План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»
методическая разработка (старшая группа)

Гонтова Маргарита Энгельсовна

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях.

Меня заинтересовала проблема: как повысить мотивацию старших дошкольников в развитии элементарных математических представлений через игровую деятельность.
Цель моей работы по самообразованию: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса. Создание оптимальных условий для математического развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_gontova_m.e.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 11 «Берёзка» общеразвивающего вида

Согласовано:                                                                Утверждено:

Зам. заведующей                                                                  Заведующая МБДОУ

по УВР МБДОУ                                                                  детский сад № 11

детский сад № 11                                                                  «Берёзка»

«Берёзка»                                                                            Г. Я. Амерханова

Е. В. Тодоренко                                                         _____________

_______________                

План работы по самообразованию

«Развитие элементарных математических представлений

у детей старшего дошкольного возраста

через игровую деятельность»
старшая группа «Ромашка»

 на 2018-2019 уч. год

        Составила: воспитатель

        МБДОУ д/с № 11 «Берёзка»

        Гонтова М.Э.

г. Гусиноозёрск

2018 г.

План работы по самообразованию на тему:

«Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

 «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Это документ, который обязаны реализовывать все дошкольные образовательные организации. А одна из задач, которые ставит ФГОС ДО предполагает развитие у детей интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности (пункт 1.6.6).

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях (пункт 2.6).

К целевым ориентирам, которые позволяют оценить достижения ребенка на этапе завершения дошкольного образования, относятся следующие характеристики: ребенок проявляет любознательность; задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется причинно-следственными связями; обладает элементарными представлениями из области математики; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности (пункт 4.6).

Согласно ФГОС ДО одним из принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (пункт 1.4.7). В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра (пункт 1.2.4). Игра – естественный способ развития ребенка. Игра для дошкольника выполняет ту же функцию, что учебник для школьников, она помогает осознавать происходящее вокруг. Все игры удовлетворяют потребность детей в познании окружающего.

Меня заинтересовала проблема: как повысить мотивацию старших дошкольников в развитии элементарных математических представлений через игровую деятельность.

Тема: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса. Создание оптимальных условий для математического развития дошкольников.

Задачи:

- изучать педагогическую и методическую литературу по теме;

- обобщить педагогический опыт работы по теме самообразования;

- обогащать и преобразовывать предметно – пространственную среду в соответствии с новыми требованиями;

- разработать и реализовать систему мероприятий, направленную на развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность;

- прививать детям интерес к математике с помощью интересных заданий и игр, сделать увлекательным для ребенка усвоения начал математики;

- способствовать развитию у детей внимания, памяти, активности, инициативности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы;

- развивать интеллектуально-творческие проявления детей: находчивость, смекалку, сообразительность;

- объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей.

Направления саморазвития:

1. Изучение нормативно-правовых документов.

2. Изучение методической литературы.

3. Знакомство с передовым педагогическим опытом.

4. Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды).

5. Работа с детьми.

6. Повышение квалификации.

7. Работа с семьей, социумом.

8. Обогащение развивающей предметно – пространственной среды.

Ожидаемые результаты:

- Оформление собственных методических разработок в форме информационно-педагогических модулей (обобщение опыта работы.)

- Совершенствование педагогического мастерства, повышение профессиональной активности.

- Развитие адаптивной способности в контексте современных тенденций развития образования.

Актуальность выбранной темы

В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т. к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач и, конечно, для успешного обучения в школе.

В рамках Концепции развития математического образования в Российской Федерации тема «Развитие математических представлений в детском саду» становится очень важной и актуальной. Целью Концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом», - так гласит Концепция.

Формирование математических представлений, согласно Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения, начинается в младшей группе детского сада. Но уже в раннем возрасте воспитатели проводят работу по сенсорному развитию детей, таким образом, создавая условия для успешного освоения математических понятий в будущем.

Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельной.

Математика, как известно, обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненные важные личностные качества детей – внимание, память, мышление и речь, аккуратность, трудолюбие, алгоритмические навыки, творческие способности.

Следует отметить, что не всегда малыши понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.

Эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитии детей являются основные формы детского фольклора, т. к. они помогают детям в изучении учебного материала добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры: закреплять количественные отношения (много, мало, больше, столько же, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени.

План работы:

1. Изучение нормативно-правовых документов и методической литературы:

Сентябрь - май

1. Арапова – Пискарёва Н. А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез Москва, 2008.

2. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. «Математика для дошкольников», Москва, 1997.

3. Венгер Л. А. Больше, меньше, поровну, «Дошкольное воспитание», 1996 №6.

4. Метлина Л. С. «Математика в детском саду», Просвещение, Москва, 1977.

5. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников, Москва, 1985.- Анализ изученной литературы.

6. Методические рекомендации по курсу «Игралочка»: "Раз - ступенька, два - ступенька. Петерсон Л. Г. ,Холина Н. П.

7. Никитин Б. П. «Ступеньки Творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991 г.

8. Распоряжение правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р. Концепция развития математического образования в Российской Федерации.

Интернет-ресурсы:

http://dohcolonoc.ru;

http://nsportal.ru;

http://www.edu.ru;

http://www.detskiysad.ru;

http://www.moi-detsad.ru;

http://ivalex.ucoz.ru.

2. Изучение следующих теоретических тем:

1. Задачи математической подготовки детей.

2. Общая характеристика содержания математической подготовки дошкольников.

3. Методы математической подготовки.

4. Средства формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду.

5. Формы организации работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников.

3. Изучение опыта работы педагогов ДОУ.

4. Изучение опыта, методик и технологий педагогов в интернете по данной теме.

5. Работа с детьми:

Сентябрь – май

-        Использование игровой технологии интеллектуально творческого развития В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности: игрового методического комплекса «Логические блоки Дьенеша» - игры способствуют ускорению процесса развития у детей дошкольного возраста логических структур мышления и математических представлений; дидактического многофункционального материала «Цветные счетные палочки Кюизенера - данный дидактический материал помогает развить у детей представление о числе, учит их измерению с помощью мерки, развивает комбинаторные способности; кубиков и квадратов Никитина, благодаря которым у детей хорошо развивается способности к анализу и синтезу - важным мыслительным операциям, используемым в любой интеллектуальной деятельности; игр – головоломок, или геометрических конструкторов («Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Сердечко». Эти игры способствуют развитию пространственных представлений, конструктивного мышления, творческой инициативы и сообразительности.

-        Игровая деятельность математической направленности в группе, на прогулках.

-        Игры во время самостоятельной и совместной деятельности в группе и на прогулках.

-        Отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности.

-        Математика в изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисовании).

-        Использование устного народного творчества: потешек, загадок, считалок, поговорок, пословиц, скороговорок, математических сказок.

-        Игровая деятельность с использованием математических заданий.

-        Развлечение «Весёлая математика».

-        Использование картотеки дидактических игр, способствующих формированию у дошкольников способности понимать и прослеживать причинно-следственные связи, развивать умения рассуждать и выстраивать простейшие умозаключения:

1. Игры с цифрами и числами;

2. Игры – путешествия во времени;

3. Игры на ориентировку в пространстве;

4. Игры с геометрическими фигурами.

-        Использование мультимедийных презентаций, что способствует лучшему зрительному восприятию материала и развитию познавательного интереса у дошкольников.

6. Работа с семьёй:

- Консультации для родителей «Как привить интерес к математике?», «Учимся развивать логику», «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», «Зачем детям математика?» и др.

 Сентябрь

- Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка.

- Создание уголка «Занимательная математика».

Октябрь

- Родительское собрание «Основные направления работы на учебный год»

Март

- Открытый показ образовательной ситуации.

Апрель

- Информация в уголок для родителей «Математика вокруг нас» Папка-передвижка.

- День открытых дверей.

4. Самореализация:

Ноябрь

- Составление картотеки игр по развитию математических представлений.

- Представление картотеки на педагогическом часе.

Январь

- Консультация для педагогов «Царица наук - математика» - Выступление на педагогическом совете.

- Доклад и презентация по теме «Развитие интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста».

Май

- Отчёт по теме самообразования.

- Выступление на итоговом педсовете.


Содержание развивающих мероприятий по развитию математических способностей для детей 5-6 лет

Дата

Тема мероприятия

Цели мероприятия

Практические выходы

(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Сентябрь

ООД ««Путешествие по страницам сказки В. Катаева «Цветик -семицветик».

- развитие логического мышления, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать;

- закрепление знаний детей о геометрических фигурах;

- продолжение обучения записывать решение задач с помощью математических знаков и цифр;

- воспитание у детей самостоятельности, взаимопомощи.

Текстовой материал

Октябрь

ООД «Мир загадок»

- закрепление представлений детей о геометрических фигурах;

- закрепление знаний основных цветов синий, желтый, красный, зеленый;

- повторение прямого и обратного счета, количественного и порядкового.

Текстовой материал

Ноябрь

Экспериментальная деятельность: «Измерение объемов сыпучих веществ (гороха)»

- обучение измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки;

- упражнение в присчитывание и отсчитывание предметов;

- побуждение интереса к занятиям математикой;

- развитие творческого воображения.

Фотоотчёт

Декабрь

Математический досуг по мотивам произведений С. Я. Маршака «Теремок с цифрами»

- повторение порядкового счета, закрепление названия и отличительных признаков геометрических фигур;

- развитие внимания, смекалки, умения работать в коллективе.

Фотоотчёт

Февраль

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

- упражнение в присчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружков) в пределах 10;

- развитие интереса и уважение к профессии продавца;

- ознакомление с правилами поведения в магазине.

Фотоотчёт

Март

ООД «Поход к лисе»

- формирование навыков ориентации по элементарному плану, умения правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве;

- формирование умения составлять из геометрических фигур силуэты знакомых зверей, обследовать и анализировать составные части силуэтов;

- закрепление навыков счета в пределах десяти, обучение обратному счету от 10 до 1;

- воспитание доброго отношения к лесным жителям, культуры поведения.

Текстовой материал

Апрель

«Путешествие в волшебную страну Геометрию»

- закрепление знания геометрических фигур.

Фотоотчёт

Май

Игра «КВН»

- закрепление счета в пределах 10, знание цифр, умение ориентироваться по схеме;

- развитие логического мышления, умения определять длину при помощи условной мерки;

- формирование умения распределять предметы по длине, знание геометрических фигур, форм.

- развитие творческого мышления.

Фотоотчёт, текстовой материал


Список литературы:

1. Н.А. Арапова - Пискарева «Формирование элементарных математических представлений в детском саду: программа и метод. рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет», Москва: Мозаика-Синтез , 2009.

2. В. Волина «Веселая математика» - Москва, 2005.

3. Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989.

4. Е.Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004.

5.  А. Левина. «Развиваем восприятие, воображение. 5-6 лет.» - М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2004. – 63с.: ил..

6. В.Г. Коваленко «Дидактические игры на уроках математики». – М.: 2000.

7. З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва, 1990.

8. Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике». - М.: 1996.

9. И.А. Помораева «Занятия по формированию элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2016.

10. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. «Играя, учимся математике». – М.: 2005.

11. Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»

12. Интернет сайты, образовательные порталы: Maam.ru, ns-портал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Как формировать у детей элеметарные математические представления в дошкольном возрасте в игровой деятельности....

Непосредственно образовательная деятельность по развитию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста "Весенний лес"

Закрепить знание цифр от 1 до 5. Упражнять в отсчете предметов из большенства множества в пределах 5. Закрепить представление детей о геометрических фигурах....

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности».

Математика содержит уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!» Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображ...

Партнёрская деятельность. Игровая развивающая ситуация на развитие элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста "День рождения медведя".

Партнёрская деятельность воспитателя с детьми. Игровая развивающая ситуация на развитие элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста "День рождения медведя"...

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развивай-ка». Развитие Элементарных Математических Представлений у детей младшего дошкольного возраста (3-4г).

Рабочая программа кружковой деятельности по РЭМП «Развивай-ка»  обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных ...

Развитие элементарных математических представлений у детей разного дошкольного возраста через музыкальную деятельность

Создание условий,  способствующих всестороннему развитию дошкольников - одна из задач современного образовательного учреждения. Каждый дошкольник  с радостью и удивлением открывает для себя ...