Главные вкладки

    Развитие элементарных математических представлений у детей разного дошкольного возраста через музыкальную деятельность
    статья

    Сангова Оксана Владимировна

    Создание условий,  способствующих всестороннему развитию дошкольников - одна из задач современного образовательного учреждения. Каждый дошкольник  с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир и  при условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых методик,   дети  уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усваивают многое из того, чему раньше они начинали учиться в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу, тем успешнее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sangova_pedsovet.docx26.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Структурное подразделение детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ №9

                                              Кинель

    Тема сообщения:

    Развитие элементарных математических представлений у детей разного дошкольного возраста через музыкальную деятельность

    Поготовила

     Музыкальный руководитель:

    Сангова О.В.

    Развитие элементарных математических представлений у детей разного дошкольного возраста через музыкальную деятельность

    Создание условий,  способствующих всестороннему развитию дошкольников - одна из задач современного образовательного учреждения. Каждый дошкольник  с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир и  при условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых методик,   дети  уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усваивают многое из того, чему раньше они начинали учиться в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу, тем успешнее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.

    Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка. Накопленные  знания и опыт ребенка могут быть объемным, но неупорядоченными, неорганизованными, поэтому систематизировать эти знания необходимо в процессе обучения и познавательного общения. Все это является основой  дальнейшего математического образования.

    Музыкальное воспитание ребенка - составляющая  духовного развития ребенка может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей, поможет решить многие задачи воспитательно – образовательного процесса.

    Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов дошкольного учреждения с целью гармоничного воздействия на личность ребенка, активизации мыслительной деятельности, повышения качества усвоения знаний, создания благоприятного эмоционального фона, устранения нервного напряжения и сохранения здоровья.

    В младших группах на муз занятиях, во время пальчиковой гимнастики, дети знакомятся с порядковым счётом(1,2,3,4,5-вышли пальчики гулять, на лугу, на лугу стоит чашка творогу, прилетели 2 тетери-поклевали-улетели.) Также при исполнении песен (жили у бабуси 2 весёлых гуся) дети знакомятся со счётом.

        В старших группах на слушании музыки, дети определяют 2-х или 3-х частный размер произведения, также ввожу игру «Музыкальный квадрат»,которая развивает ещё и внимательность и закрепляет уже полученные знания.

    В подгот. группах при знакомстве с нотами и нотным станом, обязательно определяем кол-во нот, из скольких линеечек состоит нотный стан, где располагаются ноты по отношению этих линеечек (под, над, между строчкой).

    При разучивании танцев и танцевальных движений, конечно же все используют счёт - раз, два.

    Также во время знакомства с песней обращаю внимание детей на структуру песни (сколько куплетов, есть ли повторения в строчках). Таким образом, у детей формируются понятия о кол-ве, числовой последовательности, понятия о цифрах.

       В театрализованной деятельности также используются методы для развития математических способностей дошкольников. Уже с младших групп мы знакомим детей со сказками и конечно же обыгрываем их (кук. театр, теневой, настольный театр)В каждой группе найдутся сказки «Репка», «Теремок», «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят».У детей уже с самого раннего детства на слуху  понятия о числах, цифрах и количестве, которые должны далее развиваться в старших группах.

      К музыкально-театрализ. деят-ти относятся различные развлечения и вечера досуга. Развлечения с использованием математического материала  способствуют развитию познавательной деят-ти детей: аналитическое восприятие, устойчивое внимание, память, речь, пространственное воображение. В процессе развлечения дети закрепляют полученные знания,умения и навыки. Причём всё это происходит в обстановке, которая ничем не напоминает еженедельные занятия по развитию элементарных математических представлений. Музыка, песни, стихи, красочные пособия и различные атрибуты доставляют детям радость, развивают эстетические чувства.

       Исходя из характера и содержания, можно выделить сюжетные и бессюжетные развлечения. Сюжетные делятся на 2 группы: с  элементами драматизации и сюжетно-ролевые игры.

    1.Развлеч-я с элем-ми драматизации  строятся на основе сказок, литерат-х произведений.

    2.Сюжетно-ролевые игры - это различные «путешествия» (на поезде, корабле ковре-самолете), «концерты» и т.д. здесь дети производят в ролях все то, что они видят в окружающей их жизни и деятельности взрослых. В сценарий включается занимательный математический материал. Ведущим в таких развлечениях является воспитатель.

    К бессюжетным можно отнести весёлые соревнования по типу спортивных досугов. Посл.время популярными стали игры-квесты,где детям предлагается отыскать тот или иной предмет, который можно отыскать при помощи различных заданий. При проведении  таких развлечений необходимо соблюдать некоторые правила:

    - Сочетать художественный и познавательный материал (атрибуты и оформление должны стимулировать активность детей в решении интеллектуальных задач).

    - Постепенно увеличивать трудность заданий, упражнений, вопросов. Можно использовать усложненные варианты знакомых занимательных математических задач и упражнений, способы решения которых могут быть найдены детьми самостоятельно. Ребенок должен испытывать удовлетворение от преодоления трудностей, достижения цели.

    - Предусмотреть смену разных видов деятельности. Простые наблюдения чередовать с включением детей в действие (помочь герою, найти выход из ситуации, дать ответ на вопрос и т.д.)

     -  Выполнение заданий сопровождать музыкой – это создает эмоциональную, приподнятую атмосферу досуга.

     И конечно же игры очень способствуют усвоению материалов математического содержания.

    Примеры игр, используемых в развлечениях.

    «Не промочи ноги»

    На полу разложены пронумерованные дощечки. Надо пройти по дощечкам, согласно цифрам (прямой и обратный счет)

    «Чей кружок быстрее соберется?»

    Дети под музыку двигаются по залу, выполняя различные движения. По сигналу встают по двое, по трое, по четверо и т.д.

    «Найди сокровище»

    Цель. Развивать пространственные ориентировки по схеме.

    Материал. Схема движения к сокровищам, которые спрятаны в групповой комнате.

    Ход игры. В игре участвуют 2 игрока. Ведущий предлагает отыскать сокровища. Найти тайник можно по схеме, на которой зашифровано местонахождение сокровищ. Играющие в паре рассматривают схему, расшифровывают ее и начинают искать тайник. Родитель читает, от какого ориентира нужно двигаться, сколько шагов отсчитывать, через сколько шагов поворачивать вправо или влево и т. д. Ребенок двигается в заданном направлении.

    «Флажки»

    - Игроки стоят в кругу. Каждый держит в руке флажок. Первый играющий говорит «один», передаёт свой флажок соседу, они вместе говорят «два», второй передаёт оба флажка соседу, они вместе говорят «три» и т.д.

    «Кто знает, пусть дальше считает»

    Цель. Совершенствовать представления о последовательности чисел первого десятка.

    Материал. Мяч.

    Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий бросает мяч одному из игроков и называет любое число в пределах десяти. Поймавший мяч продолжает счет, как условились, в прямом (или обратном) порядке от названного числа и возвращает мяч. Если играющий затрудняется, дети помогают ему хором.

    Математические шутки

    Жили-были два зайца Прыг и Скок. Очень они любили морковку. Один съел три утром, а второй на три морковки больше. Сколько всего съели морковок?

    Гулял волк по лесу и собирал цветочки. Кому подарить? Ну, конечно, красной Шапочке! Две ромашки, два василька, два колокольчика. Сколько цветов в букете?

    У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки?

    В лесу росла береза. На ней росли яблоки:1 зеленое,2 красных, 1 желтое. Сколько всего яблок на дереве?

    Над площадкой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц всего

    Таким образом, следуя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что развитие математических представлений у дошкольников, невозможно без  музыкально-театрализованной деятельности.

                                       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста на тему « В поисках сокровищ».

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста на тему « В поисках сокровищ" Цель:...

    Непосредственно образовательная деятельность по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "Поздравляем наших мам"

    Обобщить представление детей о Международном женском дне 8 Марта. закрепить представления о числе, цифрах, порядковом счете. уметь обозначать соответствующей цифрой количество предметов, сравнивать чи...

    Непосредственно образовательная деятельность по развитию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста "Весенний лес"

    Закрепить знание цифр от 1 до 5. Упражнять в отсчете предметов из большенства множества в пределах 5. Закрепить представление детей о геометрических фигурах....

    Партнёрская деятельность. Игровая развивающая ситуация на развитие элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста "День рождения медведя".

    Партнёрская деятельность воспитателя с детьми. Игровая развивающая ситуация на развитие элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста "День рождения медведя"...

    ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развивай-ка». Развитие Элементарных Математических Представлений у детей младшего дошкольного возраста (3-4г).

    Рабочая программа кружковой деятельности по РЭМП «Развивай-ка»  обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных ...

    План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»

    laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие инт...

    План по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность»

    План работы по самообразованию на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность»....