ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» на 2018– 2019 учебный год
методическая разработка (младшая группа) на тему

Мария Хараборкина

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» на 2018– 2019 учебный год

Актуальность темы

         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования. Такие дети действительно хотят учиться в начальной школе.

  Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motorika.docx38.1 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска

«Центр развития ребенка – детский сад № 44»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

 ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА ТЕМУ

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

на 2018– 2019 учебный год





Выполнила: Хараборкина М.С.

Омск 2018

Актуальность темы

        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования. Такие дети действительно хотят учиться в начальной школе.

        Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.

        В федеральных государственных стандартах описаны интегративные качества  ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного образования. Среди них - овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.

        Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.

        Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания).  Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

        Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

        Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков, т.е. на нем практически строится все дальнейшее обучение, следовательно, ребенок, не освоивший этот навык вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников. 

        Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении.

Все физиологи в один голос говорят: чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так?

        Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.  

         Учёные - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Неуклюжесть детских пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика ещё недостаточно развита. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

        Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.

        Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создавать условия для формирования  навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности. 

        Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с  детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.

Перед собой я поставила цель.

Целью моей педагогической работы  является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Для достижения цели были обозначены задачи:

  1. Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
  2. Развитие  воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
  3. Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
  4. Повышение компетентности родителей в вопросе   развития  речи детей, мелкой моторики  с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

Объект: дети 2-3 года.

Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из средств развития речи и подготовки руки к письму.

Гипотеза: При создании педагогических условий  развитие тонкой моторики даёт большие возможности детям для умственного развития, совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных интересов.

Формы работы:

 - совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - индивидуальная работа с детьми;

 - свободная самостоятельная деятельность самих детей;

- консультативная работа с родителями.

Методы и приемы работы:

массаж кистей рук;

пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

пальчиковый театр;

лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);

конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО;

различные виды аппликаций;

рисование по трафаретам;

штриховка;

дорисовка (по принципу симметрии);

лабиринты;

дидактические игры;

шнуровка;

игры с мелкими предметами;

паззлы, мозаика.

Этапы работы

1 ЭТАП  информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

 Изучение научной и учебно-методической литературы:

2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП —  представление опыта работы по теме.

Показателями эффективности проекта будут считаться:

  1. Уменьшения количества детей с низким уровне речевого развития путем овладения пальчиковыми играми и развитием мелкой моторики.
  2. Преодоление дистанцирования родителей от детского сада, рост взаимопонимания и переход на уровень сотрудничества педагогов и семьи.
  3. Повышения уровня компетентности родителей в применении пальчиковых игр.


Перспективный план по теме: "Развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

СЕНТЯБРЬ

Наблюдения за детьми, диагностика

1. Пальчиковая гимнастика «Шарик»

2. Пальчиковая гимнастика «Пальчик – пальчик»

3. Пальчиковая гимнастика «По грибы»

4. Катание между ладонями карандашей, шишек.

5. «Найди и положи рядом такой же» - разложить геометрические фигуры по цвету и форме

6.  Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги.

7. Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа

  1. 8. «Чудесный мешочек» - определение на ощупь шарика и кубика.
  2. 9. Д/И «Пирамидка»
  1. 10. «Шуровка» - учить вкладывать шнурок в дырочку.
  1. 11. Работа с кинетическим песком

Индивидуальные беседы  –рекомендации «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания у детей»

ОКТЯБРЬ

1. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик дедушка»  

2. Пальчиковая гимнастика «В лесу темно»

3. Пальчиковая гимнастика «Кто живет у нас в квартире»

«Пирожки для Машеньки» - налеп из пластилина

4. «Овощи фрукты – полезные продукты» - лепка разноцветных шариков из пластилина; «Вкусный пирог» - лепка  шара между ладонями, придания ему формы лепешки

5. «Сложи картинку» из 2 частей

6. «Чудесный мешочек» - определение овощей и фруктов на ощупь

7. «Шуровка» - продолжать учить вкладывать шнурок в дырочку

8. Упражнения с шишками « Прокати по ладошке»

9. «Лучики для солнца» упражнение с прищепками (форма круга, лучики из прищепок)

10. Рисование «Нарисуем ежику колючки»

  1. 11. «Шуровка» - учить вкладывать шнурок в дырочку.

12. Работа с кинетическим песком

Индивидуальные беседы  –рекомендации «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания у детей»

НОЯБРЬ


1. Пальчиковая гимнастика «Рисуем портрет».

2. Пальчиковая гимнастика «На машине»

3. «Покатай, покатай» катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями.

4.  Заготовка корма для птиц - рассортировать фасоль и горох

  1. 5. «Строим забор» из счетных палочек - закрепление знаний о цвете и размере.

6. «Застегни одежду» - на пуговицы, липучки, молнию

7. «Шуровка» - учить вкладывать шнурок в дырочку

8. «Помоги развесить одежду»  - для сушки на веревку и прикрепить прищепками

9. Рисование пальчиками горошков на платье, рубашках (на шаблоне)

10. Разложи мозайку по цвету

11. Лепка из пластилина: «Баранки для мишки», «Сигналы светофора», «Самолет»

12. «Чудесный мешочек» определи игрушки на ощупь

13. «Сухой бассейн» - найти фигурки птиц на ощупь в коробке с крупой

14. Работа с кинетическим песком

Оформление папки – передвижки  «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста»

ДЕКАБРЬ



1. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».

2. Пальчиковая гимнастика «Снежный пирог»

3. Пальчиковая гимнастика с карандашом «Ладошка»

  1. 4. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами сказочных героев.

5. Строим дом из кубиков

6. «Грузим кубики в грузовик» кубики рассыпаны по ковру

7. «Снегопад в лесу» - на трафарете елки из цветной бумаги разложить комочки ваты

8. «Лепим снежки большие и маленькие» из салфеток скатывание шариков разного размера

9.  Лепка из пластилина: «Снеговик», «Новогодняя елка»

10. Пальчиковый театр «Репка»

11. «Накорми петушка» -  опускание мелких предметов (фасолины, крупы и т.п.) в мелкие отверстия.

12. «Сухой бассейн» - найти фигурки животных на ощупь в коробке с крупой

13.  Работа с кинетическим песком

Памятка «Наши пальчиковые игры»

ЯНВАРЬ

1. Пальчиковая гимнастика «Подарки»

2. Пальчиковая гимнастика с карандашом «Утюжок»

3. Пальчиковая гимнастика с карандашом «Добывание огня»

4. Упражнение «Ёжик» с шарами су-джок

5. «Разрезанные картинки» сложи картинки из нескольких частей

6. «Чтобы Мише было теплее» - мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку - «в берлоге ».

7. Накорми курочку, петушка, цыпленка (втыкаем крупу в тарелочки из теста – курочке – горох, петушку – фасоль, маленькому цыпленку – самые маленькие зерна – гречку):

8. «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

9 . «Найди и положи рядом такой же» - разложить геометрические фигуры по цвету и форме

10. Лепка из пластилина «Вот ёжик – ни головы, ни ножек», «Снежная баба»

11. «Построим дом из кубиков»

12. «Кто в домике живет?» - найти фигурки животных на ощупь в «сухом» бассейне (медведь, заяц, лиса, волк).

13. Работа с кинетическим песком

ФЕВРАЛЬ



1. Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому»

2.  Пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли»

3. Пальчиковая гимнастика с карандашом «Вертолет»

4. «Кто это» собери фигурку человека из геометрических фигур по образцу

5. «Разрезанные картинки» сложи картинки из нескольких частей

  1. 6. «Поможем кукле застегнуть пуговицы на рубашке».

7. Игра с прищепками «Сортируем по цвету»

  1. 8. «Шуровка» - продолжать учить вкладывать шнурок в дырочку.
  2. 9. Лепка из пластилина: «Цветные карандаши»

10. Аппликация из фантиков «Лоскутное одеяло»

11. Конструирование зданий из конструктора «ЛЕГО»

12. Соберем пирамидку правильно

13. Работа с кинетическим песком

Листки – памятки на тему «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»

МАРТ

1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»

2.  Пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли»

3. Пальчиковая гимнастика с карандашом «Горка»

4. Упражнение с шарами су-джок

5.  Упражнения с шишками « Прокати по ладошке»

6.  «Бусы для мамы» нанизывание крупных бусин на шнурок

7.  «Поможем бабушке развязать узелки на веревке»

8. «Солнце светит ярко» лучики из прищепок на желтом круге

9 . «Матрешки разбежались» собрать матрешки одна в одну

  1. 10. «Найди пару» - в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета, вырезанные из цветного картона с дырочкой, надеть каждую пар ну одну веревочку.

11. Лепка из соленого теста «Подарок маме»

12. Лепка из пластилина «Неваляшка»

13. «Что купила мама? » - Найти «овощи» и «фрукты» в «сухом» бассейне

14. Работа с кинетическим песком

Консультация на тему «Играя, учимся говорить»

АПРЕЛЬ




1. Пальчиковая гимнастика «Покажи-ка кулачок»

2.  Пальчиковая гимнастика «Коготки»

3. Пальчиковая гимнастика с карандашом «Волчок»

4. Упражнение с шарами су-джок

5. «Кормим птичек червяками» -  переложить "червячков" в тарелочку к птичке используя прищепки

4. «Сложи по схеме» - выложить цветок из счетного материала

5. «Нарви молодой травки для кролика» - нарвать полоски зеленой бумаги

6. «Расцвели цветы» Дополнить картонный трафарет нужной деталью (выложить по контуру лепистки)

7. «Накорми петушка» -  опускание мелких предметов (фасолины, крупы и т.п.) в мелкие отверстия.

8. Лепка из пластилина: «Червячки для грачей», "Проложим дорожку из камешков" (выкладывание фасоли на пластилиновую дорожку)  

9.  «Какая игрушка спряталась?» - определи на ощупь в «сухом» бассейне.

10.  Игра «Помоги ежику» - собрать плоскостные грибы, вставить их в прорези.

11.  «Помоги зверям добраться до домиков» -  выложи дорожки "камешками"У медведя ноги большие – ему кладем самые большие камни (фасоль), лисичке - камушки поменьше (горох), ну а белке – самые маленькие (гречка)

12. «Раскопки» - отыскать картинки, спрятанные в крупе.

13. Работа с кинетическим песком

Папка-передвижка: «Рисуем без кисточек»

МАЙ

1. Пальчиковая гимнастика «В лес идем мы погулять»

2.  Пальчиковая гимнастика «Шагаем по столу»

3. Пальчиковая гимнастика с карандашом «Добывание огня»

4. Упражнение с шишками

5. «Закрути бутылочки»  закручивание пробок на пластмассовых бутылках.

  1. 6. «Посадка фасоли» - дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена.
  1. 7. «Едем на дачу» - собрать грузовик из геометрических фигур по схеме.

8.  Шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, развязывание узелков на бельевой веревке.

9. «Строим дом» из конструктора «ЛЕГО»

10. «Раскопки» - отыскать картинки, спрятанные в крупе.

11. Лепка из пластилина: «Гусеница», «Красивый одуванчик»,  «Огромный кит»

  1. 12. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулачке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.

13. Работа с кинетическим песком

Оформление папки – передвижки «Пальчиковые игры для малышей»

Список литературы

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

9. Кольцова М.М «Развитие моторики»

10. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

11. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

Описания опыта по теме "Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста"

Описание опыта по теме «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр, упражнений и нетрадиционных материалов.»Раннее детство - самый интересн...

Опыт работы по творческой теме: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста (крупотерапия)»

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая раб...

План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"

Актуальность темыФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноцен...