Главные вкладки

    План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»
    методическая разработка (старшая группа)

    Гонтова Маргарита Энгельсовна

    «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях.

    Меня заинтересовала проблема: как повысить мотивацию старших дошкольников в развитии элементарных математических представлений через игровую деятельность.
    Цель моей работы по самообразованию: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса. Создание оптимальных условий для математического развития дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_po_samoobrazovaniyu_gontova_m.e.docx31.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 11 «Берёзка» общеразвивающего вида

    Согласовано:                                                                Утверждено:

    Зам. заведующей                                                                  Заведующая МБДОУ

    по УВР МБДОУ                                                                  детский сад № 11

    детский сад № 11                                                                  «Берёзка»

    «Берёзка»                                                                            Г. Я. Амерханова

    Е. В. Тодоренко                                                         _____________

    _______________                

    План работы по самообразованию

    «Развитие элементарных математических представлений

    у детей старшего дошкольного возраста

    через игровую деятельность»
    старшая группа «Ромашка»

     на 2018-2019 уч. год

            Составила: воспитатель

            МБДОУ д/с № 11 «Берёзка»

            Гонтова М.Э.

    г. Гусиноозёрск

    2018 г.

    План работы по самообразованию на тему:

    «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

     «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

    В. А. Сухомлинский.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Это документ, который обязаны реализовывать все дошкольные образовательные организации. А одна из задач, которые ставит ФГОС ДО предполагает развитие у детей интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности (пункт 1.6.6).

    «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях (пункт 2.6).

    К целевым ориентирам, которые позволяют оценить достижения ребенка на этапе завершения дошкольного образования, относятся следующие характеристики: ребенок проявляет любознательность; задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется причинно-следственными связями; обладает элементарными представлениями из области математики; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности (пункт 4.6).

    Согласно ФГОС ДО одним из принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (пункт 1.4.7). В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра (пункт 1.2.4). Игра – естественный способ развития ребенка. Игра для дошкольника выполняет ту же функцию, что учебник для школьников, она помогает осознавать происходящее вокруг. Все игры удовлетворяют потребность детей в познании окружающего.

    Меня заинтересовала проблема: как повысить мотивацию старших дошкольников в развитии элементарных математических представлений через игровую деятельность.

    Тема: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса. Создание оптимальных условий для математического развития дошкольников.

    Задачи:

    - изучать педагогическую и методическую литературу по теме;

    - обобщить педагогический опыт работы по теме самообразования;

    - обогащать и преобразовывать предметно – пространственную среду в соответствии с новыми требованиями;

    - разработать и реализовать систему мероприятий, направленную на развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность;

    - прививать детям интерес к математике с помощью интересных заданий и игр, сделать увлекательным для ребенка усвоения начал математики;

    - способствовать развитию у детей внимания, памяти, активности, инициативности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы;

    - развивать интеллектуально-творческие проявления детей: находчивость, смекалку, сообразительность;

    - объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей.

    Направления саморазвития:

    1. Изучение нормативно-правовых документов.

    2. Изучение методической литературы.

    3. Знакомство с передовым педагогическим опытом.

    4. Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды).

    5. Работа с детьми.

    6. Повышение квалификации.

    7. Работа с семьей, социумом.

    8. Обогащение развивающей предметно – пространственной среды.

    Ожидаемые результаты:

    - Оформление собственных методических разработок в форме информационно-педагогических модулей (обобщение опыта работы.)

    - Совершенствование педагогического мастерства, повышение профессиональной активности.

    - Развитие адаптивной способности в контексте современных тенденций развития образования.

    Актуальность выбранной темы

    В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т. к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач и, конечно, для успешного обучения в школе.

    В рамках Концепции развития математического образования в Российской Федерации тема «Развитие математических представлений в детском саду» становится очень важной и актуальной. Целью Концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом», - так гласит Концепция.

    Формирование математических представлений, согласно Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения, начинается в младшей группе детского сада. Но уже в раннем возрасте воспитатели проводят работу по сенсорному развитию детей, таким образом, создавая условия для успешного освоения математических понятий в будущем.

    Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельной.

    Математика, как известно, обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненные важные личностные качества детей – внимание, память, мышление и речь, аккуратность, трудолюбие, алгоритмические навыки, творческие способности.

    Следует отметить, что не всегда малыши понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.

    Эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитии детей являются основные формы детского фольклора, т. к. они помогают детям в изучении учебного материала добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры: закреплять количественные отношения (много, мало, больше, столько же, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени.

    План работы:

    1. Изучение нормативно-правовых документов и методической литературы:

    Сентябрь - май

    1. Арапова – Пискарёва Н. А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез Москва, 2008.

    2. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. «Математика для дошкольников», Москва, 1997.

    3. Венгер Л. А. Больше, меньше, поровну, «Дошкольное воспитание», 1996 №6.

    4. Метлина Л. С. «Математика в детском саду», Просвещение, Москва, 1977.

    5. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников, Москва, 1985.- Анализ изученной литературы.

    6. Методические рекомендации по курсу «Игралочка»: "Раз - ступенька, два - ступенька. Петерсон Л. Г. ,Холина Н. П.

    7. Никитин Б. П. «Ступеньки Творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991 г.

    8. Распоряжение правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р. Концепция развития математического образования в Российской Федерации.

    Интернет-ресурсы:

    http://dohcolonoc.ru;

    http://nsportal.ru;

    http://www.edu.ru;

    http://www.detskiysad.ru;

    http://www.moi-detsad.ru;

    http://ivalex.ucoz.ru.

    2. Изучение следующих теоретических тем:

    1. Задачи математической подготовки детей.

    2. Общая характеристика содержания математической подготовки дошкольников.

    3. Методы математической подготовки.

    4. Средства формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду.

    5. Формы организации работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников.

    3. Изучение опыта работы педагогов ДОУ.

    4. Изучение опыта, методик и технологий педагогов в интернете по данной теме.

    5. Работа с детьми:

    Сентябрь – май

    -        Использование игровой технологии интеллектуально творческого развития В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности: игрового методического комплекса «Логические блоки Дьенеша» - игры способствуют ускорению процесса развития у детей дошкольного возраста логических структур мышления и математических представлений; дидактического многофункционального материала «Цветные счетные палочки Кюизенера - данный дидактический материал помогает развить у детей представление о числе, учит их измерению с помощью мерки, развивает комбинаторные способности; кубиков и квадратов Никитина, благодаря которым у детей хорошо развивается способности к анализу и синтезу - важным мыслительным операциям, используемым в любой интеллектуальной деятельности; игр – головоломок, или геометрических конструкторов («Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Сердечко». Эти игры способствуют развитию пространственных представлений, конструктивного мышления, творческой инициативы и сообразительности.

    -        Игровая деятельность математической направленности в группе, на прогулках.

    -        Игры во время самостоятельной и совместной деятельности в группе и на прогулках.

    -        Отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности.

    -        Математика в изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисовании).

    -        Использование устного народного творчества: потешек, загадок, считалок, поговорок, пословиц, скороговорок, математических сказок.

    -        Игровая деятельность с использованием математических заданий.

    -        Развлечение «Весёлая математика».

    -        Использование картотеки дидактических игр, способствующих формированию у дошкольников способности понимать и прослеживать причинно-следственные связи, развивать умения рассуждать и выстраивать простейшие умозаключения:

    1. Игры с цифрами и числами;

    2. Игры – путешествия во времени;

    3. Игры на ориентировку в пространстве;

    4. Игры с геометрическими фигурами.

    -        Использование мультимедийных презентаций, что способствует лучшему зрительному восприятию материала и развитию познавательного интереса у дошкольников.

    6. Работа с семьёй:

    - Консультации для родителей «Как привить интерес к математике?», «Учимся развивать логику», «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», «Зачем детям математика?» и др.

     Сентябрь

    - Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка.

    - Создание уголка «Занимательная математика».

    Октябрь

    - Родительское собрание «Основные направления работы на учебный год»

    Март

    - Открытый показ образовательной ситуации.

    Апрель

    - Информация в уголок для родителей «Математика вокруг нас» Папка-передвижка.

    - День открытых дверей.

    4. Самореализация:

    Ноябрь

    - Составление картотеки игр по развитию математических представлений.

    - Представление картотеки на педагогическом часе.

    Январь

    - Консультация для педагогов «Царица наук - математика» - Выступление на педагогическом совете.

    - Доклад и презентация по теме «Развитие интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста».

    Май

    - Отчёт по теме самообразования.

    - Выступление на итоговом педсовете.


    Содержание развивающих мероприятий по развитию математических способностей для детей 5-6 лет

    Дата

    Тема мероприятия

    Цели мероприятия

    Практические выходы

    (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

    Сентябрь

    ООД ««Путешествие по страницам сказки В. Катаева «Цветик -семицветик».

    - развитие логического мышления, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать;

    - закрепление знаний детей о геометрических фигурах;

    - продолжение обучения записывать решение задач с помощью математических знаков и цифр;

    - воспитание у детей самостоятельности, взаимопомощи.

    Текстовой материал

    Октябрь

    ООД «Мир загадок»

    - закрепление представлений детей о геометрических фигурах;

    - закрепление знаний основных цветов синий, желтый, красный, зеленый;

    - повторение прямого и обратного счета, количественного и порядкового.

    Текстовой материал

    Ноябрь

    Экспериментальная деятельность: «Измерение объемов сыпучих веществ (гороха)»

    - обучение измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки;

    - упражнение в присчитывание и отсчитывание предметов;

    - побуждение интереса к занятиям математикой;

    - развитие творческого воображения.

    Фотоотчёт

    Декабрь

    Математический досуг по мотивам произведений С. Я. Маршака «Теремок с цифрами»

    - повторение порядкового счета, закрепление названия и отличительных признаков геометрических фигур;

    - развитие внимания, смекалки, умения работать в коллективе.

    Фотоотчёт

    Февраль

    Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

    - упражнение в присчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружков) в пределах 10;

    - развитие интереса и уважение к профессии продавца;

    - ознакомление с правилами поведения в магазине.

    Фотоотчёт

    Март

    ООД «Поход к лисе»

    - формирование навыков ориентации по элементарному плану, умения правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве;

    - формирование умения составлять из геометрических фигур силуэты знакомых зверей, обследовать и анализировать составные части силуэтов;

    - закрепление навыков счета в пределах десяти, обучение обратному счету от 10 до 1;

    - воспитание доброго отношения к лесным жителям, культуры поведения.

    Текстовой материал

    Апрель

    «Путешествие в волшебную страну Геометрию»

    - закрепление знания геометрических фигур.

    Фотоотчёт

    Май

    Игра «КВН»

    - закрепление счета в пределах 10, знание цифр, умение ориентироваться по схеме;

    - развитие логического мышления, умения определять длину при помощи условной мерки;

    - формирование умения распределять предметы по длине, знание геометрических фигур, форм.

    - развитие творческого мышления.

    Фотоотчёт, текстовой материал


    Список литературы:

    1. Н.А. Арапова - Пискарева «Формирование элементарных математических представлений в детском саду: программа и метод. рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет», Москва: Мозаика-Синтез , 2009.

    2. В. Волина «Веселая математика» - Москва, 2005.

    3. Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989.

    4. Е.Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004.

    5.  А. Левина. «Развиваем восприятие, воображение. 5-6 лет.» - М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2004. – 63с.: ил..

    6. В.Г. Коваленко «Дидактические игры на уроках математики». – М.: 2000.

    7. З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва, 1990.

    8. Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике». - М.: 1996.

    9. И.А. Помораева «Занятия по формированию элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2016.

    10. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. «Играя, учимся математике». – М.: 2005.

    11. Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»

    12. Интернет сайты, образовательные порталы: Maam.ru, ns-портал.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.

    Как формировать у детей элеметарные математические представления в дошкольном возрасте в игровой деятельности....

    Непосредственно образовательная деятельность по развитию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста "Весенний лес"

    Закрепить знание цифр от 1 до 5. Упражнять в отсчете предметов из большенства множества в пределах 5. Закрепить представление детей о геометрических фигурах....

    Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности».

    Математика содержит уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!» Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображ...

    Партнёрская деятельность. Игровая развивающая ситуация на развитие элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста "День рождения медведя".

    Партнёрская деятельность воспитателя с детьми. Игровая развивающая ситуация на развитие элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста "День рождения медведя"...

    ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развивай-ка». Развитие Элементарных Математических Представлений у детей младшего дошкольного возраста (3-4г).

    Рабочая программа кружковой деятельности по РЭМП «Развивай-ка»  обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных ...

    Развитие элементарных математических представлений у детей разного дошкольного возраста через музыкальную деятельность

    Создание условий,  способствующих всестороннему развитию дошкольников - одна из задач современного образовательного учреждения. Каждый дошкольник  с радостью и удивлением открывает для себя ...