План работы по самообразованию на тему: «Развитие элементарных математических способностей у детей старшего дошкольного возраста»
материал по математике (старшая группа)

Цаллагова Ксения Романовна

План работы по самообразованию на тему: «Развитие элементарных математических способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_na_2024-2025u.g.docx33.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новоильинский детский сад «Ромашка»

671332, Бурятия, Заиграевский район, с. Новоильинск, ул. Таёжная 7,тел. 8(30-136)45-5-93

План работы по самообразованию на тему: «Развитие элементарных математических способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила воспитатель:

Цаллагова К.Р.

Новоильинск

2024

ФИО

Цаллагова Ксения Романовна

Специальность

Воспитатель детей дошкольного возраста

Место работы

МБДОУ Новоильинский детский сад «Ромашка»

Стаж

5 лет

Образование

ГБУ БРПК, Дошкольное образование

Квалификационная категория

1 категория

Дата начала работы над темой:

01.09.2024

Срок реализации:

1 год

Тема самообразования

«Развитие элементарных математических способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Обоснование актуальности темы

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта дошкольника играет формирование элементарных математических представлений. Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает большое значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием информационно — коммуникационных технологий и проникновением их в различные области знаний. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. Возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике.

Следует отметить, что не всегда дошкольники понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.

Цель:

Развитие элементарных математических способностей у детей, формирование интереса к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр.

Задачи:

  • развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста;
  • создать оптимальные условия для развития математических способностей детей;
  • способствовать развитию первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени);
  • развивать у детей мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление;
  • учить применять полученные математические знания в практической деятельности и повседневной жизни;
  • формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.

Форма самообразования: индивидуальная.

Предполагаемый результат:

  • создание в группе математического уголка;
  • применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;
  • развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей;
  • осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей.

Перспективный план работы

Разделы плана:

  1. Этап информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Список используемой литературы:

  • Волина В. Математические загадки, ребусы, игры для        тех,        кто        умеет считать до 10.
  • Данилова        В.В. Обучение математике в детском саду.-М.: Академия, 2017.
  • Е.А. Янушко Едем, едем, едем в далекие края. Ориентировка в пространстве. -М.: Просвещение, 2018.
  • Земцова О.Н. Умные книжки. Веселые часы. Определяем время. Для детей 5-6 лет/О.Н. Земцова.-М: Группа Аттикус, 2019.
  • Л.Н. Бернейштен Игры на развитие ориентировки        в пространстве. Левое и правое. Ориентировка на плоскости        и пространстве. Дети 5-7 лет// Классики.
  • Метлина        Л.С. Математика                в детском саду.-М.: Просвещение, 2018.
  • Петерсон Л.Н., Холина Н. П. Раз – ступенька, два–ступенька. Математика для детей 5-6 лет. Часть 1,2./Л.Н.        Петерсен, Н.П.Холина.        –        М.: Ювента, 2010.
  • Серебрякова Т.И. Картотека дидактических игр по математике. Старшая группа.
  • Сунцова        А., Курдюкова                С. Учимся ориентироваться                        в пространстве. Рабочая        тетрадь.        – М.: Питер, 2019.
  • Сычева Г.Е.Формирование элементарных математических представлений дошкольников. Рабочая        тетрадь.-М.: Национальный книжный центр, 2018.
  • Султанова        М. Веселые домашние задания для детей 5- 6 лет.
  • Финогенова Н.В., Рыбина М.Ю., Ремизенко Е.В.Математика в движении: планирование, оздоровительно        – развивающие занятия, подвижные – дидактические игры. Старшая группа/Н.В. Финогенова, М.Ю. Рыбина, Е.В. Ремизенко.        –М.: Учитель, 2014.
  • Шевелев К.В. Парциальная общеобразовательная программа дошкольного образования «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» / К. В. Шевелев. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

2.        Этап – внедрение в практику.

3.         Этап – обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

Перспективный план на 2024-2025 г.

Месяц

Тема

Форма отчетности

1

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме; мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях.

Подбор и изучение литературы по теме; мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях.

2

Октябрь

Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.

1. Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Цветные кубики», «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

2. Папка - передвижка для родителей на тему: «Веселая математика дома»

3. Проведение игр – соревнований «Чья команда быстрее найдёт предметы» (разной формы).

Фотоотчет

3

Ноябрь

Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.        

1.     Предложить математические загадки для детей.

2.     Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»: «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».

3.     Информационный лист для родителей: «Зачем детям математика».

4.     Настольно – печатные игры:

• «Лото»

• «Парные картинки»

• «Домино»

• «Цветная мозаика»

• «Пазлы»

5.     Проведение пальчиковой гимнастики.

Фотоотчет

4

Декабрь

Формирование пространственных представлений относительно предмета: на-над-под, слева-справа, впереди справа, впереди слева,  вверху-внизу, снаружи-внутри,  сзади справа, сзади слева, за-перед.        

1.  Дидактические игры на ориентировку в пространстве относительно предмета:

«Поставь чайник справа от чашки, за чашкой, перед чашкой…».

 «Что находится слева от…».

 «Расскажи, где находится шкаф, стул, стол…», «Передай соседу»,

«Найди предмет», «Где чей домик».

2.     Папка - передвижка для родителей на тему:

 «Рекомендации родителям по математике»

Фотоотчет

5

Январь

Работа с детьми в свободной деятельности с применением игр на развитие внимания, восприятия и памяти, на развитие речи и интеллектуальное развитие.        

1.     Консультация для родителей: «Математика в повседневной жизни ребенка»

2.     Подвижные игры: «Космонавты», «Угадай, кто позвал», «Забавный хоккей», «Лови -не лови», «Мы весёлые ребята», «Золотые ворота»

3.     Чтение математической сказки: «В стране «Математике» в пластилиновом районе»

4.     Дидактические игры: «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры», «Не ошибись» - закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным), «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг), «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)

Фотоотчет

6

Февраль

Закрепление знаний о геометрических фигурах: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.        

1.     Разучивание и отгадывание загадок математического содержания.

2.     Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме».

3. Проведение пальчиковой гимнастики и математических игр.

4. Чтение и заучивание математических потешек и стихов.

Фотоотчет

7

Март

«Количество и счет»        

1.    Изучение различных развивающих игр, связанных со счетом и количеством. Д/И «Путаница», «Торопись да не ошибись», «Цепочки», «Уникуб».

2.    Математика в сказках

«Стоит в поле теремок», «Колобок ищет друзей»

3.    Аппликация составление из геометрических фигур: «Цветок для мамы»

4.    Дидактические игры: «Сколько нас без одного?»; «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше - меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей».

5.    Составление из счетных палочек разнообразные фигуры.

Фотоотчет

8

Апрель

Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже).        

1.     Консультация для родителей: «Поиграйте в цифры с детьми».

2.     Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам».

3.     Игровое упражнение: «Где дорожка длиннее»

4.     Физкультминутка: «Аист, аист длинноногий».

Фотоотчет

9

Май

Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.

1. Папка передвижка для родителей: «Математика и логика детей старшего дошкольного возраста»

2.     Рассматривание иллюстраций о частях суток.

3.     Подвижная игра: «Цветные автомобили».

4.      Изготовление дидактических пособий по ФЭМП.

5.     Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

6.     Дидактические игры: «Что лишнее?», «Что изменилось?» «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики».

7. Интегрированное занятие по ФЭМП в старшей группе: «Путешествие в страну знаний»

Фотоотчет

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» на 2018– 2019 учебный год

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» на 2018– 2019 учебный годАктуальност...

Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет (Образовательная область «Познавательное развитие») на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой т

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Филимоновский Детский сад»Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет   (Образовательная область...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки- важная часть развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, н...

План работы по самообразованию по теме:«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»

Цель: Создание условий по формированию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой...

План работы по самообразованию воспитателя Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».Отчёт о проделанной работе за год.

Цель:  создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр....

План по самообразованию на тему: "Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.Задачи:- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.- составить...