План работы по самообразованию по теме "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
проект (старшая группа)

Предеина Надежда Николаевна

план работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx422.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Тема самообразования:

«Формирование основ финансовой грамотности

у  детей старшего дошкольного возраста»

https://dopobr73.ru/images/events/cover/5ec45a175ddcef46f61684c0766dc215_big.jpg

СОСТАВИТЕЛЬ:

ПРЕДЕИНА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

ВОСПИТАТЕЛЬ

Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи:

  • способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;
  • способствовать формированию первоначальных представлений о труде;
  • способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;
  • способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
  • способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
  • понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
  • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • сознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
  • признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
  • рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
  • применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Условия реализации: дети, воспитатель, родители.

Применение: применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детских образовательных учреждений.

Срок реализации: 2020-2022г.

Основные формы реализации плана по самообразованию:

• Беседы.

• Непосредственно – образовательная деятельность.

• Дидактические игры.

• Моделирование ситуаций – тренингов.

• Чтение художественной литературы.

•Работа с родителями: анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации.

Этапы самообразования:

1. Подбор и изучение методической литературы

2. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования

3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

4. Представление опыта работы по теме.

Перспективный план работы на 2020 – 2021гг.

Месяц

Направления работы                                              

сентябрь

Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

Изучение учебной и научно-методической литературы;

Изучение новых программ и педагогических технологий;

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

Повышение общекультурного уровня.

октябрь

«Наши потребности»

Чтение сказки  С. Я. Маршак «Кошкин дом»,

Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк»

Дидактическая игра «Кому что нужно?».

Игра «Заветные желания».

Чтение и обсуждение  сказок о потребностях и возможностях: «Сивка-Бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке»;

Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики»

ноябрь

«Почему все взрослые работают?»

Беседа о необходимости трудиться; о профессиях их родителей, бабушек, дедушек;

Чтение стихотворений: С.Михалков «А что у вас?», Д.Родари «Чем пахнут ремесла», С.Маршак «Почта», В.Маяковский «Кем быть?»

Знакомство с профессиями, у которых результат труда не так нагляден (учитель, писатель, воспитатель, работник полиции);

Игра «Кто больше назовет профессий».

Игра по картинкам «Назови профессию»;

        

декабрь

«Когда продукт труда превращается в товар»

Игры-занятия «Кто производит товар», «Петушок и бобовое зернышко», «Я рисую свою мечту»;

Обсуждение процесса изготовления товара (посуды, бумаги, книг и т.п.);

Рассказ педагога о том, что товары бывают разного качества (демонстрация посуды разного качества);

Беседа с детьми о применении посуды разного качества в разных жизненных ситуациях;

Чтение стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе» (почему же вся посуда сбежала от Федоры?)

январь

«Что такое деньги»

Рассказ педагога о том, как появились деньги, что такое деньги, о заменителях денег;

Чтение сказки «Бобовое зернышко» (понятие «обмен товарами»);

Беседы «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет»;

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Театр», «Парикмахерская»

Игра «Хочу и надо». Формировать представление детей о понятии «бюджет»

 Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»

февраль

«Семейный бюджет»

Чтение и обсуждение детской литературы: И.Токмаковой «Купите лук», К.Ушинский «Лекарство», И.Туричик «Человек заболел»;

Беседы «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет»;

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Театр», «Парикмахерская»

Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет»

март

«Менеджер – интересная профессия»

Рассказ воспитателя о профессии «менеджер», беседа с детьми, ответы на вопросы детей;

Сюжетно-дидактическая игра «Хлебозавод»;

Вспоминаем поговорки и пословицы о труде

С/р «Магазин», Д.и «Безналичные деньги».

Поход с детьми в магазин.

апрель

«Что такое реклама?»

Рассказ педагога, показ разных средств изготовления рекламы;

Чтение сказки С.Михалкова «Как старик корову продавал»;

Рассматривание детьми рекламных листков и буклетов.

Рассказ воспитателя об особенностях содержания этих текстов (положительная оценка достоинств товара, призыв приобрести товар, адрес, где можно купить);

Чтение отрывка из книги Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены» о рекламе;

Чтение русской народной сказки «Лиса и козел»,

 КВН «Путешествие в денежную страну»

май

Игра-занятие «Экономическая рыбалка»;

Экономическая игра «КВН»

Подготовка и показ детьми сказки»Репка» на новый лад (экономическая сказка)

Ожидаемые результаты:

Воспитатель:

  • оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
  • повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
  • участие в педсоветах, семинарах;
  • повышен теоретический и педагогический уровень, компетентность по экономическому воспитанию старших дошкольников.

Дети:

  • знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
  • знают российские деньги;
  • знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
  • в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
  • бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
  • проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство..).

РППС:

  • картотека игр по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников;
  • оформление уголка (стенда) «Школа гнома Эконома»;
  • приобретение художественной литературы на экономическую тематику;
    приобретение и изготовление дидактических игр.

                         

Список литературы

1. Программа «От рождения до школы» - под. ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.

3. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности.  Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет

4. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.

5. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.

6. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.

7. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.

8. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.

9. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

10. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.

11. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию. Тема: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Повышение своего теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....

Отчёт по самообразованию Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».

Отчёт по самообразованию воспитателя дошкольной группы 6-7 лет Фазиловой И.ВТема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».Слайд2Актуальность темы...

Отчёт по самообразованию Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».

Отчёт по самообразованию воспитателя дошкольной группы 6-7 летТема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».Слайд2Актуальность темы:  Ф...

Отчет по самообразованию Тема «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

В результате самообразования достигла повышение профессионального уровня....

Самообразование Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, через различные виды деятельности»

Цель: повысить свой профессиональный уровень; систематизировать теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей...