем условий для высокого качества жизни.

4. Развитие критического мышления рассматривается как трёхступенчатый процесс, направленный на формирование: y умений получать необходимую информацию; y умений её анализировать; y умений применять полученную информацию в практической деятельности.

5. Формирование навыков коллективной работы в синтезе с индивидуализацией образования. Общий положительный результат формирует уверенность в собственных силах и ощущение эффективности работы в команде. Кроме того, в процессе коллективной деятельности воспитывается ценностное отношение, как к процессу, так и к результатам труда, как общего, так и каждого участника.

6. Первичная пропедевтика ряда профессий и специальностей XXI века, где требуются технические знания из разных областей.

7. Развитие интереса к техническому творчеству, техническому конструированию и моделированию. Важно, чтобы данные виды деятельности опирались на исследовательский опыт ребёнка, приобретённый в детском саду, чтобы естественнонаучная картина мира формировалась на основе системно-деятельностного подхода, и базировались на знаниях, полученных опытно-экспериментальным путём.

3. Цели и задачи

Целью является создание условий для развития ребенка, которые открывают возможность для его позитивной социализации, его личностного развития, инициативы и самостоятельности, повышения уровня познавательной активности детей, развитие предпосылок инженерного мышления, мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил.

Задачи совместно-партнерской деятельности педагога с детьми по направлению Образовательного модуля «Математическое развитие»:

Формирование представлений о числе и количестве:

- способствовать развитию общих представлений о множестве: умение формировать множества по заданным признакам, видеть составные части множества;

- упражнять в операциях объединения множеств, удаления из множества части или отдельных его частей, устанавливать отношения между отдельными частями множества, составления пар предметов;

- совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 и с переходом через десяток;

- познакомить с цифрами от 0 до 9 и с переходом через десяток;

- познакомить с составом числа;

- закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1;

- называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее, определять пропущенное число;

- раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе);

- преобразовывать неравенство в равенство;

- составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс +, минус -, равно =.

Развитие представлений о величине: 

-делить предмет на 2- и более равных частей, используя условную меру;

-устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям;

- совершенствовать умение находить сходство предметов, измерять длину, ширину, высоту предметов, объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры;

- дать представления о весе предметов и способах его познакомить с весами;

- способствовать развитию представления о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Развитие представлений о форме:

- уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств;

- дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке, прямой;

- распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам;

- составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу;

- анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению, умение работать с шаблоном, инструкцией.

Развитие пространственной ориентировки:

- ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение;

- познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой;

- способствовать развитию способностей к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы;

- «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз;

- самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Развитие ориентировки во времени: 

- дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года;

- содействовать развитию у детей приемов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

- пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время;

- способствовать развитию «чувства времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем, различать длительность отдельных временных интервалов, определять время по часам, с точностью до одного часа.

4. Принципы организации образовательного процесса

Каждое занятие подчинено определенным принципам:

- Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

- Принцип деятельности - заключается в том, что ребенок, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе деятельности, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.

- Тематический принцип: реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей, календарные праздники, сезонные явления в природе. Все эти факторы отражаются и при планировании образовательного процесса, что позволяет включить работу по программе STEM в целостный образовательный процесс и решать задачи развития детей комплексно;

- Принцип от простого к сложному, постепенное усложнение предлагаемого для изучения материала;

- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;

- Принцип целостности – предполагает формирование у детей обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук);

- Принцип минимакса – заключается в следующем: педагог должен предложить ребенку возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);

- Принцип вариативности – предполагает формирование у детей способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;

- Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

5. Формы организации детей

Индивидуальная форма организации позволяет индивидуализировать взаимодействие (содержание, методы, средства).

Подгрупповая форма организации. Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия детей, общность интересов.

Фронтальная форма организации. Взаимодействие со всей группой. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей.

Игровые занятия являются основной формой взаимодействия с детьми, в игровых занятиях используются подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры, которые позволяют детям снять статическое напряжение, поменяв вид деятельности.

Для проведения занятия необходимо создавать и постоянно поддерживать атмосферу творчества и психологической безопасности, что достигается применением следующих методов проведения занятий:

- Словесный метод - устное изложение, беседа;

- Наглядный метод - демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии;

- Практический метод - овладение практическими умениями выполнения задания;

- Пояснительно-иллюстративный метод (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);

- Проблемно-поисковый методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания детям предлагается определить дальнейший ход действий для достижения результата;

- Частично-поисковый метод (дошкольники участвуют в коллективном поиске решения заданной проблемы);

- Исследовательский метод – овладение детьми приемами самостоятельной творческой работы;

- Продуктивный метод обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).

6. Условия и средства, обуславливающие успешность

образовательного процесса детей

Осуществление образовательного процесса требует соблюдения ряда педагогических условий:

- личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

- предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.;

- создание предметно пространственной развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

7. Материально-техническое обеспечение кружковой деятельности

(перечень необходимого и достаточного инструментария для осуществления

кружковой деятельности с детьми)

Образовательный модуль «Математическое развитие».

Название используемого оборудования:

- «Математические весы» демонстрационные

- Карточки с заданиями к «Математическим весам»

- Палочки Кюизинера

- Логические блоки Дьенеша

- Карточки с заданиями для логических блоков Дьенеша

- Сюжетно-дидактические игры «Страна блоков и палочек»

- Игры «Посудная лавка» (кростики)

- Игра Дидактические часы «Тик-так» (Часы с круглым циферблатом и стрелками)

- Круги Луллия

- Тренажер «Форма и цвет»

- Трансформируемый игровой конструктор для объемного моделирования ТИКО (геометрия)

- Игры-головоломки

- Магнитные конструкторы

- Кубик Рубика

- Игровой набор «Робомышь».

8. Ожидаемые результаты, целевые ориентиры

Целью образовательного модуля «Математическое развитие» является развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество. Под интеллектуальными способностями понимается «способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем».

Планируемые результаты освоения образовательного модуля «Математическое развитие» представлены в виде целевых ориентиров:

- к завершению дошкольного возраста ребенок активно проявляет любознательность как во взаимодействии с взрослыми и сверстниками, задавая вопросы, так и в самостоятельной деятельности, устанавливая причинно - следственные связи;

- ребенок склонен к попыткам самостоятельно объяснять явления природы и поступки людей;

- происходит овладение способами элементарного планирования, построения замысла, выбора партнеров по совместной деятельности;

- ребенок способен к принятию собственных решений в различных видах деятельности, опираясь на собственные знания и опыт;

- ребенок склонен к проявлению инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности (игре, общении, исследовательской деятельности конструировании и т.д.);

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

- ребенок получает опыт положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям, самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

- ребенок активно взаимодействует с взрослыми и сверстниками, учится договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживает неудачам и радуется успехам окружающих.

9. Перспективное планирование по математическому развитию детей  дошкольного возраста через STEM образование

с детьми 4-5 лет

Месяц

Направление

математического

развития

Тема

Задачи

Пособия

Сентябрь

1 неделя

Величина

«Большой - маленький»

  • развивать умение сравнивать предметы по величине;
  • учить сопоставлять предметы: (выше-ниже, длиннее - короче и т.д.)

набор «Разноцветные башенки»

2 неделя

Форма

«Геометрические фигуры»

  • закрепить знания об изученных

геометрических фигурах;

  • развивать умение находить заданную геометрическую фигуру среди других

набор «Геометрические фигуры», игра «Заполните форму»

3 неделя

Пространство

«Расположение в пространстве»

  • развивать пространственное воображение;
  • закреплять понятие «спереди», «сзади»

игра «Весёлая ферма»

4 неделя

Время

«Что сначала, что потом»

  • познакомить детей с временными понятиями;
  • развивать логическое мышление

игра «Круг времени»

Октябрь

1 неделя

Количество и счёт

«Счёт от 1 до 5»

  • развивать умение считать при работе с групповыми объектами;
  • познакомить с понятиями «один-много»

Набор «Счёт и сортировка»

2 неделя

Величина

«Длинный - короткий»

- развивать умение сравнивать предметы по длине различными способами

Набор «Разноцветные цепочки»

3 неделя

Форма

«Геометрический сортер»

  • продолжить знакомство с геометрическими фигурами;
  • развивать пространственное воображение;
  • работать над расширением кругозора детей

Набор «Цветные столбики»

4 неделя

Пространство

«Что? Куда? Где?»

-развивать умение определять пространственное направление от себя

д/и: «Построим фруктовую пирамиду», набор «Разноцветные пуговицы»

(украшаем детский коврик)

Ноябрь

1 неделя

Количество и счёт

«Который по счёту»

-закреплять умение считать в пределах 3 , учить правильно отвечать на вопросы: который по счёту, сколько

Набор «Счёт и сортировка»

(д/и «Угощение для медвежат»,

«Давайте ходить по магазинам»)

2 неделя

Величины

«Кто какой»

- упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный -длиннее, короткий - короче и т.д.

д/и: «Разноцветная дорожка»,

«Построим взлётно-посадочную полосу», «Построим узорный ряд из бинго-фишек»

3 неделя

Формы

«Логические фигуры»

- упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры независимо от их размера

Блоки Дьенеша

4 неделя

Время

«Части суток»

- закреплять представление о последовательности частей суток

д/и: «Что сначала, что потом»,

«Круг времени»

Декабрь

1 неделя

Количество и счёт

«Сколько? Который по счёту?»

-формировать представление о равенстве и неравенстве 2х групп предметов на основе счёта

д/и: «Жук идёт гулять»,

«Все на борт»,

«Чаша с фруктами»

2 неделя

Пространство

«Далеко - близко»

- познакомить с понятиями «далеко - близко»

набор «Счёт и сортировка»,

 д/и «После ужина»,

«На прогулке»

3 неделя

Величина

«Сравнение предметов по 2 признакам величин (длина, ширина)»

- учить сравнивать предметы по 2 признакам величин, обозначать результаты сравнивания соответствующими выражениями: длинная и широкая - большая, короткая, узкая - маленькая

д/и «Сравни соединения»,

«Жук пошёл гулять»

4 неделя

Форма

«Объёмные фигуры»

- познакомить с шаром, кубом

набор «Геометрические фигуры»

Январь

2 неделя

Величина

«Сравни и объясни»

- учить сравнивать предметы по убывающей (возрастающей)

последовательности, обозначать результат сравнения словами (длинный, короткий, короче, самый короткий...)

д/и «Разноцветные башенки»,

палочки Кюизенера

3 неделя

Количество и счёт

«Посчитай столько, сколько покажу»

- упражнять в счёте и отсчёте предметов по образцу и по названному числу

д/и : «Волшебный мешочек»,

«Давайте ходить по магазинам», построим овощную - фруктовую пирамиду»

4 неделя

Форма

«Геометрические фигуры: сходство, различие»

- упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры независимо от их размера

д/и «Вращаем 3 раза»,

«Построим взлётно-посадочную полосу по схеме»

Февраль

1 неделя

Количество и счёт

«Давайте посчитаем»

-закреплять навыки количественного и порядкового счёта

д/и «Сколько фигур соединилось»,

«1,2, красный»,

«Чаша с фруктами»

2 неделя

Величины

«Кто где спрятался?»

-упражнять умение находить заданную фигуру по цвету и высоте

набор «Счёт и сортировка»

3 неделя

Пространство

«Слева - справа, налево - направо»

-развивать умение сравнивать предметы по пространственному расположению

д/и «Динозавры на прогулке»,

«На лесной полянке»

4 неделя

Время

«Вчера, сегодня, завтра»

- закреплять понятия: вчера, сегодня, завтра

д/и «Круг времени»,

«Аэродром»

Март

1 неделя

Количество и счёт

«Весёлый счёт»

-показать независимость результата счёта от

расположения предметов в пространстве

д/и «Найдём и посчитаем божьих коровок»,

«Фишки для паука»

2 неделя

Величина

«Сравни и объясни»

- учить сравнивать предметы по убывающей (возрастающей) последовательности, обозначать результат сравнения словами (длинный, короткий, короче, самый короткий...)

д/и «Разноцветные башенки»,

палочки Кюизенера

3 неделя

Формы

«Логические фигуры»

- упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры независимо от их размера

Блоки Дьенеша

4 неделя

Пространство

«Кто куда пойдёт?»

-закреплять умение двигаться в заданном направлении»

д/и «Жук идёт гулять»,

«Помогите пауку сплести сеть»

Апрель

1 неделя

Количество и счёт

«Давайте посчитаем»

-закреплять навыки количественного и порядкового счёта

д/и «Сколько фигур соединилось»,

«1,2, красный»,

«Чаша с фруктами»

2 неделя

Время

«Вчера, сегодня, завтра»

- закреплять понятия: вчера, сегодня, завтра

д/и «Круг времени»,

«Аэродром»

3 неделя

Формы

«Логические фигуры»

- упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры независимо от их размера

Блоки Дьенеша

4 неделя

Пространство

«Далеко-близко»

-совершенствовать представление «далеко близко»

д/и «Аэродром»,

строим по схемам «дальше - ближе»

Май

1 неделя

Количество и счёт

«Сколько? Который по счёту?»

-формировать представление о равенстве и неравенстве 2х групп предметов на основе счёта

д/и: «Жук идёт гулять»,

«Все на борт»,

«Чаша с фруктами»

2 неделя

Пространство

«Далеко - близко»

- познакомить с понятиями «далеко - близко»

набор «Счёт и сортировка»,

 д/и «После ужина»,

«На прогулке»

3 неделя

Величина

«Сравнение предметов по 2 признакам величин (длина, ширина)»

- учить сравнивать предметы по 2 признакам величин, обозначать результаты сравнивания соответствующими выражениями: длинная и широкая - большая, короткая, узкая - маленькая

д/и «Сравни соединения»,

«Жук пошёл гулять»

4 неделя

Формы

«Логические фигуры»

- упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры независимо от их размера

Блоки Дьенеша

10. Мониторинг освоения детьми образовательного модуля «Математическое развитие» (средняя группа)

№ п/п

ФИО ребёнка

Формирование представлений о числе и количестве

Развитие представлений о величине

Развитие представлений о форме

Развитие пространственной ориентировки

Развитие ориентировки во времени

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1

Федотов Матвей

2

3

2

3

2

3

1

2

1

2

2

Крючков Тимофей

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

3

Гунина Александра

1

2

1

2

2

3

1

2

1

2

4

Громзин Матвей

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

5

Лесниченко Ян

2

3

2

3

2

3

2

3

1

2

6

Маланина Ева

2

3

2

3

2

3

2

3

1

2

7

Манина Сандра

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

8

Макеева Елизавета

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

9

Назаров Тимофей

2

3

2

3

2

3

1

2

1

2

10

Никишина Анисья

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

11

Пилипенко Виктория

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

12

Трифонов Платон

2

3

2

3

2

3

1

2

1

2

13

Быков Матвей

1

2

2

3

1

2

1

2

1

2

14

Тренина Милана

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

15

Воронова Полина

2

3

2

3

2

3

2

3

1

2

16

Горбачев Вадим

2

3

2

3

2

3

1

2

1

2

17

Силкина Виктория

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

18

Агаева Алина

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

19

Лапшин Егор

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

20

Киселев Семен

2

3

2

3

2

3

1

2

1

2

21

Гаспарян Тигран

2

3

2

3

2

3

1

2

1

2

22

Зиёвуддинов Мирзиё

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Итого:

«1» - 41%

«2» - 59%

«3» - 0%

  «1» - 0%

«2» - 41%

«3»  -59%

«1» - 45%

«2» -55%

«3» -0%

«1» - 0%

«2» - 45%

«3» -55%

«1» - 36%

«2» - 64%

«3» - 0%

«1» - 0%

«2» - 36%

«3» - 64%

«1» - 68%

«2» - 32%

«3» - 0%

«1» - 0%

«2» - 68%

«3» - 32%

«1» - 82%

«2» - 18%

«3» - 0%

«1» - 0%

«2» - 82%

«3» -18%

«1» - низкий уровень

«2» - средний уровень

«3» - высокий уровень

Вывод на конец года: 

Из 22 детей:

у 46% детей - высокий уровень сформированности элементарных математических представлений, соответствующий программным целям и задачам, возрасту обучающихся.

у 54% детей - уровень элементарных математических представлений проявляется на среднем уровне, достаточно много детей малоактивных, равнодушных, «молчунов», особенно это наблюдается в средней группе.

Детей с низким уровнем  применения элементарных математических представлений в различных видах детской деятельности нет.

Таким образом, по результатам мониторинга можно отметить, что у детей средней группы элементарные математические представления сформированы в соответствии с возрастом и требованиями ФГОС ДО.

11. Перспективное планирование по математическому развитию детей  дошкольного возраста через STEM образование

с детьми 5-6 лет

Занятие

Направление

математического

развития

Тема занятия

Цели и задачи деятельности педагога с детьми

Необходимые пособия и материалы

Сентябрь

1

Форма, величина

Волшебные

картинки

Продолжать формирование представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер.

Выявление признаков сходства и различия. Поиск и составление закономерностей. Ритм.

Объединение предметов в группу по общему признаку.

Рамки-вкладыши (круг, квадрат, большая геометрия).

Мозаика «Геометрические формы»

Бусы «Геометрические фигуры»

2

Количество и счет

«Сколько? Который по счёту?»

Познакомить детей с математическими весами

Математические весы

3

Количество и счет

«Давайте посчитаем»

Развивать мышление, логику. Учить решать математические задачи. Воспитывать интерес к математике.

Математические весы

4

Количество и счет, форма

Наполним бассейн водой

Учить измерять объем жидкости при помощи математических весов, устанавливать количество условных мер для получения заданного объема. Развивать мышление, логику. Продолжать учить работать в команде.

Математические весы, различные емкости

Октябрь

1

Форма, пространство

Современный

город

Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами (цилиндр, конус, пирамида. призма). Совершенствовать умение находить сходство и различие. Пространственные отношения: впереди, сзади, между.

Рамки-вкладыши (круг, квадрат, большая геометрия).

Мозаика «Геометрические формы».

Бусы «Геометрические фигуры».

2

Количество и счет

На пароме

Закреплять навыки количественного счета, знакомить с понятием грузоподъёмность. Развивать мышление, внимание, память детей. Воспитывать желание помочь герою занятия.

Пластиковая лодочка, счетный материал

3

Величина

Цвета радуги

Учить называть и различать основные цвета радуги. Учить соотносить цвет с предметом. Развивать фантазию и воображение детей.

Рисунок с изображением радуги, комплект из 7 полосок бумаги по цветам радуги на каждого ребёнка, два рисунка с одинаковым изображением в чёрно-белом и цветном варианте, палочки Кюизенера 

4

Количество и счет, форма, время

В поисках радуги

закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, временных представлений.

Карточки, раздаточный материал, палочки Кюизенера

Ноябрь

1

Порядковый

счет

«Счёт от 1 до 10»

Способствовать формированию представлений у детей о порядковом счете. Продолжать формирование представлений о свойствах предметов, составления пар предметов. Объединение предметов в группу по общему признаку.

Логический пазл «Большой – маленький»

«Сравни фигуры» (4 или 5 форм)

Развивающий куб «Познай-ка»

2

Количество и счет, форма

Наполним бассейн водой

Учить измерять объем жидкости при помощи математических весов, устанавливать количество условных мер для получения заданного объема. Развивать мышление, логику. Продолжать учить работать в команде.

Математические весы, различные емкости.

3

Количество и счет,

форма, величина

Овошной магазин

Совершенствовать навыки систематизации по заданному признаку (форма, цвет, размер). Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать умение работать в команде.

Набор блоки Дьенеша, карточки с заданиями

4

Количество и счет

форма, величина

Как Маша ходила в магазин

Совершенствовать навыки систематизации по заданному признаку (форма, цвет, размер). Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать умение работать в команде.

Набор блоки Дьенеша, карточки с заданиями

Декабрь

1

Форма

Геометрические тела

Содействовать развитию логического мышления при сравнении групп предметов по нескольким признакам (закреплять понятия «ритм»).

Развитие умения действовать по заданным схемам. Математические игры.

Логический пазл «Большой- маленький».

«Сравни фигуры» Развивающий куб «Познай-ка» Набор геометрических тел «Бусы»

2

Количество и счет

Покупаем книги

Формировать основы финансовой грамотности. Знакомить с понятиями деньги, цена. Развивать навыки количественного счета.

Математические весы, игрушечные деньги

3

Количество и счет

Завтрак в детском саду

Развивать мышление, логику. Учить решать математические задачи. Воспитывать интерес к математике.

Математические весы

4

Количество и счет

форма, величина

Как Маша ходила в магазин

Совершенствовать навыки систематизации по заданному признаку (форма, цвет, размер). Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать умение работать в команде.

Набор блоки Дьенеша, карточки с заданиями

Январь

2

Количество и счёт, пространство

Образование числа 6

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета. Формирование представлений о составе числа 6. Счет до 6.

Пространственный отношения «внутри-снаружи».

Палочки Кюизенера

3

Количество и счёт

Как дошкольники собирали макулатуру

Совершенствовать навык количественного счета, учить сопоставлять части и целое. Развивать внимание, мышление, память. Привлечь внимание детей к проблеме переработки мусора, сохранения экологии планеты. Воспитывать бережное отношение к природе.

Палочки Кюизинера,, карточки с деревьями

4

Количество и счёт

Как батарейки загрязняют почву

Учить пользоваться весами, сравнивая вес реального предмета с условными мерами.

Математические весы

Февраль

1

Величина

Длиннее-короче

Содействовать развитию умения понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерности. Формирование умений сравнивать предметы по длине п помощью наложения, приложения.

Палочки Кюизенера

2

Количество и счёт, пространство

Образование числа 7

Способствовать формированию представлений о числе и цифре 7. Закреплять представления детей об образовании последующего числа от предыдущего. Тренировать способность детей к сравнению групп предметов по количеству с помощью составления пар.

Палочки Кюизенера

3

Количество и счет

форма, величина

Волшебный транспорт

Совершенствовать навыки систематизации по заданному признаку (форма, цвет, размер). Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать умение работать в команде.

Набор блоки Дьенеша, карточки с заданиями

4

Форма, пространство, количество и счет

Путешествие на остров

Закрепить знания детей о геометрических фигурах и телах, пространственные представления (влево, вправо, вниз, вверх);

- закрепить навыки прямого и обратного счёта.

- воспитывать самостоятельность, целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям.

- развивать логическое мышление, внимание, сосредоточенность память развивать наблюдательность и мелкую моторику;

- развивать навыки конструктивного взаимодействия при коллективном решении поставленных задач, формировать навыки самоконтроля.

Набор блоки Дьенеша, карточки с заданиями,

палочки Кюизенера

Март

1

Количество и счёт, пространство

Образование числа 8

Развитие навыков счета и сравнения групп предметов по различным признакам путем составления пар. Образование числа 8, сформировать представление о числе и цифре.

Палочки Кюизенера

2

Время

Волшебные часы

Дать представление о том, как измеряется время. Знакомить с понятиями «циферблат», «стрелки», римские и арабские цифры, учить выкладывать различные цифры из палочек Кюизинера, учить определять время по часам. Развивать внимание, мышление, логику. Воспитывать познавательный интерес, желание самостоятельно решить поставленную задачу.

Палочки Кюизинера Иллюстрации с различными циферблатами часов, схемы выкладки римских цифр. Игрушечные часы «Учимся определять время»

3

Время

Волшебные часы

Дать представление о том, как измеряется время. Знакомить с понятиями «циферблат», «стрелки», римские и арабские цифры, учить выкладывать различные цифры из палочек Кюизинера, учить определять время по часам. Развивать внимание, мышление, логику. Воспитывать познавательный интерес, желание самостоятельно решить поставленную задачу.

Палочки Кюизинера Иллюстрации с различными циферблатами часов, схемы выкладки римских цифр. Игрушечные часы «Учимся определять время»

4

Количество и счёт, пространство

«Пожарные учения»

Расширять представление детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них; систематизировать и углублять знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения; продолжать учить составлять число из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших; продолжать учить ориентироваться в пространстве; развивать логическое мышление, внимание, умение работать в команде.

Математические весы,

счетный материал на каждого ребенка.

Апрель

1

Количество и счёт, пространство

Образование числа 9

Развитие навыков счета и сравнения групп предметов по различным признакам путем составления пар. Образование числа 9, сформировать представление о числе и цифре.

Палочки Кюизенера

2

Время

Волшебные часы

Закреплять умение определять время по различным часам. Развивать речь детей, их внимание, мышление. Развивать чувство времени, умение планировать свою деятельность. Воспитывать желание самостоятельно решать учебную задачу.

Игрушечные часы,

карточки с заданиями.

3

Величина, количество и счет,

Огонь

Формировать представления о том, что сравнивать по длине предметы можно только тогда, когда они измерены одной меркой;

Закреплять практические навыки измерения длины с помощью условной мерки;

Упражнять в порядковом и обратном счете в пределах 15 и совершенствовать умения соотносить цифру с количеством;

Упражнять в назывании предыдущего и последующего числа;

Активизировать знания детей о правилах пожарной безопасности;

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Иллюстрация огонек,

2 пожарные машины, дом, пожарный, 2 лестницы, игрушка пожарный,

листы с полосками разного цвета и длины, карточки с цифрами, простой карандаш, условная мерка на каждого ребенка, палочки Кюизенера

4

Количество и счет

форма, величина

Засели домик

Совершенствовать навыки систематизации по заданному признаку (форма, цвет, размер). Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать умение работать в команде.

Набор блоки Дьенеша, карточки с заданиями

Май

1

Форма

Сравнение по объёму

Создавать мотивационную ситуацию для построения нового способа действий. Формировать умение сравнивать по объему (вместимости). Способствовать раскрытию навыков и умений, приобретенных ранее.

Весы. Набор пробирок. Набор мерных стаканчиков. Вода. Краски. Лабораторные контейнеры с крышками. Воронка. Песок.

2

Количество и счёт, пространство

Образование числа 10

Развитие навыков счета и сравнения групп предметов по различным признакам путем составления пар. Образование числа 10, сформировать представление о числе и цифре.

Палочки Кюизенера

3

Количество и счет

«Угадай, что больше»

Развивать мышление, логику. Учить решать математические задачи. Воспитывать интерес к математике.

Математические весы

4

Количество и счет

форма, величина

Волшебный город

Совершенствовать навыки систематизации по заданному признаку (форма, цвет, размер). Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать умение работать в команде.

Набор блоки Дьенеша, карточки с заданиями

12. Мониторинг освоения детьми образовательного модуля «Математическое развитие» (старшая группа)

№ п/п

ФИО ребёнка

Формирование представлений о числе и количестве

Развитие представлений о величине

Развитие представлений о форме

Развитие пространственной ориентировки

Развитие ориентировки во времени

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1

Федотов Матвей

2

3

2

3

2

3

1

2

1

2

2

Крючков Тимофей

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

3

Гунина Александра

2

3

1

2

1

2

1

2

1

2

4

Шаброва Алина

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

5

Лесниченко Ян

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

6

Маланина Ева

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

7

Зиёвуддинов Мирзиё

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

8

Макеева Елизавета

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

9

Назаров Тимофей

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

10

Никишина Анисья

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

11

Зенушкина Софья

2

3

2

3

1

2

1

2

1

2

12

Трифонов Платон

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

13

Быков Матвей

1

2

2

3

1

2

1

2

1

2

14

Воронова Полина

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

15

Горбачев Вадим

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

16

Силкина Виктория

2

3

1

2

2

3

1

2

1

2

17

Агаева Алина

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

18

Инструнин Максим

2

3

2

3

2

3

2

3

1

2

19

Киселев Семен

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

20

Гаспарян Тигран

2

3

2

3

2

3

2

3

1

2

Итого:

«1» - 15%

«2» - 85%

«3» - 0%

    «1» - 0%

«2» - 15%

«3»  -85%

«1» - 20%

«2» -80%

«3» -0%

«1» - 0%

«2» - 20%

«3» -80%

«1» - 25%

«2» - 75%

«3» - 0%

«1» - 0%

«2» - 25%

«3» - 75%

«1» - 35%

«2» - 65%

«3» - 0%

«1» - 0%

«2» - 35%

«3» - 65%

«1» - 45%

«2» - 55%

«3» - 0%

«1» - 0%

«2» - 45%

«3» -55%

«1» - низкий уровень

«2» - средний уровень

«3» - высокий уровень

Вывод на конец года: 

Из 20 детей:

у 72% детей - высокий уровень сформированности элементарных математических представлений, соответствующий программным целям и задачам, возрасту обучающихся.

у 28% детей - уровень элементарных математических представлений проявляется на среднем уровне.

Детей с низким уровнем  применения элементарных математических представлений в различных видах детской деятельности нет.

Таким образом, по результатам мониторинга можно отметить, что у детей старшей группы элементарные математические представления сформированы в соответствии с возрастом и требованиями ФГОС ДО.

13. Перспективное планирование по математическому развитию детей  дошкольного возраста через STEM образование

с детьми 6-7 лет

Занятие

Направление

математического

развития

Тема занятия

Цели и задачи деятельности педагога с детьми

Необходимые пособия и материалы

Сентябрь

1

Форма

«Свойства

предметов»

Способствовать умению детей формировать множества по заданным признакам, видеть составные части множества. Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

Рамки-вкладыши

(круг, квадрат,

большая

геометрия).

Мозаика

«Геометрические формы»

2

Количество и счет,

пространство

«Количество и счет до 9»

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета. Формирование представлений о составе числа 9. Счет до 9. Пространственный отношения «спереди-сзади».

Счетный материал

«Бусины»  

Пособие «спереди-сзади»

3

Пособие

«Робомышь»

Знакомство с пособием «Робомышь»

Провести с детьми вводный инструктаж; Закрепить правила поведения в игре с робомышью.

Дать представление о том кто такой исполнитель

Беседа «Кто такие роботы»

Игра «Выполни команду»

4

Пособие

«Робомышь»

Знакомство с пособием «Робомышь»

Познакомить детей с символами и знаками программирования

Беседа «Кто такой программист?»

Работа на клавиатуре исполнителя

Октябрь

1

Форма, величина

«Сравнение по весу»

Дать представление о весе предмета и способах его измерения. Способствовать развитию представлений о том, что результат измерения зависит от величины условной меры.

Набор объёмных фигур.

Весы.

2

Количество и счет, пространство

«Образование числа 9»

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета. Формирование представлений о составе числа 9. Счет до 9.

Пространственный отношения «внутри-снаружи».

Счетный материал

Палочки Кюизенера

Пособие «внутри-

снаружи».

 

3

Пособие

«Робомышь»

Знакомство с пособием «Робомышь»

Учить выкладывать символами команду исполнителю. Следовать указанной схеме

Игра «Собери по схеме»

4

Пособие

«Робомышь»

Знакомство с пособием «Робомышь»

Читать схему.

Отбирать нужные детали. Строить по схеме.

Игра «Собери по схеме»

Ноябрь

1

Форма, величина

«Объем»

Содействовать развитию умения понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерности. Способствовать развитию представлений о том, что результат измерения объёма зависит от величины условной меры.

Набор объёмных фигур.

Весы.

2

Количество и счет, время

«Состав числа 10»

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета. Формирование представлений о составе числа 10. Счет до 10. Продолжаем знакомить с элементарными представлениями о времени.

Счетный материал

Палочки Кюизенера

3

Пособие

«Робомышь»

Знакомство с пособием «Робомышь»

Учить читать схему. Уметь отбирать нужные детали, строить по схеме.

Игра «Кто быстрее до сыра»

4

Пособие

«Робомышь»

Знакомство с пособием «Робомышь»

Упражнять детей собирать поле по схеме (4, 5, 6, 7). Учить ориентации на поле Уметь находить короткий путь исполнителя к сыру, длинный путь исполнителя к сыру. Научиться выкладывать символами команды для исполнителя. Показать как программировать «Робомышь».

Игра «Робомышь Колби ищет сыр»

Декабрь

1

Количество и счет

Волшебные цифры

Способствовать раскрытию навыков и умений, приобретенных ранее, составлять и решать простые арифметические задачи, закрепление счёта до 10, прямой и обратный счёт.

Счетный материал

Палочки Кюизенера

2

Количество и счет

Множество

Закрепление умения устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счёта.

Счетный материал

Палочки Кюизенера

Схемы к палочкам

3

Пособие

«Робомышь»

ООД «Играем с Робомышью»

Закреплять умение ориентироваться в пространстве: слева, справа.

Закреплять геометрические фигуры.

Игра «Колби спешит на помощь»

4

Пособие

«Робомышь»

Конструирование «Супер Робот»

Учить детей строить робота из деталей конструктора, кубиков.

Упражнять в обыгрывание игрушки

Игра «Мой робот»

Январь

2

Количество и счет

«Количественный и порядковый

счёт»

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10. Знакомство с числами второго десятка.

Счетный материал.

Пособие «Робомышь»

 

3

Форма

«Геометрические тела»

Содействовать развитию логического мышления при сравнении групп предметов по нескольким признакам (закреплять понятия «ритм»).

Развитие умения действовать по заданным схемам.

Математические игры.

Логический пазл

"Большой-

маленький».

«Сравни фигуры»

Набор

геометрических тел «Бусы»

карты-схемы к пособию «бусы»

4

Пособие

«Робомышь»

Исполнитель

«Мышь Колби»

Учить читать схему. Закреплять умение отбирать нужные детали, строить по схеме.

Игра «Обойди препятствия»

Февраль

1

Форма, величина

«Сравнение по объёму»

Создавать мотивационную ситуацию для построения нового способа действий. Формировать умение сравнивать по объему (вместимости). Способствовать раскрытию навыков и умений, приобретенных ранее.

Весы. Набор пробирок.

Набор мерных

стаканчиков

Вода. Воронка.

Песок.

2

Форма

«Многоугольники»

Формирование представлений о многоугольнике (на примере треугольника и четырёхугольника), о прямой и отрезке.

Мозаика

«Геометрические формы»

3

Пособие

«Робомышь»

ООД «Путешествие на планету роботов

Уметь составлять программу движения Мышки - Колби, так чтобы она прошла команду от старта до финиша. Развивать представление о различных роботах. Воспитывать бережное отношение к предметам окружающего мира.

Игра «Роботы разные нужны»

4

Пособие

«Робомышь»

Исполнитель

«Робомышь»

Учить собирать поле по схеме (8, 9, 10, 11) Уметь ориентироваться на Поле, находить короткий путь исполнителя к сыру и находить длинный путь исполнителя к сыру. Упражнять в выкладывании символами команды для исполнителя. Учить программировать «Робомышь»

Игра «Робомышь Колби ищет сыр»

Март

1

Пособие

«Робомышь»

ООД «Учимся вместе «Робомышью»

Учить детей использовать робомышь в математике. Уметь задавать правильно построенную программу для прохождения пути до сыра. Называть и различать геометрические фигуры.

Игра «На что похоже?»

2

Пособие

«Робомышь»

Конструирование из бумаги

«Роботы»

Учить детей строить роботов из бумаги. Правильно ее складывать, отгибать и загибать углы. Развивать мелкую моторику рук.

Игра «Роботы разные нужны, роботы разные важны»

3

Пособие

«Робомышь»

Исполнитель

«Робомышь»

Учить читать схему, отбирать нужные детали. Закреплять умение строить по схеме.

Игра «Пройди и не задень»

4

Пособие

«Робомышь»

Просмотр видео фильма «Программист»

Совершенствовать умения понимать для чего нужны программисты. Развивать любознательность и сообразительность.

Игра

«Я программист»

Апрель

1

Пособие

«Робомышь»

Исполнитель

«Робомышь»

Закрепить умение собирать поле по схеме 12.Учить выкладывать символами команду символами для исполнителя, программировать робомышь. Уметь ориентироваться на поле, находить короткий путь исполнителя к сыру.

Игра «РобомышьКолби ищет сыр»

2

Пособие

«Робомышь»

Исполнитель

«Робомышь»

Упражнять детей самостоятельно собирать поле по схеме 13, ориентироваться на поле. Уметь находить длинный путь исполнителя к сыру. Упражнять в выкладывании символами команды для исполнителя,

Программировать «Робомышь».

Игра «Робомышь Колби ищет сыр»

3

Пособие

«Робомышь»

Исполнитель

«Робомышь»

Учить собирать поле по схеме 14, и ориентироваться на нем.Уметь находить короткий путь исполнителя к сыру, находить длинный путь исполнителя к сыру. Закреплять умение выкладывать символами команды для исполнителя, программировать «Робомышь».

Игра «РобомышьКолби ищет сыр»

4

Пособие

«Робомышь»

Рисуем на песке. Техника песочной анимации «Роботы»

Учить детей изображать роботов на планшете с песком. Дополнять изображение при помощи приема линования песка.

Упражнение «Наш пальчики рисуют»

Май

Рисуем на песке. Техника песочной анимации «Роботы»

Учить детей изображать роботов на планшете с песком. Дополнять изображение при помощи приема линования песка.

Упражнение «Наш пальчики рисуют»

1

Пособие

«Робомышь»

Песочная анимация

«Роботы бывают разные»

Упражнять детей в использовании песочной анимации для рисования задуманных сюжетов.

Упражнение «Найди руку»

2

Пособие

«Робомышь»

Исполнитель «Робомышь»

Закреплять умение собирать поле по схеме 18. Уметь ориентироваться на поле. Находить короткий и длинный путь исполнителя к сыру. Учить выкладывать команды для исполнителя.

Игра «Робомышь Колби ищет сыр»

3

Пособие

«Робомышь»

Исполнитель «Робомышь»

Учить собирать поле по схеме 19, ориентация на поле. Находить Короткий и длинный путь исполнителя к сыру. Закрепить умение выкладывать символами команды для исполнителя, программировать «Робомышь»

Игра «Робомышь Колби ищет сыр»

4

Пособие

«Робомышь»

Конструиро-

вание по замыслу

Развивать фантазию и воображение детей. Отбирать нужные детали.

Строить по замыслу.

Игра «Придумай и собери сам»

14. Мониторинг освоения детьми образовательного модуля «Математическое развитие» (подготовительная группа)

№ п/п

ФИО ребёнка

Формирование представлений о числе и количестве

Развитие представлений о величине

Развитие представлений о форме

Развитие пространственной ориентировки

Развитие ориентировки во времени

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1

Федотов Матвей

2

2

2

1

1

2

Крючков Тимофей

2

2

2

2

2

3

Гунина Александра

2

1

1

1

1

4

Шаброва Алина

2

2

2

2

2

5

Лесниченко Ян

2

2

2

2

2

6

Маланина Ева

2

2

2

2

2

7

Зиёвуддинов Мирзиё

1

1

1

1

1

8

Макеева Елизавета

2

2

2

2

2

9

Назаров Тимофей

2

2

2

2

2

10

Никишина Анисья

2

2

2

2

2

11

Зенушкина Софья

2

2

1

1

1

12

Трифонов Платон

2

2

2

2

2

13

Быков Матвей

1

2

1

1

1

14

Воронова Полина

2

2

2

2

2

15

Горбачев Вадим

2

2

2

2

2

16

Силкина Виктория

2

1

2

1

1

17

Агаева Алина

1

1

1

1

1

18

Инструнин Максим

2

2

2

2

1

19

Киселев Семен

2

2

2

2

2

20

Гаспарян Тигран

2

2

2

2

1

21

Трепалин Марк

1

1

1

1

1

22

Романищина Александра

2

2

2

2

2

23

Бойкова Анастасия

1

1

1

1

1

Итого:

«1» - 22%

«2» - 88%

«3» - 0%

«1» - 26%

«2» -74%

«3» -0%

«1» - 30%

«2» - 70%

«3» - 0%

«1» - 39%

«2» - 61%

«3» - 0%

«1» - 48%

«2» - 52%

«3» - 0%

«1» - низкий уровень

«2» - средний уровень

«3» - высокий уровень

Вывод на конец года: 

15. Перспективный план по работе с родителями (подготовительная группа)

Сентябрь

Памятка для родителей «STEAM – образование в домашних условиях».

Октябрь

Информация для родителей «Потенциал игрового набора «Робомышь».

Ноябрь

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через STEAM-технологии».

Декабрь

Консультация для родителей «Робомышь – полезная «игрушка».

Январь

Консультация для родителей «STEAM-технологии в детском саду».

Февраль

Мастер-класс для родителей «Обучение дошкольников программированию на основе применения набора «Робомышь» в детском саду

Март

Консультация для родителей «STEM-технологии как вариант развития творческих математических способностей».

Апрель

Консультация для родителей «Обучение дошкольников основам программирования и алгоритмизации в процессе применения интерактивного набора «Робомышь»

Май

Открытое занятие по ФЭМП для родителей «Путешествие в Математикоград» с использованием набора «Робомышь».

16. Перспективный план по работе с педагогами (подготовительная группа)

Сентябрь

Информация для педагогов «Потенциал игрового набора «Робомышь».

Октябрь

Консультация для педагогов «STEAM-образование детей старшего дошкольного возраста».

Ноябрь

Консультация для педагогов «Робомышь – полезная «игрушка».

Декабрь

Консультация для педагогов «Формирование базовых компетенций математического развития детей дошкольного возраста через STEAM образование в ДОУ».

Январь

Мастер-класс для педагогов «Обучение дошкольников программированию на основе применения набора «Робомышь» в детском саду

Февраль

Консультация для педагогов «STEAM-технологии как вариант развития творческих математических способностей».

Март

Консультация для педагогов «Обучение дошкольников основам программирования и алгоритмизации в процессе применения интерактивного набора «Робомышь»

Апрель

Консультация для педагогов «Математика в STEAM-образовании».

Май

Открытое занятие по ФЭМП для педагогов «Путешествие в Математикоград» с использованием набора «Робомышь».

17. Список использованной литературы

1. Маркова В. А. Образовательный модуль «Математическое развитие дошкольников»: учебно-методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

2. Программа STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стереотип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с.

3. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. — 4-е изд. — М., 2007.

4. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада - М.:, 1992.

5. Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста -М.:Просвещение, 1977.

6. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду - М.: Просвещение, 1985.

7. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников - М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Закрепление умения сравнивать множество предметов, знакомство с получением числа 7 и 8....

Методическая разработка НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Закрепление умения сравнивать множество предметов, познакомить с получением числа "7" и "8", отсчитыванием единицы, формирование умения делить целое на равные части, на восемь равных частей....

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры в соответствии с ФГОС ДО

  Создание условий для развития математических представлений у дошкольников в системе дидактических игр....

План работы по самообразованию воспитателя Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».Отчёт о проделанной работе за год.

Цель:  создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр....

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через STEAM-технологии»

Современные дети приходят в детский сад "избалованные" яркими картинками в книжках, привыкшие часами смотреть мультфильмы и играть в игры на телефоне. Дома они играют в современные "умн...

Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.Уважаемые коллеги!Развитие умственных способностей детей дошкольного возра...